Проблемы правописания словарных слов статьи. Проект "работа со словарными словами". Этапы словарно-орфографической работы

Учитель-логопед Надежда Александровна Баландина

МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой.Пуровского района

Ямало-Ненецкого автономного округа

Консультация для родителей и педагогов.

Проблема: ребёнок не может запомнить словарные слова.

На протяжении многих лет основные методические принципы обучения правописанию оставались неизменными и предполагали в первую очередь четкое и ясное усвоение правил, исключений из них, запоминание трудных и неподдающихся проверке слов и упорную многочасовую отработку практических навыков (упражнений, диктантов).

Все эти традиционные методики положительно влияли на грамотное написание слов потому, что ребенок не только писал, но и много читал, запоминая зрительно трудное слово. Не секрет, что современные дети мало читают (книгу вытеснили телевизор, компьютер). Их лексический запас ограничен. В последние годы проблема бесчисленных ошибок, имеющихся в школьных тетрадях, на так называемые словарные слова, приобрела особую остроту.

С учетом этой необходимости для таких слов в школе заводятся специальные словари. Даже если эти слова и заучиваются ребенком, то, как показывает опыт, сама цель заучивания при этом как бы смещается. Ребенок помнит, что это словарное слово, но не может вспомнить букву, которая должна быть в нем написана. А ведь только из-за этой буквы заучивалось слово! Следовательно, вольно или невольно, но цель заучивания здесь сводится к отделению словарных слов от всех прочих, а не к запоминанию правил написания тех букв, которые являются в этих словах сомнительными.

Как же преодолеть эти трудности?

С целью улучшения запоминания слов, целесообразно проводить занятия в игровой, занимательной форме, чтобы этот механический процесс прописывания не являлся насилием над ребенком, а развивал любознательность, наблюдательность, логическое мышление.

Словарный диктант – один из самых сложных видов работ. Трудность состоит даже не в том, чтобы запомнить слова, а в том, что дети не знают, как это делать. Прежде всего, следует сказать, что запоминание словарных слов – это работа и ребёнка, и взрослого.

Начиная работать над заучиванием словарных слов, следует вспомнить первое правило педагогики, на котором основаны все методики: системность и ещё раз системность. В применении к словарным словам нужно воспользоваться алгоритмом запоминания независимо от того, какое слова – лёгкое или трудное, короткое или длинное, независимо от того, какого возраста и роста ваше чадо. Этот алгоритм действует всегда!

Алгоритм запоминания словарных слов (информация для взрослых).

  • Объяснить значение слова. Это необходимо! Не пренебрегайте этим пунктом алгоритма. Очень часто трудность запоминания связана с непониманием значения, а иногда объяснение значения ассоциативно помогает запомнить написание. Например, кто уверен в том, что ваш ребёнок знает, что такое апелляция, эпатаж или валеология? А это – школьные словарные слова! Объяснять значения трудных слов лучше всего в несколько этапов. Сначала ввести общее понятие, например, валеология – это наука (предложить сравнить со строением слова био лог ия, гео лог ия и т.д.) После того как ребёнок усвоил это слово в общем, дополняем определение яркими запоминающимися деталями: валеология – это наука, рассказывающая, как жить в гармонии с природой. И где здесь детали? Надо дополнить.
  • Орфографическое чтение вслух. Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому что дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся, и неосознанно выбирают тот вариант, который подходит и совпадает с тем, который слышали. Не к а рабль , не кораб о ль, а именно к О ра БЛ ь.
  • Одновременно писать и произносить словарное слово (дома на бумаге, желательно цветным карандашом или фломастером). Так мы постепенно реализуем звуковую и визуальную природу слова. При таком подходе мы «работаем» сразу на два типа детей визуалов (тех, кто воспринимает информацию преимущественно зрительно) и аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух).
  • Записать по памяти.
  • Проверить по образцу. Если есть ошибки, необходимо самостоятельно

Исправить их, зачеркнув неверную букву и надписав сверху верную, а рядом ещё

Раз прописать слово, проговаривая его.

Способы, облегчающие запоминание словарных слов.

Образное представление словарного слова: картинка, картинка в графическом оформлении слова, семантическая карта.

Сначала надо объяснить ребёнку, как надо рисовать картинку и на что обращать внимание. Вот после этого ребёнок пусть сам фантазирует! Следует оговорить, что легко дети рисуют слова с конкретным значением (берёза, фонтан, лимон), сложнее даются слова с абстрактным значением (мороз, народ).

ТЕАТР ФОНТАН КОЛОННА БЕРЕЗА

Одновременно подробное рисование является хорошим способом введения новых

Слов в активный словарный запас ребёнка (дельфин, маршрут, коллектив, интеллигент).

Конечно, не всегда и не все слова можно нарисовать. В таком случае можно привлечь аудиальную «подсказку», то есть связать слово с так называемым мнемоническим представлением. К изучаемой единице надо подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное, имеет схожее звучание со словарным словом.

Например, Кост я в кост юме. Ко стя в ко ричневом костюме. Ко стя в коричневом костюме идёт по ко ридору. Ка тя у ка литки. На Ка тином платье ка рман. Пе ссимист Пе тя. Ди летант Ди ма. Ка тя на ка ртине. О ля на п о ртрете. Бе лая бе рёза.

Г О Р И ЗОНТ

Г о ры и звести на г о р и зонте.

Если слово русское по происхождению, то проще всего обратиться у его этимологии. Происхождение слова объясняет его написание. Вот несколько примеров.

Рябина. Круглый год украшают рябины наши леса, сёла, города. В любом сквере красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому?

Вишня, яблоня и многие другие деревья в пору цветения белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зелёные, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые» - говорили в народе.

По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра.

Платье. Платок. Что общего между этими словами и почему они стоят у нас рядом? Дело в том, что в основе этих двух слов лежит древнерусское слово «плать», что означает «кусок материи»

Обоняние и обаяние. Мы знаем, что обоняние – это способность человека различать запахи, а обаяние – способность человека нравиться. Такие разные слова и так похожи в написании! Но если мы будем помнить, что в древнерусском языке слово «вонь» обозначало «запах», «обоняние» - умение различать запахи, то оно уже никогда не спутается со словом «обаяние», которое образовалось от слова «баять», что означает «красиво говорить».

Облегчает и вносит разнообразие в запоминание словарных слов их тематическая группировка. Например, можно предложить такие темы:

Деревья: берёза, рябина, каштан, сирень, осина, тополь, яблоня.

Животные и птицы: корова, собака, баран, щенок, цыплёнок, заяц; ворона, жаворонок, воробей, синица, дятел, ласточка, соловей.

Квартира: квартира, адрес, лестница, коридор, комната, кровать, диван, кресло, табурет, мебель, предмет, порядок, шифоньер, стеллаж, картина, портрет, коллекция.

Кухня, овощи, фрукты, ягоды: кастрюля, сковорода, посуда, тарелка, стакан, молоко, сахар, салат, арбуз, абрикос, апельсин, мандарин, лимон, яблоко, овощи, капуста, морковь, горох, огурец, картофель, помидоры, редиска, орех, ягода, малина, земляника, смородина.

Магазин: магазин, витрина, касса, чемодан, рисунок, фломастер, карандаш, альбом, пенал.

Одежда: одежда, пальто, варежки, свитер, карман, ботинки, сапоги, валенки, платок, комбинезон, костюм.

Офис: холл, вестибюль, кабинет, компьютер, директор, коллектив.

Транспорт: транспорт, автобус, трамвай, троллейбус,

Улица: улица, аллея, фонтан, здание, завод, фабрика, аптека, библиотека, метро, памятник, канава, песок, овраг.

квартира, поход, океан, магазин, школа, офис, огород, улица, экскурсия. Затем составляем рассказы по уже изученным словам.

В этом упражнении дети могут составлять рассказы самостоятельно или родитель составляет рассказ и читает, а дети должны выписать только те слова, которые учили.

Для примера можно привести текст, составленный по теме:

«Офис».

«Мы подходим к зданию и входим. Поднимаемся по лестнице и проходим по вестибюлю. Перед нами кабинет директора . Директор сидит за столом перед компьютером и мечтает сегодня сделать миллион дел: подавить восстание, нанести визит и купить одиннадцать килограммов яблок . За окном поёт жаворонок, но директор его не слышит, потому что был включен магнитофон и журчал декоративный серебристый фонтан».

В силах взрослого помочь ребёнку запомнить словарные слова, распределив их по схожести орфограмм: удвоенные согласные, слова, в корне которых нужно запомнить букву «о», «а», «е», «и»; слова, которые пишутся слитно и т. д.

Способы запоминания и проверки словарных слов.

Лучшему запоминанию словарных слов способствует орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, при этом слово нужно написать на потолке или противоположной стене.

Кроме того, существует несколько игр и упражнений, разработанных специально для запоминания словарных слов. При запоминании словарного слова рассматривается картинка, обозначающая само слово, и обыгрывается в нём запоминаемая буква, выделенная на картинке. При этом методе графической ассоциации картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Разные игры, использующие образно-графические и звуковые ассоциации, помогают детям без напряжения и многократного прописывания освоить грамотное написание словарных слов.

«Отгадай, какая буква спряталась на картинке».

Б е г е мот

В о р о на С о р о ка Кр о к о дил

К о лбаса

К о л о к о л Хр и з а нтема Мешок

В дополнение к изложенной методике для лучшего запоминания ребенком зрительно-ассоциативным образом, к словарному слову можно подбирать стихи-загадки. Отгадкой является запоминаемое словарное слово, а слово-образ обязательно звучит в контексте самой загадки, поэтому его легко запомнить, а также в кроссвордах, где словарное слово объединяется со словом, обозначающим ассоциативный образ, путем пересечения данных слов через сомнительную орфограмму.

Стихотворные загадки создают ребенку положительный настрой, процесс запоминания проходит в полезной, развивающей, творческой игровой форме.

С о бака

С хозяином – дружит, Живёт под крылечком,

Сторожем служит, Свернувшись колечком.

К о ра бл ь

Волны носом разрезаю, Из одной страны в другую

Все дороги в море знаю, Без колёс людей везу я.

Повар зовет всех на обед.

Чтоб до вечера трудиться, ПОЛДЕНЬ
Нужно в полдень подкрепиться,
Б
Целый час работы нет -
Е

Все собрались на....(обед). Д

Сердце Родины стучит Р

В этом древнем городе, МОСКВА

Его знают малыши в Воронеже и Вологде. Д Каждый день здесь новый дом, И Этажей с десяток в нем. Н
В длинный ряд дома стоят - десять, двадцать, сто подряд,
А
И квадратными глазами друг на друга все глядят.

Дети читают слова, показывая буквы. Затем опускают головы на сложенные руки, вспоминают с закрытыми глазами, только что прочитанные слова. Картинки переворачиваются.

Ребёнок или несколько детей записывают слова в тетрадь или на листочек. Проверку осуществляют самостоятельно, если есть ошибки, исправляют.

Запоминание слов по сетке.

Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву.

В О К З А Л

Через некоторое время стереть буквы. Задача ребёнка назвать буквы, можно вразброс.

«Устный кроссворд».

Предложите ребёнку узнать слова. Вы называете определение, а ребёнок называет слово и записывает его. Но не следует давать определения, представленные в академических словарях. Например, архитектурное сооружение, предназначенное для подъёма или спуска пешком. Что это? (Лестница).

При выполнении такого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова.

«Древнерусское письмо».

Если вы уже распределили слова по схожести орфограмм, то следующее упражнение позволит вам в игровой форме проверить то, как ребёнок их запомнил. Предложите написать письмо под диктовку, но только согласными (вы диктуете слова, в которых нужно запомнить написание согласных), или гласными, если нужно запомнить слово с проблемными гласными. Например, еоие – велосипед, аоаоия – лаборатория, оио – горизонт, еуаы – мемуары; прфсср – профессор, трртр – территория, ссцц – ассоциация.

Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется.

Составьте словосочетания, чтобы слова в них начинались на одинаковую букву. Задание имеет смысл, когда используется несколько словарных слов на разные буквы. Например:

Шофёр; шустрый;

Салют; сияет;

Жонглёр; Жора;

Футбол; французский.

Затем закройте левый столбик и попросите, чтобы ребёнок вспомнил словарные слова, опираясь на слова правого столбика и воспроизводя тот образ, который был им создан.

Часто в качестве домашнего задания ребёнку предлагается выучить словарные слова целым списком, и тогда запоминание бывает затруднено только по причине объёма. В этом случае можно воспользоваться известным «методом Цицерона». После того, как ребёнок напишет слова в тетрадке и прочитает их орфографически (проговаривая каждую букву), предложите расставить слова по комнате. Например, в углу комнаты – концерт, на диване – гости в костюмах, посреди – озеро, на полке стакан, под столом – берлога и т. д. Через некоторое время (1 – 1,5 часа) пройдите по комнате вместе с ребёнком и «соберите» слова, проговаривая их орфографически.

Для запоминания словарных слов можно использовать игры, которые требуют хоть и небольшой, но дополнительной подготовки. Со стороны взрослого. Если вы не пожалеете времени, то приготовленные вами игры превратят семейный досуг в полезное времяпровождение, станут доброй традицией. Кроме того, мы, взрослые, знаем, что любая игра позволяет легко развивать внимание, умение концентрироваться, отрабатывает механизм переключения с одного действия на другое и даже воспитывает характер.

Словарное лото.

Материал: большие карты с ячейками, в которых написаны словарные слова, и маленькие карточки с этими же словами (это легко сделать на компьютере, скопировав слова). В игре могут участвовать от 2 игроков любого возраста. Правила игры такие же, как и во всех лото. Выигрывает тот, кто первым закроет свои карты маленькими карточками.

«Парочки».

Это известная игра, которую используют для развития памяти и внимания. Материал: несколько пар (парочка – 2 карточки с одинаковыми словами) карточек небольшого размера. В игре могут участвовать от 2 игроков любого возраста. Карточки раскладываются на столе написанными словами вниз рядами по 6 – 8 штук или в беспорядке. Если на них написано одно и то же слово, играющий берёт их себе и открывает другую пару карточек. Если же 2 карточки не сошлись, игрок возвращает их на место словами вниз. Ход переходит к следующему игроку. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая карта лежит. Игра заканчивается, когда разобраны все карточки. Выигрывает тот, кто соберёт больше парочек.

«Трудные слова».

Попробуйте изготовить некоторое количество карточек с написанными на них словарными словами, в которых выделены проблемные буквы, чем больше их выделено, тем лучше. Количество карточек может от игры к игре увеличиваться, на первом этапе их может быть 10, а затем и 100. Если в игре будут находиться уже выученные слова, вреда это никому не принесёт. В игре могут принимать участие от 2 до 5 человек.

Перед началом игры каждый игрок получает равное количество карточек со словами. Затем любым способом определяется, кто будет первым. Делая ход, игрок выкладывает карточку, чётко проговаривая написанное на ней слово, особенно выделяя голосом проблемные буквы. Противник должен найти у тебя карточку со словом, в котором выделена одна из проблемных букв, и положить её сверху, также чётко проговорив слово. Затем ход делает следующий игрок. Если у игрока нет слова с нужными буквами, он пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложил свои карточки. А проигравший должен придумать по одному смешному предложению с оставшимися у него словами.

Ещё раз хочется напомнить: чтобы необходимая работа по запоминанию словарных слов не превратилась для ребёнка в непомерно тяжёлый труд, ему нужен не только наставник, но и партнёр по игре.


Разделы: Начальная школа

Введение.

Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальных классах. С одной стороны знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.

Основа грамотности учащихся – усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. Ведётся огромная работа направленная на обучение и умение пользоваться на письме орфографическими правилами. Умение пользоваться орфографическими правилами заключается в умении находить слабую позицию и проверить её сильной позицией соответствующих гласных или согласных.

Но существует такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова. В течение всего периода обучения в начальной школе в соответствии с новой программой учащиеся должны запомнить 198 словарных слов, то есть не проверяемых, а механически запоминаемых слов. С ними школьники встречаются уже в первом классе. Наиболее употребительные из них должны быть усвоены всеми учащимися. Однако наблюдения показывают что ученики, окончив начальную школу, допускаю большое количество ошибок в написании словарных слов.

Необходима определённая система работы при изучении правописания словарных слов, которая позволит учителю интересно и доступно преподнести данные слова, а ученику – легко и прочно их усвоить.

Психолого-педагогические основы

Несмотря на то, что накоплен и предложен столь богатый и обширный материал для усвоения детьми словарных слов, проблема их правописания всё же остаётся нерешённой, преодоление недостаточной грамотности учащихся остаётся одной из важнейших задач начальной школы. Учителя продолжают работать над поиском более эффективных способов решения данной проблемы.

В практике школьного обучения есть недостатки, препятствующие успешному усвоению словарных слов. Одним из таких упущений является однообразная работа над словарным словом. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами ребёнку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов.

Кроме того, ребёнок в младшем школьном возрасте ещё не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память еще не достаточно сформирована. Таким образом, процесс запоминания у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приёмы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – многократному повторению. Но и этот приём срабатывает ненадолго.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением, как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог “переносить” их на другие явления языка. Поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль.

Поскольку игра ещё занимает ведущее место в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре, прибегать к ярким, эмоционально-разнообразным видам работ для активизации внимания детей, что будет в свою очередь способствовать более глубинному усвоению и прочному запоминанию – т.е. использованию при обучении занимательных заданий.

Занимательность как средство повышения эффективности изучения словарных слов.

Процесс русского языка обычно увлекает учащихся с развитым познавательным интересом, а он у младших школьников, как правило, не развит или недостаточно развит. Усвоение правописания словарных слов вызывает большие трудности у учащихся начальных классов.

Одним из вариантов решения проблемы является использование занимательных заданий. Он помогает детям: психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями не становятся полезными – это мёртвый груз.

Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск.

В словаре Ожегова и Шведова “занимательный” толкуется как “способный занять внимание, воображение, интересный”, а “задания” – “то, что назначено для выполнения”. Следовательно, “занимательные задания” – “то, что назначено для выполнения, способное занять внимание, воображение”

Но и занимательность без строгой научной системы преподавания не всегда может привести к успеху. Поэтому нужно заставить науку работать на завтрашний день. Всегда можно найти что-то интересное, увлекательное в жизни. Надо только найти это и увлекательно подать детям, побуждая их к подобным интересным находкам и открытиям.

Я выбрала для работы следующие виды упражнений:

  • Метод звуковых ассоциаций
  • Метод графических ассоциаций (мнемотехника)
  • Запись слова под разным углом зрения (на солнышке)
  • Выделение безударной гласной размером и цветом
  • Использование языкового материала
  • Проработка группы слов, объединённой каким-либо признаком
  • Орфографические пятиминутки
  • Диктанты наоборот

Метод звуковых ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.

В этом случае слова называют не проверочными, а словами подсказками, одновременно придумывают сказку, например, как грязный пенал мыли пеной, девочка Маша очень любила играть машиной, как жила маленькая собачка по имени Соня и т.д.

К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации. Т.е,. суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

Запись слова под разным углом зрения (на солнышке) “ Солнышко должновыглядеть так:… При этом очень важно чтобы словарное слово было написано несколько раз, но не линейно, а именно так, на лучах, под разным углом зрения, и буква, которую необходимо запомнить бросалось бы в глаза своей величиной. В сочетании с данной работой проводилось так же выделение безударной гласной цветом.

Выделение безударной гласной размером и цветом. Слово пишется на листе большого формата жирным фломастером, выделив опасное место размером и цветом и развешивается по всему классу сами учениками при помощи скотча. Выделение безударной гласной размером и цветом на отдельном листе полезно также при работе над ошибками, допущенными в словарных или проверочных диктантах. При знакомстве со словарными словами при написании слова в тетрадь также использовалось выделение безударной гласной размером и цветом (использовались ручки с цветными стержнями).

Использование языкового материала по каждому изучаемому слову включает такие разделы:

  • Толкование слова
  • К истокам слова
  • Однокоренные слова
  • Сочетаемость слов
  • Синонимы – антонимы
  • Когда так говорят?
  • Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений.

Пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова:

1). Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, берёзы, моркови, топора и др.). Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок, дети отгадывают её, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух.

2). Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нём, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.

3). На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

4). Учитель предлагает решить орфографические задачи, какую букву в слове надо запомнить и почему? Можно ли проверить написание буквы путём подбора проверочного слова? Где можно уточнить написание этого слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную, которую надо при письме запомнить.

5). Под руководством учителя дети подбирают к изученному слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.

6). С любым из однокоренных слов учащиеся составляют своё предложение.

Языковой материал мною использовался при ознакомлении с наиболее трудными для понимания младшими школьниками словами и особенно словами, имеющими яркую, интересную историю происхождения слова – вокзал, революция, праздник, отец и т.д.

Словарные слова можно также изучать не по одному, и не в порядке предложенным в учебнике, а объединив их в группы по определённому признаку . Например, по “опасному месту” , буквосочетанию или просто по общей для группы слов тематике.

В О круг д ОРО га “Овощи” – помидор, картофель, морковь, капуста и т.д.
В сток в на “Птицы” – ворона, воробей, сорока,
Ст лица г д “Посуда” – стакан, тарелка,

Овладениюправописаниемсловспособствуеттакже орфографические пятиминутки, длякоторых можно подобрать ряд слов с традиционным написанием или включать эти слова в серию других: комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию. При составлении словосочетаний, предложений, связного текста необходимо использовать словарные слова в качестве опорных.

Диктанты наоборот Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма.

Для таких диктантов учителю необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно придти к заданному слову. Целесообразно, по возможности, иметь карточки с изображением картинки словарного слова.

Например,

Агроном –

1) специалист по улучшению культуры земледелия;
2) человек, знающий законы земледелия

Директор –

1) руководитель предприятия, учреждения;
2) человек, умеющий управлять коллективом

1) недалеко от чего-нибудь;
2) приблизительно

На основании представленных упражнений система работы над изучением словарных слов выглядит таким образом:

  1. Работа над правописанием словарного слова начинается с его предъявления или его лексического значения. Это подготовительная ступень на этапе знакомства со словом. Предъявление слова проводится в виде отгадывания загадки, чтения пословицы, небольшого отрывка из текста или разгадывание ребуса;
  2. Знакомство с самим словом и его правописанием должны тесно сочетаться. Поэтому следующим этапом должно идти непосредственное знакомство с его правописанием. Причём важно, чтобы дети сами пришли к выбору правильной буквы. В этом помогает этимологический анализ слова.
  3. Обращение к этимологической справке позволит детям составить свой ассоциативный образ этого слова (графический или/и звуковой). Но постоянно делается акцент на правописании этого слова.
  4. Делается запись словарного слова, но не традиционным способом, а на лучах солнышка или на альбомном листе, при этом буква опасного места выделяется шрифтом и цветом.

Параллельно с этим ведётся работа с языковым материалом: подбор однокоренных слов, сочетаемость, составление предложений, подбор загадок, пословиц и поговорок с данным словарным словом.

Целесообразно также на этапе знакомства с правописанием слова, при затруднении выбора буквы пользоваться орфографическим словарём. Это развивает у детей умение работать с книгой, а кроме того позволяет самостоятельно прийти к решению поставленной перед ним орфографической задачи.

Заключение.

Русский язык – это язык великого русского народа. Ему свойственны необыкновенное богатство словарного состава, гибкость и пластичность грамматических форм и значений, разнообразие стилистических средств.

Известно, что умение писать грамотно на родном языке у учащихся начальной школы формируется недостаточно. С одной стороны, навык грамотного письма является общеучебным, следовательно, дети, не овладевшие этим навыком, столкнутся с трудностями в дальнейшем обучении. С другой стороны, важна не столько грамотность функциональная (первоначальные навыки письма и чтения), сколько языковая (навык владения языком в устной и письменной речи в повседневном общении).

Усвоение орфографических правил помогает детям в дальнейшем писать грамотно. Орфографическое правило – норма письменной речи. Нормы орфографии являются общеобязательными для всех людей, владеющих русским языком. Суть орфографии раскрывается с помощью морфологического, традиционного, смыслового и других принципов. К большинству написаний применён морфологический принцип русской орфографии, который охватывает все типы морфем. Но есть такая категория слов, которая не подчиняется правилам. Они подводятся под действие традиционного принципа русской орфографии. Традиционные написания не могут быть проверены, подобно морфологическим, сильными позициями соответствующих гласных и согласных фонем. Правописание подобных слов нельзя подвести под какое – либо правило, их следует изучать каждое в отдельности. Это так называемые словарные слова. Их, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов, правописание которых в большинстве своём не поддаётся никакой логике (детской во всяком случае), - целый толстенький словарь. Их надо учить и учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

Репродуктивную деятельность, механическое заучивание можно разнообразить использованием занимательного материала, внесением в изучение правописания словарных слов игры. Это будет заключаться во внедрении нетрадиционных методов, форм, приёмов работы со словом, в знакомстве с увлекательным развивающим материалом: познавательными текстами, высказываниями, пословицами, поговорками, играми со словом, вопросами и практическими заданиями.

Рекомендуемые мною различные виды упражнений – конкретная практическая (методическая) помощь учителям начальных классов. Упражнения можно использовать в готовом виде или взять из них отдельные элементы. Кроме этого учитель может реализовывать заложенные в упражнениях идеи, самостоятельно подбирая другой языковой материал.

Главное – надо проводить каждодневную, целенаправленную, разнообразную работу по усвоению учащимися правописания словарных слов, результатами которой, станут успехи наших учеников.

Список использованной литературы.

  1. Арямова О.С., Мали Л.Д. “Этимологический словарик” Слова с непроверяемым написанием. // НШ. – 1992. – №2. – С.19-26.
  2. Бакулина Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка. // НШ. – 2000. – №1. – С.22-26.
  3. Бессчастная Е.Н. Ещё раз о словарной работе на уроке русского языка: Опыт молодым. // НШ. – 1999. – №8. – С.64-66.
  4. Бетенькова Н.М., Фонин Я.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальных школ: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: АПН РСФСР, 1970. – 100 с.
  6. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – М.: Просещение, 1991. – 123с.
  7. Ганькина М.В. Грамматическая “неотложка”. // НШ.: Плюс-минус. – 2001. – №6. – С.22-27.
  8. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием. // НШ. – 1995. – №1. – С.16-18.
  9. Золотых Н.А. Приёмы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка. // НШ. – 2001. – №3. – С.9-16.
  10. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с.
  11. Митрофанова Г.С. “О” пишем: корова, собака, овца: Опыт работы со словарными словами. // Учитель. – 1999. – №6. – С.15-17.
  12. Панов М. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984. – 65с.
  13. Рыжикова Г.И. Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием. // НШ. – 1995. – №1. – С.15-16.
  14. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра.: Русский язык. Популярное пособие для родителей и педогогов. – Ярославль.: Академия развития, 1998. – 208с.
  15. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 300 заданий и упражнений по русскому языку. 1 – 2 кл. – Киров.: ГИППВ, 1999. – 272с.
  16. .Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский – с увлечением!: Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. – Екатеринбург: “АРД ЛТД”, 1998. – 173с.
  17. Хованская В. Занимательный словарь: [Как разнообразить про-с запоминания трудных слов]. // НШ. – 2000. – №4(янв.). – С.5-12.
  18. Эхина О.П. Как запомнить словарные слова.: Приёмы развивающего обучения в классах коррекции. // Рус. яз. [газ]. П.с. – 2001. – №7. – С.14-15.

Савёнышева Ирина Владимировна

Несмотря на то, что программа по русскому языку, как в начальной, так и в средней школе, уделяет достаточно внимания изучению слов с непроверяемыми написаниями,процент ошибок в их написании достаточно велик и, сталкиваясь с выученными словами в условиях написания однокоренных слов,диктантов, в изложениях и сочиненияхи т.д., многие дети не узнают их, не вспоминают их написание. Почему так происходит? В чем причина трудностей при усвоении слов данной группы?

Отталкиваясь от представления «Каждое нарушение правила - это ошибка» , попробуем определить, какие ошибки могут быть допущены детьми. Для этого, определим состав предложенных для запоминания слов с орфографической точки зрения. Условно их можно разделить на 3 группы.

1.слова с непроверяемыми написаниями: безударными гласными, с двойными согласными, со звонкими и глухими согласными, с непроизносимыми согласными.

2.слова, подчиняющиеся правилам, но написание которых младшие школьникидолжны запомнить, так как эти правила изучаются только в средней школе.

К ним относятся:

Слова с чередованием гласных в корне

Сложные слова с соединительными гласными

Слова с гласными после шипящих в корне черный

Некоторые наречия (слитное написание; с приставками с и на; с суффиксами а - о на конце)

3.слова, являющиеся проверяемыми, но подбор проверочного слова может быть трудным для данной возрастной группы.

Исходя из этих орфографических различий слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, можно определить два варианта ошибок:

Ошибки в обозначении фонем буквами

Каллиграфические ошибки, искажения и пропуски букв

Учителю необходимо четко знать, к какой группе относится изучаемое слово как для формирования навыка дифференцировать и обозначать графически орфограмму, так и для выбора пути в организации работы по исправлению и предупреждению ошибок, которая строится на основе анализа письменных работ и обобщений. Работа над ошибками должна быть разработана индивидуально, так как каждаяошибка находится в зависимости от конкретной проблемы конкретного ребенка.

Обозначим возможные причины возникновения ошибок со стороны ученика и определим возможные варианты их исправления.

причины ошибок

возможные пути исправления

непонимание или неточное пониманиезначения слова

Объяснение или уточнение лексического значения слова

Предъявление этимологической справки

неумениенайти опознавательный признак, дифференцировать проверяемые и непроверяемые написания

Развитие орфографическую зоркость

Упражнения на определение позиции фонемы в слова (сильная/слабая)

Работа над морфемным составом слова

«ошибки памяти» [ 3]

Определение доминантного типа памяти (зрительная, слуховая, моторная, речедвигательная)

Развитие всех видов памяти

невысокий уровнем общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря

Работа со словарями, справочниками и т.д. Развитие речи

невнимание, выраженное случайными заменами, описками

Развитие внимания

пассивной ролью мыслительных навыков,вследствие отсутствия обучения приемам умственной работы на практике.«…мы требуем от ученика активной мыслительной работы… и в то же время ничего не предпринимается для того, чтобы обучать учащегося тем способам умственной работы, которые наикратчайшим путем приводят к цели» - писал Д.Н.Богоявленский

На различных этапах работы со словами данной группы при подборе упражнений руководствоваться принципомактивизации познавательных процессов ребенка

«неправильной догадкой, переоценкой своего языкового чутья»

Развивать навыки самоконтроля, критичности

неразвитостью мелкой моторики руки (каллиграфические ошибки)

Развивать мелкую моторику (лепка, вырезание, штриховка)

Упражнения для развития навыков каллиграфического письма

проблемами логопедического характера

Можно выделить ряд причин, вызывающих ошибки, возникающих и со стороны педагога.

Одной из причин, затрудняющих усвоение слов с непроверяемыми написаниями, является то, что работа над непроверяемыми безударными гласными часто ведется изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Для решения этой проблемы необходимо «проводить» такие слова через весь урок, включая их в упражнения разного характера и систематически закреплять их написания на последующих уроках.

К другой причине можно отнести однообразие приемов и отведение ребенку пассивную роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем, учащемуся предлагают списать и механически выучить его написание. Использованиекартинных и выборочных диктантов, разгадывание кроссвордов и ребусов, дидактические игры, задания творческого характера и многое другое не оставят ученика равнодушным, а трудные слова неусвоенными.

Еще одну причину Н.Н.Алгазина определяет как неудачный подбор дидактического материала для упражнений, не соответствующий возрасту и принципу доступности. Подбор дидактического материала с учетом возрастных особенностей, программных требований и вариантности (то есть с учетом типичных трудностей) является важным условием формирования навыка грамотного письма, поэтому ответственность за выполнение данных требований и за ошибкуложится только на учителя.

Согласно традиционному положению все ошибки должны быть исправлены. В связи с этим положением работу над ошибками можно проводить:

· Индивидуальную - учитель и ученик вместе находят, анализируют и исправляют ошибку;

· Частично-самостоятельную - учитель ограничивается условным знаком на полях, ученик сам находит, анализирует и исправляет ошибку;

· Фронтальную - устное комментирование общего текста при самостоятельном поиске и исправлении ошибки каждым учеником.

При исправлении ошибок в словах с непроверяемыми написаниями полезна работа с орфографическим словарем. Учителю целесообразно заносить ошибки детей в специальный журнал, который поможет проанализировать результаты работ и динамику каждого ученика. Детям эффективно вести индивидуальные словарики трудных слов.

При грамотной организации работы над ошибками, в которой учитываются ошибки и причины их появления, включена предупредительная работа и определены эффективные пути их исправления, уровень орфографической грамотности,безусловно,повысится.

Литература
1. Агафонов В.В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова. Ассоциативный орфографический словарик. - Изд. 2-е., перераб., доп.- М: Ювента, 2004. - 64 с.
2. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V-VIII классов: Пособие для учителя.- 3 изд.- М.:Просвещение, 2001.- 280 с.
3. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. Уч.пос. Учебное пособие для психолог.вузов. монография. Серия: Классическая учебная книга. - Академия, 2002. - 352с.
4. Канакина В.П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007. - 159 с.
5. Гафитулина М.С. Слово о словарном слове / Гафитулина М.С.,
6. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа. - 1998. - № 1. - с. 55-60
7. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка // Начальная школа. - 1990. - № 3. - с. 37-39.
8. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 256 с

Формирование навыка

Правописания слов с

Непроверяемыми

Безударными гласными.

Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.

Цель: научить ребенка писать эти слова без ошибок.

Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Это так называемые словарные слова. Прочное усвоение их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 10 класс», - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.

В основу формирования орфографический навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная работа учащихся, регулярность заданий и упражнений, многократное (5 – 8 раз) обращение к изученным словарным словам (на ежедневной орфографической пятиминутке).

В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

^ Виды диктантов словарных слов

Наиболее распространенным видом словарно – орфографических упражнений являются диктанты. Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.

Зрительный диктант.

Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

Картинный диктант.

1. Учитель показывает карточку – картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;

2. Учитель показывает карточку – картинку, дети самостоятельно записывают слово.

Выборочный диктант.

(картинный, слуховой, зрительный)

Учитель предлагает детям задания:

1. записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – название растений;

2. записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй – слова, в которых надо запомнить гласную о;

3. выписать слова из словаря на определенную тему.

Диктант с комментарием .

Учитель называет словарное слово или однокоренные к нему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

^ 1. Запись слова по алфавиту.

Записав на доске вразбивку несколько слов с непроверяемой гласной (валенки, календарь, автобус, магазин, ракета и др. учитель предлагает переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту.

^ 2.Выборочный диктант.

Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, выслушав предложение, записывают встретившиеся в нем слова с данной орфограммой.

Зима.

Наступила зима. Трещали морозы. Мальчик надел пальто, взял коньки и пошел на каток. Там много ребят из его класса. Всем весело.

^ 3. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Так, учитель дает слова с непроверяемыми безударными гласными (диван, пенал, газета, малина, сирень, тетрадь, победа, командир и др.) и предлагает записать их столбиками: в один – с безударной а, в другой – с о, в третий – с и, в четвертый – с е.

^ 4. Подбор однокоренных слов с разными морфемами.

Мороз, морозный, морозец, морозище, заморозки.

5. Подбор и запись синонимов и антонимов.

Метель – вьюга, буря, метелица, пурга.

Юг – север, запад – восток, сзади – спереди, слева – справа, трус – герой, быстро – медленно, поражение – победа, мрачно – приветливо, ограничение – свобода.

^ 6. Составление предложений с данными словами.

Например, даются слова: морковь, капуста, горох. Учащиеся составляют предложение: На огороде растут морковь, капуста и горох.

^ 7. Сочинение на заданную тему по опорным словам.

В огороде.

Урожай, морковь, капуста, помидор, горох, свекла, огурец.

8. Составление по опорным словам рассказа и озаглавливание его.

9. Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован метод дописывания таблиц.

Солома, огород и. т. д.

^ 10. Подбор и запись слов по темам.

«Школа» (учитель, ребята, пенал, карандаш, класс, тетрадь, товарищ, учебник, дежурный и. т. д.), «Транспорт» , «Путешествие», «Огород», «Растения», «Дни недели», «Месяцы», «Числа», «Животные», «Профессии», «Волшебные слова», «Цвета» и др.

^ 11. Замена описательных оборотов словами – синонимами.

Ящичек для ручек и карандашей (пенал).

12.Ответы и вопросы.

Эти задания выполняются по - разному:

а) учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы;

б) учитель диктует или читает написанные на доске вопросы, учащиеся пишут полные ответы.

Кто живет в лесу? (Заяц, медведь, лисица, медведица и.т.д.)

^ 13.Дополнение предложений словами.

Весело чирикают … (воробьи).

14.Игровые задания.

Назвать (написать) слова, которые начинаются с буквы д и др. : дорога,

дежурный, девочка, декабрь и.т.д.

Угадать слова.

Дается начало слова ка-. Дети пишут слова, начинающиеся на эти буквы:

капуста, календарь, картофель, карандаши, картина.

Цепочка слов.

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Собрать слова из слогов.

ро аг ном (агроном)

то ав билль мо (автомобиль)

Заменить цифры буквами алфавита: 31 12 19 12 21 18 19 10 33 (экскурсия)

Найти лишнее слово: автомобиль, урожай, трамвай, самолет.

^ 15. Игры – соревнования . Это могут быть ребусы, кроссворды. Отгаданные слова должны содержать изучаемые орфограммы.

16.При изучении программного материала можно предложить следующее задание.

Тема «Части речи».

Учащиеся записывают словосочетания: прелестные ромашки, озеленять улицу, шел по песку, голосистый соловей, ухаживать за растениями, яркий костер – и выполняют задания: прилагательные – разбирают по составу, у глаголов определяют спряжение; объясняют написание безударных гласных; определяют падежи существительных.

^ 17.Составление этимологического словарика слов с непроверяемым написанием.

МАЛИНА – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый – «маленький». Малина – малый – «состоящая из маленьких частей».

^ 18.Напишите орфограммы по аналогии с внешним видом предмета.

дуванчик к пейка

пуг вица р машка

19.Пословицы с пропущенными буквами.

Не велик ….. , да краснеет нос.

……. любит чистоту.

Чужбина калина, родина - …..

20.На доске записаны слова. Дети внимательно их читают. Затем слова закрываются и учитель говорит: «Сейчас я буду показывать картинки. Если название изображенного на картинке предмета совпала с записью слова на доске, то это слово записывайте в тетрадь».

Игровая форма преподнесения материала 8.Состав чисел изучили,

состоит из трех структурных компонентов: Семь в восьмерку заключили.

рифмованные строки к словарному слову, восемь семь

необычность смысла рифмовок, выделение

буквенной записи в слове с орфограммой. 9. Это слово – чемпион,

Рифмовка помогает установить смысло – Прыгает оно с шестом.

вую взаимосвязь между словом и выделен – шестнадцать шест

ной буквенной записью, указывает на ор –

фограмму, а главное способствует произ – 10. – Кап, кап, кап, -

вольному запоминанию написания сло – шепчет капуста.

варных слов. Ученики в дальнейшем - Без дождя мне очень скучно!

оперируют рифмовкой как алгоритмом капуста кап.

для запоминания орфограммы.

11.Лис и лисица – брат и сестрица.

Вот основные составляющие этого лисица лис

I.Выделение слова в слове. 12.Союз живет в жилище,

1.Есть слова подобные птице, Давай его отыщем.

Каркают на словарный странице. жилище или

Кар – тон кар! 13. – Ква! – квартира вдруг

Ман сказала.

2.Посмотрите, дети, рак летит в ракете. Малышей перепугала.

ракета рак квартира ква!

3.Прекрасный город 14.Око в яблоке сидит,

В этом слове есть, С высока на мир глядит.

В нем побывать – яблоко око

Большая честь! Можно использовать строки из

Двенадцать вена (Вена) стихов известных писателей,

Например:

4.Самолет в секрете, - В последний школьный день

А секрет в билете. Кому я подарю сирень?

Билет ил (Ил) сирень ире (Ире)

5.Ров запрятался в кровать.

Захотелось ему спать.

Кровать ров

6.Горе начало гореть,

О нем не будем

Мы жалеть.

гореть горе.

7.Художник мне открыл секрет:

«Я порт большой вместил в портрет».

Портрет порт

II.Выделение слога в слове.

1.Пишу я слово «хорошо».

И в каждом слоге буква О!

2.Со слогом МО – я злой мороз,

А без него – я много роз.

3.Нота РЕ запела

В адресе умело.

4.Изучили мы слова

С написаньем буквы А.

Адрес будет всем знаком,

Первый слог для буквы – дом.

Что? Кто?

работа народ

5.А в этих словах

без спора живет

сочетание -ОРО- .

Кто? Что? Как?

сорока город скоро

ворона дорога

III.Выделение буквы в слове.

1.Есть огромная тетрадь,

В которой можно рисовать.

А называется она,

Я вам напомню: с буквы А.

2.Буква О в костре живет.

И, представьте, не боится,

Не горит и не дымится.

3.Говорить приятно слово:

аккуратно,

Да и помнится легко:

Буква А, два К и О!

аккуратно

4.»Чудо – речка».

медведь пенал

петух тетрадь

Будем с буквой Е писать!

Из словарного словечка

Получилось «Чудо – речка».

Между слов она течет,

Букву Е с собой несет.

5.Главные слова важны.

С буквой О они дружны!

6.Посмотрите – ка ребятки,

С буквой О растет на грядке.

Ну а где растет капуста?

Как ни странно,

Место пусто.

Я, друзья, вам подскажу:

«В написании загадка,

С буквой А другая грядка!»

Картофель

Все теперь у нас в порядке!

В ученической тетрадке

О и А растут на грядке!

Страничка словарика выглядит так:

На улице важные лица

Спокойно смогли поселится.