Русская стратегия. Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты солнце святое гори

Симбиозная гидропоника. Нобелевская лекция.

На фотографии виден прозрачный пластмассовый сосуд ёмкостью в 4 литра с растущими в нём многочисленными колониями зелёных водорослей. Когда день солнечный и светлый на поверхности воды появляются множество пузырьков кислорода, произведенного водорослями за счёт фотосинтеза.
(Точнее будет сказать не «фотосинтез», а как раз наоборот – фоторасщепления воды и углекислого газа. Ещё точнее, всё же процесс фотосинтеза тысяч сложных органических веществ, отходами которого и является кислород) Сбоку можно видеть как пузырьки растут и всплывают на поверхность. Родилась мыслишка: А что будет, если я посажу в эти колонии растения, траву, скажем. В обычной банке с водой трава порастёт, да завянет, наверно: Корни должны дышать, а кислорода в воде недостаточно. За этой идейкой – следующая. Но, если в воде много зелёных водорослей, которые на свету производят кислород, то вода будет насыщена им и корни получат необходимый для жизни газ! Подсадил я туда, в банку эту, пару лет тому назад травинки. И, вон, как вымахали и размножились В ВОДЕ. Наверно, удачный симбиоз: Корни живут в насыщенной кислородом воде, а водоросли, видимо, тоже что-то получают от растущей на них травы! Помнится, из школы, про люцерну, у которой на корнях клубеньки с анаэробными бактериями, то есть дышащие азотом, они создают в почве запас азотных удобрений. Следующий мыслительный шаг: Воды паводка или другого происхождения часто заливают луга, поля, леса и растения гибнут из-за той же причины. Так может напустить туда (распылить с самолёта или с лодки) множество зелёных водорослей и они дадут нужный кислород? Но КОРНИ-то растений в земле! Туда свет не попадает, как у меня в прозрачном сосуде! А водоросли могут производить кислород ТОЛЬКО НА СВЕТУ!!! Не воткнёшь же в землю миллионы ламп дневного света!
Значит задача формулируется так: Как дать зелёным водорослям свет, необходимый для «фотосинтеза», но внутри самой почвы?
Две возможности: Сделать почву прозрачной. КАК? Не знаю! Удалить красящий пигмент из почвенных бактерий? А из самих минеральных частиц? Собственно «почвы»?
Другая возможность: Дать некое освещение внутри почвы. КАК? Смешать наши зелёные водоросли с другими микросуществами, хемофлюоресцирующими бактериями! Бактерии будут светиться во тьме, питаясь остатками органических веществ, и давать свет зелёным водорослям. Получилась объёмно светящаяся земля! На дне глубоких океанов ведь есть же такие колонии, часто обитающие на теле глубоководных рыб и каракатиц. Смесь фотолюминесцирующих водорослей с зелёными, даст свет и тогда под водой и под землёй будет кислорода в изобилии. И Чёрное море, начиная с глубины в двести метров, можно сделать обитаемым (сейчас оно мёртвое, ибо от двухсот метров и до дна – вода там сероводородная.) Так залить туда тонны бактерий, питающихся серой – райские кущи для них там, они размножатся и переработают сероводород во что-нибудь жизнеподдерживающее. И что будет?
Будет «Вакхическая песнь» Пушкина:
«Подымем стаканы (с водорослями), содвинем их разом!
Да здравствуют музы! Да здравствует разум!
Ты, Солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред Солнцем бессмертным ума.
Да здравствует Солнце! Да скроется тьма!»
И что же у нас получилось?
Научная статья, обрамлённая стихами, или стихи, обрамлённые наукой.
Возникло нечто новое: Поэтическая Наука. Или Научная Поэзия.
6 IХ 2014

«Вакхическая песня» Александр Пушкин

Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Анализ стихотворения Пушкина «Вакхическая песня»

Не секрет, что Александр Пушкин любил шумные компании и нередко устраивал самые настоящие пиры, на которые приглашались друзья-лицеисты. Именно фракийскому богу Вакху, который покровительствует виноделию, поэт посвятил огромное количество своих произведений. Однако посиделки за бокалом хорошего вина для Пушкина являются не только приятным времяпровождением. Это – особый ритуал, который призван сплотить дружбу, дать пищу для разума и помочь обрести вдохновение.

В 1825 году, находясь в родовом поместье Михайловское, Пушкин пишет стихотворение «Вакхическая песня», которое наполнено оптимизмом и надеждой на светлое будущее. Стоит отметить, что поэт переживает не самые простые времена. Он фактически сослан в глухомань, и находится под негласным присмотром собственного отца. Поэтому о гостях и пирах попросту не может быть и речь. Но именно теплой дружеской компании в этот момент и не хватает 26-летнему поэту, который с ностальгией восклицает: «Раздайтесь, вакхальны припевы!».

Автор понимает, что его пребывание в Михайловском не будет вечным, и настанет тот день, когда он сможет увидеться с друзьями-лицеистами. Некоторые из них все же тайком навещают Пушкина, и в такие дни поэт чувствует себя самым счастливым человеком. Тем не менее, он мечтает о настоящем празднике и, обращаясь к своим друзьям, призывает их полнее наливать стаканы. «Подымем стаканы, содвинем их разом!», — мечтает Пушкин, вспоминая о своей беззаботной и безмятежной юности. Поэт верит в то, что лучшие годы жизни не остались в прошлом, и впереди его ждет множество удивительных открытий.

Несмотря на довольно легкое и праздничное отношение к жизни, в душе Пушкин все же является философом. Поэтому сам по себе процесс пития его не увлекает. Расхожая фраза о том, что истину стоит искать в вине, не является для поэта пустым звуком. Ведь самые дерзкие идеи и самые лучшие стихи рождаются у Пушкина именно во время застолий, и его жизненный девиз сформулирован в строчке: «Да здравствуют музы, да здравствует разум!».

Для кого-то пир с друзьями является развлечением. Поэт же видит в подобном времяпровождении высший смысл. Ведь именно во время таких встреч «ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума». И подобных праздников души и сердца Пушкину, который вынужден вести уединенный образ жизни человека, отвергнутого обществом, в этот момент особенно недостает. Конечно же, в таких встречах важны все составляющие – и «густое вино», в которое, согласно традиции, друзья бросали кольца, полученные от прекрасных дам, и разговоры на темы любви и дружбы, и поэтические импровизации. Поэтому Пушкин выражает надежду, что очень скоро все вернется на круги своя, и подобные пиры вновь станут неотъемлемой частью его жизни. Пока же он вынужден довольствоваться воспоминаниями и наиболее счастливых годах, когда он мог часто встречаться с друзьями, читать им стихи и поднимать тосты за «юных жен, любивших нас».

Однако не только о пирах мечтает поэт. Последняя строчка в стихотворении недвусмысленно указывает на то, что Пушкин хочет изменить этот мир. «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», — озвучивает поэт свое желание, вкладывая в эту фразу довольно глубокий смысл. Автор мечтает о том, чтобы Россия избавилась от самодержавия, хотя не рискует открыто говорить об этом. Поэт еще не знает, что многие его друзья участвуют в заговоре и скоро прославятся на весь мир, как декабристы. Но он чувствует, что страна находится на пороге серьезных перемен, и приветствует их, считая, что разрушение прежних устоев общества неизбежно.

Ирина Левонтина

Вот все восхищаются языкотворческим талантом Черномырдина. А между прочим, Грызлов в чем-то не хуже. Только Черномырдин - яркий представитель, так сказать, гоголевского направления, а Грызлов - тот скорее продолжает линию Салтыкова-Щедрина. Недавно он (не писатель Салтыков-Щедрин, а Спикер Грызлов) посетовал, что, мол, непростая судьба у инноваций в нашем обществе: «Есть конкретные предложения, которые встречают преграды на пути либо нерадивых чиновников, которых мы называем бюрократами, либо даже на пути обсуждения в наших научных структурах, таких как Академия наук. Сегодня вот было сказано одним из выступающих, что у нас в Академии наук даже есть Комиссия по борьбе с лженаукой. Интересно, как они, эти представители Комиссии, взяли на себя право судить тех, кто предлагает новые идеи. Я не думаю, что нам нужно возвращаться в Средние века и создавать инквизицию. Это просто мракобесие». Точно. Желание академических кругов провести научную экспертизу проекта, прежде чем направить на его реализацию прорву бюджетных денег, - это не просто инквизиция, это фашизм какой-то.

Но мне понравилось здесь употребление слова мракобесие. У этого слова, кстати, весьма интересная история, о которой писал более полувека назад В.В. Виноградов (уж извините - академик).

Словом мракобесие в русской литературе, и особенно в публицистике, с середины XIX в. клеймят слепую вражду к прогрессу, к просвещению, ко всяким передовым идеям - обскурантизм. Типичный обскурант в русской литературе - Фамусов:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Может показаться, что слова мракобесие, мракобес - церковно-славянского происхождения: они напоминают мрак бесовский. Однако, пишет Виноградов, это не так. Эти слова не встречаются в древнерусских и южно-славянских памятниках XI-XVI вв., не указываются и в лексикографических трудах XVI-XVII вв., не фигурируют в русском литературном языке XVIII в. Они не были зарегистрированы ни словарями Академии Российской (1789–1794 и 1806–1822), ни словарем 1847 г. Их не поместил в свой словарь даже В.И. Даль. Слово мракобесие возникло раньше, чем мракобес, и вошло в русский литературный обиход только в первой четверти XIX в. Однако в старых текстах встречается компонент -бесие для перевода греческого -jiavia (-мания): чревобесие (обжорство), гортанобесие (в разных значениях, в том числе тоже обжорство), женобесие (похотливость, болезненное женолюбие). До начала XIX в. этот тип образования сложных слов был непродуктивным. Но с 10–20-х годов XIX в. компонент — бесие активизировался: появляются стихобесие (metromanie), чинобесие, книгобесие, итальянобесие, славянобесие, москвобесие, кнутобесие, плясобесие. В 1845 г. В.А. Соллогуб написал водевиль «Букеты или Петербургское цветобесие», который был поставлен на сцене Александрийского театра. Толчок к этому движению был дан распространением интернациональных терминов, содержащих во второй части — manie.

На этом историко-языковом фоне возникло и слово мракобесие (маниакальная любовь к мраку). Зародилось оно, по словам В.В. Виноградова, «в кругах передовой, революционно настроенной интеллигенции конца 10-х годов XIX в.». В журнале «Сын Отечества» было напечатано письмо под псевдонимом «Петр Светолюбов», в котором обсуждается возможность перевода французской комедии «La manie tenebres», мракобесие. Забавно, что автор письма предлагает четыре варианта имени для главного героя: Гасильников, Гасителев, Погашенко и Щ ипцов (по ассоциации со щипцами, которыми гасят свечи), издатель же в ответ предлагает свои четыре варианта: Барщин, Рабовский, Поклоненко и Погасилиус - тоже весьма показательные.

Кто из русских писателей начала XIX в. скрывался за говорящим псевдонимом «Петр Светолюбов», неизвестно. Виноградов предположил, что это был Бестужев-Марлинский. Во всяком случае, слово, начиная с 20-х годов XIX в., распространяется в передовых кругах; особенно же возросло его употребление в 30–40-е годы. Широкому распространению слова мракобесие в русском публицистическом стиле сильно способствовало следующее место из знаменитого письма В.Г. Белинского к Гоголю (1847) по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов - что Вы делаете?.. Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною». Вслед за Белинским словом начал пользоваться в своих литературных произведениях весь кружок Белинского, а затем и вся передовая русская критика 50–60-х годов XIX в. К 60-м годам оно вошло в литературную норму. У И.С. Тургенева в статье «По поводу „Отцов и детей“» (1868–1869) читаем: «…В то время, как одни обвиняют меня в оскорблении молодого поколения, в отсталости, в мракобесии … - другие, напротив, с негодованием упрекают меня в низкопоклонстве перед самым этим молодым поколением».

Замечательно, сколько всего сошлось в слове мракобесие: и греческий субстрат, и французский прототип, и лингвистическая активность Белинского. И главное - как ясно видно в этом слове его время, как дышит оно верой в разум, в просвещение и прогресс. Тут нельзя не вспомнить Пушкина:

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Так что напрасно журналисты хихикают по поводу спикерского словоупотребления. И вовсе не случайно он ляпнул про мракобесие. Тут все дело в том, что считать светом, а что - тьмой. Почему бы не решить, что Комиссия по лженауке, созданная, кстати, по инициативе Нобелевского лауреата В.Л. Гинзбурга, - это гнездо врагов просвещения и поборников невежества, а изобретатель вечного двигателя Петрик - светоч передовой научной мысли. Он практически Прометей, а академики - злобные обскуранты и гасители. Коперника, Галилея, Джордано Бруно тоже ведь в свое время не признавали.

А впрочем… Как говорят, Грызлов и Петрик - соавторы суперпатента на суперинновационный суперфильтр… Может быть, дело вообще не в каком-то особом светолюбии Спикера? Тут напрашивается слово в духе передовой публицистики XIX в. - скажем, сребробесие.

Занимательная философия [Учебное пособие] Балашов Лев Евдокимович

Да здравствуют музы, да здравствует разум!

А. С. Пушкин. ВАКХИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ

Что смолкнул веселия глас?

Раздайтесь, вакхальны припевы!

Да здравствуют нежные девы

И юные жены, любившие нас!

Полнее стакан наливайте!

На звонкое дно

В густое вино

Заветные кольца бросайте!

Подымем стаканы, содвинем их разом!

Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Ты, солнце святое, гори!

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Из книги Философский словарь разума, материи, морали [фрагменты] автора Рассел Бертран

40. Разум Исходя из привычки, можно воссоздать особенности того, что мы называем «разумом»; разум – это след совокупностей соприсутствующих событий в некоторой области пространства-времени, где есть материя, особенно склонная к формированию привычек. Чем больше

Из книги Сверхчеловек говорит по-русски автора Калашников Максим

Да здравствует неравенство! Так только в самое последнее время валом пошли открытия генов, регулирующих темперамент и поведение человека, в том числе и социальное. Тихо и без почестей умерли еще недавно, казалось, столь могущественные идеологически политкорректные

Из книги Слова пигмея автора Акутагава Рюноскэ

РАЗУМ Разум позволил мне понять бессилие разума.

Из книги Библиотека Ошо: притчи путника автора Раджниш Бхагван Шри

Ум да разум Сын шаха был несказанно глуп. Долго думал шах, чему его обучить, и решил: пусть учится гаданию на песке. Как ни отказывались ученые предсказатели, пришлось им покориться воле господина.Через несколько лет привели они шахского сына во дворец, пали ниц перед

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

189. РАЗУМ Человек, единственное существо, одаренное рассудком, является одновременно единственным существом, предающимся безрассудству.Бергсон - Два источник морали и религшРазум помогает нам побороть лишь те мелкие капризы, которые мы скоро преодолели бы и без его

Из книги О четверояком корне закона достаточного основания автора Шопенгауэр Артур

§ 34. Разум Так как рассматриваемый в этой главе класс представлений свойствен только человеку и так как все то, что столь сильно отличает его жизнь от жизни животных и дает ему такие преимущества над ними, основано, как уже доказано, на его способности к этим

Из книги Хаус и философия: Все врут! автора Джейкоби Генри

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. «ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС! ЛОГИКА И МЕТОД

Из книги Актуальность прекрасного автора Гадамер Ганс Георг

Из книги Микротенденции. Маленькие изменения, приводящие к большим переменам автора Пенн Марк

Да здравствуют отличия! ЮнисексуальностьСначала «феминистской революции» 1970-х мы стали свидетелями того, как множество мужчин выполняют «женскую работу», а женщины - мужскую. По сравнению с 1980-ми годами доля «медбратьев» увеличилась более чем вдвое. Как и домашних

Из книги Саентология: Основы мысли автора Хаббард Рон Лафайет

Разум Разум является коммуникационной и управляющей системой между тэтаном и его окружением. Разум представляет собой сеть коммуникаций и картинок, энергий и масс, которые порождаются в результате действий тэтана против физической вселенной или других тэтанов. Тэтан

Из книги Нравственная философия [Опыты. Представители человечества] автора Эмерсон Ральф Уолдо

Разум По исследованиям химии, всякое вещество низшего разряда относится к высшему отрицательно; всякое же вещество высшего разряда своим электричеством производит положительное действие на разряды веществ низших. Вода разлагает дерево, соль, камень; воздух растворяет

Из книги Несчастное сознание в философии Гегеля автора Валь Жан

IV. Разум Идея разума будет приобретать более ясную форму в то же самое время, что и идея понятия. Бесконечная жизнь будет именоваться разумом. Под влиянием одновременно и словаря писателей и терминологии Евангелия, идея Духа (Geist) занимает все более и более значительное

Из книги 50 золотых идей в философии автора Огарёв Георгий

35) «БОГ УМЕР, ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК» (Ф. НИЦШЕ) Великий немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 сентября 1844 года в местечке Рексен близ городка Лютцена в семье протестантского пастора. Когда маленькому Фрицу исполнилось пять лет, отец умер, оставив сына на

Из книги Щит научной веры (сборник) автора

Разум космоса и разум его существ Вселенная едина, но условно можно разделить ее на три области. Одна громадна и, как будто, бессознательна. Это область солнц, вечно погасающих и снова возникающих. Вторая – мир сравнительно малых и потому остывших тел. Это – планеты, луны,

Из книги Миражи будущего общественного устройства (сборник) автора Циолковский Константин Эдуардович

Разум космоса и разум его существ Вселенная едина, но условно можно разделить её на три области. Одна громадна и, как будто, бессознательна. Это область солнц, вечно погасающих и снова возникающих. Вторая – мир сравнительно малых и потому остывших тел. Это – планеты, луны,

Из книги Ницше. Для тех, кто хочет все успеть. Афоризмы, метафоры, цитаты автора Сирота Э. Л.

Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Анализ стихотворения «Вакхическая песня» Пушкина

С 1824 г. А. С. Пушкин находился в «деревенской» ссылке в родовом отцовском имении. Он тяжело переживал время вынужденного затворничества, которое скрашивалось только рассказами Арины Родионовны и редкими посещениями близких друзей. Но тоска не могла полностью захватить душу поэта. Пушкин надеялся на свое скорое освобождение и долгожданную встречу со всеми товарищами. Оптимизм поэта ярко проявляется в произведении «Вакхическая песня» (1825 г.).

Широко известна любовь Пушкина к шумным застольям. Многие обвиняют великого поэта в неумеренном употреблении алкогольных напитков. Но такой взгляд опирается на современные представления о пьяной компании. В эпоху Пушкина пили преимущественно легкие вина или шампанское. За столом не прекращались высокоинтеллектуальные разговоры о высших человеческих идеалах и литературе. Допьяна напивались редко. По свидетельствам современников, Пушкин вообще очень строго придерживался меры.

Поэтому своеобразный гимн поэта богу виноделия никак нельзя поставить ему в упрек. В дружеском застолье Пушкин ценил не выпивку, а возможность тесного и открытого общения. Великого поэта скорее можно обвинить в чрезмерном увлечении женским полом («да здравствуют нежные девы»), чем в пьянстве. К тому же автор страдал от долгого одиночества. Вполне естественно, что самыми яркими для него воспоминаниями были шумные дружеские компании.

Призыв Пушкина бросить в стаканы «заветные кольца» (с нанесенными условными знаками, которые указывали на принадлежность к какому-либо обществу) символизирует единство дружеского круга. В то время малознакомые или с неприязнью относящиеся друг к другу люди никогда бы не сели за один стол.

Тост Пушкина («Да здравствуют музы, да здравствует разум!») лишний раз подчеркивает, что собравшиеся совсем не собираются спать в салате или лежать под столом, как принято сейчас. Все товарищи Пушкина были высокообразованными людьми, для которых лучшим домашним развлечением была дружеская беседа на различные темы. Они с презрением относились к тем, кто позволял себе во время застолья потерять разум. Пушкин, развивая свою мысль, не случайно говорит о «ложной мудрости» и «бессмертном уме», завершая свой тост словами «Да здравствует солнце, да скроется тьма!».

В целом стихотворение «Вакхическая песня» — шутливая выходка скучающего в деревенской глуши Пушкина.