Политический процесс. Политические процессы Какие есть политические процессы

ПЛАН

1. Структура, стадии, тины политического процесса

Прежде чем дать определение понятия «политический процесс», необходимо уяснить общенаучное значение термина «про­цесс». Процесс (от лат. processus – продвижение) – последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Зачастую определяют политический процесс как естествен­ный ход событий, обусловленный различными обстоятельствами. Если один из участников этих событий является субъектом поли­тики, то этот процесс является политическим. Рядовые граждане под политическим процессом понимают все, происходящее в по­литике.

Некоторые исследователи трактуют политический процесс как совокупность действий, направленных на решение политиче­ских целей; как определенный политический порядок; как процесс принятия и реализации решений.

Политический процесс рассматривается как способ функцио­нирования политически организованного общества, связанный с учреждением, осуществлением, эволюцией, изменением природы публичной власти.

Политический процесс представляет собой совокупную дея­тельность всех субъектов политических отношений, результатом которой является формирование и функционирование политиче­ской системы общества.

Политический процесс - это взаимодействие и деятельность политических субъектов, включенных в динамику практически-политических отношений. В нем находят отражение характер, степень политического участия различных сил, их отношение к существующей власти и тому политическому курсу, который эта власть проводит.

Рассмотрим структуру политического процесса. Во-первых, входит субъект – носитель власти. Различают официальных и неофициальных субъектов политического процесса. Официальные – лица и институты, которые наделены властными полномочиями. Неофициальные – группы интересов, политические партии, общественные движения, отдельные граждане, которые хотя и могут играть доминирующую роль в различных ситуациях, но не обладают официальными властными полномочиями. Во-вторых – объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса. В-третьих – средства, методы, ресурсы, исполнители процесса (ресурсы – знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и т.д.).

Можно выделить три уровня политического процесса в зави­симости от сферы участия, степени вовлеченности субъектов в решение проблем.

Микрополитика - действия индивидов, групп, направленные на обеспечение себе поддержки со стороны официальных субъек­тов.

Подсистемный уровень (подсистема политики) - деятель­ность людей, которая регулируется определенными границами, т.е. частные виды политики (жилищное строительство, транспорт, коммунальное хозяйство).

Макрополитика - уровень высших государственных офици­альных лиц, лидеров парламента, правительства.

Политика существует в определенной среде, в которой функ­ционирует политический процесс. Среда может как сдерживать развитие политической системы, так и способствовать ему. Во внешнюю среду включаются такие характеристики, как географи­ческие (геополитика, наличие природных ресурсов), демографи­ческие (возраст, национальный состав населения), экономические (Уровень благосостояния, безработица, формы собственности), социальные, духовные и другие факторы.

Политический процесс можно рассматривать как взаимо­действие субъектов политики на центральном и региональ­ном уровнях, функционирование законодательных, исполни­тельных, судебных органов и административных служб. По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно поделить на:

базовые, связанные с включением граждан в отношен государством, формами преобразования интересов и требований населения в управленческие решения;

периферийные, которые раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на власть.

Выделяют фазы (или этапы) политического процесса: форму­лирование или вызревание политической проблемы; выдвижение проблем на повестку дня политики; принятие политического ре­шения; исполнение принятых решений; оценка исполнения, эф­фективности и значения принятых политических решений.

Политическая деятельность начинается с четкого формулиро­вания целей. Это связано с этапом формулирования или вызрева­ния политической проблемы (policy formulation). Этап политиче­ского процесса, называемый «формулирование политики», связан с выработкой политического курса. В выработке политического курса принимают участие различные группы (государственные служащие, советники по политическим вопросам, политические партии; те, кто формулирует общественное мнение: СМИ, иссле­довательские центры). Государственная служба вносит вклад в выработку стратегического курса, поскольку призвана на практи­ке осуществлять все меры государственной политики и первой обнаруживать сбои в ее реализации.

Выдвижение проблем на повестку дня политики (policy agenda). Посредниками в выявлении значимых политических про­блем выступают институты представительства интересов различ­ных социальных групп: общественные объединения, политиче­ские партии, СМИ, избирательные кампании, аппарат государственного управления (бюрократия).

Политическая проблема рассматривается с точки зрения аль­тернативных путей достижения целей, последствий принятых ре­шений (decision making process). По сути это стадия разработки программ по различным направлениям государственной полити­ки.

Исполнение принятых решений (policy implementation) осно­вано на изыскании ресурсов и организации взаимодействия между различными уровнями государственной власти.

Заключительной фазой является оценка исполнения, эффективности и значения принятых политических решений (policy evalution). Разработка политической стратегии тесно связана с оценкой результатов, выходов политики. Они в свою очередь определяют среднесрочные перспективные задачи: механизм госу­дарственной власти должен обеспечивать демократически из­данному правительству возможность проведения в жизнь своей государственной программы, обеспечение контроля за результа­тами проводимой политики (например, используя индекс развития человеческого потенциала, который основан на учете средней продолжительности жизни населения, уровня материального дос­татка и образования).

2. Понятие и классификация субъектов политического процесса

Субъекты политического процесса - это силы, способные участвовать в политическом процессе. Субъект политики – это конкретно-исторический носитель политической деятельности, направленной на завоевание, защиту и использование власти.

От субъектов политики следует отличать субъектов власти. Субъекты власти - общественные группы (элиты, лобби) и от­дельные индивиды (лидеры), выполняющие политические функ­ции и реализующие властные полномочия.

Статус субъекта политики (или политического актора) обре­тается путем политического и идеологического воспитания, ус­воения политических норм и принципов, приобщения к одной или нескольким организациям или группам.

Классификацию субъектов политики можно провести по не­скольким основаниям (табл. 10.2). Так, по уровню субъектов вы­деляют: личность, социальные общности, политические институты.

Личность - это потенциальный субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом, человеку необходимо освоить полити­ческий опыт, выработать позицию в политическом процессе.

М. Вебер писал, что все индивидуальные участники политики делятся на три группы. Политики по случаю - люди, которые участвуют в политике время от времени. Политиками являемся все мы,

когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на политическом собрании.

Таблица 10.2. Классификация субъектов политики

Политики по совместительству – те, кто более активен в политической жизни. Такие люди стремятся попасть в руководящие органы партий, входят в группы поддерж­ки. Политики по профессии – это те, для кого политика становит­ся делом жизни.

Социальные общности - совокупный субъект политики, от­ражающий коллективное сознание; группы людей, объединенных по различным социальным признакам, имеющих общие интересы.

Когда та или иная общность становится субъектом политики? Когда существует прочная связь между ее членами, осознание общих интересов, организация и координация действий руково­дящими центрами.

Социальная группа - объединение людей по какому-либо при­знаку.

Страта (от лат. стратум – слой) – объединение людей по ря­ду характеристик: доходы, владение собственностью, социальный статус, образ жизни.

Этнос - исторически сложившаяся на определенной террито­рии устойчивая группа людей, которая объединена общностью самосознания, языка, культуры, быта, социально-психологическо­го склада, традиций и обычаев.

Народ – это население всей страны; вся совокупность групп, страт, этносов данного общества; множество людей, имеющих общую историческую судьбу, социальный опыт, территорию, со­циально-психологические черты.

Политические институты - это учреждения или системы учрждений, организующие осуществление политической власти; устойчивые, исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. Институты бывают формальными и неформальными. Институты – это установленные учреждения и правила, регулирующие определенную область политических отношений. Например, институт парламентаризма; институт исполнительной власти; институт главы государства; институт политических пар­тий; институт избирательного права.

Политический институт – это выражение формализации и де­персонализации политики. Возникновение института означает закрепление определенных правил и ритуалов поведения.

Можно классифицировать субъектов политики по их роли в политическом процессе (по Боднару):

Функциональные субъекты становятся таковыми лишь в оп­ределенной ситуации, будучи вовлеченными в конкретные поли­тические события.

Выделяется марксистская классификация субъектов полити­ки. В марксистских концепциях субъектность индивидов и групп, непосредственно участвующих в политике, определена характе­ром потребностей и интересов больших социальных групп, уров­нем их сознания и интеграции. Конкретные личности-политики действуют эффективно, лишь выражая интересы крупных обще­ственных групп. Марксисты выделяли первичных субъектов по­литики – прогрессивные социальные классы и вторичных субъек­тов – институты государства, партии, конкретные лидеры.

В бихевиористских концепциях, напротив, индивиды являются реальными субъектами истории. Коллективные формы деятельности рассматриваются лишь как сумма единичных действий.

Главным персонажем политики всегда был и остается человек, первичны в политике действия личностей. Однако, чтобы стать реальным субъектом политики, человеку необходимо осознать свое место в обществе, осмыслить мотивы своего поведения.

3. Политическое поведение. Политическое участи. Политические действия

Политическое поведение - это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность политической сис­темы. Под политическим поведением понимается совокупность действий различных субъектов (акторов), реализующих свои внутренние установки и статусные позиции. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов определенной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой ос­нове в процесс политико-властных отношений.

Участие в политике – это конкретные практические действия, включенность индивида в политическую жизнь. Причем речь идет о целенаправленных действиях, сознательно совершаемых. На­пример, сознательно спланированный поход на митинг расцени­вается как политическое участие, а случайное появление там не относится к участию.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной); опосредованной (представительной).

Прямое участие характерно для небольших политических об­щин, для местного самоуправления, референдумов, собраний, ко­гда граждане непосредственно принимают участие в решении го­сударственных и общественных дел. При опосредованном участии граждане выбирают своих представителей для осуществления по­литической власти. Опосредованное участие дает больше возмож­ностей для искажения воли масс, которые могут терять контроль над своими представителями. Тем не менее оно является единст­венно возможным в крупных политических системах. Посредни­ками участия в современном обществе выступают политические партии, общественные организации, а его основной формой - вы­боры.

Английский ученый А. Марш предложил следующую клас­сификацию типов политического участия:

. ортодоксальное, обеспечивающее стабильность, устойчивость политической системы;

. неортодоксальное - несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы (протестное поведение);

. политические преступления - деятельность, связанная с ис­пользованием нелегитимного насилия (захват заложников, убий­ства, похищения, войны, революции, саботаж и др.).

Политическое участие подразделяют также на автономное (свободная добровольная деятельность индивидов) и мобилизаци­онное (имеет принудительный характер, стимулами становятся страх, принуждение). Последний тип участия направлен исключи­тельно на поддержку политической системы, демонстрацию пре­данности правящей элите, всенародного одобрения непопулярной политики. Это квазиучастие (от квази - псевдо).

Особое значение для государства имеют протестные формы политического участия граждан. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в це­лом, се нормам, ценностям; негативное воздействие индивида (группы) на сложившуюся ситуацию или конкретные действия властей.

К протестным формам относятся митинги, демонстрации, ше­ствия. Факторами недовольства могут быть экономический спад, рост налогов и цен, утрата привычного социального статуса. Про­тест возникает прежде всего у тех, кто еще не потерял надежду улучшить свое положение, а не у тех, кто стабильно живет плохо. Возможна активизация протеста и при экономическом подъеме, когда рост ожиданий обгоняет экономические возможности удов­летворения потребностей.

В любом государстве политический протест протекает в конвенциональных (разрешенных властями) акциях и неконвенциональных формах (запрещенных действиях). Чтобы придать про­тесту цивилизованную форму, необходимо обеспечивать Реализацию политических прав. Крайней формой неконвенцио­нального протеста является политический терроризм, цель кото­рого – убийства, провоцирование взрывной ситуации в стране, захват заложников. Ядро террористических организаций состав­ит лица в возрасте от 20 до 30 лет, зачастую с завышенными притязаниями, агрессивные, обвиняющие других в собственных неудачах.

Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов, как на местном уровне так и в политической системе общества. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно считать основанной на участии R таком обществе политические элиты играют роль лояльных слуг общества, адекватно представляя интересы масс.

Политический процесс состоит из действий. Политическое действие - вмешательство отдельного человека или группы в от­ношения власти данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.

Понятия «политическое участие» и «политическая деятель­ность» в учебной литературе не всегда разводятся. Понятие «по­литическое участие» сложилось в политологической литературе в рамках поведенчески ориентированных исследований, где на­чальной точкой анализа является отдельный индивид. Понятие «политическая деятельность» формировалось в рамках исследова­ний, где анализ начинается не с отдельного индивида, а социума как целостности.

Итак, политическая деятельность социальных групп и инди­видов связана со стремлением усовершенствовать или изменить социально-экономический и политический порядок. Политиче­ские действия связаны с выражением интересов различных групп. От того, какой идеологии придерживаются участники политиче­ского процесса, зависит, направлена ли их деятельность на рево­люционные изменения общества или на его реформирование. В любой политической системе имеются также определенные нор­мы, правила игры, которые обязаны соблюдать участники поли­тического процесса.

Различают позитивное политическое действие, заключаю­щееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное, состоящее в том, чтобы прекратить что-то делать.

Политические действия можно разделить на рациональные иррациональные. Рациональное действие означает, что его агент (субъект) имеет четкое представление о целях, знает адекватные им целям методы, способен эффективно применять их, устанав­ливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, пи она не приводит к желаемым результатам.

Политические действия могут быть стихийными или организовоннылш. Как правило, действия элит более организованны, что чает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы.

Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действитель­ности. Максимальным радиусом влияния обладают революция, мятеж, восстание, контрреволюция, крестьянская война.

Революция представляет собой свержение господствующих групп, преобразование общества в целом. Социальные революции возникают как следствие нарастания противоречий в обществе, по­тери властями легитимности. Революционный взрыв могут вызвать война, политический кризис, интервенция, тупики в решении соци­альных проблем, политическая коррупция и т.д. Выделяются следую­щие типы социальных революций: антиимпериалистические (нацио­нально-освободительные, антиколониальные), буржуазные, народные, народно-демократические, социалистические.

В связи с тем, что не все слои населения поддерживают рево­люционные изменения в обществе, формируется движение, кото­рое выступает против революции. Контрреволюция - это полити­ческое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями и теми, кто порвал с революцией. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и вос­становление прежних порядков.

Открытое сопротивление народа законной власти может вы­ражаться в мятежах, бунтах, крестьянских войнах. Бунт - резуль­тат возмущения масс действиями местных властей, перерастаю­щего в беспорядок, погромы.

Второй тип политических действий составляют реформы. Они ведут к общественным переменам, не подрывая основ суще­ствующего строя и власти правящего класса. Классическим при­ором успешных реформ, проведенных в XX в., можно считать реформы в развитых странах, которые способствовали решению многих социальных проблем, предотвращению социальных конфликтов.

К третьему типу политических действий относятся политические перевороты: государственный переворот, путч, дворцовый переворот, военный заговор. Они ведут к переменам в сфере власти, в первую очередь персональным, путем использования физического насилия. Государственные перевороты – это, как правило дело рук представителей аппарата власти или самих правящих групп, тогда как путч – дело политических аутсайдеров.

Примером специфических политических действий служат ми­тинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шест­вия и т.д. Особыми видами политических действий являются вы­боры и проведение избирательных кампаний, референдумы официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры.

Специфическим типом политических действий является попу­лизм, который принято определять как деятельность, имеющую целью обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и по­нятности предлагаемых мер. Популист в современной политике – это деятель, заигрывающий с массами.

В современных условиях разумной альтернативы реформам нет. Всем политическим силам необходимо стремиться к согла­сию, создавая атмосферу доверия. Альтернатива гражданского согласия – вражда. Насилие порождает только ответное насилие и вражду.

Непрепятствование событиям идти своим чередом называется абстенционизмом . Люди, устраняющиеся от занятия гражданской позиции, иногда полагают, что находятся вне политической игры, вне интересов групп. Однако на практике такая позиция укрепляет определенную политическую линию. Абстенционизм практикует­ся изнутри и вне политической системы. Нейтралитет некоторых государств может рассматриваться как внешний абстенционизм.

1. Понятие политического процесса и его структура

2. Стадии политического процесса

3. Типология политических процессов

4. Особенности политического процесса в Республике Беларусь

1. Часто под политическим процессом понимается просто политика, противопоставленная какой-либо другой сфере общественной жизни. Однако такое представление мало дает для понимания сущности политического процесса.

В западной политологиисуществует множествоподходов к пониманию политического процесса. Назовем основные из них:

· институционализм (представители М. Дюверже, С. Хантингтон и др.) связывает политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти;

· бихевиоризм (представители Г.Лассуэлл, Дж. Кетлин и др.) рассматривает политический процесс как поведение и деятельность людей, направленные на завоевание и использование власти в личных и общественных целях;

· структурный функционализм (представители Г.Алмонд, Т. Парсонс и др.) понимает политический процесс как результат совокупного функционирования всей политической системы и отдельных ее элементов, переход политической системы из одного состояния в другое. Источником изменений в политическом процессе выступают воздействия, требования социальной среды. Д. Истон, стоявший у истоков системной методологии в политологии, трактует политический процесс как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей ее среды в целях формирования приемлемых решений;

· конфликтный подход (представители Р. Дарендорф, К. Боулдинг и др.) представляет политический процесс как процесс соперничества субъектов политики по различным политическим вопросам. Результатом этой борьбы является изменение расстановки сил на политической арене, появление новых политических субъектов и т.д. Р. Дарендорф, например, делает акцент на динамике соперничества групп за статус и ресурсы власти.

Политический процесс - это совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), посредством которой происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы общества. Иначе говоря, политический процесс – это динамическая характеристика политической системы, совокупной деятельности всех субъектов политики. Если политическая система – это как бы статичное понятие, охватывающее состояние политической жизни в данный конкретный момент, то политический процесс отражает динамику политической системы, ее внутренние и внешние изменения, переход от одного состояния к другому. Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений.



Политический процесс имеет соответствующую его содержанию внутреннюю структуру , которая включает следующие элементы:

1) субъект процесса,т.е. носитель реальной власти;

2) объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

3) средства, ресурсы, методы, способы, которые использует субъект для достижения цели.

В качестве ресурсов политического процесса могут выступать его материальные и идеальные основы: технические и финансовые средства, наука, знание, настроения масс (участников процесса), их идеология, общественное мнение и другие факторы.

2. Выделяются следующие стадии политического процесса :

1) Режим становления политической системы (конституирования). Эта стадия как правило совпадает с переломным моментом в жизни общества, когда утрачивается легитимность власти одних политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Они создают новую политическую систему с другими политическими институтами, правовыми нормами (обновленная или новая конституция). Становление новой политической системы (конституирование) не единовременный акт. Легитимизация, т.е. признание данной системы длительный процесс, плавно перетекающий во вторую стадию политического процесса.

2) режим функционирования. Совпадает со стабильным периодом развития общества. В этом случае политические процессы отражают воспроизводство и поддержание деятельности уже существующих органов власти, политических партий, общественных организаций, отношений между ними. Традиции и преемственность во взаимодействии участников политических процессов приоритетны перед любыми нововведениями. В демократических государствах средствами такого поддержания являются выборы, и назначение органов власти, съезды и конференции политических партий и общественных организаций и т.д. Воспроизводство традиций самой политической системы осуществляется уточнение, обновление существующего законодательства, при сохранении заложенных ранее традиций.

3) режим развития . Наступает в период определенной перестановки политических сил. Происходит частичное изменение органов власти, реформирование деятельности политических партий и общественных институтов в соответствии с изменениями в социальной структуре общества и соотношением политических сил внутри страны и на международной арене. На стадии развития может наблюдаться формирование новой политической элиты, интересы которой не совпадают с данной политической системой. Наступает следующая стадия.

4) стадия разложения, упадка . Она совпадает с ростом новых социальных сил, которые акцентируют внимание на других формах политической жизни. Такая динамика политического имеет негативный характер по отношению к существующему стилю властвования. Над конструктивными преобладают разрушительные тенденции. Правящая до этого элита теряет управленческую способность и т.обр. и свою легитимность. Таким образом завершается один цикл политического процесса, сам же процесс продолжается (поры года, концепция цивилизаций Тоинби). Новый цикл начинается с обновления политического лидерства, политических институтов и политической системы в целом.

Подробное решение Параграф § 28 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Что представляет собой политическая социализация личности? Какие институты способствуют политической социализации англичан?

Процесс усвоения индивидами или группами идей, норм и образцов политической культуры, присущих конкретному обществу, называется политической социализацией. Состоявшаяся политическая социализация позволяет субъектам эффективно выполнять политические функции, обеспечивать стабильность общества и политической системы.

Политическая социализация - процесс включения личности в политику.

Парламент, партия, политические движения, гражданские общества способствуют политической социализации англичан.

Этому способствует и социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

Вопрос 2. Опираясь на текст, покажите связь политической социализации и политической культуры.

В политике также социализация предполагает воспитание активной позиции с детства (через школьные дискуссионные клубы, юношеские отделения партий и т. п.). Это относится прежде всего к профессионалам, от которых требуются «гладиаторские» качества, но вовлечённость, хотя и более поверхностная, пропагандируется как положительная характеристика обычного человека.

Вопрос 3. Схожи ли представленные в тексте процессы политической социализации в Великобритании и России? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.

Да, схожи. В России также проводится социализация молодого поколения через всевозможные добровольные организации, комитеты, клубы, комиссии, ассоциации, процветающие во всех социальных слоях.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что такое политический процесс?

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют граждане, социальные группы, политические организации, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил. Взаимодействие субъектов политики по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.

В обыденной жизни политический процесс предстаёт перед нами как цепь событий и состояний, которые изменяются в результате действий и взаимодействий субъектов политики. Сфера политики как бы соткана из больших и малых, случайных и закономерных политических процессов: речь политика, ход стихийного митинга, инаугурация президента и т. д. Вместе с тем все эти частные процессы включены так или иначе в общий базовый процесс жизнедеятельности политической системы как целостного механизма формирования и реализации политической власти.

Политический процесс - это функциональная, динамическая характеристика политической системы, отражающая совокупность целенаправленных взаимодействий и противоборство субъектов политики, как в рамках самой политической системы, так и за её пределами.

Вопрос 2. Какие типы политических процессов вам известны?

Можно сказать, что политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др.

Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем и выражает их на мировой арене. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.

Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д.

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

Вопрос 3. Каковы структура и стадии политического процесса?

Формирование властных структур государственного уровня осуществляется в основном через избирательный процесс, а также путём назначения на государственные должности.

Для демократических стран смысл электорального процесса состоит в реализации принципов представительства социальных интересов, выборности и сменяемости органов власти, выборе политического курса. Это цикличный (обусловленный сроками выборов) целенаправленный процесс, в рамках которого наблюдается противоборство интересов и целей субъектов политики. В итоге во властные структуры приходят определённые политические силы и развивается процесс осуществления власти, суть которого - принятие и реализация политических решений. Он включает следующие этапы: предъявление интересов (требований) к властным структурам; принятие решений; реализация решений; контроль над их осуществлением и оценка результатов.

На первом этапе выявляется недовольство людей какими-либо негативными явлениями, решение которых предполагает вмешательство государства. В современных демократиях формы предъявления требований разнообразны: от петиционных кампаний, митингов, забастовок до использования информационных возможностей СМИ и Интернета. Требования озвучиваются заинтересованными группами, общественно-политическими движениями, оппозиционными партиями и отдельными гражданами. Эти субъекты политического -процесса становятся его главными инициаторами. Вместе с тем инициатива может принадлежать и представителям власти.

Принятие политических решений - второй этап политического процесса. Речь идёт о решениях по ключевым вопросам внутренней и внешней политики. В зависимости от того, на какую из этих областей направлено решение, выделяют объекты, политического процесса (например, промышленность, здравоохранение, избирательная система и пр.). На данном этапе, как и на последующих, на первый план выходят государственные институты. Так, в России основные направления внешней и внутренней политики определяет Президент. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ разрабатывает конкретные цели и стратегию в отдельных областях. Государственная Дума принимает участие в этой работе путём принятия законов.

Конфликт интересов наблюдается между правящей элитой и оппозицией (вспомните цели «теневых» министров Великобритании), между правительственными и неправительственными организациями, официальными политическими руководителями и чиновниками-профессионалами.

Зачастую высокопоставленные чиновники, пользуясь своим влиянием и связями, «проталкивают» выгодное для себя или узкого круга лиц решение, что подрывает доверие к власти и может отрицательно повлиять на судьбы многих людей. Всё это, вместе взятое, создаёт довольно непростую ситуацию. Выход из неё достигается, как правило, путём длительных переговоров, а иногда и с применением административных санкций. Итогом общей работы становятся официальные документы.

На третьем этапе исполнительные органы власти: министерства, службы и агентства - становятся основными исполнителями принятых решений. Координируют их работу Правительство РФ и Президент РФ. Федеральные министерства принимают подзаконные акты: директивы, приказы, распоряжения и др. В целом этот этап представляет собой заранее продуманную программу действий по осуществлению поставленных задач. При выполнении планов используются различные методы, прежде всего правовые. Широко применяются также методы социально-психологические (убеждение, договорённости) и административные. Большую значимость приобрели и экономические (например, налоги, дотации) методы. Изыскиваются также необходимые ресурсы. Ресурсами могут служить знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.

Реализация правительственных решений затрагивает публичную сферу. Поэтому государство заинтересовано в поддержке своих решений широкими слоями населения. В этой связи участие разнообразных гражданских структур является не просто желательным, а необходимым, что снижает риск негативных социальных последствий.

Контроль за исполнением решений и оценка результате - четвёртый этап политического процесса. Контроль осуществляется контрольными органами. Анализируются результаты политических решений и даётся оценка работе государственных органов.

Наряду с этим граждане и группы людей тоже оценивают политику власти и принятые меры по улучшению их жизни. Эти оценки выражаются как в поддержке политических решений, так и в выдвижении новых требований к властной элите. Завершение одного цикла процесса принятия и реализации решений является началом другого. Словом, это непрерывный и целенаправленный процесс.

Результат политического процесса во многом зависит от совокупности внутренних и внешних факторов. К числу внутренних факторов относится, например, компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, избирать адекватные ей средства, методы и ресурсы. Немаловажное значение имеет приверженность всех участников демократическим ценностям, а также соблюдение ими норм права. Возникает доверие граждан к власти. Политический процесс характеризуется стабильностью и даёт положительный результат, например рост жизненного уровня населения.

Несогласованность структурных элементов политического процесса: субъектов, целей, средств, методов, ресурсов и исполнителей - свидетельствует о его нестабильности. Она возникает, как правило, в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, неудовлетворённость тех или иных социальных групп своим статусом, внешний долг государства и др. Нестабильный процесс опасен, ибо может привести к непредсказуемым результатам.

Демократический политический процесс - это процесс, как правило, стабильный, основанный на конструктивном диалоге политических сил, поиске компромиссов и достижении консенсуса. Он осуществляется на глазах у всего общества и при его сознательном активном участии.

Вопрос 4. В чём суть политического участия?

Политическое участие - это действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Объём возможного участия определяется политическими правами, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, профессиональной деятельностью. Вторую группу составляют рядовые граждане. Проявляя активность, они, как правило, добровольно включаются в политический процесс, оказывая влияние на государственную власть. Некоторые учёные рассматривают политическое участие как действия в политике граждан обеих групп. Другие связывают политическое участие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя группами.

Вопрос 5. Каковы возможные формы политической активности граждан?

Политическое участие рядовых граждан бывает прямым (непосредственным) и представительным (опосредованным). Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях, посещение митингов и пр. Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей, которым передаются полномочия для принятия решений. Обозначенные действия называются видами (или формами) политического участия. Им соответствуют определённые политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции, участника митинга и др. Подчеркнём, что политическое участие - это, во-первых, всегда конкретное действие; во-вторых, участие в отличие от уплаты налогов или службы в армии преимущественно осуществляется добровольно; в-третьих, участие является действительным, а не фиктивным, оно предполагает наличие реального выбора, альтернативы.

Вопрос 6. Почему политическое участие не всегда эффективно?

Располагая равными правовыми возможностями, разные люди по-разному вовлекаются в политический процесс. Учёными установлено, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность. Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причём влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия.

В каждом обществе некоторые группы граждан уклоняются от участия в политике. Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своём политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов. Степень активности и эффективность политического участия во многом зависят от политической культуры.

Вопрос 7. Что такое политическая культура?

Политические знания могут иметь научный характер, но могут существовать и на уровне житейских представлений. В последнем случае политические явления нередко искажаются. Знания политологии помогают адекватно воспринимать политическую реальность. Человек, обладающий научным знанием, менее подвержен дезинформации и манипулированию его политическим сознанием.

Политические ценностные ориентации занимают центральное место в структуре политической культуры личности. Они включают суждения, мнения человека о политических идеалах, целях и принципах разумного и желаемого общественного устройства, способах его достижения, политических механизмах функционирования и пр. Политические ориентации формируются под влиянием знаний, эмоционального личностного отношения к политическим явлениям и собственных оценок. Вместе с тем на ценностные ориентации личности определённое влияние оказывают нормативные (общественно признанные) политические ценности. Напомним, что в России к ним относятся демократия, парламентаризм, правовое государство (продолжите этот перечень). Базовые политические ценности выступают обычно в качестве критериев оценки политического события или явления («демократично или недемократично», «правомерно или неправомерно» и т. д.).

Ценностные ориентации проявляются по-разному. Иногда они существуют в виде неосознанных предпочтений, например некоему политическому направлению: социал-демократическому, либеральному и др. При отсутствии глубоких знаний о сущности этих направлений субъект политики нередко превращается в её объект, легко поддаётся на популистские воззвания и лозунги, слепо следует за политическими лидерами. В этом случае его политическое участие характеризуется как участие мобилизованное.

Способы практических политических действий - это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как следует поступать. Многие политологи называют их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда последовательных правил. В сочетании эти правила отражают содержание соответствующей роли. Например, роль избирателя, как известно, предполагает анализ и оценку с позиций определённых требований предвыборных программ, а также личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя, согласно нормативным требованиям, и будет являться моделью (образцом) его политического поведения.

Политическая культура, будучи важной частью политической системы, во многом определяется её типом. В этой связи многие политологи считают, что наиболее общей типологией является та, которая основана на типах политических систем. Так, в тоталитарных политических системах формируется убеждённость граждан в справедливости безграничной власти государства над личностью, вера в то, что мир разделён на два враждебных лагеря - «друзей» и «врагов». В политическом сознании культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, а непримиримая борьба воспринимается как универсальный метод решения сложных политических проблем.

Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного типа. Общество осознаёт отчуждение от власти, исчезает ощущение слияния с ней. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуются профессионализм и послушание.

В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. По отношению к власти преобладают настроения критичности. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентации на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом - римским божеством, одно лицо которого обращено в прошлое, другое - в будущее. Как вы понимаете это сравнение? На конкретных примерах раскройте его суть.

Без прошлого нет будущего. Корни событий и политических процессов лежат в прошлом и если их не решить в настоящем они переходят в будущее. Наши проблемы сегодня берут начало в СССР Их не до конца изжили в 90е и теперь они больно отзываются на нашей сегодняшней жизни. СССР рухнул, возникли другие отношения в экономике, но осталась наша советская сущность и она проявляется везде и во всем.

Вопрос 2. На примере какого-либо политического процесса в России охарактеризуйте его стадии.

Перестройка. Стадии: 1. Приватизация 2. Перестройка отраслевой структуры. 3. Переход к рыночному механизму хозяйствования.

Вопрос 3. Учёными установлены причины политической активности и пассивности граждан. В их числе осознание своих социально-экономических и политических интересов; понимание общественного долга и забота о всеобщем благе; разочарование в эффективности политической системы, крушение господствующих в ней ранее Ценностей; недоверие к власти; отсутствие прочных политических знаний и убеждений; стремление повысить свой социальный статус; политико-правовой нигилизм. На основе анализа этих причин выявите, что стимулирует политическую активность, а что мешает ей. Свой ответ поясните.

Повышает полит активность несколько пунктов, а именно:

1) доверие граждан к власти(человек не может доверить свою жизнь ненадежным людям которым не доверяет)

2) реальные действия власти (наглядный пример того как политики выполняют свою работу очень высоко поднимут их в глазах граждан)

Пассивность граждан вызывает в основном то, что политики не выполняя свои обязанности теряют свою репутацию и усугубляют положение в стране и в конце концов люди взбунтуются.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К ГЛАВЕ 3

Вопрос 1. В чём заключается связь власти и политики?

Политика - понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства. Научное изучение политики ведётся в рамках политологии.

Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Политическая власть - способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Само слово политика переводится как искусство управления. А управлять государством – значит иметь власть над другими, то есть без власти политика остаётся искусством в смысле эстетической дисциплины.

Вопрос 2. Как связаны между собой основные компоненты политической системы?

Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. В политической системе согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется четыре структурных компонента, которые называют подсистемами.

Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.

Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определённых организаций), а также в традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.

Коммуникативная подсистема - это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

В совокупности всех названных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Вопрос 3. В чём состоит роль политической системы в жизни общества?

Роль политики в обществе:

Выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;

Согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;

Выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;

Распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;

Создание общепринятого (общепонятного) всем языка - вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

Вопрос 4. Каково соотношение гражданского общества и правового государства?

Гражданское общество в его современном понимании и значении – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место. Говоря другими словами, гражданское общество – это общество, способное сделать свое государство правовым.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно – экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность.

Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

Становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

Гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

Гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

Гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

Гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

С развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

Взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Вопрос 5. Как проходит избирательный процесс в демократическом обществе?

Избирательный процесс - это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой - работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

Назначение выборов;

Организация избирательных округов, районов, участков;

Формирование избирательных комиссий;

Регистрация избирателей;

Выдвижение и регистрация кандидатов;

Подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;

Вопрос 6. Какое место в политике занимают политические элиты и политические лидеры?

Считается, что в разных странах в политическую элиту входят главы государства и правительства, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т. п. В стране с населением, исчисляемым десятками миллионов граждан, политическая элита может насчитывать несколько сотен или (при использовании других признаков принадлежности к ней) несколько тысяч человек.

В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем.

Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномочий: руководитель влияет на людей не только в силу личного авторитета, но и благодаря своему положению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других решения.

Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью.

Вопрос 7. В чём заключаются различия политической идеологии и политической психологии?

Политическая идеология - это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу с какой целью она должна быть использована. Некоторые партии следуют определённой идеологии очень чётко, а другие могут иметь широкий набор взглядов, взятых из разных групп идеологий, но не следовать какой-то конкретной из них. Популярность идеологии зависит отчасти от моральных авторитетов.

Политическая психология - междисциплинарная наука на стыке психологии, политологии и социологии. Основная задача политической психологии − изучение закономерностей политического поведения и сознания. Предметом изучения политической психологии являются психологические компоненты политического поведения человека, касающееся проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнёров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций), исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики. Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контент-анализ, интервью, фокус-группы, тесты, экспертные оценки).

Вопрос 8. Чем отличаются друг от друга различные формы политического поведения?

По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а ещё больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Вопрос 9. Какую роль играет участие граждан в политическом процессе?

Каждый отдельный гражданин имеет право на участие в жизни страны, на защиту своих интересов, на возможность выразить свое недовольство какими-либо факторами или просто проявить интерес к политике как к сфере доступной деятельности.

Активные формы участия:

Участие в выборных органах, таких, как выборы президента;

Массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные каким-либо действием правительства;

Одиночные акции, однако достаточно заметные, чтобы иметь политический вес;

Участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;

Участие граждан в опросах;

Обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;

Лоббистская деятельность;

Сетевое участие - блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета.

Пассивные формы участия:

Социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и, соответственно, всяческое неучастие в выборах;

Игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;

Неделание чего-либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства.

Вопрос 10. Как связаны между собой политическая система, политическое участие, политическая культура и политический процесс?

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

Политическое участие - это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта - личность.

Политическая культура - часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Политический процесс - форма функционирования политической системы общества, изменяющейся в пространстве и времени; совокупная деятельность субъектов политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политической системы.

Введение

Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил. Исследуются причины возникновения той или иной политической проблемы, как эта проблема попадает в повестку дня общества, как на нее реагируют институты управления, какие решения по ней принимаются. Иными словами, речь идет о политической практике, организационной и контрольной деятельности, конкретном управлении, подборе и расстановке кадров, обсуждении и принятии решений, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Это и есть политический процесс, который формируется и направляется прежде всего силами, находящимися у власти, принимающими основные политические решения.

Иногда политический процесс сравнивают с двуликим Янусом -- римским божеством дверей, входа и выхода, всякого начала, одно лицо которого обращено в прошлое, другое -- в будущее. Подобно ему, политический процесс связан с прошлым и направлен в будущее, хотя и совершается в настоящем времени. Он отражает политическую реальность, которая складывается не по желанию лидеров и предписаниям ученых, а является результатом переплетения, борьбы интересов различных политических сил, социальных групп, поведения этих групп и граждан, их представлений о том, что бы они хотели получить от правительства и государства. В политическом процессе действуют живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры, образования.

Политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества.

Политический процесс

Сущность политического процесса

Термином «процесс» (от лат. processus - продвижение) - обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс представляет собой последовательную, внутренне связанную цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс - это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле - целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений.

Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Политический процесс выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни в целом, определяя исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Анализируя содержание политического процесса по «вертикали», можно сказать, что он включает две основные формы политического волеизъявления граждан. Во-первых, это - различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах политической деятельности: участие в выборах, референдумах, забастовках, общественно-политических движениях и т.д. Во-вторых, принятие и реализация управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.

Цели, которые ставят перед собой субъекты политической деятельности, различны. Они могут быть направлены на укрепление политической системы, ее реформирование или разрушение. Мотивация тех или иных целей кроется в потребностях и интересах людей. Потребность означает нужду в чем-либо, интерес направлен на создание условий для удовлетворения потребностей. В политике к ним относятся завоевание власти или влияние на нее.

Главными потребностями людей, на удовлетворение которых направлена политическая деятельность, являются экономические и материальные потребности. Политические интересы могут порождаться и собственно политическими потребностями: в причастности к власти ил осуществлении ее, в удовлетворении групповых или личных политических амбиций (тщеславие, самолюбие), также духовными, культурными нравственными, экологическими проблемами, решение которых так или иначе связано с политическими решениями.

Потребности становятся политическими интересами вызывают определенные политические действия тогда когда люди осознают, что удовлетворение потребностей и интересов зависит от их влияния на власть и изменений в политической системе. Такому осознанию помогают субъекты политической деятельности, в частности политические партии, которые объединяют наиболее политически подготовленных, смелых людей, способных пойти на; личные жертвы ради достижения поставленной политической цели.

Определенную роль в политической деятельности по поводу замены или изменения власти могут сыграть и политические элиты, общественные организации, общественные движения, трудовые коллективы, выдвигая политических лидеров -- основных проводников политики того или иного класса или социальной группы. В свою очередь выдающиеся личности нередко выступают в качестве организаторов политических партий, общественных движений (например, В.И.Ленин, Л.Валенса и др.).

Особое место в политических процессах принадлежите государству. Оно одновременно является и объектом, и субъектом политической деятельности. Объективность состоит в том, что на него чаще всего направляются действия политических сил. Субъектность проявляется прежде всего в том, что в его функции входит регулирование взаимоотношений между другими субъектами политичен кой деятельности -- классами, нациями, политическими партиями и т.д. Оно также имеет полномочия принимать решения, приводящие к изменениям в политической системе, в том числе и кардинальным.

Политическая деятельность реализуется в практических действиях, направленных на реализацию политических целей, выполнение политических программ. Эти действия осуществляются в определенных формах.

Обычно выделяют две формы политического действия -- мирную (ненасильственную) и насильственную.

Важнейшим мирным Политическим действием является реформа, под которой понимается изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Реформы в отличие от революций не предусматривают перехода власти от одного класса к другому и способствуют экономическому и социальному прогрессу.

К мирным способам политического действия примыкает конформизм (от лат. conformis -- сходный, подобный), т.е. приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п. У конформистов слабы или вообще отсутствуют собственные позиции. Они покорно следуют за любым политическим курсом, подчиняются обладающему большей силой политическому субъекту или авторитету. В нашем обществе у многих людей конформистская позиция проявляется в формулах "я человек маленький", "моя хата с краю" и т.п.

К мирной, ненасильственной форме политического действия можно отнести парламентские способы и методы решения политических проблем, например путем внесения изменений в конституцию, принятия законов, заключения договоров, проведения выборов, а также межпартийных, межгосударственных и межгрупповых переговоров.

Наиболее характерными насильственными действиями являются война, революция, контрреволюция, диктатура, терроризм.

Война -- это вооруженная борьба между государствами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, гражданской, или межнациональной (межэтнической). Война, как отмечал немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц, есть продолжение государственной политики, политических отношений иными (насильственными) средствами.

Особенно опасны войны в наше время, время ядерного и химического оружия, когда любая локальная война может привести к мировому военному пожару.

Революция -- это качественное изменение в развитии природы, общества и познания (например, геологическая, научно-техническая, культурная, социальная). Социальная революция предполагает коренной переворот в социально-экономической и политической структуре общества. Первым актом, знаменующим переход от одной общественно-экономической формации к другой, является революция политическая, т.е. завоевание политической власти революционным классом. Она может совершаться в мирных и немирных формах. Вопрос о завоевании власти -- главный вопрос любой революции.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию.

Диктатура -- система политического господства, неограниченная власть группы, личности. Диктатура есть и особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооруженной силы. Диктатуру делят на революционную и авторитарную.

Одним из экстремистских (крайних) способов политического действия является террор. Террор (от лат, terror -- страх) -- расправа с политическими противниками насильственными способами (убийство, нанесение тяжелых увечий), использование различных средств для вызывания страха у политических противников, населения для дестабилизации обстановки в стране или на определенной территории. Помимо убийств используются шантаж, захват заложников, взрывы транспортных средств, зданий и др. В последнее время широкое распространение получил международный терроризм, используемый в межгосударственных отношениях, а также между различными политическими силами, консолидирующимися в международном масштабе (разного рода левацкие организации, религиозные, националистические).

В процессе демократизации советского общества в ряде регионов используются стихийные формы массового политического действия: митинги, шествия, забастовки. Вместе с этими цивилизованными формами манифестации политических взглядов и различных требований имеется немало случаев и агрессивных действий толпы, приводящих к человеческим жертвам.

Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей на экономический и политический кризисы, на ухудшение социального положения. Нередко стихийные массовые действия носят иррациональный (неразумный) характер. Они используются силами, стремящимися отвести от себя гнев людей и направить его против формируемого ими "образа врага". Их нередко используют нечистоплотные политики для того, чтобы нажить себе политический капитал.

Наиболее податливыми для массовых политических действий являются так называемые маргинальные слои, или люмпены. В древности их называли "охлосом" (чернью) в отличие от "демоса" (народа). Отсюда происходят и понятия "охлократия" -- власть толпы и "демократия" -- власть народа. Нередко толпа вовлекает в свои действия людей и с более высоким социальным статусом, в том числе и представителей интеллигенции.

Вместе с толпой выходят "вожди", которые обещают, легкий путь решения экономических и политических проблем, используя при этом расовые, национальные, религиозные и другие предрассудки. "Вождям" нужна власть, которую они хотят получить с помощью толпы в условиях страха или недовольства масс существующим положением.

Из-за анонимности толпы и ее безответственности человек способен на действия (даже убийство), которые бы он никогда не совершил, будучи один. В толпе человек легко приносит в жертву коллективизму свои личные интересы. В ней он легко поддается внушению, массовому гипнозу (например, влияние на толпу Гитлера, Кашпировского, музыкальных ансамблей, певцов, футбола).

Превращение таких демократических форм выражения политических потребностей, как демонстрация и митинги, в буйство толпы с ее агрессивными, неконструктивными действиями не может не вызывать беспокойства у людей. В связи с этим еще острее встает вопрос о формировании у населения демократической политической культуры, цивилизованных форм политической деятельности и политического участия.

Органы государства и другие субъекты политики, оказывая воздействие на взаимоотношения различных социальных групп, используют разнообразные виды регулятивной деятельности: правовую, управленческую, организационную, воспитательную, агитационную. Они применяют при этом различные средства политического воздействия: средства массовой информации и пропаганды, политические науки, системы политического образования, литературу и искусство, тесно взаимодействующие с государственными органами партии и другие общественные организации, а также судебную систему, органы охраны общественного порядка и госбезопасности, армию и др.

Политический процесс - одна из центральных и специфических категорий политической науки. Р.Доуз отождествляет ее с понятием политики в целом. Ч.Мэрриам видит специфику политических процессов в реализации субъектами своих интересов и целей.

Политический процесс характеризует переход политической системы от одного состояния к другому. Политический процесс представляет собой совокупность действий субъектов политики, преследующих свои цели по обеспечению, формированию и изменению политического порядка.

Сущность политического процесса заключается в производстве и воспроизводстве различных компонентов политической системы, человека политического, структур, институтов и средств политического властвования и политического участия, политической культуры и норм, социального порядка и социальных изменений.

Структура политического процесса включает в себя основные элементы:

1) субъекты политики;

2) объекты, которые должны быть созданы или достигнуты как цель политического процесса;

3) средства, методы, ресурсы, исполнители процесса,

4) политические отношения.

Субъекты (акторы) – это те, кто принимает активное, участие в политической деятельности. В процессе своего взаимодействия субъекты политики образуют вполне определенную систему, то есть совокупность реально включенных в политическую жизнь индивидов и их групп, связанных между собой отношениями власти (представительства и руководства, субординации и координации, содействия и борьбы).

Существуют следующие типы политических процессов :

Формирование органов политической системы (институализация);

Воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования;

Принятие и исполнение политических решений.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение стабильности, постоянства в политической жизни и ее изменения, динамики, творчества.

Крайними позициями в отношении к политическим процессам служат консерватизм, выражающийся в том, что его сторонники видят основное назначение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию как нечто опасное и нежелательное; и революционаризм , представляющий политическую жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации.

Революция - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.

Революция всегда служит выражением социальных антагонизмов, интенсивной и разнообразной политической борьбы, проходящей с применением решительных мер, сильных средств для достижения поставленных целей. Она всегда возникает на исходе затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса и наступающего вследствие него хаоса, рассматривается сторонниками такого рода социальных преобразований как необходимый выход из катастрофы. Большое значение в революции имеют программные вопросы, сопоставление различных доктрин и стратегий решений поставленных проблем, по которым внутри и вне революционного лагеря происходит интенсивная борьба.

Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечение полноты, радикальности и всесторонности их, а на доведение до конца, и этому придается ключевое значение. Последствия и размах политических, социальных преобразований, наступающих в ходе реформы, может быть таким, как и в революции, в которую они часто перерастают, но ее существенное отличие от революции - в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.

Если революция и реформа нацелены на целостное преобразование политической системы, то такой политический процесс как восстание, имеет по сравнению с ними некоторые существенные отличия. Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности и структуры, которые его обеспечивают, большую роль здесь играют руководители, выдвигаются определенные цели, хотя обычно весьма декларативные и нечеткие. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Многие восстания не носят политического характера, не направлены на преобразование политических институтов и даже не затрагивают центров власти, а под успехом такого социального действия, как правило, его участниками подразумевается замещение функций господствующей группы в старом обществе.

Бунт - массовое действие, имеющее очень высокую степень активности его участников, оно ограниченно временем протекания. Бунт - это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов. Лозунги, выдвигаемые в бунте, или слишком глобальны, неконкретны, или чрезвычайно заземлены.

Мятеж по степени интенсивности эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет еще более ограниченное число участников. Он носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу, и костяк мятежников обычно составляет армия.

Если массы не присоединяются к мятежникам, то он становится путчем, т. е. выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

Все рассмотренные выше политические процессы возникают в условиях специфического состояния политической системы - ее кризиса, служащего моментом наивысшего в ней обострения.

Политическая кампания - это система действий, рассчитанная на достижение определенной цели (изменение структуры власти в обществе, перераспределение политических полномочий, формирование органов власти). Поскольку политическая кампания - это система именно коллективных действий, то ее успех в значительной степени зависит от степени поддержки выдвигаемых в ходе нее целей как можно большим количеством людей. Зримыми проявлениями поддержки могут быть количество членов организации или политического движения, регулярность выполнения гражданами своих обязанностей, число голосующих за политическую партию, кандидата на выборах.

Политическое решение - это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти.

Принятое решение закрепляется, конкретизируется в акте планирования политического процесса, назначение которого заключается:

В согласовании целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный полит процесс;

В доведении до возможно большего количества участников действия его программы;

В оценке обстановки, в которой будет разворачиваться политическое действие.

Существуют два основных типа политических процессов: когда воздействие на политическую власть осуществляется через представительные органы, которые функционируют в рамках самой политической системы, и через непосредственное влияние граждан на органы политической системы.

Рассмотрим некоторые специфические черты основных проявлений прямого действия в политике.

Митинг - собрание людей с неограниченным составом участников, посвященное обсуждению той или иной проблемы. Митинг - это акция, имеющая достаточно выраженные тенденции протекания, учет которых позволяет контролировать и направлять его ход.

Демонстрация - массовое шествие сторонников определенной идеи, требования, выражение поддержки или протеста против той или иной акции политической власти.

Забастовка - прекращение работы с целью политического заявления, предъявления и настаивания на принятии определенных требований. Это акция, требующая для обеспечения своей эффективности высокого уровня организации, четкого определения целей, средств возможной компенсации нежелательного урона жертвам забастовочного действия.

Политический плюрализм - это признание множественности социальных интересов и способов их выражения в политике. Это показатель и результат зрелости процесса становления демократической политической системы, возникающей в ходе усвоения уроков трудного исторического опыта.

Политические системы могут быть разделены на два основных типа: консенсуса и конфликта. Второй тип исходит из того, что любые противоречия возводятся в степень социальных антагонизмов, отбрасываются иные интересы кроме собственных; исходит из возможности преодоления или даже ликвидации определенной группы интересов.

Тип регуляции политических отношений, основанный на консенсусе, исходит из признания наличия разных социальных интересов естественным состоянием, необходимости их согласования, а не подавления. Он основывается на общих принципах, ценностях, разделяемых всеми участниками политического действия, предполагает возможность достижения согласия по определенным проблемам.

Политические отношения

Политические отношения – отношения социальных групп и индивидов по поводу завоевания и использования политической, государственной власти и политических прав и свобод.

Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.

Фиксируется два аспекта бытия политических отношений: деятельный , при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений; и институциональный, указывающий на структурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками:

1) служат важнейшим средством определения и выражения интересов социальных групп, действующих в обществе;

Существует множество сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются субъектами политики, другие выступают в качестве ее объектов, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено. Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты, движения. Велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

При стремлении к максимальному сужению круга субъектов политических отношений возникает тоталитарная модель построения политических отношений; а при признании естественности множественности интересов и способов их выражения в политике - плюралистическая модель.

Политические конфликты

Идея конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А.Токвиль, К.Маркс, Г.Зиммель, А.Бентли рассматривали конфликт как ведущий источник политики. Э.Дюркгейм, М. Вебер, Д.Дьюи считали конфликт вторичным в политике, а главным, по их мнению, являются базовые ценности, интегрирующие социум и политическую систему. С их точки зрения, единство идеалов и ценностей позволяет разрешать существующие конфликты и обеспечивать стабильность режима правления.

В действительности политическое сообщество людей всегда формируется через взаимодействие, (сотрудничество и соревновательность).

Политический конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) - глубокое разногласие между различными политическими силами, партиями, властными лицами, основу которых составляет альтернативность, а порой непримиримость интересов, несовместимость целей.

Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникает не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия. Лишь непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества.

Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.

Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.


Похожая информация.