Проблема развития личности в процессе реализации фгос ноо. «комплексный подход к реализации требований фгос, обеспечивающий развитие личности детей дошкольного возраста Обзор программ начального основного образования

Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина.//.//.. академик РАО; Кондаков А.М.. научный руководитель //(ИПО РАО. член-корреспондент РАО.

Структура ФГОС. ФГОС – это комплекс трёх федеральных государственных образовательных стандартов:

    для начального среднего образования;

    для основного среднего образования;

    для полного среднего образования.

Каждый стандарт включает в себя требования:

    к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;

    к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и ча­сти, формируемой участниками образовательного процесса;

    к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования в различных стандартах – для начального, основного, полного среднего образования однородны по форме (по составу требований), но различны по содержанию с учетом учебной подготовки, имеющейся предметной компетентности, возрастных особенностей и возможностей учащихся. При этом ставится задача обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

При внимательном прочтении последнего пункта вышеуказанных требований можно сразу обратить внимание, что это требование к условиям образования, к реализации образовательного процесса, следовательно, к образовательной среде. То есть определяется непосредственная взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой. Более того, эта взаимосвязь реализуется в виде комплекса прямой и обратной связи:

    условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют на его реализацию и достигаемые результаты;

    достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие требований к условиям этого достижения.

Следовательно, новый Стандарт и образовательная среда должны находиться в сбалансированном сочетании. Это значит, что их исследование, изучение также взаимосвязано: исследование образовательной среды лежит на пути изучения содержания, особенностей и новых возможностей ФГОС (Рис.1.2.).

Рис.1.2. Взаимосвязь требований общества и образования

Необходимо отметить, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие образовательной среды – непосредственно и опосредованно. В этих аспектах мы и будем его рассматривать в дальнейшем изложении.

Первая и главная особенность ФГОС – это возвращение в общее образование функции воспитания, выраженной в требованиях и предполагаемых результатах:

    в общих положениях Стандарта, где указывается ориентирование «на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»)»;

    в результатах предметного обучения, в том числе, общеобразовательных результатах;

    в результатах личностного развития.

Воспитание ученика названо одной из целей, на обеспечение которой направлен данный стандарт (ФГОС).

Достижение цели воспитания ученика предполагает значительное усиление требований к образовательной среде.

Вторая особенность ФГОС. В новом образовательном стандарте вводится новая педагогическая категория, – результаты освоения основной образовательной программы начального, основного или полного среднего образования (образовательные результаты, результаты обучения). Понятие результатов образования и обучения присутствовало в педагогической среде и ранее. Но эти результаты воспринимались как выражение достижения целей образования и предметного обучения, т.е. являлись производными от содержания целей, отражением целенаправленности.

По новому стандарту образовательные результаты становятся самостоятельным понятием педагогики и элементом образовательной сферы. В качестве понятийной категории они применимы к предметным системам обучения - к образовательным предметам, рассматриваясь здесь как результаты обучения. В этом качестве они становятся предметом методического исследования и составляют самостоятельный компонент методической системы предметного обучения «Результаты обучения».

Содержание результатов и цели обучения не должны дублировать (повторять) друг друга. Цели должны быть концептуальными, определять стратегию обучения, его общую направленность. Тогда как результаты предметного обучения должны быть более конкретными, выражая его цели и концепцию образовательных результатов ФГОС - составлять множество конкретных образовательных достижений, планируемых в методической системе этого обучения.

Компонент «Результаты обучения» в предметной методической системе, программе, УМК позволяет моделировать обучение, сформулировать его в виде информационной модели через определение взаимосвязей между содержанием результатов, с одной стороны, и целями, методами, содержанием, средствами и формами обучения, с другой стороны. То есть результаты обучения являются объединяющим, систематизирующим элементом в обучении образовательному предмету и в его методике.

Третья особенность ФГОС – результаты обучения структурированы с выделением трех основных типов результатов – личностные, метапредметные и предметные. Каждый из этих типов предполагает наличие определенной направленности образования в целом и предметного обучения, в частности, а также наличие определенного множества требований к учебно-образовательной подготовке учащихся.

Во главу угла в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС, Стандарте) ставятся личностные и метапредметные результаты обучения в системе среднего образования:

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и це­ленаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межлич­ностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и граж­данские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентич­ности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.» (ФГОС).

Предметные результаты обучения нужны не менее чем личностные и метапредметные:

Во-первых, эти знания и умения раскрывают специфику изучаемого предмета и специализацию в предметной области, позволяют достичь необходимого уровня компетентности в этой области. Они не универсальны и более конкретны, но, имея самое непосредственное отношение к данному предмету, создают необходимую базу формирования других знаний и умений, для развития личности обучаемого.

Во-вторых, предметные знания и умения необходимы как данные для описания знаний, элементарные знания для формирования знаний более высокого порядка: без предметных знаний невозможно рассчитывать на полноценное восприятие обучающимся метапредметных знаний.

Особая роль в Стандарте отводится предметным результатам на интегрированном (общеобразовательном) уровне:

«Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся» (ФГОС).

То есть предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне призваны создавать необходимую базу для достижения личностных результатов, повышая его возможности к адаптации в социально-информационной среде, самопознанию, самоорганизации, саморегулированию, самосовершенстваванию.

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся названы в Стандарте в числе основных направлений среднего образования, которые им обеспечиваются.

Согласно Стандарту каждый образовательный предмет должен вносить свой вклад в формирование общеобразовательных предметных результатов, развивать, формировать культуру и мировоззрение учащихся своими специфическими средствами и выражать их на уровне свойственных ему форм.

Это совпадает с требованиями самого образования, передовой педагогической среды - учителей, методистов и т.д. То есть это условие образования, идущее из недр самого образования, выстраданное им. Без сомнения, это должно отразиться на развитии образо­вательной среды, ее качественном преобразовании.

Тем не менее, приоритет в Стандарте отдается личностным и метапредметным результатам обучения. Предметные результаты – это необходимая база, на которой формируются другие – личностные и метапредметные. Но эта база не должна быть самодостаточной – она должна обеспечивать развитие.

Метапредметные результаты. Современное познание требует не только фундаментализации, но и универсализации, вернее, сбалансированного сочетания фундаментализации и универсализации. Фундаментальность знаний и профессиональной компетентности нужна специалисту, деятельность которого сосредоточена на достаточно узком направлении.

Безусловно, фундаментализация обучения необходима в ВУЗе. Однако современный беспрерывно расширяющийся мир знаний требует их обобщения, получения на их основе знаний боле высокого уровня. Следовательно, в ВУЗе необходима и универсализация в обучении.

Ученик – это формируемая личностная система, познавательные интересы которой еще не окончательно определены. Поэтому ему в большей мере необходимы универсальные (метапредметные) знания и умения. Определенную степень фундаментализации предполагает профильное обучение. Тем не менее, наличие у субъекта обучения универ­сальных знаний всегда дает ему дополнительные возможности и выводит его на новый, более высокий, уровень познания. Он лучше ориентируется в образовательной области, адаптируется в образовательной сфере, имеет большие способности к получению и добыванию знаний, к личностному развитию и саморазвитию. Он имеет сравнительно большие возможности продуктивного познания мира, в том числе, самопознания.

Метапредметные результаты в Стандарте – это, прежде всего:

    межпредметные понятия, которые используются в различных предметах, специфически в них выражаясь, и по сути представляют собой понятийную категорию;

    универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникационные, также имеющие широкую (межпредметную) сферу применения;

    способность к самоорганизации и учебному взаимодействию (сотрудничеству);

    способность к применению своих знаний и умений.

Особая роль в формировании метапредметных результатов отводится образовательным предметам, содержание, методы которых имеют общеобразовательное значение - логика, язык (разговорный и формальный), информационные процессы и информационное взаимодействие, коммуникация (на уровне языка и информационных технологий). Эти предметы (математика, информатика, язык) становятся метапредметами, источниками межпредметных знаний и умений и занимают по ФГОС центральное место в образовании (обязательны для обучения).

Например . Общеобразовательные филологические (языковые) знания находят применение в информатике при изучении тем «Обозначение и кодирование информации», «Языки программирования» и др. При этом сами эти знания выводятся на новый метапредметный уровень - реализация прямой и обратной связи.

Замечание . Понятие метапредметности имеет и другое (не менее важное) значение: как описание области данного предмета, общее толкование его содержания. Это тоже необходимо: достижение метапредметных результатов предполагает наличие метапредметного описания и толкования. Иначе не смогут возникнуть метапредметные связи. В этом отношении математику, информатику, родной язык можно рассматривать как универсальные метаязыковые средства, одноименные предметы – как средства реализации их метаязыковых средств в других образовательных предметах.

Как видим, представление о метапредметности, выраженное в Стандарте, также концептуально совпадает с представлениями о ней в педагогической (научно-методической) среде. Реализация этих представлений позволит систематизировать образовательный процесс и его результаты (в единую систему результатов обучения), значительно увеличить потенциал межпредметной и метапредметной связи.

При этой реализации значительно возрастает роль образовательной среды, как области межсистемных (межпредметных) отношений, посредника, а значит, и активного участника этих отношений.

Личностные результаты. Обучение предлагается осуществлять в аспекте следующего:

формирование готовности ученика к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

Поэтому личностные результаты предполагают наличие сочетания социальных, духовных, интеллектуальных качеств:

    сформированность «гражданской идентичности, патриотизма», любви и готовности служить Отечеству, осознанной гражданско-правовой позиции, ответственности, активной позиции субъекта, «осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности»;

    сформированность мировоззрения в аспекте диалога культур, форм морали, искусства, религии; восприятие нравственных ценностей общества;

    «готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.), образованию и самообразованию в течение всей жизни».

Мы не стали воспроизводить здесь все требования ФГОС к личностным результатом обучения (они обширны – знак особого внимания к этим результатам):

    во-первых, они многоуровневые (для трёх ступеней образования);

    во-вторых, работа с первоисточниками всегда более ценная, чем с их изложением. Мы ограничились лишь отражением позиции ФГОС по данной проблеме, которая, как и предыдущие (по предметным и метапредметным результатам), выражает требования и тенденции развития современного образования, позицию передовой педагогики.

Непрерывность образования личности означает наличие ее способности к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Соответственно, главная задача обучения – научить учиться, сформировать основы культуры знания, познания, социальных и правовых отношений.

Готовность к самообразованию и самообучению, в свою очередь, означает наличие способности:

    к самоорганизации, самоуправлению, самоопределению, саморегулированию, к саморазвитию ;

    к самопознанию как духовной и интеллектуальной личности, идентификации своих интересов и потребностей, способностей и возможностей (потенциала).

Задача образовательной среды, ИОС – наполнить все эти требования и позиции содержанием, обеспечивающим:

    идентификацию и понятийное (семантическое, социокультурное, аспектное) толкование используемых терминов;

    формирование знаний и представлений о содержании соответствующих понятий;

    личное восприятие и «присвоение» учащимися основных общественных и общечеловеческих ценностей;

    формирование мотивированности и потребности учащихся к действию и взаимодействию в соответствии с этими ценностями.

Знания, умения, компетентности субъекта образования могут и, собственно, должны формироваться в предметном обучении как его результаты, в том числе, общеобразовательные. Что же касается субкультуры, личного саморазвития, то они формируются, развиваются, проявляются, главным образом, в процессах самостоятельного взаимодействия в среде и со средой, с образовательной средой, ИОС.

Четвертая особенность ФГОС. В Стандарте вводятся новые понятия «обязательные предметы», «предметы по выбор», «необязательные предметы»:

    «обязательные» – изучение в обязательном порядке;

    «по выбору» – выбор из определенного множества до определенного количества;

    «необязательные» – возможен выбор на основе «образовательных услуг». Термин «образовательные услуги» тоже новшество ФГОС, хотя такие услуги уже существуют в сфере образования, и в них имеется потребность.

В определенной мере новшество Стандарта позволяет разгрузить программу обучения (совокупное содержание изучаемых предметов) для каждого конкретного ученика при условии определения им (с помощью родителей и педагогов) оптимальную учебную нагрузку в парадигме предметы обязательные - предметы по выбору. Но он может переоценить свои силы, пойдя по линии «образовательных услуг». Может возникнуть проблема личной информационной безопасности ученика – перегрузка учебной деятельностью и информацией.

Очевидно, что, поскольку речь идёт о безопасности личной образовательной среды, то и проблема её безопасности относится к образовательной среде (от общей до личной). Выбор изучаемых предметов может быть личным делом. Однако безопасность личности - дело общественное.

Пятая особенность ФГОС заключается в достижении логической замкнутости требований. Условия образования многообразны, и достичь полной логической замкнутости требований к нему достаточно трудно. Однако в Стандарте делается серьезная попытка к достижению сбалансированности учебно-образовательных, информационных и учебно-методических требований, требований к ИОС, инфраструктуре, финансово-экономических, кадровых.

Согласно ФГОС каждое образовательное учреждение создает в соответствии с указанными в нем требованиями и структурой собственную Образовательную программу, содержащую целевой, содержательный и организационный разделы, систему оценки результатов.

    программу развития универсальных учебных действий (УУД);

    программу учебных предметов и курсов;

    программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Организационный раздел содержит учебный план и систему условий.

Очевидно, что система условий - это, прежде всего, условия образовательной среды, ИОС данного (каждого конкретного) образовательного учреждения, требования к их определению, организации, созданию, функционированию. Это же относится к каждому образовательному предмету.

Таким образом, каждое образовательное учреждение (школа), каждое предметное обучение согласно ФГОС, каждый учебный курс в данном учреждении должны разработать систематизированное описание, информационную модель, проект соответствующей ИОС в аспекте активного взаимодействия с ней, опоры на нее при достижении планируемых результатов.

Современное образование в мире – самый массовый вид деятельности людей. Образование становится главным делом жизни для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста, которые учатся на протяжении всей своей активной профессиональной деятельности.
Российское общество выдвигает совершенно определённый социальный заказ на подготовку специалистов. Этот заказ сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию».
Происходящие изменения в современном российском обществе, требуют адекватной модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения.
Состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе обучения. Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: "Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится". Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования. Его концепция диктует новые требования к личности учителя, как ключевой фигуре преобразовательной деятельности в сфере образования. В настоящее время значимые инновации в сфере организации, содержания и технологии педагогического образования не обеспечивают тот уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творчеству, принятию нестандартных решений, взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности в деятельности, который бы соответствовал процессу обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования. В обновленную систему образования должен прийти новый педагог, с новым типом мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

Актуальные вопросы введения ФГОС:

- Новые целевые ориентиры . Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат. Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы. Стандарт так же дает педагогу понимание результата, исходя из которого, он будет строить образовательный процесс.
-Технологичность деятельности . Педагог должен строить учебно воспитательную деятельность технологично, понимать логику и структуру данной деятельности. Ключевыми технологиям, призванными обеспечить достижение новых образовательных результатов, являются технология организации проектной деятельности обучающихся, технология проблемного (проблемно диалогического) обучения, информационно коммуникационные технологии, технология оценивания образовательных достижений. Сегодня педагог перестаёт быть носителем «объективного знания».

Его главной задачей становится мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиске способов их применения при решении различных проблемных задач. Тем самым, с одной стороны, у учеников появляется интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация, с другой – достигается истинное понимание материала учениками. Тот факт, что самостоятельно добытые знания отличаются особой прочностью, доказательств не требует.

-Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении . Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться»

- Организация контрольно-оценочной деятельности . Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности педагога. Эффективная оценочная деятельность предполагает наличие следующих компетентностей:

Умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);

Корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);

Формировать оценочную самостоятельность учащихся.

-Организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Российский психолог А.Н. Леонтьев говорил: "Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией".

В условиях модернизации системы образования главным ее двигателем по-прежнему остается педагог и, следовательно, повышение уровня его профессионализма является непременным условием этого процесса. Педагогическая профессия, хотя и является массовой, все-таки это особая массовая профессия. Повышается ее роль, а вместе с тем растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития.

Структуру профессионально важных педагогических качеств можно представить в следующем виде:
1. Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен

проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения. «Зрелая» профессиональная компетентность позволит осуществить смену позиции учителя с ведущей на сопровождающую.

2. Способности

Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог нечувствителен к потребностям и возможностям учащегося, к его самым сильным сторонам личности, деятельности, системы отношений, способностей. Такой педагог в процессе обучения не накапливает плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее» внушение.

Именно вследствие специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению продуктивных моделей достижения искомых результатов, способности человека выступают в качестве важнейшей предпосылки успешности педагогического труда.

Об уровне способностей можно судить по уровню результативности деятельности.

Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе.

3. Личностные качества

Современного педагога должны отличать нравственные и гражданские качества учителя как человека своего времени. Учителя должны понимать, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Вспомним семантику слова «образование» – передача образа. Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению.
Отсюда приоритетными следует признать не задачи передачи профессиональных знаний, но, прежде всего, воспитание духовно-ценностных, творческих отношений учителя к миру, умений взаимодействия с учащимися на гуманистических принципах как основы его нравственной культуры. Осуществить задачи нравственного воспитания молодежи может только нравственно воспитанный учитель. Такую задачу следует выделить в качестве приоритетной в системе профессиональной деятельности учителя в условиях общеобразовательного учреждения.

4 .Профессиональное самосознание - это свойства характера и интеллектуальные способности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации образования - профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала.

А вот как в сознании современного студента сформирован образ профессионального педагога:

Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации.

Это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет.

Профессиональный учитель- значит компетентный, желающий учить, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.

Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием, учить не только наукам, но и жизни, быть духовным наставником.

Нельзя не согласиться, что этот собирательный портрет учителя

профессионала глазами выпускников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время. Вспомним важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Пожелаю же всему учительству здоровых идей и здоровых детских душ!

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В каждом обществе явно или неявно всегда присутствуют представления об идеальном типе личности, отражающим набор личностных нормативных характеристик. Такой набор характеристик для ребенка всегда рассматривался и в контексте дошкольного образования. Однако акценты в нем расставлялись в зависимости от приоритетов общества в конкретный исторический момент, в зависимости от экономических, социальных и других условий, в которых живет общество. Приоритет школьного образования, главенствующий достаточно долгое время в системе образования, определял применение в дошкольных учреждениях тактик форсирования или ускорения темпов развития детей и прямую подгонку социально-педагогических приоритетов дошкольного образования к требованиям школы. Выход ФГОСов определил революционный поход к статусу, роли и задачам дошкольного образования. Оно становится важнейшим этапом государственного образования, не менее, а может и более значимым, чем школьный этап. Отрадно, что сегодня от формальных слов «дети - наше будущее» государство переходит к тому, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития, за который оно несет ответственность. ФГОС дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не с его унификацией. Он декларирует самоценность «проживания» детьми эпохи детства, его уникальность, важность создания благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Эти приоритеты и определяют выдвижение на первый план задачи, связанные, прежде всего, не с приобретением детьми школьных умений читать, считать и писать, а с формированием психологической стабильности, высокой самооценки, веры в свои силы и развитием социальных способностей. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образования. В этом смысле ФГОСы – это стандарт развития личности, его социализации, включающий в себя процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений с другими детьми и взрослыми, познания норм и правил социального взаимодействия, осознания себя в мире людей и окружающих предметов. Академик А.Г.Асмолов определил детство как самый стремительный период очеловечивания человека. Ведь именно на данном этапе происходит вхождение детей в мир людей и предметов через понимание и постижение ими непреходящих человеческих ценностей, которые важны и ценятся всем обществом, а не некоторым кругом людей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В основе формирования личности детей на протяжении всего дошкольного детства должна стоять идея обогащения их духовного мира, насыщение их жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями. Детский сад должен стать особым пространством для детей, особым микромиром, в котором создается «счастливая культурная социоситуация для детей» (А.Г.Асмолов). Их жизнь должна быть насыщена миром искусства, во всем его многообразии и богатстве. Оно духовно обогащает, развивает способность к эмпатии и децентрации, значение которых невозможно переоценить в рамках становления эмоциональной сферы, формирования нравственно-этических норм. ФГОСы решают задачу перенастройки системы образования в дошкольных учреждениях на «подстраивание» ее под ребенка, под особенности его личностного развития на конкретном этапе детства и расставляют приоритеты в эмоциональном, психическом и физическом развитии ребенка. Главная цель, которую ставят стандарты – это сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться. Стратегическая направленность стандартов на формирование личностных качеств тесно связана с установкой на индивидуализацию образования. И если ранее под ней понималось использование особого подхода к достижению детьми нормы развития, т.е. установленного оптимального уровня для конкретного возраста, то в рамках стандарта под индивидуализацией понимается наличие у каждого ребенка своего пути развития и следования ему на протяжении всего дошкольного детства. Это другая ценностная ориентация, которая и предполагает поддержку разнообразия детства, наличия множества программ, поддерживающих развитие ребенка в соответствии с его особенностями. Наверное, имеет место обсуждение возможности создания определенного маршрута развития для каждого ребенка, который будет учитывать особенности его нервно- психического, эмоционально-волевого, физического и интеллектуального развития и в соответствии с этим определять вектор и траекторию движения ребенка вперед. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки - поликуртурность, уважение к другим, развиваются эмоциональные и волевые реакции, воображение. Но говоря об этих важнейших характеристиках личности дошкольника необходимо отметить, что формирование их происходит, прежде всего, посредством игровой деятельности. Однако, говоря именно об этом виде деятельности, мы можем отметить снижение игровых умений у современных детей, которое, к сожалению, констатируют психологи и педагоги-практики: 60% современных дошкольников имеют низкий уровень игровых умений, 35% - средний и лишь 5% дошкольников показывают высокий уровень игровых умений. Наряду с маркетизацией Детства, установкой на выполнение запросов родителей по прямой подготовке к школе в виде «натаскивания» детей в учебных навыках, одним из важнейших факторов, влияющих на уход игры из детской практики является отсутствие игровой компетентности у воспитателя. «Школяризация» дошкольного образования почти полностью вытеснила игровую деятельность. Насыщенность дня мероприятиями учебного характера, искусственное уменьшение времени детей на самые элементарные нужды ограничивают детей в игровой деятельности. В связи с этим перед системой дошкольного образования становится проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров, понимающих важность и ценность приоритетов дошкольного образования – социализации, развития личностных качеств в видах деятельности, адекватных возрасту детей. Воспитатели должны овладеть искусством игры и в буквальном смысле слова проходить чуть ли не актерскую подготовку при работе с дошкольниками. Еще одна важная проблема игры – информационная акселерация современных дошкольников. Они живут в информационном мире, им дышат, им рождаются. Отсюда вытекают несколько проблем. Первая связана с риском возникновения дисбаланса между интеллектуальным и личностным развитием ребенка, который овладел информационными технологиями, но еще не достиг личностной зрелости. В результате технологии поглощают ребенка и уводят от реальности. Чем он взрослее, тем более сложными становятся игры и более серьезные последствия. Обычно такие ситуации можно наблюдать в семьях, где ребенок предоставлен сам себе, с ним мало общаются, ему недостаточно уделяют внимания. Поэтому одна из важнейших проблем личностного развития ребенка – формирование социальных навыков взаимодействия, которые заполнят пустоту общения и наряду с пользованием информационными технологиями не позволят ребенку оторваться от мира людей. И конечно тон в этой работе должны задавать педагоги образовательной системы. Они должны стать мастерами общения, психологами детской души. Другая проблема – это отставание воспитателей от информационной зрелости дошкольников, которое определяет непонимание педагогами современных детей. Программы подготовки и переподготовки будущих воспитателей должны учитывать и этот аспект. Развитие личности ребенка напрямую связано с тем, каким личностным ценностно-смысловым наполнением обладает сам педагог. Только педагог, обладающий профессиональной и личностной компетентностью воспитателя-профессионала, находясь в прямом контакте с ребенком способен выстроить согласно ситуации адекватную педагогическую позицию, организовать деятельность, которая направлена на моделирование и созидание нового. Поэтому стандарт определяет деятельность педагога как бесконечное профессиональное варьирование приемами, методами и технологиями для достижения персонализации образовательного процесса. Задача развития нового поколения воспитателей – это приоритет ФГОСов, напрямую связанный с развитием и формированием личности ребенка. ФГОС дошкольного образования – стандарты, которые определяют новый подход к пониманию Детства, как отрезка времени ценного для детей не подготовкой к школьной жизни, а тем, что они в нем живут. Они направляют всех нас на понимание самоценности Детства в координатах достоинства, а не в координатах получения. Академик А.Г.Асмолов по этому поводу сказал: «Самоценность периода Детства определяется постулатом – быть многим, а не обладать многим». Стать детям этим многим в рамках своего пути развития и помогают стандарты.

УДК 159.9:37.015.3

Н. А. Буравлева, Н. К. Грицкевич

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Рассматривается актуальность Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, анализируется один из основных компонентов универсальных учебных действий - личностное развитие школьника, его взаимосвязь с внутренней позицией ребенка.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, процесс обучения и воспитания, личностное развитие, универсальные учебные действия, внутренняя позиция школьника.

Изменения в российском обществе формируют новый социальный заказ на развитие человеческого потенциала страны, генерацию нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных отношений. В этой ситуации образование имеет важнейшее значение в решении общегосударственных задач, а также требует переосмысления с современных позиций целей и ценностей образования. Введенный в последние годы новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения призван модернизировать образование, преобразовать школу.

Главное предназначение нового стандарта -формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне условий и требований, направленных на достижение стратегической цели российского образования - воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих современными знаниями, навыками и компетенциями, воспитанного в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования. В новом стандарте сделан акцент на то, что процесс обучения неразрывно связан с воспитанием, развитием личности.

Как известно, ядром содержания образования является необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются ценностные ориентации обучающихся, картина мира и мировоззрение, трансформация идеалов, существующих в культуре, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности. Наряду с фундаментальным знанием багаж выпускника

современной школы немыслим без системы универсальных учебных действий, обеспечивающих его функциональную грамотность, умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В новом Федеральном государственном стандарте отмечается, что качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. Г. Ас-молова.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностносмысловых и операциональных характеристик. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками таких компонентов учебной деятельности, как познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) .

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации

и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

В соответствии с новым стандартом во многом меняется смысл самого понятия «образовательные результаты». Прежде всего, это «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные, или операциональные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки). Развитию мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности соответствуют планируемые результаты образования: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, ме-тапредметные - инструментальных, предметные -когнитивных .

Современное образовательное учреждение работает в соответствии с основной образовательной программой, то есть программой деятельности образовательного учреждения по достижению планируемых образовательных результатов. Она включает в себя не только примерные программы по отдельным учебным предметам, но и программу воспитания и социализации школьников, программу формирования универсальных учебных действий, систему оценивания учебных достижений, принятую школой, ее учебный план, внеурочную образовательную деятельность и др. .

В любой образовательной программе мотивационно-ценностный момент, как момент структуры программы, должен быть ведущим. Этот мотивационно-ценностный план должен пронизывать любые программы. При выделении мотивационноценностного пласта необходимо ориентироваться на один из ключевых вопросов: ради чего делается образовательная программа. В новом стандарте принципиально по-новому формулируется главная задача школы: не просто очертить определенный круг предметных знаний и обеспечить его освоение на минимально допустимом уровне, а воспитать успешного гражданина своей страны. Именно поэтому образование в нем рассматривается как важнейшая социальная деятельность общества, как главенствующий ресурс его социокультурной модернизации, обеспечивающий формирование:

Российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;

Идеалов и ценностей российского гражданского общества: справедливости, свободы, межнационального мира, семейных традиций;

Консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе повышения гражданской ответственности,

Взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;

Национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;

Конкурентоспособности личности, общества и государства;

Ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.

Исходя из этого, под объектом модернизации в новом стандарте понимается не только сфера образования (как отрасль одного из секторов экономики), не только образовательная среда (как комплекс образовательных ресурсов и технологий), а образовательное пространство как совокупность институтов социализации (образование, семья, конфессия, средства массовой информации), определяющих процесс духовно-нравственного становления нового поколения страны.

Образовательное пространство должно обеспечивать достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, учитывать специфику возрастного развития обучающихся на данной ступени образования .

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Как отмечает А. Г. Асмолов, задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией. Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания, поэтому можно утверждать, что уровень сформиро-ванности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. Учебная деятель-

ность - это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс .

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

Смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативновозрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Критериями оценки сформи-рованности универсальных учебных действий учащихся является соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям, а также соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность. Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, особенностей их функционирования позволяет установить их

взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяются его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

В ходе реализации нового ФГОС актуальным становится формирование внутренней позиции (ВП) обучающегося. Введенное Л. И. Божович понятие «внутренняя позиция» обозначает активное, имеющее внутреннюю детерминацию отношение школьника к учению, когда поведение ребенка перестает быть ситуативным, когда у него появляется устойчивое соподчинение мотивов и он впервые становится способен к осознанию своего отношения к жизненной ситуации. Ребенок со сформированной ВП школьника имеет позитивный настрой по отношению к школе. Внутренняя позиция включает в себя не только мотивационный, но также эмоциональный и рефлексивный компоненты. Феноменологически эти компоненты предстают перед человеком в нерасторжимом единстве .

Субъективный аспект социальной ситуации развития - внутренняя позиция ребенка - обозначает совокупные характеристики той системы внутренних факторов, которая преломляет и опосредствует воздействия среды, определяя формирование у ребенка основных психологических новообразований в этом возрасте. Фактического изменения социальной позиции ребенка недостаточно для изменения направленности и содержания его развития. Для этого необходимо, чтобы эта новая позиция была принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Только благодаря этому становится возможной реализация потенциала развития субъекта . Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни .

Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности, характеризующее сформированность внутренней позиции школьника, исследовали такие ученые, как М. Р. Гинзбург, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Т. А. Нежнова, К. Н. Поливанова, Д. Б. Эльконин. Во многих исследованиях была выявлена сложная динамика формирования внутренней позиции школьника, которая находит отражение в мотивационно-смысловой сфере и в отношении к школьным предметам. Непринятие но-

вого социального статуса и роли ученика, незрелость школьной мотивации, двойственное, а в некоторых случаях негативное отношение ребенка к школе значительно осложняют ход нормативного возрастного развития в школьном возрасте и адаптацию к школе .

Применение понятия «внутренняя позиция» играет важную роль при анализе развития личности в ходе образовательного процесса. Оно соотносится с такими понятиями, характеризующими особенности личности, как система ценностей, смыслов, развитие временной перспективы.

Известно, что понятие ценностей рассматривается обычно в связи с мотивационной сферой личности. Мотивирующее действие ценностей не ограничивается конкретной деятельностью или конкретной ситуацией; они соотносимы с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности. По мнению Д. А. Леонтьева, ценности представляют собой аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными с актуальным напряжением. В общении с окружением ребенок усваивает некоторые представления, имеющие ценностный характер и являющиеся культурными стандартами. К ним относится представление о ценности получения образования. Ценность школьного образования входит в структуру внутренней позиции школьника, но не исчерпывает всего ее содержания. Аналогично в структуру любой ВП входят ценностные представления, но лишь как аспект мотивов, составляющих содержание внутренней позиции.

Для соотнесения понятия ВП с понятием смысла необходимо вспомнить, что в культурно-исторической и деятельностной психологии личность понимается «как психологическое образование, как регуляторная система, которая конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам». Эту систему функций осуществляет главная, конституирующая

подструктура личности - ее смысловая сфера. Смысловую сферу личности Д. А. Леонтьев определяет как особым образом организованную совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах .

Внутренняя позиция школьника может рассматриваться как итог саморазвития ребенка в дошкольном детстве. Она же выступает как предпосылка саморазвития в младшем школьном возрасте, поскольку становится основой для формирования субъектности школьника, «превращения ученика в учащегося» .

Анализируя содержание нового Федерального государственного стандарта, можно увидеть, что системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. В нем личность рассматривается как системная целостность, для которой развитие - основной способ существования. В основе образовательной программы современного образовательного учреждения должен быть заложен принцип непрерывности развития и зависимости развития личности от меры ее собственной активности .

В государственном образовательном стандарте нового поколения делается акцент на такие характеристики личностного развития обучающихся, как самоопределение, развитие Я-концепции и самооценки личности, идентичности личности, формирование картины мира, ценностных ориентиров, рефлексивности, саморегуляции, смыслоо-бразования .

Новый стандарт призван обеспечить в рамках воспитательно-образовательного процесса достижение баланса интересов личности, общества и государства. Он призван решать такие актуальные психолого-педагогические проблемы, как усиление практической направленности обучения, снятие перегрузки школьников, обеспечение личност-но ориентированного характера образования, формирование позитивной мотивации учения, развитие самостоятельности, умения выбирать и отвечать за свой выбор, развитие интересов, склонностей и способностей детей .

^исок литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Ас-молова. М.: Просвещение, 2011. 247 с.

2. Кузнецов А. А. Разработка федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2009. № 4. С. 3-10.

3. Буравлева Н. А. Понятие «духовность» в современной психологии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 12. С. 189-193.

4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 368 с.

6. Грицкевич Н. К., Грицкевич Ю. Н. Учет адаптивного потенциала ребенка при определении готовности к школе и успеваемости // Материалы XI Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». Т. 3. Педагогика, психология, физическая культура и спорт. Ч. 1 Томск: изд-во ТГПУ, 2007. С. 28-34.

7. Лубовский Д. В. Понятие внутренней позиции и непрерывность развития на протяжении жизненного пути // Мир психологии. 2012. № 2. С. 128-138.

8. Яхонтов С. В., Грицкевич Н. К., Янковская И. В., Шалагина Л. Ш. Особенности адаптации функционально ослабленных детей к учебному процессу // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2003. Вып. 3 (35). С. 100-104.

9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.

10. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 346 с.

11. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Просвещение, 2000. С. 27-42.

12. Овчинникова Ю. В., Гычев А. В., Грицкевич Н. К. Психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 6 (121). С. 183-189.

13. Волошина Л. В. Духовность: вопросы, суждения, мнения // Научно-педагогическое обозрение ТГПУ. 2013. Вып. 1. С. 40-45.

Буравлева Н. А., кандидат психологических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Грицкевич Н. К., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психолого-педагогического образования. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634041.

Материал поступил в редакцию 02.09.2013.

N. A. Buravljova, N. K. Gritskevich

PERSONALITY DEVELOPMENT OF PUPILS IN THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL

STANDARD OF THE NEW GENERATION

The article discusses the relevance of the Federal State Educational Standard of the new generation; analyzes one of the main components of universal educational activities: personal development of pupils and its relationship with the pupil’s internal position.

Key words: Federal State Educational Standard, the process of training and education, personal development, universal learning activities, the pupil s internal position.

1. How to design universal learning activities in elementary school. From thought to action: A guide for teachers / edited. AG Asmolova. Moscow, Education Publ., 2011. 247 p. (in Russian).

2. Kuznetsov A. Development of the Federal government standards for general education. Pedagogy, 2009, no. 4, pp. 3-10 (in Russian).

3. Buravleva N. A. The concept «Spirituality» in modern psychology. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, vol. 12, pp. 189-193 (in Russian).

4. Asmolov A. G. System- active approach to the development of a new generation of standards. Pedagogy, 2009, no. 4, pp. 18-22 (in Russian).

5. Bozhovich L. I. Issues of identity formation. Moscow, SAG Publ.; Voronezh, NGO Modek Publ., 1995, 368 p. (in Russian).

6. Gritskevich N. K., Gritskevich U. N. The accounting of adaptive potential of the child at determination of readiness for school and progress / Collection of works of XI All-Russian conference of students, post-graduate students and young scientists “Science and education”. Part 3 Pedagogics, psychology, physical culture and sport. Part 1 Tomsk, TSPU Publ., 2007, pp. 28-34 (in Russian).

7. Lubovsky D. The concept of internal position and continuity of development over the life course // The world of psychology, 2012, no. 2, pp. 128-138 (in Russian).

8. Yakhontov S. V., Gritskevich N. K., Yankovskaya I. V., Shalagina L. Sh. Peculiarities of functionally weakened children’s adaptation to educational process. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2003, vol. 3 (35), pp. 100-104 (in Russian).

9. Leont’ev D. A. Psychology of meaning: the nature, structure and dynamics of the sense of reality. Moscow, Smysl Publ., 2007. 511 p. (in Russian).

10. Elkonin D. B. Mental development in childhood. Moscow, SAG Publ.; Voronezh, NGO Modek Publ., 1995. 346 p. (in Russian).

11. Antsyferova L. I. Psychological phenomenon of the subject content and the boundaries of the subject- active approach // The problem of the subject in the science of psychology. Moscow, Education Publ., 2000, pp. 27-42. (in Russian).

12. Ovchinnikova U. V., Gychev A. V., Gritskevich N. K. Psychological and pedagogical means for development of creative abilities of adolescents at institutions of extended education for children. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol. 56 (121), pp. 183-189 (in Russian).

13. Voloshina L. V. Spirituality: issues, judgments, opinions. Tomsk State Pedagogical University Scientific and pedagogical review of TSPU, 2013, no. 1, pp. 40-45 (in Russian).

Buravljova N. A.

E-mail: [email protected]

Gritskevich N. K.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russia, 634041.

E-mail: [email protected]

Усманова Римма Александровна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Актанышской средней школы №2 с углублённым изучением отдельных предметов

И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Л.Н.Толстой.

В российском образовании систематически происходят инновационные процессы. На этот раз активно входит в нашу жизнь ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Тщательно изучая новые стандарты, анализируя материалы с высоты жизненного и профессионального опыта и работая по ним с 20142015 учебного года, я прихожу к мысли: ФГОС Ф ундамент Г осударственного О бразования – С оциализация.

Что это, как и почему мы, педагоги и родители, должны сообща выполнять социальный заказ современного гражданского общества. Об этом и хотелось бы поговорить с вами, уважаемые родители!

Едва ли кто сегодня задаётся вопросом, зачем нужны образовательные стандарты второго поколения. Необходимость ФГОС очевидна, так как основной его целью является обучение, развитие и воспитание обучающихся, отвечающих запросам нашего государства, – социализация поколения. Воспитание личности рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание благоприятных условий для развития фундаментальных ценностей, оказание помощи детям в жизненном самоопределении, социальной адаптации, в гражданском, нравственном и профессиональном становлении. Неслучайно в Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, которая входит в ФГОС, конкретно сформулирован идеал современного человека – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях народов России».

Для формирования такого идеала в новых стандартах предлагается системно-деятельностный подход. Так же, как и вы, родители, изо дня в день организуете своих детей к различной деятельности, учите их премудростям жизни, показывая на собственном примере, на опыте, на практике, так и ФГОС предполагает активное применение знаний в практических, жизненных ситуациях. Именно поэтому новый стандарт из чистых добываний знаний, умений и навыков (ЗУН) переходит к формированию универсальных учебных действий (УУД). Важна, в первую очередь, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения и развития изменения, а не сумма знаний, накопленная за школьные годы. Одним словом, главная идея системно-деятельностного подхода в образовании – сотрудничество, сотворчество и содружество ученика, учителя и родителей, их совместная деятельность на высокие результаты, на готовность детей к продолжению образования и к самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях (это является особо актуальным и значимым для сельских школьников). Именно эти идеи легли в основу моей авторской образовательно-воспитательной программы «Ступени развития личности. Творчество. Интеллект. Успешность», реализуемой в сельской школе с 2007 года.

Уважаемые родители! Несмотря на то, что в рамках введения ФГОС впервые в истории отечественной системы образования включается в стандарты воспитательный компонент, именно в семье мы видим неисчерпаемый воспитательный потенциал и возлагаем на неё огромные надежды при реализации ФГОС. Семья является уникальным посредником между индивидуумом и государством, мощным транслятором нравственно-этических, культурных ценностей от поколения к поколению, семейных и национальных традиций. Вы, родители, – наши первые друзья и помощники, надёжные воспитатели, поэтому наша совместная работа строится на принципах взаимопомощи, содействия и взаимопонимания. Знакомя вас с новыми требованиями к воспитанию в условиях ФГОС, хочется раскрыть некоторые целевые ориентиры воспитания детей и напомнить вам прописные истины.

1. «Ребёнок учится всему, что видит у себя в дому. Родители – пример ему», – поэтические строки немецкого учёного и писателя XIV века Себастьяна Брандта остаются актуальными и в XXI веке. Очень важны для ребенка модели родительского поведения: став взрослыми, дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье его родителей. Подумайте, родители, правильно ли Вы расставили приоритеты в своей жизни! Старайтесь жить достойно и образцово!

2. Семья – основной источник жизненного, социального опыта. В этом отношении условия сельской местности ограничены, поэтому повышается ответственность родителей в социализации ребёнка. Кроме организованной внеурочной деятельности в школе, вне школы продолжайте расширять запас детских знаний и их кругозор в соответствии с их потребностями и интересами через дополнительные кружки, секции, посещение культурно-исторических мест, увлечение научными познаниями, поиск интересных информаций, открытий. Кроме того, с детьми важно много беседовать, беседовать на самые разные темы, ибо общение позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, установки, нормы. Помните: дети, жизненный опыт которых включает широкий набор различных ситуаций и разносторонних взаимодействий, встреч, лучше других ребят адаптируются в новой обстановке и положительно реагируют на происходящие вокруг перемены.

3. Дорогие родители! Будьте со своими детьми всегда вместе, несмотря на нехватку времени, делайте всё сообща. Не бойтесь брать вашего ребёнка с собой везде, где только можно, посещать с ним различные мероприятия, организовывать семейные праздники, поездки, познавательные экскурсии в музеи и театры, города и страны. Вместе работайте в своём хозяйстве, на своём участке земли, вместе решайте семейные дела и вместе отдыхайте! Лучший способ научить ребенка чувствовать себя счастливым и в будущем жить счастливо – это начать делать всё вместе с ним.

4. Семья – решающее звено в формировании здорового и безопасного образа жизни ребёнка. Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания: на равных находятся физическое, нравственное, эстетическое развитие и эмоционально-психическое состояние своего ребенка. Проявляйте постоянное внимание к ребёнку, проживайте с ним и общие радости, и горести, и тревоги. Успокаивайте, подбадривайте и мотивируйте на успех! Почаще решайте ситуативные «задачи». Учите детей управлять собой в зависимости от ситуации и развивайте навыки правильного и разумного поведения в повседневной реальной жизни.

Уважаемые родители! Мы, школа, педагоги, крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок стал настоящим Человеком, высоконравственной и конкурентоспособной личностью, и предлагаем вам сотрудничество в воспитании нашего ребёнка. У нас с вами большой потенциал, хорошие резервы и, самое главное, прекрасные дети. Если каждый из нас, будь то родитель, ученик, педагог, внесёт определённую лепту в продвижение государственной идеи социализации современного поколения, нас ждёт здоровое и успешное будущее! Утвердительны и справедливы слова известного политика Б.Франклин: «Инвестиции в знания всегда дают хорошие проценты!»