Правда Сони Мармеладовой. История жизни, судьба и милосердие героини романа "Преступление и наказание" Сони Мармеладовой. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского - роман о русском капитализме Вопрос для обсуждения

Раскольников Родион Романович - бедный и униженный студент, главный персонаж романа "Преступление и наказание". Автором произведения является Достоевский Федор Михайлович. Для психологического противовеса теории Родиона Романовича писателем был создан образ Сони Мармеладовой. Оба персонажа находятся в юном возрасте. Раскольников и Соня Мармеладова, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией, не знают, что делать дальше.

Образ Раскольникова

В начале повествования читатель замечает неадекватное поведение Раскольникова. Герой все время нервничает, его - постоянная тревога, а поведение кажется подозрительным. В ходе событий можно понять, что Родион - человек, который одержим своей идеей. Все его мысли - о том, что люди делятся на два типа. Первый тип - это "высшее" общество, также сюда он относит и свою личность. А второй тип - это "твари дрожащие". Впервые данную теорию он печатает в газетной статье, которая называется "О преступлении". Из статьи становится понятно, что "высшие" имеют право не обращать внимания на нравственные законы и уничтожать "тварей дрожащих" для достижения своих личных целей. По описанию Раскольникова, эти бедные люди нуждаются в библейских заповедях и моралях. Новыми законодателями, которые будут управлять можно считать "высших", Бонапарт является примером для таких законодателей. Но сам Раскольников по пути к "высшим" совершает поступки совсем другого уровня, даже не замечая этого.

История жизни Сони Мармеладовой

О героине читатель узнает из рассказа ее отца, который был адресован Родиону Романовичу. Мармеладов Семен Захарович - алкоголик, живет с женой (Катерина Ивановна), имеет трех маленьких детей. Жена с детьми голодают, Соня приходится Мармеладову дочерью от первой жены, снимает квартиру "по Семен Захарович рассказывает Раскольникову о том, что дочь пошла на такую жизнь из-за мачехи, которая упрекала ее в том, что она "пьет, ест и теплом пользуется", то есть дармоедка. Вот так живет семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой в том, что сама по себе она безответная девушка, не держит зла, "из кожи вон лезет", чтобы помочь больной мачехе и голодным сводным братьям и сестрам, не говоря уже о родном отце, который болен алкоголизмом. Семен Захарович делится своими воспоминаниями о том, как он нашел и потерял работу, как пропил мундир, который дочь купила на свои заработанные деньги, и как у него хватает совести просить у дочери денег "на похмелье". Соня отдавала ему последнее, никогда не упрекнув в этом.

Трагедия героини

Судьба схожа во многом с положением Родиона. Они играют в обществе одинаковую роль. Родион Романович живет на чердаке в убогой комнатушке. Как автор видит эту комнату: клетка маленького размера, приблизительно в 6 шагов, имеет нищий вид. Высокий человек чувствует себя в такой комнате дискомфортно. Раскольников настолько нищ, что дальше уже невозможно, но к удивлению читателя чувствует он себя хорошо, его дух не упал. Та же бедность заставила Соню идти на улицу для того, чтобы заработать деньги. Девушка несчастна. Ее судьба жестока к ней. Но моральный дух героини не сломлен. Напротив, в, казалось бы, нечеловеческих условиях Соня Мармеладова находит единственный достойный человека выход. Она выбирает путь религии и самопожертвования. Автор показывает нам героиню как человека, способного проникнуться чужой болью и страданием, будучи при этом несчастным. Девушка может не только понять другого, но и направить на верный путь, простить, принять чужое страдание. Так, мы видим, как героиня проявляет жалость к Катерине Ивановне, называет ее "справедливой, ребенком", несчастной. Соня спасает ее детей, потом жалеет умирающего отца. Эта, как и прочие сцены, внушают и сочувствие, и уважение к девушке. И совсем не удивительно, что потом свои душевные муки Родион разделит именно с Софьей.

Раскольников и Соня Мармеладова

Свою тайну Родион решил поведать именно Софье, но не Порфирию Петровичу. Она, по его мнению, была, как никто другой, способна рассудить его по совести. При этом ее мнение будет существенно отличаться от суда Порфирия. Раскольников, несмотря на свое злодеяние, жаждал человеческого понимания, любви, чуткости. Он хотел увидеть тот "высший свет", который способен вывести его из тьмы, поддержать. Надежды Раскольникова на понимание со стороны Софьи оправдались. Родион Романович не может идти на контакт с людьми. Ему начинает казаться, что все над ним издеваются и знают, что это сделал именно он. Прямо противоположна его видению правда Сони Мармеладовой. Девушка выступает за гуманность, человеколюбие, всепрощение. Узнав о его преступлении, она не отвергает его, а наоборот, обнимает, целует и говорит в беспамятстве о том, что "нет в мире никого беспощаднее теперь".

Реальная жизнь

Несмотря на все это, периодически Родион Романович возвращается на землю и замечает все, что происходит в реальном мире. В один из таких дней он становится свидетелем того, как пьяного чиновника Семена Мармеладова сбивает лошадь. Во время последних его слов автор впервые описывает Софью Семеновну. Соня была роста небольшого, ей было около восемнадцати. Девушка была худенькая, но хороша собой, блондинка, с привлекательными голубыми глазами. На место несчастного случая приходит Соня. на ее коленях. Она посылает младшую сестру узнать, где живет Раскольников, чтобы вернуть ему деньги, которые он отдал на похороны отца. Спустя время Софья идет к Родиону Романовичу, чтобы пригласить на поминки. Так она проявляет ему свою благодарность.

Поминки отца

На мероприятии возникает скандал на почве того, что Соню обвиняют в краже. Все решилось мирным путем, но Катерину Ивановну вместе с детьми выселяют из квартиры. Теперь все обречены на смерть. Раскольников пытается узнать у Софьи, будь ее воля, смогла бы она убить Лужина, человека, который несправедливо оклеветал ее, сказав, что она воровка. На этот вопрос Софья дала философский ответ. Родион Романович находит в Соне что-то родное, наверное, то, что их обоих отвергли.

Он пытается увидеть в ней понимание, ведь его теория является неправильной. Теперь Родион готов на самоуничтожение, а Соня - "дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала". Софья Семеновна полагается на свой нравственный ориентир, который для нее является важным и четким - это мудрость, которая описана в Библии как очистительные страдания. Раскольников, конечно, поделился с Мармеладовой рассказом о своем поступке, слушая его, она от него не отвернулась. Здесь правда Сони Мармеладовой - в проявлении чувства жалости, сочувствия Родиону. Героиня убеждала его пойти и покаяться в том, что он сделал, опираясь на притчу, которую изучала в Библии о воскрешении Лазаря. Соня соглашается на то, чтобы разделить с Родионом Романовичем тяжелые будни каторжной жизни. Так не только проявляется милосердие Сони Мармеладовой. Делает она это ради того, чтобы очиститься, поскольку считает, что нарушает библейские заповеди.

Что объединяет Софью с Родионом

Чем можно охарактеризовать Мармеладову и Раскольникова одновременно? Например, каторжники, которые отбывают срок в одной камере с Родионом Романовичем, обожают Соню, которая регулярно его посещает, но с презрением относятся к нему. Раскольникова хотят убить и постоянно подшучивают над ним, что не царское это дело "топор за пазухой носить". Софья Семеновна еще с детства имеет свои представления о людях и на протяжении всей жизни придерживается их. Она никогда не смотрит на людей свысока, имеет к ним уважение и сожаление.

Вывод

Хотелось бы сделать заключение, исходя из взаимных отношений главных персонажей романа. Какое значение имела правда Сони Мармеладовой? Если бы на пути Родиона Романовича не появилась Софья Семеновна со своими жизненными ценностями и идеалами, то его закончился бы очень скоро в мучительных муках самоуничтожения. Вот в чем правда Сони Мармеладовой. За счет такой завязки в середине романа автор имеет возможность логически завершить образы главных героев. Два разных взгляда и два анализа одной и той же ситуации придают роману убедительность. Правда Сони Мармеладовой противопоставлена теории Родиона и его мировоззрению. Известный русский писатель смог вдохнуть жизнь в главных персонажей и благополучно разрешить все самое худшее, что происходило в их жизни. Такая завершенность романа ставит "Преступление и Наказание" рядом с самыми великими произведениями, которые есть в списке мировой литературы. Каждый школьник, каждый студент должен прочесть этот роман.

Роман «Преступление и наказание» вышел в 1866 году. Это время было во многом переломным. Передовая интеллигенция, ожидавшая после реформы 1861 года возрождения России, была глубоко потрясена и разочарована. Еще больше обострились социальные противоречия, нагляднее стала несправедливость общественного устройства. Достоевский сумел укрупнить трагедию героя и в ней, как в капле воды, отразить целый мир нового общественного строя — капитализма. Главного героя романа волновали близкие всем и вместе с тем трудно разрешимые вопросы: почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить этот порядок? Кто такой человек? Тварь дрожащая или владыка мира, «право имеющий» переступить моральные устои? Не могущий ничего или все могущий, презревший людские законы и творящий свои — так пытается разделить Раскольников весь род человеческий.

Достоевский изображает российскую столицу в пору стремительного развития капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предприятий. Город в романе — не просто фон, он своеобразное «действующее лицо» — он душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.

Достоевский ведет нас туда, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в грязные и вонючие Дворы-колодцы, лестницы здесь узенькие, крутые, в помоях. Комнаты рисуются в полутьме. Говоря о социальном положении Раскольникова, автор показывает его «каморку». Достоевский пишет, что Раскольников «задавлен бедностью». Можно ли сказать с большей точностью и образностью? Или: «изуродован нищетой», «удрученный бедностью». К сожалению, многие люди и сегодня знают, что стоит за этими словами.

Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. «Понимаете ли вы, милостивый сударь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, полубезумный, он тем не менее ясно понимает ужас и безвыходность своего положения. Мармеладов казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, что младшие дети голодны и раздеты, а старшая дочь Соня вынуждена продавать себя. Свою исповедь Мармеладов произносит торжественными словами: «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!». Таким, как семья Мармеладовых, некуда идти, неоткуда ждать помощи. Подобные потрясения ждут Раскольникова на каждом шагу. И, подобно Мармеладову, он сознает, что виноват перед матерью и сестрой неискупимо. Ведь мать шлет ему последние копейки, а сестра идет ради него на жертву: решается стать женой омерзительного Лужина...

Как грустно, что такие безвыходные периоды и жизненные тупики повторяются в нашей жизни! О положении бедных людей начала XXI столетия, по-моему, следует и должно говорить с такой же болью, как это делал Ф. М. Достоевский. То ли Ф. М. Достоевский один на всех, то ли удобнее не видеть, не замечать, как у людей уходит надежда на нормальную человеческую жизнь?..

Ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Вот он пытается спасти кем-то опозоренную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу который охотится за ней. И вдруг осознает, что все это бесполезно. Его пронзает мысль о множестве подобных историй, ставших неизбежностью петербургской жизни, о детях, лишенных детства, исковерканных юных душах, о будущем человечестве, которое калечат и развращают сегодня. Раскольников понимает: страдальцы и страдающие бессильны, а мерзавцы хищники добиваются своего, весь бесчеловечный порядок жизни им благоприятствует.

Таков мир, где мечется в поисках выхода изнемогающее сознание Раскольникова. Этот мир так бесчеловечно устроен, что кажется иногда бредом безумца. Не случайно последнее испытанное им перед преступлением потрясение — это сон. Герой видит себя ребенком лет семи и его глазами смотрит, как пьяный, краснорожий парень под хохот толпы забивает насмерть маленькую, тощую крестьянскую клячонку. Мы встречались с похожей сценой в стихотворении Н. А. Некрасова «О погоде» (1859). Достоевский идет за Некрасовым в изображении торжествующего насилия и безропотного страдания.

Раскольников — человек, воспринимающий чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с Мармеладовым, но изменить такими мерами ничего нельзя. Именно в эту пору Некрасов писал: Материал с сайта

Надрывается сердце от муки, Плохо верится в силу добра, Слыша в мире царящие звуки Барабанов, цепей, топора...

Развитие капиталистических отношений приводит к росту благосостояния верхов и к обнищанию масс населения. Все это заставляет честных людей искать пути преобразования общества. Раскольников пытается найти неопровержимое доказательство справедливости убийства «по совести». Чудовищная по своей сути теория, но поймет это Раскольников не скоро и ценой больших страданий. Какие омерзительные типы появляются в обществе вседозволенности — Лужин и Свидригайлов! Получается чудовищное противоречие: Раскольников хочет защитить «униженных и оскорбленных» от лужиных и свидригайловых, но ложная теория, которую он исповедует, сближает его с этими преступниками.

Великий писатель предостерегает нас: если верить, что человечество навсегда разделено на властелинов и покорных власти, то для угнетенных и страждущих выхода поистине нет. На их покорности, на их здоровье, крови, костях, к сожалению, всегда будут утверждать свою власть «наполеоны» всех мастей и масштабов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • где живут герои достоевского?
  • преступление и наказание исповедь мармеладова
  • где живут герои в романе преступление и наказание

Предыдущая часть:

Раскольников
Место действия - Санкт-Петербург, лето 1866 года.


Наш главный герой: Раскольников Родион Романович - студент юридического факультета, несколько месяцев назад бросил учёбу за отсутствием денег. Проживает в очень маленькой каморке, у хозяйки, которой он давно не платил, и должен был денег.


Родион замечательно хорош собой, высок, строен, но одет почти в лохмотьях и не ел уже второй день. Он вышел в жаркий пыльный каменный мешок Петербурга, в отвратительный ему квартал, полный распивочных и пьяниц.


Последний месяц у него не выходит из головы мысль о преступлении.


Он задумал страшное дело - убийство и ограбление старухи-проценщицы, род деятельности которой состоит в том, чтобы ссуждать какую-то сумму денег под залог различных вещей ювелирной природы на несколько месяцев. И каждый месяц брать 10% за хранение. А когда срок выходил, или проценты не платили, то заложенную вещь старуха продавала.


Родион свои мысли об убийстве называет фантазиями и не верит, что он решиться на это, хотя он продумывает каждую деталь, и вот сейчас он шел именно к ней, к старухе, для последней проверки.


Месяц назад он принёс старухе серебряное кольцо, а сегодня принёс ей серебряные часы, за которые она дает лишь полтора рубля, что взбешивает Родиона. Мало того, учитывая уплоченные проценты выходит лишь рубль пятнадцать копеек. Он внимательно следил за тем, как и откуда старуха достает ключи, слушал, что она открывала в соседней комнате и запоминал.


После денежных расчетов и недолгого размышления, Родион говорит старухе, что скоро принесет ей в залог серебряную папиросочницу, с тем и уходит.


Раскольников вышел от старухи восклицая про себя, что его задумка пакостна, гадка и он сожалел, что раздумывал о ней целый месяц. Он решил от неё отказаться.


Раскольников беден. Он уже целый месяц вынашивает планы убийства. Неужели лишь по причине бедности? При встрече со старухой, когда его "фантазия" вдруг встретилась с реальностью, Раскольников характеризует это как пакостное, гадкое деяние, и решает отказаться от задуманного.


Рассказ Мармеладова


Идя домой, Раскольников заходит в распивочную, купить себе стакан холодного пива да сухарь. Строго говоря в распивочную он входит впервые. Хотя обычно он избегал общества людей, он вдруг заинтересовался одним гостем распивочной, и тот, в свою очередь заинтересовался им.


Это был Мармеладов. Его суть сводилась к тому, что он был пьяница. Мармеладов отставной чиновник, лет пятидесяти, плотного сложения, с большой лысиной. В глазах его мелькала некая восторженность, пожалуй были осмысленность и ум, но также и толика безумия. На окружающих а распивочной он глядел со скукой и долей пренебрежения, но на Раскольникова он глядел с большим интересом, к которому и обратился с такой витиеватой речью:


А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Ибо хотя вы и не в значительном виде, но опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного. Сам всегда уважал образованность, соединенную с сердечными чувствами, и, кроме того, состою титулярным советником. Мармеладов -- такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?


Мармеладов рассказал свою историю. Что пьет он не веселья ради, а только для скорби, для желания страдания.


Месяц назад его супругу избил Лебезятников, а он лежал пьяный. Он уже пятую ночь ночевал (бомжевал) на Неве, на сенных барках. Что дочь его живет по Желтому билету (паспорт проститутки с отметками докторов и полицмейстера)


Мармеладов себя считает свиньей, подлецом. Рассказал про супругу свою - Катерину Ивановну, дочь штабного офицера, образованную и воспитанную. С детства грудью слабой и наклонной к чахотке(туберкулезу), и что он пропил её чулки, не башмаки даже - чулки. Косынку из козьего пуха пропил (и она в эту зиму простудилась и кашлять стала уже кровью)


Что живут с ними также трое маленьких детей от первого брака Катерины Ивановны, а также уже взрослая дочь от первого брака Мармеладова.


Супруга воспитывалась в благородном дворянском институте. Дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. Оттого и господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить, и когда прибил ее за то Лебезятников, то не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла.


Что первый муж Катерины Ивановны был пехотный офицер, которого любила та чрезмерно. Но тот пустился в карты, попал под суд и с тем и помер. И хотя под конец бивал он её, и она ему это не спускала, но до сих пор вспоминает его со слезами. После его смерти она оказалась в такой беспросветной нищете, что образованная и воспитанная, и фамилии известной вышла за него, за Мармеладова, замуж ибо идти более было некуда.


Что первое время он не пил, а как потерял место, да не по своей вине, а по изменению штатов, то и запил. И после долгих бедствий и странствий полтора года назад они очутились в Петербурге, где он достал место, и потерял уже по своей вине, ибо дошел до черты.


Рассказывал про свою дочь Сонечку, кроткое, безответное создание с бледненьким худеньким лицом. Мармеладов утверждает, что честная девушка, без особых талантов не покладая рук, стиркой, мойкой да шитьем, заработает не более 15 копеек в день.


И вот как-то Катерина Ивановна, дама хотя и преисполненая великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, однажды ходя по комнате и ломая руки, да с красными пятнами на щеках от болезни воскликнула: "Живешь, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь и теплом пользуешься" [Мармеладов комментирует: а что там ешь и пьешь, когда и ребятишки по три дня корки не видят.] И вот лежу я, пьяненкий, а Соня говорит своим кротким голосом: "Что ж, Катерина Ивановна, неужели мне на такое дело пойти?"


А Дарья Францевна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, уже раза три приходила через хозяйку звать её в бордель.


А Катерина Ивановна и отвечает ей в пересмешку: "А что ж? Чего беречь? Эко сокровище!"


Тут Мармеладов особенно отмечает, что "Но не вините, не вините, милостивый государь! Ибо не в здравом рассудке сие было сказано, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле.."


И вот часу этак в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок, накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело всё вздрагивают.. И затем Катерина Ивановна, также ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись... А Мармеладов, как и давеча, в том же виде и лежал-с.. пьяненкий-с.


С тех пор по одному неблагоприятному случаю и по донесению неблагонамеренных лиц Софья Семеновна принуждена была получить желтый билет и переехать жить отдельно. И заходит к ним Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет..


Пять недель назад же, встал Мармеладов поутру, воздел руки к небу и отправился к своему бывшему начальнику. Он выслушал всё, даже прослезился, и говорит: "Ну, Мармеладов, раз уж ты обманул мои ожидания.. Беру тебя еще раз на личную свою ответственность, помни, ступай!". Воротился домой, и как объявил Мармеладов, что на службу опять зачислен и жалование получае, господи, что тогда было!..


Мармеладов: "Только узнали они обе, Катерина Ивановна и Сонечка, точно я в царствие божие переселился. Бывало, лежи, как скот, только брань! А ныне: на цыпочках ходят, детей унимают: "Семен Захарыч на службе устал, отдыхает, тш!" Кофеем меня перед службой поят, сливки кипятят! Сливок настоящих доставать начали, слышите! И обмундировку полный комплект: сапоги, манишки коленкоровые, вицмундир - всё это одиннадцать с полтиной - и где-то только раздобыли?


"Когда же, шесть дней назад" -- рассказывает дальше Мармеладов, я первое жалованье мое -- двадцать три рубля сорок копеек -- сполна принес, малявочкой меня назвала: "Малявочка, говорит, ты эдакая!" И наедине-с, понимаете ли? Ну уж что, кажется, во мне за краса, и какой я супруг? Нет, ущипнула за щеку: "Малявочка ты эдакая!" -- говорит."


И в продолжение всего того райского дня моей жизни и всего того вечера я и сам в мечтаниях летучих препровождал: и то есть как я это всё устрою, и ребятишек одену, и ей спокой дам, и дочь мою единородную от бесчестья в лоно семьи возвращу... И многое, многое... Позволительно, сударь. Ну-с, государь ты мой (Мармеладов вдруг как будто вздрогнул, поднял голову и в упор посмотрел на своего слушателя), ну-с, а на другой же день, после всех сих мечтаний, к вечеру, я хитрым обманом, как тать в нощи, похитил у Катерины Ивановны от сундука ее ключ, вынул что осталось из принесенного жалованья, 12 рублей, и вот-с, глядите на меня, все! Пятый день из дома, и там меня ищут, и службе конец, и вицмундир в распивочной у Египетского моста лежит, взамен чего и получил сие одеяние... и всему конец!


Мармеладов стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и с минуту так сидел, потом лицо его вдруг изменилось и он с напускным лукавством проговорил:


А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Хе-хе-хе! -- Неужели дала? -- крикнул кто-то со стороны из вошедших, крикнул и захохотал во всю глотку. -- Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен, -- Мармеладов показал на бутылку водки, которую он распивал в течение рассказа, -- Тридцать копеек вынесла, последние, всё что было... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!.. Тридцать копеек, да-с. А ведь и ей теперь они нужны, а? Как вы думаете, сударь мой дорогой? Ведь она теперь чистоту наблюдать должна. Денег стоит сия чистота, особая-то, понимаете? Понимаете? Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить.


Понимаете ли, понимаете ли, сударь, что значит сия чистота?


[Здесь вспоминается описание публичного дома днём из повести Куприна "Яма", где немытые, непричесанные женщины бесцельно слоняются из угла в угол, лишь ближе к вечеру гладят, стираются, крахмалят, румянятся, наводят своеобразную "чистоту", чтобы вновь опустить её в грязь разврата.]


Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!.. Ну, кто же такого, как я, пожалеет? ась? Жаль вам теперь меня, сударь, аль нет? Говорите, сударь, жаль али нет? Хе-хе-хе-хе! Он хотел было налить, но уже нечего было. Полуштоф был пустой.


Да чего тебя жалеть-то? -- крикнул хозяин, очутившийся опять подле них.


Раздался смех и даже ругательства. Смеялись и ругались слушавшие и неслушавшие, так, глядя только на одну фигуру отставного чиновника.


-- Жалеть! зачем меня жалеть! -- вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. -- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я сам к тебе пойду на пропятие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез!.. Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Приидет в тот день и спросит: "А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?" И скажет: "Прииди! Я уже простил тебя раз... Простил тебя раз... Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много..." И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит... Я это давеча, как у ней был, в моем сердце почувствовал!.. И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных... И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: "Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!" И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: "Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!" И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: "Господи! почто сих приемлеши?" И скажет: "Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего..." И прострет к нам руце свои, и мы припадем... и заплачем... и всё поймем! Тогда всё поймем!.. и все поймут... и Катерина Ивановна... и она поймет... Господи, да приидет царствие твое!


И он опустился на лавку, истощенный и обессиленный, ни на кого не смотря, как бы забыв окружающее и глубоко задумавшись. Слова его произвели некоторое впечатление; на минуту воцарилось молчание, но вскоре раздались прежний смех и ругательства:

Рассудил!
-- Заврался!
-- Чиновник!

И проч., и проч. Дальше Раскольников отводит Мармеладова домой. Тот не входя в комнату, пропихивает вперед Родиона, а сам бухается в дверном проеме на коленки. Поначалу Катерина Ивановна не замечает мужа, и думает, что Родион пришел еще к кому-то, т.к. комната проходная, но потом его видит и начинается скандал, на который сбегается весь дом. Катерина Ивановна кричит, таскает мужа за волосы, тот совсем никак не сопротивляется.


Раскольников спешно уходит. Уходя, он сует руку в карман, загребает сколько приходится медных денег с разменянного в распивочной рубля, и неприметно кладет на окошко. Потом уже на лестнице он одумывается и хочет было воротиться.


"Ну что это за вздор такой я сделал, -- думает он, -- тут у них Соня есть, а мне самому надо". Но рассудив, что взять назад уже невозможно и что все-таки он и без того бы не взял, он машет рукой и идет на свою квартиру. "Соне помадки ведь тоже нужно, -- продолжает он, шагая по улице, и язвительно усмехается, -- денег стоит сия чистота...

Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!"


Он задумывается. -- Ну а коли я соврал? Коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род то есть человеческий, то значит, что остальное всё -- предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!..


Мармеладов - пьяница. Он обуза для своей семьи. Его жена и дети голодают, его дочь вынуждена была продаться в бордель, чтобы помочь семье, а сам он из дома тащит последнее. Он пропил женины даже чулки. Пропил косынку, хотя она чахоточная и подвержена болезням. В один момент, когда Соня становится проституткой, Мармеладов собирает остатки сил, взывает к жалости своего бывшего начальника и таки устраивается на работу. Однако только до первой получки, когда его слабость берет своё и он рушится на дно стакана, пропивает и зарплату и вицмундир.


Мармеладов очень слаб. Но слаб не физически, нет. Один месяц он всё же отработал и зарплату получил, следовательно работать он может даже сейчас. Но он слаб духом. Он не может преодолеть пьянство. Чтобы подвигнуть его на кратковременный проблеск, его дочери надо было выйти на панель. Но не может же он каждый месяц, чтобы себя как-то мотивировать, отправлять по одной дочери на панель, да и нет у него их столько. А если он не может преодолеть свою слабость - значит он законченный человек. Ничего с ним не измениться, он уже отжил свое.


Слабость духа, плохо ли это? Другими словами, грех ли это со стороны Мармеладова? Может это только его личное дело, пить или не пить? Ответ на вопрос, что является личным, а что общественным, обычно довольно размыт, но в этом случае однозначен - слабость Мармеладова преступна: его семья голодает, а он тащит из дома последнее.


Мармеладов признает себя свиньей и подлецом. В принципе, уже только это хорошо. Он признает свой грех, он его видит, он лишь не может его преодолеть в силу своей слабости. Разве только это уже хорошо? Да, так как многие люди не только не признают своих плохих свойств, они их даже не видят. Этого у Мармеладова не отнять. Кроме того, Мармеладов на протяжении монолога рассуждает довольно трезво и нравственно.


Кроме того, в эпизоде, где он ходил к Соне за деньгами на опохмел, и где она вынесла ему последние 30 копеек на водку, он ощутил болезненный укол совести:


"Тридцать копеек вынесла, последние, всё что было... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!.. " У него в принципе есть совесть, есть понимание, что ему жертвуют, т.е. отнимают от себя и отдают последнее. Опять же, неужели это само по себе хорошо? Да, это хорошо, жертвы других не для всех очевидны: есть люди, которые живут с убеждением, что им все должны, и принимают жертвы как должное.


В заключительной части своего монолога, Мармеладов, довольно возвышенно, выразил такую мысль: себя и таких, как он, он считает недостойными Царствия Господня, однако, надеется, что его пожалеют и примут на небесах только потому, что он и не считает себя достойным оного. Оправданны ли его надежды?


С одной стороны, он признаёт, что грешен, у него, вроде как, есть совесть, но с другой-то стороны - он безмерно слаб духом, и эта слабость его - преступна. Его дети голодают, дочь на панели, а он лежит "пьяненкой".


Какова же причина этой слабости? Мармеладов родился слабым, стал им или таким его сделала окружающая действительность? Можно ли сделать так, и как сделать так, чтобы феномена Мармеладова в мире не существовало?


Про Катерину Ивановну и Сонечку мы поговорим позднее, а пока отметим последнюю мысль Раскольникова. Он поражен тем, что семейство Мармеладовых живет тем, что приносит своим "ремеслом" Соня: "Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!"


И тут же думает, а может и правда так и надо? Какая совесть, какая мораль, может это всё лишь предрассудки? Предрассудок - это когда, например, человек боится грома, но если ему рассудительно объяснить, что это лишь звук, то он его боятся перестанет. Может так и тут? Может и порицание проституции - это тоже предрассудок? И нет никакой совести и морали, а стало быть и убить можно, лишь бы только всё продумать, чтобы тебя не поймали? Эту мысль Раскольников фиксирует.


Следующая часть:

Александр ШУРАЛЁВ,
с. Кушнарёнково,
Башкортостан

История постепенного обновления человека

Роль исповеди Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В рассказе И.А. Бунина «Лапти» замерзает некий Нефёд, но, погибнув, уже за пределами своей жизни спасает мечущегося в бреду мальчика и заплутавших в страшном снегу людей.

В определённом смысле бунинский персонаж повторяет парадоксальную роль Мармеладова, случайная встреча с которым в начале романа помогает Раскольникову впоследствии обрести надежду на новую жизнь, пройти путь "постепенного обновления" и "перерождения".

В исповеди-самобичевании "титулярного советника" доброе, трепетное сердце "бывшего студента", противоречащее жестокому, циничному разуму, угадало ту дверь, за которой его приветят и поймут, когда ему будет "уже некуда больше идти". За этой дверью его ждала "падшая женщина" с непорочной душой невинного ребёнка, несущая на хрупких плечах тяжёлый крест человеческого страдания ("Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился").

Неисповедимые пути Господни, избравшие проводником маленького чиновника, свели вместе убийцу и блудницу и озарили их, не дав погрязнуть во мраке безысходности, свечой Благой Вести о воскресении и прощении. В воскресении Лазаря, о котором вдохновенно прочитала кроткая ("Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю") и чистая сердцем ("Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят") Соня, для обиженного на Бога и оттого неверующего повзрослевшего "бедного мальчика", в исступлении бросившегося уже не с "кулачонками", а с топором на призрак Миколки, обернувшийся старухой процентщицей, начал открываться ответ на мучительный вопрос-просьбу: "Господи! Покажи мне путь мой". После чего между двумя кошмарными снами в Раскольникове в страшных конвульсиях испустил свой злой дух теоретизирующий террорист и в не менее страшных муках родился просто человек.

Так опустившийся до самого жизненного дна пьяница, называющий себя "прирождённым скотом" и раздавленный пороком нищеты, поднялся в последние мгновения своего никчёмного существования до евангельской правды исповедального завещания, ставшего спасительным для преданной им же самим несчастной дочери и воскрешённого её самоотверженной любовью страдальца, возомнившего себя сверхчеловеком ("И прострёт к нам руце свои, и мы припадём... и заплачем... и всё поймём!.. Господи, да приидет Царствие Твое!").

"Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого". Вот та Церковь, к которой пришли мимо кабака нещадно битые кнутом несправедливости два заблудившихся в петербургских трущобах существа, одно из которых слезами скорби смыло с больной совести другого кровь преступления, и произошло чудо: сквозь изжёлта-красные тучи, на протяжении всего романа заслонявшие небесную чистоту, забрезжил Божественный свет истинного человеческого предназначения.

Задание

Дайте портретную характеристику Мармеладова.

Ответ

Вопрос

Какая из сцен жизни Мармеладова показалась вам самой надрывной? Чем вы это обоснуете?

Ответ

1–2 главы

Мармеладов рассказывает историю своей жизни под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной.

Вопрос

Назовите героев этой сцены?

Ответ

Мармеладов, Раскольников, равнодушные посетители и работники заведения.

Вопрос

В чем признается Мармеладов?

Ответ

1. Безысходность и обреченность. Жизненный тупик:

"А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти".

2. Сознает, что он отчасти причина страдания его родных: "... и не один уже раз жалели меня, но... такова уже черта моя, и я прирожденный скот!"

3. В запое находит утешение и какое-то мучительное наслаждение:

"Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу... Пью, ибо сугубо страдать хочу!"

4. Сострадания ищет:

"Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я сам к тебе пойду на пропитие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез".

Вопрос для обсуждения

Живет ли в Мармеладове нравственный закон? (Ответ неоднозначен).

Ответы-рассуждения учеников

Вопрос

К кому обращается Мармеладов?

Ответ

Мармеладов говорит это все не только для Раскольникова и себя, он обращается к Богу как высшей нравственной инстанции, моля об установлении царства всеобщей гармонии.

Вопрос

Что отличает речь Мармеладова?

Ответ

Свою исповедь Мармеладов произносит высоким, торжественным стилем, напоминающим религиозную легенду о страдальцах и мучениках.

Мармеладов закончил свою речь на возвышенно-торжественной ноте, но пафоса мы не ощущаем. Ответ в том, как прореагировал на эту речь кабак: "Рассудил! заврался!" Надежда разрушается, усиливается трагизм.

Вопрос

Кто же Мармеладов – бедняк или нищий? Аргументировать.

Ответ

Мелкий чиновник, вроде Мармеладова, получает в месяц 23 рубля 40 копеек.

Образованная девушка в роли гувернантки зарабатывает 200 рублей в год.

Пенсия вдовы чиновника невысокого ранга – 10 рублей в месяц (Пульхерия Александровна получает 120 рублей в год).

В условиях большого города честная девица честным трудом может, по сообщению Мармеладова, заработать едва ли 15 копеек в день, "да и то рук не покладая работавши".

Все это бедность, стоящая на грани нищеты, а грань эта так близка, что уже завтрашний день, не обеспеченный заработком сегодняшнего, может оказаться днем страшного падения в нищету.

"В бедности, – говорит Мармеладов, – вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никто и никогда".

Но в этой же действительности – люди считающие, швыряющие деньги тысячами, – Свидригайлов, Лужин.

Недостаток средств – с одной стороны, избыток средств – с другой. К чему это ведет? Те, у кого избыток средств, считают, что купить можно все. Те, у кого недостаток средств, вынуждены продавать все. Все может стать товаром, все, за что предлагают деньги.

Соня Мармеладова и Дуня Раскольникова продают себя: первая пошла по "желтому билету", вторая продает себя Лужину в жены – без любви. Таковы вообще в этом мире судьбы молодости и красоты. Встреча с пьяной девочкой на бульваре, одной из тех, кто должен в 18 или 19 лет погибнуть, – еще одно этому подтверждение.

Это судьба не только разночинцев, но и дворян. Обедневшая дворянская семья готова продать шестнадцатилетнюю дочь пятидесятилетнему развратнику Свидригайлову.

Вопрос

Зачем идее романа нужна встреча Раскольникова с Мармеладовым?

Ответ

В душе Раскольникова, когда он слушает Мармеладова, свершается сложная духовная работа. По положению в обществе Мармеладов и Раскольников равны – нищие. Но Мармеладов смирился, а Раскольников не хочет. Он признается потом Соне:

"Мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею..."

Раскольников, в отличие от Мармеладова, не согласен дожидаться второго пришествия, он сам хочет приблизить час установления всеобщей гармонии и справедливости. Он сам должен решить, достоин ли этот мир всеобщей ломки или нет.

Домашнее задание

Отобрать материал из романа о Раскольникове. Прочесть заранее статью из учебника о нем. Возможны индивидуальные задания, данные учителем.

Литература

Карен Степанян. Федор Михайлович Достоевский. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Н.И. Якушин. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. М.: Русское слово, 2000