Сказкотерапия. Ее возможности и методика работы с детьми. Сказкотерапия как она есть Сказкотерапия в психологии

Сказкотерапия – продуктивный метод психотерапии, предназначенный для максимального раскрытия и коррекции душевного состояния как здоровых людей, так и людей с психическими отклонениями.
Человеческий разум, как известно не способен придумать что-то выходящее за его собственные пределы. Другое дело, что пределы у всех разные. И даже придумывая драконов или магию мы подчиняемся уже существующим законам. Дракон – не более чем преувеличенная реально живущая рептилия (или синтез некоторых видов рептилий). Сказочник заставляет нас не только увидеть мир его глазами, а и прочувствовать все что испытывает он.
Как ни крути, а жизнь – игра и люди в ней не более чем актеры – более или менее талантливые. Другими словами мы так или иначе проживаем жизнь по четко прописанному сценарию, и лишь иногда отклоняемся чтоб не увязнуть в этой рутине. Этот сценарий мы привыкли называть не иначе как «СУДЬБА».
Сказкотерапия предназначена для того, чтоб убежать от стандартного сценария нашей жизни и принять на себя новые фантастические роли, которые намного ярче и более подходят нам чем те, которые мы привыкли играть в жизни. Мы отрываемся от реальности и превращаемся в принцев, принцесс, магов, чудовищ или животных. Именно это и даёт возможность стать не куклой, а кукловодом, забыв про логику и рациональность.
Сказкотерапия по сути предоставляет безграничные возможности раскрытия нашего творческого потенциала. Ведь нам так редко предоставляется возможность использовать наше воображение. Наша жизнь ограничена рамками, стереотипами и логикой! А фантазия остается «униженной» перед карьерой и семьей. А ее редкие проявления носят настолько приземленный характер, что мы теряем смысл ее проявлять. Сказкотерапия позволит нам расширить наш мир, почувствовать себя на своем месте и стать собой хоть на полчаса.
Сказка позволит принять на себя образ того персонажа, который наиболее полно отображает наш внутренний мир и определить как стать успешнее и оригинальнее. Наши проблемы – это прежде всего конфликт с самим собой. И чтобы его решить надо обрести единство с самим собой Примеряя на себя некие роли мы решаем этот конфликт и наше подсознание находит продуктивный компромисс с нашим сознанием.
Психотерапия, к сожалению, имеет горькую репутацию. Причиной тому есть страх признать свои слабости и мужественно их перебороть. Мы прекрасно понимаем наши проблемы, но боимся признаться себе в них, ведь нам придется их решать. И тут пойдут стандартные «У меня нет времени, я слишком занятой человек...» Сказкотерапия позволяет произвести эффект метаморфозы, спровоцировать спонтанные изменения.

Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых нами этапов не заканчивался, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовывал начало определенного процесса.
Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается по сей день.
Второй этап сказкотерапии – собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейма, В. Проппа и других. Приятно отметить, что и терминология психоанализа основана на мифах... Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день.
Третий этап – психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «Сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, – часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.
Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако психологические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии.
Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
Вера в чудеса живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.
Этот аспект стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.
Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:
1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.
2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит пре одоление проблемных элементов.
3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных решений, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира.
Источниками концепции сказкотерапии стали работы А.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.-Г. Юнга и М.-А. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова а также разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, воспитателей, дефектологов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой.
Коллективом Института сказкотерапии получены сведения о новых областях применения метода. Это не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения (для особо «трудных» подростков), высшие учебные заведения. Уникальную сказкотерапевтическую работу с онкологическими больными и другими сложнейшими пациентами проводит Андрей Владимирович Гнездилов (в хосписе и в созданном им домашнем театре «Комтемук»).
Сказкотерапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией, с гешталът-терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией, психоанализом и ТРИЗом. Пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок.
В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется пять видов сказок:
1. Художественные (авторские, народные);
2. Дидактические (обучающие);
3. Психотерапевтические (сказки, притчи, библейские истории);
4. Психокоррекционные (сказки, истории);
5. Медитативные.

Общая схема коррекционной работы такова:

1) проектируем сказочное пространство, предположительно изоморфное жизненному пространству клиента, в котором находится проблемная область: вводим необходимые по типу и количеству персонажи, определяем отношения между ними, обеспечиваем идентификацию с одним из персонажей, предугадываем возможные проекции и пр.

2) рассказывая (возможно, сочиняя на ходу) эту сказку, следим за тем, чтобы резонанс был по возможности отчетливее: отслеживаем реакции, игру чувств. Если необходимо, можно попросить клиента сочинить свою часть сказки, чтобы точнее настроиться. Можем и сами подольше “растянуть” сюжет так, чтобы клиент “провалился” в сказку, вчувствовался в нее, начать жить ее событиями.

3) посильными для клиента дозами вводим затруднения, даем ему возможность действовать (продолжить сказку) в созданной нами проблемной ситуации, которая, напомню, в каком-либо отношении должна быть близка проблеме клиента. Несмотря на то, что проблемы “сказочные”, для продолжения сюжета, ребенку или взрослому потребуется внутренняя готовность их решать - но как раз этой готовности у него и нет, в чем и состоит его личностностная проблема. Разумеется, наши размышления будут справедливы лишь в случае, если установлена прочная внутренняя связь между сказкой и жизненной ситуацией клиента.

4) если клиент оказывается неспособным решить сказочную проблему (что, кстати, свидетельствует о хорошей настройке на проблему), вносим такие изменения в сказочное пространство, которые помогают распаковать необходимый для решения проблемы ресурс: привлекаем дополнительные персонажи (дарители, помощники, подсказыватели, побудители...), видоизменяем условия и т.п. Так облегчаем до тех пор, пока клиент не начинает уверенно решать задачи (при хорошем навыке можно и сразу давать относительно легкое задание);

5) постепенно усложняем проблемы, а/или необходимые (недостающие) ресурсы вводим так, чтобы главному герою приходилось все делать самому. При этом важно следить, чтобы у клиента действительно возникало искомое ресурсное состояние;

6) пункты 3, 4 и 5 повторяем столько раз, сколько необходимо для уверенной актуализации ресурса, с помощью которого клиент способен будет решить свою жизненную проблему (напомню, это могут быть смелость, честность, активность, сила, выносливость, желание, ответственность, способность просить друзей о помощи, ум, поиск покровителей, использование технических средств связи и многое другое);

7) закрепляем способность самостоятельно справляться с затруднениями, решать возникающие проблемы. Для этого уже вне сказки обеспечиваем возможность доступа к разработанным ресурсам в реальной жизни: даем домашние задания (по смысловому рисунку схожие со сказочными), обсуждаем реальные (не сказочные) убеждения клиента, программируем присоединение к будущему (техника NLP) и т.д.

Сказки конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными «соусами»: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, куклотерапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице и многое другое (и это не сама сказкотерапия, а увлекательный ее контекст).
«Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь...»

Куйбышевский филиал « Новосибирский Государственный Педагогический Университет»

РЕФЕРАТ

на тему: Сказкотерапия. Ее возможности и методика работы с детьми

Слушатель: Грошкова Наталья Евгеньевна

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ……………

    1. Сущность сказкотерапии ………………..…………………………….5

1. 2 Разнообразие сказочных форм. ………………………………………………………………………8

1.3 Роль сказки в воспитании детей…………………..………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………14

Введение

Сказкотерапия - это метод развития личности, который объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму. Формы работы со сказкой разнообразны как сама жизнь. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю и помогает использовать силу Волшебного Источника творчества. К сказкам обращались многие известные психологи и психотерапевты: Э.Фромм, Э.Берн, Б.Беттельхейм, Р.Гарднер, А. Менегетти. В настоящее время отечественные психологи и педагоги: М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Г.Азовцев, И.Вачков, Т.Д.Зинкевич - Евстегнеева, А.И.Константинова, Т.М.Грабенко, Д.Соколов, А.Гнездилов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают варианты работы. Фитбол - гимнастика - одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного, продуктивного использования п Актуальность. Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества.

Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со сказкой, получившем название сказкотерапия. В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития.

Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

Воображение - есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество младшего школьника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять. Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны обрОбъектом исследования выступает сказкотерапия как таковая .

В качестве предмета – сказкотерапия в контексте воспитания детей дошкольного возраста.

Целью является рассмотрение применения сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста .

Задачи:

    Анализ психолого-педагогической и фольклорной литературы по проблеме.

    Выявление роли сказкотерапии в воспитательном процессе детей;

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ

1.1 Сущность сказкотерапии

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Задачи сказкотерапии:

1. Научиться тому, как учить;

2. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;

3. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос – это способ адаптации;

4. Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Сказкотерапия – это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия – это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

В наше время существуют следующие проблемы:

1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты.

2. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.

3. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.

4. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Но сейчас активно разрабатываются нетрадиционные направления работы со сказкой. Нетрадиционное – это значит, непривычно по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовать ход повествования. Невозможно предугадать весь спектр реакций, возникающих в сказочных ситуациях, непривычных для ребёнка действиях. Также невозможно описать все причины, которые порождают ту или иную ситуацию. Поэтому только жизненный и профессиональный опыт, интуиция позволят организовать процесс сказкотерапии. Однако следует придерживаться основного принципа – не спорить, не переубеждать, не давить, насильно не включать ребёнка в сценарий занятия. Ведь сказка – это место свободное от условностей.

В последнее время термин «сказкотерапия» все чаще посещает специальные издания. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеется в ввиду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой):

1) художественные

2) дидактические

3) медитативные

4) психотерапевтические

5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др.

И.В.Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида:

1) фольклорные

2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю.Соколова, А.В.Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка) по мнению И.В.Вачкова призвана раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.

1.2 . Разнообразие сказочных форм

Сказка несет в себе культуру, а также мировоззрение своего народа. Африканские сказки не похожи на русские или французские, восточные сказки отличаются от европейских сказок. Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли. Причем, в сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во внутренний мир человека, живущего в другой части света. Это, в свою очередь, может помочь ребенку научиться понимать людей, живущих в других странах.

Сказки других народов – это замечательное средство для того, чтобы ребенок мог постигнуть внутренний мир и образ мыслей человека из другой страны. Все сказки делятся на коллективные (народные сказки) и индивидуальные (авторские сказки).

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. В настоящее время исследованием сказок-страшилок и детской субкультуры занимается психолог М. Осорина. Сказки-страшилки и "сказки про нечисть" могут быть полезны при работе над детскими страхами.

В развитии сказочного сюжета волшебной сказки есть определенные закономерности. Можно найти семь этапов развития сказочного сюжета, которые перекликаются с этапами формирования личности человека.

Первый этап – это этап развития в отчем доме. Его проходит не только сказочный герой (царевич, солдат, крестьянин, купец), но и каждый человек. На протяжении этого периода своей жизни человек перенимает, "впитывает", познает родительский опыт и формирует мировоззрение; он накапливает информацию о явлениях Мира; аккумулирует в себе энергию родительской любви, которая в его самостоятельной жизни послужит ему опорой. Этот период длится от рождения и примерно до 11-14 лет. Это период накопления доверия к миру и веры в свои силы.

В каждой сказке главный герой рано или поздно покидает родительский дом. Задача второго этапа – определение от родительского дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности. В период примерно с 11 до 18 лет человеку очень важно психологически отделиться от родителей, выработать свой собственный взгляд на Мир. Часто подростки создают большое количество проблем своим родителям, и это неудивительно – ведь процесс выделения себя из семьи очень болезнен. Однако отделиться – это не значит порвать с родителями, обесценивать их жизненный опыт и метод воспитания. Отделиться – это значит, принять своих родителей такими, какие они есть, и найти свое собственное место в жизни. Сказка учит нас тому, что процесс психологического расставания ребенка с родителями естественен и необходим. Отделяясь от родителей, лишаясь их поддержки, сказочный герой, так же как и человек, может рассчитывать только на самого себя.

На предыдущем этапе герой принял первое важное решение в своей жизни – действовать самостоятельно. Теперь, когда он один, перед ним встает еще более сложная и глубокая задача, – какой выбрать путь (третий этап). Часто в сказке главный герой выбирает самый трудный (на первый взгляд) путь, но именно он приводит героя к успеху. Здесь происходит проверка на силу духа и искушение.

Герой идет по дороге, и здесь он встречается с разными существами, нуждающимися в его помощи. Эти ситуации – проверка на "доброе сердце". Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей и помощников. Сказка учит – как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Герой выходит из ситуации неопределенности, выбирает свой путь и приобретает себе верных помощников. Они появляются в самый нужный момент – тогда, когда герой не сможет справиться с ситуацией сам.

В жизни человека – это этап осознания смысла существования и поиска своего места в жизни. Обычно этот период начинается перед окончанием школы. После окончания школы меняется его окружение. В техникумах, институтах, на работе появляются новые друзья, планы. Меняется его стиль жизни. С этим периодом жизни связаны три важные психологические задачи, которые сознательно или бессознательно решает для себя молодой человек:

1. Принятие самого себя – "я такой, какой я есть".

2. Принятие своего пути – "я совершаю свой собственный путь, который я для себя выбрал".

3. Принятие ответственности за свои выбор и действия – "я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной".

На этом этапе развития личности человека встает вопрос о доверии самому себе, доверии тому, что человек считает правильным для себя – вопрос о Совести, о том стержне, внутреннем голосе, индикаторе, который позволяет совершать или не совершать те или иные поступки.

Борьба и победа – это кульминация сказки. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу с персонифицированным злом (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Колдунья, Ворон Воронович и др.). Бывает, что герой не с первого раза побеждает противника; иногда он прибегает к хитрости или к помощи других персонажей сказки. Так или иначе, сказочный герой побеждает зло. Герой, побеждая зло, изменяется внутренне, приобретает новые возможности и опыт. "Борьбу со злом" можно найти в реальной жизни человека (четвертый этап). Борьба со злом может быть и внешней. Нередко человеку приходится противостоять ситуациям, где он оказывается в положении сказочного героя, борющегося с драконом. Побеждая физически или духовно, человек становится сильнее и мудрее.

Оказывается, что победа над злом не означает полной победы и конца испытаний. На пятом этапе герой сталкивается с задачами, решать которые он должен уже с позиции нового опыта. Сказка учит: будь бдительным – основное зло не открыто, а скрыто; оно появляется тогда, когда ты расслаблен и меньше всего его ожидаешь. Мудрость сказки заключается в том, что на примере главного героя нам дают понять, что достигнутая цель, результат – еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившейся для человека жизни.

И вот, наконец, все трудности позади (шестой этап), на пригорке показался отчий дом. Герой так давно ждал этого момента. Однако дома многое изменилось: героя, по навету братьев, считают подлецом или погибшим; невеста героя собирается замуж за другого. Но герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем этапе, теперь он мудр и осторожен. Он, используя весь опыт пройденного пути, проходит необходимые испытания и восстанавливает справедливость. Так происходит утверждение себя, как зрелой самостоятельной личности в родном доме, где раньше он считался маленьким или ни на что не способным. И самое главное на этом этапе – своевременное применение приобретенных возможностей.

Нередко в жизни человека бывают ситуации, когда он вынужден доказывать своим родным и близким свое право на самостоятельную жизнь и решения. Человек уже давно имеет свою семью, а родители до сих пор считают его маленьким и не способным к самостоятельным действиям. И в этой ситуации человеку приходится приложить немало душевных сил для того, чтобы самому себе и родным доказать свою зрелость.

Седьмой этап – это этап, когда та искра, "королевское начало" героя, получает предметное воплощение: он становится "королем". Так же и человек, реализуя себя, становится на ступень выше в своем развитии. Часто сказка заканчивается свадьбой. Свадьба может быть рассмотрена как символ завершенности какого-либо процесса, воссоединения, восстановления целостности. Однако сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни.

1.3 Роль сказки в воспитании детей

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает "сказочные законы" – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама "сказочная жизнь" побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушения – сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и по воле взрослого.

Этап знакомства с персонажами, в которых превратились дети, очень важен. Обычно дети перевоплощаются в тех героев, характер и способ поведения которых для них наиболее значим в данный момент. Ребенок, познавая Мир, примеряет на себя многие модели поведения. Чем больше моделей поведения "освоит", проиграет ребенок, тем гибче и разнообразнее впоследствии будут его взаимоотношения с окружающими. Многие дети каждое новое занятие придумывают разных героев для превращения. Важно узнать у ребенка характер и предпочтения его героя. Потому что иногда дети выбирают для превращения таких персонажей, образ которых для взрослых может быть двусмысленным. Тот образ, который ребенок выбирает для превращения, расскажет нам, какие внутренние вопросы решает для себя ребенок в данный момент. Если ребенок из занятия в занятие выбирает для превращения один и тот же образ – значит, он по каким-либо причинам очень значим для ребенка. Может быть, таким образом ребенок тренирует важную для него манеру поведения, а может, с помощью этого образа ребенок бессознательно сигнализирует мудрому взрослому о какой-то проблеме.Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к взрослым, но чаще всего способы, которые предлагают взрослые, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что родители им помочь не могут. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка.

Занятие длится около часа. Хаотические, не поддающиеся рациональному выражению чувства, сказка преобразует с тройные метафоры. Например, чувства маленького мальчика к своему отцу. Это любовь, когда отец с ним ласков; ненависть, когда отец на него сердится; ревность, когда мама обнимает отца. Так кто же его отец? Добрый и справедливый властелин? Или злодей? Или похититель матери? В сказке есть король-отец, чтобы его любить, и Кащей Бессмертный, чтобы его бояться, и это подсказка ребенку: отец может быть добрым королем, и тогда его можно любить, а может быть Кащеем, похитившим мать, и тогда его можно бояться и ненавидеть.

Осознание своих негативных чувств - первый шаг к управлению ими. Второй шаг - проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя или в сказочного злодея и есть управление своей агрессией. Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим "понарошку", а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, что он не останется плохим навсегда.

Как отмечает Желби Б. , ребенок, слушая, повторяя или выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает дозу природной агрессивности. Некоторые рассказы вызывают у него страх, но это страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Неправильно полагать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации - признак хорошего психологического здоровья. Настораживать должны лишь излишества. Или, напротив, постоянный отказ слушать рассказы, содержащие элементы тревоги и беспокойства, может быть признаком нарушений. Уход от сложных ситуаций в жизни - это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном нарушении в душевном состоянии ребенка.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску

Заключение

В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества. Самое уникальное и многогранное творение не Земле – Человек. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Забота о Душе (в переводе с греческого) – и есть терапия. Так как мы используем простую и понятную ребенку форму Сказки, то этот метод называется Сказкотерапия.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Список литературы

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. - М.,: "Просвещение", 1991.

2.Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". - М.: "Киасс", 1996

3. Новиков Л.А. Искусство слова. - М., 1991.

4.Новлянская 3.Н. Почему дети фантазируют? - М: "Знание", 1987

5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.

6.Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е из. - М., Наука, 1969.

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти

в действительность новыми путями, может помочь ребенку

узнать мир, может одарить его воображение

и научить критически воспринимать окружающее.

Джанни Родари

Цель сказкотерапии - активизация в человеке творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания

Задачи:

  • Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
  • Стимулировать творческое самовыражение.
  • Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

Оборудование: презентация; сюжетная картинка для игры «А что было потом?»; «Чудесный мешочек» с иллюстрациями из сказок.

Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, способ передачи необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах и притчах.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования навыки связной речи, фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Поэтому определим предмет сказкотерапии как процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

В рамках сказкотерапии выделяют пять видов сказок:

К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями.

Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

  • Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
  • Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
  • Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
  • Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
  • Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Дидактические сказки создаются педагогами для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.

Алгоритм дидактической сказки-задания:

  • Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.
  • Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
  • Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу… Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Отличительная особенность медитативных сказок - это отсутствие конфликтов и злых героев.

Преимущество сказок для личности ребенка заключается в следующем:

  • Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
  • Неопределенность места действия главного героя . «В некотором царстве, в некотором государстве»… Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.
  • Образность языка. Главный герой в сказке - собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом - все это «закодировано» в образах сказки.
  • Кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
  • Победа Добра. Психологическая защищенность. Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
  • Наличие Тайны и Волшебства. Ореол тайны и волшебства - это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм - в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка.

Работу с детьми по сказкотерапии проводят как индивидуально, так и с группой:

  1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Воспитатель - главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка.

Для того чтобы сказка была интересна ребенку, задела его, необходимо в предварительной беседе выяснить его интересы и увлечения, причем, не столько для прояснения проблемы, сколько для выявления позитивных аспектов, на которые можно опереться в процессе создания или подбора истории. Использование темы, близкой и понятной ребенку, позволяет ему легче вжиться в образ сказочного героя, соотнести его и свои проблемы, увидеть эффективность выхода из сложившейся ситуации.

Одним из важных моментов этого направления является то, что в процессе работы воспитатель следит за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики, пантомимики, дыхания и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией.

Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости произношения текста. Если это сказка придумана воспитателем, то введение собственного имени ребенка или созвучное с его именем, особенно перед тем, как будут сказаны важная фраза, информация, которую хотелось бы запечатлеть на подсознательном уровне, просто необходимо.

  1. РАБОТА В ГРУППЕ

1) Прослушивание сказок и анализ (интерпретация). Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, появлением новых героев, конструкцией сюжета. Современному ребенку мало просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем. Но как это, осмыслять сказки? Как находить в них скрытые жизненные уроки? Давайте попробуем вместе. Возьмем, к примеру, известную всем сказку “Колобок”. (Приложение. Анализ сказки «Колобок»)

2) Групповое рассказывание сказок . В этом случае рассказчиком является группа детей. Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.

3) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того, как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.

4) Групповое придумывание сказки . Кто-то начинает говорить первую фразу, например: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.

5) Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать и распределяют персонажи между собой. В группах дошкольного возраста интересно будет инсценирование сказок.

6) Рисование сказки. Сказку желательно нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

С детьми в процессе занятия можно проводить интересные литературные игры: вставить в стихотворную строчку пропущенное слово, подобрать рифму, отгадать загадку, сочинить загадку, вспомнить отрывок из стихотворения на заданную тему (утро, вечер, дождь, радуга, праздник, игрушка и т. д., по прочитанному отрывку стихотворения отгадать, кто автор и как называются стихи, и т. д. и т. п.

Для побуждения интереса детей к литературному творчеству могут быть использованы следующие приемы:

1. Игра «Перевирание» сказок»

«Переставленная на другие рельсы», знакомая сказка заставляет ребенка пережить ее заново. В некоторых случаях эта игра будет оказывать оздоровительное воздействие: не бояться волка и т. п. Второй серьезный аспект игры состоит в том, что участники ее должны интуитивно провести самый настоящий анализ сказки.

2. Игра «Сказки «наизнанку» («Чудесный мешочек»)

Один из вариантов игры в «перевирание» сказок состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» сказочной темы. Например, сказка, в которой Красная Шапочка злая, а волк добрый.

3. Игра «А что было потом? » (Сюжетная картинка)

Детям предлагается послушать, как читает сказку воспитатель и затем всем вместе придумать продолжение сказки.

4. Игра «Салат из сказок»

Детьми, конечно, с помощью воспитателя, придумывается сказка, в которой взаимодействуют герои многих известных сказок.

Есть еще варианты для составления сказок, например, такие:

«Сказка - калька» - из старой сказки получается новая с различными степенями узнаваемости или полностью перенесенная на чужую почву.

Составление сказок с заданным началом.

Составление сказки, концовка которой известна.

Составление сказок с заданным кульминационным моментом.

5. Игра «Придумай рассказ»

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего одну минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Советую и вам поступать так почаще!!!

Оказывается, что с помощью сказки можно лечить людей. Так и возникла сказкотерапия, которая подходит и маленьким, и взрослым.

Любите ли вы сказки так, как люблю их я?

Я убеждена, что любую сказку нельзя рассматривать, как выдуманную историю для несмышленых деток.

В любом даже самом коротеньком тексте зашифрован код, который помогает бороться со страхами, найти свою мечту, научиться препятствовать трудным жизненным обстоятельствам, найти ответы на интересующие вопросы.

Психологи давно поняли, что с помощью сказки можно лечить людей, так и возник метод сказкотерапия , который подходит как маленьким пациентам, так и тем, кто давно повзрослел.

Что такое сказкотерапия?

Если бы меня спросили, какой из самых древних, самых безобидных и самых приятных методов психотерапии, я бы, не задумываясь, ответила: «Сказкотерапия, то есть – коррекция поведения или полноценное лечение при помощи сказки».

Ведь еще много-много веков назад наши предки рассказывали своим деткам истории, которые формировали их мировоззрение, помогали избавиться от фобий, понять, что такое хорошо и что такое плохо.

Уверенна, что и среди моих читателей есть те, кто испытал на себе всю эффективность сказкотерапии.

Моя мама, например, вовсю использовала этот способ.

Когда маленькой я совершала плохой поступок, меня не наказывали традиционными методами (крики, ремень, угол), мне рассказывали сказку.

Мама брала уже существующую сказку или адаптировала готовую историю под мою ситуацию, или и вовсе придумывала свою сказку и рассказывала ее мне, объясняя для полноты эффекта, почему главный герой поступил плохо.

Подобные методы действовали куда лучше, чем ругань или физическое наказание.

К сожалению, современные родители редко используют .

И напрасно!

Ведь дети, выбирая любимую сказку, которую они постоянно просят вас прочитать, намекают вам на свои проблемы или мечты, помогают лучше понять их.

Если любимая сказка изменилась, то изменился и сам ребенок, он подрос.

На это нужно обращать внимание, чтобы правильно воспитывать своего малыша.

4 способа использовать сказкотерапию

Сказкотерапию в свое время исследовали ученые с мировым именем, такие как Э. Фромм, Э Гарднер, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков и другие.

Они выделили 4 способа использования сказкотерапии, настаивая, что их следует отличать друг от друга.

Итак, сказку можно применять как:

    Инструмент воспитания ребенка.

    Рассказывая сказки, вы учите малыша жить в социуме, знакомите его с правилами и нормами поведения, которые приняты в современном обществе, прививаете ему моральные императивы.

    Инструмент развития, который применим и к детям, и к взрослым.

    При помощи сказки можно научить брать ответственность за свои поступки, принимать важные жизненные решения, учиться противостоять обстоятельствам.

    Вспомните сами: в сказках добро всегда побеждало зло, но героям приходилось потрудиться и преодолеть много препятствия, чтобы восторжествовать.

    То, что злые герои всегда терпели поражение и несли заслуженное наказание, учит детей (да и взрослых тоже) выбирать правильную сторону.

    Нарратив («повествование»).

    Ребенок или взрослый не просто слушает рассказ о чужой жизни, с его помощью он формирует собственную модель поведения и сценарий своей жизни.

    Психотерапию.

    Этот метод применяют специалисты (психологи, психиатры, педагоги, коучи).

    Групповая или индивидуальная сказкотерапия помогает решить клиенту жизненные проблемы, избавиться от фобий, принять правильное решение и т.д.

Функции, которые выполняет сказкотерапия

Сказкотерапия – универсальный метод, потому что она может выполнять одновременно множество функций, а может быть направлена на решение конкретной проблемы.

Итак, сказка может помочь:

  • у слушателя/читателя.
  • Избавиться от навязчивой фобии: страха темноты, высоты и прочих.
  • Понять жизненные ценности.
  • Принять трудное, но правильное решение.
  • Сформировать характер.
  • Освоиться в этом социуме.
  • Научиться ценить любовь, дружбу, близких людей.
  • Понять, как устроен этот мир и по каким законам он функционирует.
  • Избавиться от недостатков (агрессивности, жадности, тяги к вранью и т.д.).
  • Сформироовать положительные черты характера (справедливость, сострадание, ответственность и прочие).
  • Строить отношения с противоположным полом, друзьями, родителями.
  • Простить тех, кто поступил с вами плохо, и начать жить дальше и т.д.

Как применять сказкотерапию?


Сказкотерапию применяют по-разному, в зависимости от того, с кем ведется работа (с ребенком или взрослым).

Например, сказка для ребенка должна быть простой для восприятия и не слишком длинной, тогда как для психотерапии взрослых можно использовать рассказы с более глубоким смыслом, содержащие сложные символы и метафоры.

Наиболее распространенные способы использования сказкотерапии – это:

    Работа с уже готовой историей.

    Сказка зачитывается, а затем анализируется: почему герои поступили так, а не иначе, каковы последствия их поступков и т.д.

  1. Написание специалистом авторского повествования для взрослого или ребенка, адаптированной под конкретную проблему человека.
  2. Создание клиентом собственной сказки, в которой он смог бы описать свою проблему и найти способы ее устранения.

    Этот способ применяется в психотерапии для старших детей или взрослых.

  3. Постановка рассказа (старинной или авторской), например, при помощи кукольного театра.

    Подготовка.

    Клиент должен осознать свои проблемы, переосмыслить их и успокоиться перед тем, как начать писать сказку.

  1. Написание истории (если человек испытывает трудности, то специалист должен помочь ему).
  2. Прочтение и анализ.

Об особенностях применении сказкотерапии для ребенка

смотрите в в видеосюжете:

Пример использования сказкотерапии

Я не буду углубляться в сказкотерапию, как метод психиатрии, это слишком сложная и длинная тема, оставим ее для исследования специалистам.

Я лучше расскажу вам, как можно воспитывать деток при помощи сказки.

Допустим, что ваш ребенок постоянно врет.

Объяснения, почему так поступать плохо, на него не действуют.

Попробуйте устранить проблему при помощи написания авторской истории.

Алгоритм ваших действий:

  1. Придумать героя (или использовать любимого героя вашего ребенка), познакомить с ним малыша.
  2. Создать конфликтную ситуацию: герой постоянно всем врал, и это привело к ряду проблем в его жизни.
  3. Подчеркнуть, что герой осознал: он сам создал себе проблемы из-за того, что постоянно врал.
  4. Подвести героя к кульминационному моменту: он справляется со всеми трудностями благодаря тому, что переосмыслил свое поведение.
  5. Придумать счастливый финал.
  6. Обсудить сказку с ребенком.

    Малыш должен понять, что трудная ситуация, в которую попал главный герой, возникла лишь из-за его склонности к вранью и, если бы он не изменился, то никакого хеппи энда не было.

Сказкотерапия – эффективный метод психотерапии, который используют психологи, психиатры, учителя, воспитатели в детских садах для решения своих профессиональных задач.

Родителям тоже следует получше ознакомиться с этим методом, чтобы применять его для воспитания своих деток.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, переноса сказочных смыслов в реальность; процесс объективизации проблемных ситуации, активизации потенциала личности, всестороннего образования и воспитания;

терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны.

Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых этапов не заканчивается, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовал начало определенного процесса.

Первый этап сказкотерапии - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается по сей день. Трудно представить дату создания первой сказки. Конечно, устное народное творчество, как первый этап сказкотерапии, не имеет временных границ. Оно создается от каменного века до наших дней.

Второй этап - собрание и исследование мифов и сказок. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К. Ю. Юнга, Б. Беттельхейма, В. Проппа и др.

Третий этап - психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику. Как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Четвертый этап - интегративный. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Бабушки рассказывали притихшим на речке крестьянским ребятишкам сказки, девушки за рукоделием делились с подругами своими историями собирались сказителями и передавались из уст в уста. В сказках передавался от поколения к поколению житейский опыт и запас прочности. И сегодня, рассказывая детям сказки, мы повторяем этот исторический процесс. А еще мы ошибаемся, если считаем что изучение сказок - удел самых маленьких. Мудрость в них черпают люди разных возрастов.

Сущность сказкотерапии как метода в психологии

Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основатель метода комплексной сказкотерапии - Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.

В рамках сказкотерапии в основном используется следующая классификация.

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

* народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок;

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

4. Психотерапевтические сказки - сказки, направленные на «оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний.

5. Медитативные сказки создаются в основном для снятия психоэмоционального напряжения, создания положительных моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Народные, волшебные сказки являются основой методики сказкотерапии. В них проигрываются переживания и конфликты между персонажами. На этом построен весь сюжет сказки.

Ребенок и взрослый должны по методике сочинять сказку на заданную тему раздельно. Инициативу должен проявлять взрослый. Он ведет сюжет сказки, задает интонацию. Причем, здесь взрослый так же выступает в роли слушателя сочиненной ребенком истории. Ребенок-рассказчик должен подхватить интонацию сказителя.

Таким образом, он приобщается к национальной культуре. Родитель развивает с помощью сочинения сказки его художественно коммуникативные способности, приобщая его к традициям с помощью интонации.

В диалоге взрослый и ребенок должны быть равны. Нужно, чтобы малыш усвоил диалектику взаимоотношений автора и адресата. Он побывает по инициативе родителя во всех возможных коммуникативных позициях, несущих педагогическую и терапевтическую нагрузку. Это и есть психологические предпосылки, сказкотерапии.

С помощью сказкотерапии реализуются потребности в нарушении запретов и правил. Сказка становится посредником между внутренним и внешним миром ребенка. Она является мощным инструментом развития внутреннего мира человека. Отсюда к сказкам повышенный интерес психологов. Но только в ближайшие годы сказкотерапия называется самостоятельно.

Только сказочный язык открывает мир человеческих отношений в понимании психических особенностях дошкольников. Сказка развивает у детей воображение. Учит их видеть не только положительные, но и отрицательные черты характера людей.

Человек является субъектом саморазвития. Постепенно, он повышает уровень развития самосознания, учится управлять своим Я.

Ребенок осознает, что нужно преодолевать свою спонтанную активность развиваться творчески, как личность. И здесь сказка становится развивающим и психотерапевтическим средством за счет метафоричности. Через сюжет сказки малыш проживает собственные психические процессы и вникает в их смысл.

Через сказки люди черпают житейский опыт. У Пушкина мы читаем: «Сказка - ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок».

Но не всякая сказка поучительна. Терапевтически ценной является история, которая позволяет задавать вопрос, наводящий на размышления о смысле жизни, о сделанном выводе. Это есть сказкотерапия.

Язык сказки сближает взрослого и ребенка. Сказка пробуждает творчество в терапевте, у которого развивается интуиция, архетипы на основе первого впечатления. Она несет свободу, в которой происходит трансформация. Именно здесь маленький и слабый ребенок превращается в самодостаточного силача.

Сейчас термин «Сказкотерапия» часто кочует по специальным изданиям. Что же психология трактует под определением « Сказкотерапия»? Ну, прежде всего не только прямое лечение сказками.

Сказкотерапия - это совокупность следующих процессов:

Поиск смысла, расшифровка знаний о мире и система взаимоотношений в нем;

Образование связи сюжета с реальностью и перенос выводов сказки во внешний мир;

Объективная проблема;

Активизация личного потенциала;

Воспитание высокого интеллекта.

Сказка - волшебство и превращение. Отсюда сказкотерапия улучшает внутренний мир и природу. Она лечит особой сказочной обстановкой, которая будит потенциал личности. С её помощью мечта может материализоваться появится чувство защищенности и таинственности…

Метафоры в сказках изучают психология, философия, педагогика. Первые басни были написаны Эзопом, его продолжателями были И. А. Крылов и Лафонтен.

Благодаря использованию метафор текст сказки не является для ребенка однозначным и ограниченным некоторым набором значений. Напротив, любое значение любого сказочного содержания тут же ребенком доосмысляется, обогащается личностными смыслами, интериоризируется.

Например, волшебные способности представлены в виде предметов или существ (золотая рыбка, скатерть-самобранка), конфликты и споры решаются в конкретных действиях, чаще всего соревновательных (кто со Змеем справится, кто дальше стрелу пустит).

Таким образом, телесный и конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира.

С одной стороны, метафорические образы делают повествование более ярким, помогают ребенку лучше представить себе происходящее. С другой стороны, метафора обладает таким свойством, как универсальность. Наличие «стандартных» речевых оборотов («Жили-были», «В некотором царстве») позволяет ребенку «додумать» содержание истории, наполнить образы новым содержанием.

Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственным, индивидуальным интерпретациям сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценок, т.е. превращает слушателя их объекта воздействия и субъекта взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, эмоциональном переживании сюжета. сказкотерапия психологический воздействие ребенок

Слушая сказку, ребенок представляет себе сказочных героев - как они выглядят, что делают, как взаимодействуют между собой; воображает разные сказочные страны, принцев и принцесс, драконов и рыцарей, их побеждающих. Сказка может просто очаровать ребенка, вдохновить его на создание собственных волшебных историй.

Анекдот это тоже притча или басня, только в короткой форме, построенная на абсурде.

Создание анекдотов это тоже творчество мышления. Героическое содержание повествует о реальных исторических событиях в легендах, былинах, сагах, эпосах. Эти жанры воспитывают патриотизм.

В процессе использования сказкотерапии в работе у психологу следует учитывать следующие психологические механизмы воздействия сказок.

Во-первых, волшебные сказки есть символическое отражение древних ритуалов, важнейшим из которых для сказок выступила инициация. Преодолевая разнообразные трудности, герой получает возможность изменения - перехода на иной качественный уровень.

Во-вторых, сказки описывают глубинный опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Это может быть непосредственный телесный опыт, связанный с прохождением психофизиологических кризисов. Воздействуя на бессознательном уровне, сказки включают адекватные механизмы защиты Я, в частности, адаптационные механизмы, помогающие преодолеть кризис.

В-третьих, воспроизводя кризисные жизненные ситуации, сказка учит ребенка продуктивно переживать страх и обращаться со страхом, направляя, проецируя его в конкретные сказочные образы.

В-четвертых, образы сказки не только проецируются на реальную жизненную ситуацию слушателя и воспроизводят в метафорической форме моральные нормы и принципы взаимоотношений между людьми, но и включают глубинные механизмы бессознательного за счет непривычных для разума архетипических элементов.

В-пятых, сказка лишь тогда воздействует на человека, когда возникает сходство между семантическим пространством его души и семантическим пространством сказки.

И, наконец, в-шестых, при оценке силы воздействия сказки на слушателя не следует забывать о ее эстетической, художественной стороне. Особенно это касается авторских сказок (народные при внешней скудости используемых эстетических средств потрясающе отшлифованы столетиями использования).

Остается неясным: как, каким образом в процессе работы со сказкой происходит процесс построения границ между мирами - внутренним и внешним, реальным и вымышленным? Ведь вряд ли процесс идентификации себя с главным героем выступает в качестве единственного психологического механизма изменений в отношениях с самим собой и своей жизненной ситуацией.

Для разрешения этого вопроса оказалось продуктивным использование понятия семантического пространства, под которым понимается система функционально оправданных связей между значимыми для некоторого круга лиц семантическими элементами (смыслами и значениями). Семантическое пространство душевного мира человека содержит в себе множество подпространств - тех фрагментов внутреннего мира, которые соответствуют определенным фрагментам внешнего мира и жизненному опыту взаимодействия человека с ними.

Повседневную жизнь человека, согласно Е.Л. Доценко, можно рассматривать как непрерывное путешествие (переходы) из одного семантического пространства в другое - по мере того, как человек относит (идентифицирует) себя к той или иной общности людей, обладающей сходными смысловыми характеристиками: потребностями, интересами, знаниями, привычками, установками и пр.

Фактически, когда создается сказка, содержание которой соответствует особенностям жизненной ситуации человека в данный конкретный момент, два семантических пространства - психолога-сказочника и клиента - должны взаимно отобразиться. То есть определенному содержанию одного из этих двух семантических пространств ставится в соответствие некоторое содержание другого, так что язык каждого из них может быть иносказательно (метафорически) использован для описания содержания другого. Однозначного изоморфного отображения в большинстве случаев, как правило, не происходит, потому что психолог, предлагающий сказку, не может знать о человеке абсолютно все.

Следует обратить внимание на очень важный момент, на который указывает Е. Л. Доценко: задача состоит не в том, чтобы что-то узнать о фактах жизни человека, а понять то, какова эта жизнь в его представлениях. Создаваемая сказка позволяет (даже при недостатке информации) очертить общий контур проблемы, охватить ключевой круг реально работающих метафор, обозначить возможный баланс ресурсов клиента, вскрыть содержательные и динамические моменты, типичные затруднения и привычные стратегии взаимодействия, способы решения возникающих проблем.

В отношении психологических сказок заметим, что их воздействие на самосознание ребенка осуществляется, по-видимому, в соответствии с указанным выше психологическим механизмом.

В психологических сказках, конечно же, не существует прямой аналогии между жизнью ребенка и сказочного героя в силу большей обобщенности сюжета - ведь психологические сказки обычно нацелены не на одного конкретного ребенка, а на широкую группу детей одного возраста, обладающих сходными психологическими характеристиками.

Вместе с тем, прелесть сказок в том и заключается, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения, близкие и понятные им. Это происходит не только благодаря наполненности сказок архетипическими образами, но и потому, что типичные речевые обороты сказок задают условные ситуации в особом пространстве сказки, в котором происходят события, в той или иной форме имеющиеся в опыте практически любого человека. То, что ребенок взаимодействует со сказкой, сразу и неизбежно задает для него семантическое пространство, насыщенное метафорами. Текст сказки, поэтому не является для него однозначным и ограниченным некоторым набором значений.

Напротив, любое значение любого сказочного содержания тут же ребенком доосмысляется, обогащается личностными смыслами, интериоризируется. Отклик в душе слушателя возникает тогда, когда сказка сконструирована таким образом, чтобы, будучи конкретным, интересным, увлекательным, ярким художественным произведением, оставаться «открытой возможностью» для разнообразных толкований и чтобы между ее семантическим пространством и семантическим пространством детской души возникло взаимное отображение.

А как происходит установление сходства семантических пространств сказки и слушателя? Результат обнаружения этого сходства Е.Л. Доценко предлагает называть семантическим резонансом. Момент его возникновения переживается человеком как узнавание, понятность, сходство. Фактически речь идет о завершении поиска соответствия между актуальной ситуацией и фрагментами жизненного опыта, а механизмом этого поиска выступает семантический резонанс. Если он произошел, слушателя захватывают особые переживания, возникают ощущения значимости материала сказки. В результате становится возможным изменение способа видения мира и себя в этом мире и отношений к себе и к миру.

Можно обозначить следующие важные особенности применения сказкотерапии.

Во-первых, сказка всегда, во всех поколениях служила средством встречи ее слушателя или читателя (обычно ребенка), с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но - в первую очередь - его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали К.Г. Юнг и его последователи.

Во-вторых, все отдельные функции сказкотерапии (и не только сказкотерапии, кстати, но и других психологических методов) в конечном итоге направлены к одной цели - помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности. А базовое условие такого развития - повышение уровня самосознания - надо же иметь представление, что и как развивать в себе.

В-третьих, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействий с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В-четвертых, поскольку одной из важнейших задач практической психологии образования в настоящее время принято считать создание оптимальных условий для естественного психического развития детей, то следует помнить о значении социальных взаимодействий ребенка. А значит, в построении эффективного взаимодействия между субъектами образовательной среды - того, над чем приходится работать детскому психологу, - сказкотерапия может оказать неоценимую помощь.

Психологические предпосылки сказкотерапии

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психотерапевтический эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей - персонажей и через построение сюжета.

Важнейшее место в организации совместно - разделенной деятельности ребенка и взрослого по сочинению сказки должно отводиться собственно коммуникативной, диалогической составляющей (вопросам слушателя - взрослого).

Взрослый ведет сказку, задает интонацию (выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя истории, но при этом, внешне, порой каверзного или простоватого персонажа). Подхватывает, воспроизводит интонацию сказителя ребенок -рассказчик.

Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребенка в мир многовековой национальной культуры. Взрослый вводит ребенка в поток художественно - коммуникативной деятельности, приобщая его к канонам не только через структуру художественного текста, но и с помощью особой интонации.

В диалоге с взрослым ребенок должен ощущать себя в равноправной партнерской позиции - не декларируемой, а психологически реальной. Ребенок усваивает диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по инициативе взрослого во всех возможных коммуникативных позициях (несущих к тому же, педагогическую и терапевтическую нагрузку). Это и есть психологические предпосылки сказкотерапии.

Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая сказку, удовлетворяются в определённой степени наши потребности.

Проанализировав содержание сказок, П.И. Яничев выделил триаду тенденций или потребностей:

1 - потребность в автономности (независимости);

2 - потребность в компетентности (силе, всемогуществе);

3 - потребность в активности;

А также реализуются потребности в нарушении запретов и правил, потребность в абсурде, благодаря которым сказка становится посредником между внутренним миром ребёнка и внешним, объективным миром.