Почему исчезли народы моря. Народы средиземноморья. Средиземноморские племена — состав

Самой интересной версией происхождения народов этрусков и умбров, а также их языка и письменности, является их происхождение от «народов моря» – пеласгов, лелегов, дарданов, троянцев и данайцев.

«Виновниками вселенского переполоха XII столетия (до н.э. –авт.) египтяне назвали народами моря. Впрочем по египетским данным, из этого пестрого конгломерата племён можно вычленить собственно пеласгов. В одних памятниках они прямо называются пеласгами (пуласати) , в других, фигурируют под именами троянских пеласгов-дарданцев (дардна), пеласгов-тевкров (таккара) или аргосских пеласгов – данайцев (дайниуна) .

Упоминание дайниуна в египетских надписях породило целую литературу, в основном сосредоточенную на вопросе: а не были ли дайниуна знаменитыми гомеровскими греками-данайцами? Впрочем, представляется сомнительной правомочность самой постановки подобного рода вопросов, потому, что данайцами, скорее, были не греки, а те же пеласги» .

Чрезвычайно важное и полновесное исследование по пеласгам и другим народам Средиземноморья догреческой эпохи было сделано исследователем Сергеем Дардой в книге «Пояс мира». Им отмечены следующие варианты трактования имени «пеласг»:

«ПЕЛАСГА (PELASGA) или ПЕЛАСГИСА (PELASGUS — Πελασγις).

Употребляется, как второе имя Фессалийской Геры и Деметры. Деметра под этим именем имела храм в Аргосе и, согласно существующему поверью, получила это имя от Пеласга, сына Триопа, который основал святилище, посвященное ей» .

«ПЕЛАСГИ (PELASGI — Πελασγoι) — д ревний народ, населявший в доисторические времена всю Грецию и побережье с островами Эгейского моря . Их следы также находятся в Малой Азии (Турция) и Италия. A Dictionary of Greek and Roman Geography» .

Совершенно гениальное, на мой взгляд, предположение относительно происхождения имени пеласгов и лелегов выдвинул Сергей Дарда: «Согласно древним легендам, пеласгов называли пеласгами потому, что это был кочевой народ, который подобно аистам перелетал с места на место.» На греческом языке аист — πελαργoς, пеларгос — pelargós, и, как утверждают античные авторы, именно от этого слова и происходит этноним пеласги. Название второго по частоте упоминаний до-греческого народа, лелегов, очень сходно с украинским словом «лелека» — аист, турецким — leylek , албанским — lejlek .

«Аттический историк рассказывает про их жизнь там, и говорит, что из-за их склонности к миграциям, жители Аттики называли их Πελαργoι (аисты), (Страбон, 5.Р.221)» .

«Далее, Антиклид рассказывает, что пеласги первыми заселили области около Лемноса и Имброса , и, действительно, часть их во главе с Тирреном , сыном Атиса, переправилась в Италию. И сопоставители «Истории Атфиды» сообщают также о пребывании пеласгов в Афинах , но так как это было кочевое племя, которое подобно птицам перелетало куда попало, то жители Аттики назвали их «пеларгами» (буквально «аистами» )» .

Ещё одна трактовка имени связана со словом Πελαγoς – море (греч.). Пеласги известны в истории, как народ, населявший Палестину под именем филистимлян :

«Термин филистимляне – типичная в греческом переводе Библии переделка древнееврейского пелиштим. В свою очередь, библейское пелиштим – переделка слова пеласги с характерным переосмыслением этого этнонима, приобретшего значение странники, переселенцы » .

На основании исторических данных о пеласгах Сергей Дарда делает следующий вывод: «Учитывая, что Малая Азия была в те времена заселена в основном пеласгийскими народами, то можно предположить, что малоазийские авторы имели прямой доступ к информации о пеласгах , что повышает степень достоверности данных о пеласгах. Исходя из информации, предоставленной нам авторами античности, можно сделать следующие выводы относительно пеласгов.

1. Согласно преданиям, пеласги были самым древним летописным народом, который обитал на территории современной Греции, на восточном побережье Анатолии (греч. ἀνατολή) (современная Турции) и на территории Италии.

2. Местности, на которых пеласги обитали наверняка — это Аркадия, Арголида, Аттика, Беотия, Фессалия, Эпир, Иония, острова Самофракия, Лемнос, Имброс, Лесбос , который согласно преданиям раньше назывался Пеласгией, и Крит, а также части Италии.

3. В результате прихода древнегреческих племён, пеласги были вытеснены из Греции на восток, в Малую Азию и прилегающие к ним острова. Оставшиеся пеласги были ассимилированы греческими колонистами. Несмотря на различия между греками и пеласгами, и те и другие принадлежали к индоевропейской группе народов» .

Другим догреческим народом Средиземноморья , который часто встречающееся в исторических источниках являются ЛЕЛЕГИ. О лелегах Сергей Дарда сообщает следующее: «В общих чертах можно сделать следующие выводы на основании информации о лелегах:

1. Историки античности считали лелегов, как и пеласгов, древнейшим народом населявшим Грецию.

2. Согласно данным историков античности, лелеги жили на значительной территории Греции , а именно: на Левкаде, в Акарнании, Локриде, Беотии, Мессении, Лаконии, Арголиде, в Ионии на побережье Малой Азии, возле Трои, в Карии, Галикарнассе, Писидии, на Хиосе и Самосе.

3. Лелеги считались народом родственным карийцам, лидийцам и мисийцам.

4. Если лидийцы были народом, родственным лелегам , а, таким образом, возможно и пеласгам , то легенда пересказанная Геродотом о предках этрусков, колонистах из Лидии в Италию, косвенно подтверждает принадлежность этрусков к пеласгическим народам , населявшим Средиземноморье до прихода греков.

5. Гомер причисляет Лелегов к народам, союзным троянцам.

6. Существовало предание, согласно которому Лелег, предок лелегов, прибыл из Египта.

7. Лелеги (греч. λελεκι — лелеки) были вытеснены из Греции, а затем и из Малой Азии греческими племенами » .

У славянских народов аист (греч. λελεκι — лелеки) это священное животное , о котором сложено множество легенд, поверий и историй, убить аиста — смертный грех, считается, что аисты были когда-то тотемным животным древних славян. В одной из славянских легенд рассказывается, что аист осенью улетает в загадочный далекий край Вырий или в Ирей («в Арийскую страну» ), в Рай , где обитают души умерших предков. Согласно одной из легенд об аистах, аист осенью улетает на край света, где он окунается в озеро и превращается в человека ; весной он окунается в другое озеро, снова превращается в аиста, и возвращается домой. Этимология слова Ирей связана с далеким морем: «Согласно этой версии, з.-рус. вырей, укр. вирій, вирей , бел. вырай , пол. диал. Wyraj «мифологический край, где зимуют перелетные птицы» (праслав. форма *irijь или vyrijь ) восходит к и.-е. *iur «водоём, море», лит. Jura «море». (Ф. Безлай, Славянские Древности , Т2, стр. 423). Подтверждением этому служат многочисленные русские гидронимы: Вырий, Вырья, Выра , топонимы Вырья, Вырец и древнерусские лексемы вырь, вир «водоворот», укр. Вирей, вирій, «круговорот, водоворот, омут», словен. virij «болото», ir «глубина, глубь», а также название словенского села Verjana , стоящего на слиянии двух рек, реконструируемое как *vyr(ьj)ane — «живущие у вырия» .

Большая часть аистов из славянских земель улетает на зиму в Африку. Среди древнеегипетских артефактов 3-2 тысячелетия до нашей эры, находят изображения аистов, загробный мир или рай у древних египтян назывался Иару.

Можно предположить, что пеласги и лелеги — родственные народы, имевшие один тотем — аиста.

С состав до-греческих народов Средиземноморья входили и ДАРДАНЫ (DARDANUS, греч. Δαρδανος). Относительно дардан Сергей Дарда пишет: «На данный момент можно сделать следующие выводы:

1. Период жизни Библийного Дарды и Дардана Средиземноморья приблизительно совпадают на временной шкале.

2. Время жизни Дардана Средиземноморья приходится приблизительно на период близкий к потопу Девкалиона. В этой связи интересно вспомнить, что согласно преданиям Дардан покинул Аркадию в результате потопа и беспорядков, последовавших за этим.

3. Поскольку, согласно легендам, исконными жителями Аркадии являлись пеласги , то Дардана, иммигрировавшего в Малую Азию, можно считать с большой степенью вероятности пеласгом.

4. Битва при Кадеш, в которой упоминаются дарданы, как союзники хеттов, произошла приблизительно через сто лет после основания Дардании в Малой Азии; таким образом эти два факта (битва при Кадеш и основание Дардании) в хронологическом смысле увязываются друг с другом.

5. Троянская война (1240-1230 гг. до н. э.) по времени приблизительно совпадает с битвой Рамсеса третьего с филистимлянами (пеласгами) . Учитывая, что Малая Азия проиграла Троянскую войну, а филистимляне, согласно преданиям нахлынули из Малой Азии и прилегающих островов, то вполне вероятно, что филистимляне совершали вынужденную миграцию из Малой Азии, если, конечно, мы можем их идентифицировать с троянцами и их союзниками.

6. Пелег Библии и Пеласг Средиземноморья, если имеющаяся у нас датировка верна, жили в разные эпохи.

7. Дардания Малой Азии и страна Дарада на севере Индии, вероятно, существовали параллельно во времени, однако индийская Дарада, скорее всего, возникла раньше Дардании Малой Азии».

Сергей Дарда не упомянул ДАНАЙЦЕВ (дайниуна – егип.) — народ Средиземноморья известный по многим историческим легендам, в том числе, по древнегреческому мифу о царе Данае и его дочерях данаидах. Правда, по рассказу Еврипида данайцы вынудили пеласгов принять на себя имя данайцев:

«Отец пятидесяти дочерей Данай,
Прибывши в Аргос, основал Инаха град
И всем, пеласгов имя кто носил,
Данаев прозвище велел в Элладе взять ».

Тем не менее, данайцы имеют право быть упомянутыми в истории под собственным именем в числе «народов моря», также как и пеласги.

Ещё один народ, упомянутый в египетских летописях в составе «народов моря» — ТЕВКРЫ (таккара –егип.) или ТРОЯНЦЫ. Троянцы, также как и данайцы не могут претендовать на самостоятельность, поскольку являются объединением племён дарданцев и малоазийских народов.

Все выше перечисленные «народы моря», которые являлись родителями известных древних цивилизаций, обладают в историческом аспекте загадочным статусом мифических или исчезнувших народов, хотя нам известно по законам физики, что ничего не исчезает бесследно и также не возникает из ничего . И фраза летописца Нестора: «Исчез аки обры» в данном случае несправедлива.

«В других частях Италии мы постоянно натыкаемся» , — недоумевает Швеглер, — «на те же самые широко распространенные имена. Так, говорят, что в Герничах проживали когда-то пеласги. Пиченум так же был ими населён когда-то. Существует свидетельство, что Ночерия, Геркуланум и Помпеи были основаны ими, или же, что они там проживали какое-то время. Уже были приведены примеры других городов, которые история ассоциирует с именем пеласгов ».

Основываясь на этом и на такого рода легендах, по сообщению Сергея Дарды, Бартольд-Георг Нибур, выдвинул гипотезу, которая в настоящее время является общепризнанной, и против которой возражения могут быть выражены только с точки зрения сравнительной филологии. Согласно Нибур у, пеласги были самым первым народом, который населял не только Грецию, но также и Италию. Когда-то очень давно в прошлом, говорит он, пеласги — самый многочисленный народ, населяли все страны, начиная с Арнуса и Падуса и заканчивая Босфором ; и они были не кочевниками , как это представляют многие историки, а как оседлый, могущественный и уважаемый коренной народ. Это было в далекие времена, — задолго до начала греческой истории в её классическом понимании. Однако позже, во времена наших историков, от них остались только изолированные, разбросанные части этой необъятной нации, — так же это случилось с кельтами в Испании – которые подобно верхушкам гор, возвышаются островами, после того, как сушь превращена потопом в озеро. «Древность можно сравнить с огромным городом развалин, при котором нет даже плана, в котором каждый должен сам разобраться и понять целое из частей, а части из тщательного сравнения и изучения отношения последних к первому» — писал Бартольд-Георг Нибур .

Сергей Дарда констатирует: «То, что название «пеласги» когда-то означало существующий народ, мы можем вполне поверить; но мы не можем сформировать какую бы-то ни было историческую концепцию народа, который Геродот называет оседлыми, другие же — кочевым, и чье древнейшее место проживания было где-то между горою Осса и горой Олимп, а также в Аркадии и Арголиде «

И если мы уделяем пеласгам сегодня больше внимания, чем другим реально существующим расам , то не потому, что они оставили много правдивых доказательств их существования, но потому, что они занимали такое действительно важное место в мифах Греции и Италии» .

Первое, что хочется сказать, концепция, собственно говоря, уже была представлена в работе автора «Бойтесь данайцев, дары приносящих». И второе, определенно, предложенная концепция требует доработки. Прежде, чем излагать концепцию развития индоевропейского этноса проведем обобщение выводов различных исследователей по поводу происхождения «народов моря» , их местоположения, общности имен, обычаев, культуры, экономических отношений.

-nos \ — na

Общие выводы о «народах моря» напрашиваются следующие:

1. «Народы моря» территориально локализуются в одном регионе Средиземноморья (см. карту проживания пеласгов и лелегов в Средиземноморье С. Дарды).

2. Дарданы, согласно источникам, происходят с острова Самофракия и в дальнейшем мигрировали в Малую Азию, основав Троаду.

3. Лелеги согласно источникам переселились из Египта в Малую Азию по соседству с карийцами и лидийцами.

4. Происхождение пеласгов неизвестно.

5. Данайцы присвоили арголидским пеласгам своё имя. Из исторических источников известно, что пеласги мигрировали из Египта в Арголиду и приняли имя данайцев по принуждению царя Даная, как сообщает Еврипид, однако в древнегреческом мифе о данаидах говорится, что царь Аргоса Пеласг приютил, бежавших от преследования египтян данаид во главе с царем Данаем. В египетских летописях упоминается о нашествии «народов моря» пеласгов и данайцев. По-видимому, мифическое бегство данайцев из Египта является интерпретацией исторических данных о нашествие на Египет «народов моря».

: -ssos \ — ssa; -sos\ -sa.

6. Пеласги и лелеги проживали на Крите и островах Эгейского моря.

7. Пеласги, лелеги согласно источникам именуются кочующими народами (аистами).

8. Этноним лелег в восточных славянских языках означает «аист».

9. Одним из символов позднейшей форме критского письма (XV-XII веков до н. э.), так называемого «линейного письма В» является символ очень похожий на аиста — ai.

10. Пеласги и лелеги частично переселились на Апеннинский полуостров после природного катаклизма или по другим причинам.

11. Народы моря были воинственны (нападение на Египет), создали высокую культуру земледелия, ремесел, градостроительства, которую заимствовали автохтонные племена ойкумены Средиземноморья и греки.

12. Пеласги и лелеги говорили на варварском, неизвестном для греков языке.

13. Пеласги завезли письменность в Италию.

На —nthos / -ntha; -ndos / -nda; -nza / -nzos в Восточной Анатолии

14. Пеласги и лелеги не имели топографических и топонимических названий от собственного имени , хотя строили и проживали во множестве городов и на разных территориях.

15. Дарданы и данайцы (от корня слова дан — река, поток ) имели топографические и топонимические названия (Дардан, Дарданеллы, Данай, Дунай, Днепр, Днестр, Дон, Донец и т.д .).

16. Этнонимы дарданы и данайцы имеют один корень «-дан-«.

17. Пеласги под именем филистимлян проживали в Палестине , воевали и соседствовали с иудеями на правах господствующего этноса.

18. Пеласги делали человеческие жертвоприношения (младенцев первенцев) своим богам. В Загребской мумии на этрусском языке описан обычай человеческих жертвоприношений (Дюжина – запелёнутый ребенок), что, кстати, характерно было и для иудеев (эпизод из Библии избиения младенцев).

19. Согласно источникам, пеласги были отличными мореходами.

20. «Народы моря» неожиданно появляются в поле зрения летописцев и историков, также как неожиданно исчезают.

21. Этрусские тексты, Загребская мумия, Игувинские таблицы переводятся только с помощью славянских языков.

Совпадение многих характеристик «народов моря», таких как миграция, появление, исчезновение, варварский, непонятный грекам язык, наряду с высоки уровнем цивилизации, наводит на мысль, что пеласги, лелеги, данайцы, дарданы один суть народ, существовавший до греков под разными именами.

Имя этому народу – ДАНАЙЦЫ. Только, этот многочисленный народ не «народ моря», а «народ рек» по корню «дан, d-n», на санскрите: (родственные слова в рус. яз.: ДОН, ДНепр, ДОНец, ДНестр, река Дон называлась «Тихий Дон», т. е. «река Тихая».). Данайцы пришли с севера Европы на Балканский полуостров где-то в 4 тыс. до н.э, и в дальнейшем, расселившийся в Средиземноморье.

Египтянам, в сущности, было всё равно, откуда родом этот народ, главное, что он пришёл с моря на кораблях , поэтому и назвали его, как один «народ моря»- данайцы, стали собирательным образом «народов моря». Данайцев наделяли всеми эпитетами, какие имели поселенцы Средиземноморья: пеласги – «кочующие», лелеги – «аисты», дарданы – «хранящие поток» , то есть Геллиспонт.

Откуда же пришли данайцы в Средиземноморский бассейн?

Распад языковой индоевропейской общности датируется IV тысячелетием до н.э. Индоевропейские племена , проживающие в северном Причерноморье, расселились по главным рекам Восточной Европы Дунаю, Днепру, Днестру, Дону и двинулись в Западную Европу и на Скандинавский полуостров. Это был объединенный индоевропейский этнос, ещё не разделенный на кельтов, германцев, славян . В дальнейшем, в течении 2-х тысячелетий в Восточной Европе по рекам сформировался этнос данайцев (народов рек), в Западной Европе оформились кельтские племена . В Скандинавии народился новый этнос, который вернулся на берега старой Европы под именем германцев.

Многочисленные племена данайцев освоили не только Дунай, но и Адриатическое побережье и Балканский полуостров, а затем и бассейн Средиземноморья. На острове Крит данайцам и была создана древняя развитая цивилизация, появилось линейное письмо А.

Нашествие греческих племён во II тыс. до н.э. из Малой Азии остановило экспансию данайцев в Средиземноморье. На материковой Греции греки постепенно вытеснили данайцев и создали свою Микенскую цивилизацию . На острове Крит была создана первая письменная Минойска цивилизация — линейное письмо В. В середине 2-го тыс. до н.э. произошла природная катастрофа на острове Фера, которая практически уничтожила Минойскую и Микенскую цивилизации. Выжившие данайцы с Крита мигрировали на Аппенинский полуостров, где слились с автохтонным населением и в дальнейшем стали называться этрусками и умбрами (лат. Umbri) - древний италийский народ, сформировавшийся в Северной Италии в конце бронзового века. После событий Троянской войны и последующей природной катастрофы в конце 2-го тыс. до. н. э. Данайцы практически вернулись в прежние районы обитания, то есть в Восточную Европу. Маршруты следования:

  • — Балканкий полуостров, где стали известны под именем венетов и дарданцев ;
  • Паннония – известны под именем скловен;
  • — Центральная Европа – западные славяне (чехи, словаки, поляки);
  • — Восточная Европа – восточные славяне (украинцы, белорусы, русские.).

В XIII веке до н. э. Восточное Средиземноморье населяло множество народов с высокоразвитой культурой и богатой историей. На Пелопоннесе существовала Микенская цивилизация , построившая такие прекрасные города как Афины, Микены, Пилос, Тиринф. Не уступала ни в чём ей и Минойская цивилизация , обосновавшаяся на острове Крит. В это время она уже находилась под сильным влиянием Микен, но сохраняла свою самобытность, обычаи и огромное культурное наследие предыдущих поколений.

В Малой Азии обосновалась Хеттская цивилизация . Это была могучая держава. По своей военной мощи она соперничала с Древним Египтом. Её боевые отряды достойно отражали натиск египтян и даже конфликтовали с ними из-за города Кадеша (Сирия). Хетты оккупировали всё юго-восточное побережье Малой Азии, её центральные земли и даже часть западного побережья.

Вдоль восточного побережья Средиземного моря узкой прибрежной полосой протянулись земли Финикийской цивилизации . Её представители являлись искусными мореплавателями и торговцами. В этом деле им не было равных. Если бы не южный сосед Древний Египет , всё время ограничивающий их неугомонный пыл и энергию, финикийцы очень быстро заняли бы доминирующее положение в данном регионе.

Южнее Древнего Египта раскинулись обширные земли Нубийской цивилизации . Представлявший её народ к XIII веку до н. э. имел за своими плечами богатейшую историю. Она была под стать истории северного соседа, прославившегося своими древними пирамидами . Нубийские цари стояли во главе высокоразвитого общества, имели сильную армию и управляли страной с помощью мудрых законов. Эта держава казалась незыблемой и в перспективе вполне могла забрать «пальму первенства» из рук слабеющего Древнего Египта.

Жизнь кипела на восточных берегах Средиземного моря. Процветали торговцы, ремесленники, большим уважением пользовались учёные люди, обладавшие уникальными познаниями в медицине, астрономии, архитектуре, языкознании. На высоком уровне находилась письменность. Почиталось жречество, прославлявшее многочисленных богов. Не были обделены вниманием и мужественные воины, готовые в случае опасности встать на защиту своих сограждан.

Всё изменилось во второй половине XIII века до н. э. Как будто вечная ночь упала на цветущие земли. Богатые города превратились в развалины, исчезла письменность, опустели тучные луга со скотом, жители равнин поменяли местожительство. Они стали строить селения на неприступных скалах, выращивать урожай и пасти скот на горных плато, надёжно укрытых от постороннего глаза.

Причина же столь глобальных изменений была в том, что на богатых и сытых землях появились народы моря . Кто они такие, откуда пришли - историки и в наши дни не могут дать чёткий и ясный ответ на этот вопрос.

Народы моря - величайшая загадка Древнего Мира. О них известно очень мало. Если быть совсем точным, то практически ничего. Это словосочетание упоминается в египетских исторических источниках времён фараона XX династии Рамсеса III (1185-1153 до н. э.). Но к тому времени как этот владыка вступил на престол, народы моря уже 40 лет жгли и уничтожали величайшие цивилизации Восточного Средиземноморья .

Хеттское царство не выдержало их нашествия и пало. Были разрушены все города, уничтожены величайшие исторические памятники. Культура древнего народа оказалась стёртой с лица земли. На территориях древнейшей цивилизации появились новые племена. По уровню своего развития они и близко не стояли с хеттами.

Аналогичная участь постигла земли Пелопоннеса. Здесь также всё рушилось и уничтожалось. Знатных людей убивали, простолюдинов превращали в рабов. В короткий срок была уничтожена вся интеллектуальная прослойка общества. Народы, населявшие полуостров, оказались отброшенными на сотни лет назад в своём культурном развитии.

Не избежал печальной участи и остров Крит. Народы моря прибыли к его берегам на многочисленных судах. Они были воинственны, сильны и безжалостны. Коренные жители острова, облюбовавшие уютные низины, вынуждены были спасаться от захватчиков высоко в горах. В наши дни найдено 80 деревень-убежищ, относящихся по времени к той далёкой и страшной эпохе.

Располагаются эти селения в неприступных высокогорных местах. Ведут к ним узкие тропы. Пройти по такой тропе можно, только, идя друг за другом. Небольшая группа мужчин, выбрав удобную позицию, может сдерживать здесь атаку целого войска, разя врага стрелами и бросая тяжёлые камни. Судя по раскопкам, люди жили в таких селениях долгие годы, не смея спуститься вниз и обустроить нормальный быт.

Тех же, кто не сумел воспользоваться защитой гор, ждала страшная участь. Археологические раскопки в низинах рассказывают о невероятной жестокости, которую проявляли народы моря к жителям острова. Разрушения городов напоминают ужасный природный катаклизм. Как будто жуткое землетрясение обрушилось на благоухающие земли. Везде видны следы пожаров, пепел, груды человеческих скелетов.

Примечательно то, что захватчики не осели на завоёванных землях острова. Народы моря периодически появлялись на своих судах у берегов Крита, высаживались, творили зло, грабя и убивая всех тех, кто попадался на их пути, а затем опять грузились на свои корабли и уплывали. Возникали они на морском горизонте каждый раз неожиданно. Это и вынуждало коренных жителей острова долгие годы жить высоко в горах.

У границ Древнего Египта народы моря появились впервые в 1203 году до н. э. Это было время царствования фараона XIX династии Мернептаха (1212-1202 до н. э.). Пришли они со стороны финикийских земель. Города финикийцев яростно оборонялись, и захватчики решили попытать счастье на других землях, которые показались им менее защищёнными.

Владыка Древнего Египта выдвинул к приграничным рубежам сильное войско и народы моря не стали вступать в бой. Они отошли и захватили город Угарит в Сирии. Этот древнейший очаг культуры был подвергнут варварскому уничтожению. Погибла ценнейшая библиотека. Она хранилась в огромном царском дворце, занимавшем площадь в целый гектар. Сам дворец также не избежал печальной участи. Народы моря превратили его в руины. Печальный конец ожидал и огромный город, который по своим размерам не уступал Риму и являлся крупнейшим торговым центром в Восточном Средиземноморье.

Случилось это варварство в самом конце XIII века до н. э. В первые годы нового столетия кровавая бойня продолжалась. Удар захватчиков приняли на себя центральные земли Анатолии (Малой Азии). Здесь народы моря прошли с огнём и мечом по уцелевшим богатым городам Хеттского царства. Смерть и разрушение пришла в дома ни в чём неповинных людей.

Насыщение кровью невинных жертв продолжалось долгих двадцать лет. Пала и Троя - город на западном побережье Малой Азии. Здесь правда у историков нет однозначного мнения. Существует гипотеза, что в данном случае имела место междоусобная распря ещё задолго до появления народов моря. Развалины этого древнейшего города найдены, но они не могут рассказать археологам, какие обстоятельства сопутствовали их возникновению. Так что причина гибели остаётся под вопросом.

Испепелив и уничтожив всё вокруг, народы моря обратили свой взор на земли, которые ещё не испытали весь ужас их вторжения. Это был Древний Египет. В начале XII века до н. э. он уже не представлял из себя непобедимую и могучую державу, каковой являлся в более древние времена. Изрядно подрастеряв свою мощь и величие, египетское царство вступало в полосу тяжёлого экономического и политического кризиса.


Рамсес III

Временное улучшение всех сторон жизни наступило во времена правления Рамсеса III . Он властвовал 32 года, и внёс значительный вклад в усиление вверенной ему державы.

Именно на период его правления и приходится второй поход в Египет народов моря. В этот раз захватчиков было несметное количество. Часть из них плыла на судах, другие же двигались пешим порядком. Огромное количество телег, запряжённых волами, везло на себе не только воинов. В телегах сидели их жёны и дети. Народы моря отправились в поход целыми семьями. Доподлинно неизвестно, всегда ли имела место подобная практика, или такое случилось впервые - при нападения на Древний Египет.

Как уже говорилось, сведений о народах моря ничтожно мало. Истории известно о них только из источников Древнего Египта. Основная информация находится в виде рельефов с надписями и рисунками на стене гробницы Рамсеса III в Мединет-Абу (предместье города Луксора, левый берег Нила). Часть данных содержится в архивах Дейр-эль-Медины на папирусах и остраконах (поселение древних ремесленников - также на левом берегу Нила напротив Луксора).

Рамсес III выставил против врага сильное сухопутное войско и военный флот, состоящий из множества кораблей. Решающая битва произошла в 1177 году до н. э. на землях Финикии. В этом сражении народы моря потерпели сокрушительное поражение. Многие из них погибли, оставшиеся в живых попали в плен. Не избежали вечного рабства и женщины с детьми. Был также захвачен в качестве военной добычи и весь скарб неудачливых захватчиков.

Сухопутная экспансия была пресечена, враг разбит наголову и уничтожен. Но оставался ещё флот. Народы моря двинули свою армаду к устью Нила. Здесь её встретили военные корабли египтян. Победил в этом упорном сражении флот Рамсеса III. Поверженных захватчиков безжалостно убивали, оставшихся в живых обращали в рабство. Таким образом фараон спас свою страну от тех ужасов, которые в полной мере испытали от народов моря другие цивилизации Восточного Средиземноморья.

На этом, собственно, кровавая эпопея и закончилась. Народы моря канули в тьму веков и никакой информации о них больше нет. Известно, только, что по разрешению Рамсеса III на плодородных землях восточного побережья Средиземного моря осели племена, которые называли себя филистимлянами . Являлись ли они представителями народов моря, покорно склонившими головы перед победителями, или не имели к этим жестоким захватчикам никакого отношения - это истории доподлинно неизвестно.

Существует также предположение, что народами моря являлись тирсены . Это предки этрусков - тех самых племён, которые существовали на Аппенинском полуострове до римлян. Именно они научили великих завоевателей строить дороги, возводить прекрасные города, а также устраивать гладиаторские бои. Опять же прямых доказательств, указывающих на участие тирсенов в страшных злодеяниях по уничтожению невинных людей, - нет.

Не исключено, что к народам моря принадлежали тевкры - так называли жителей Трои. Потерпев поражение в междоусобных распрях, они потеряли всё: их город был разрушен, достоинство унижено. Воинственное племя вполне могло бросить вызов живущим в роскоши и сытости жителям Восточного Средиземноморья.

Собрав вокруг себя «охотников за удачей», тевкры превратились в безжалостных разбойников и убийц. Их набеги на города врагов приняли огромные масштабы за счёт постоянно примыкающих к ним беднейших племён, каковых немало проживало совсем рядом с высокоразвитыми цивилизациями.

Нужно сказать и о сикулах - племя, жившее на острове Сицилия. Они не являлись носителями высокой культуры. В то же время это были воинственные и смелые люди. Они вполне могли стать народами моря или, по крайней мере, влиться в ряды безжалостных захватчиков. Источники Древнего Египта указывают на то, что племён насчитывалось девять. Так что воинственные жители Сицилии вполне могли являться одним из них.


Древняя
колесница

Имеет право на жизнь также ещё одна версия. Она базируется на структуре воинских подразделений, существовавших в ту далёкую эпоху поздней бронзы.

Основой боевых порядков древних армий являлись колесницы . В каждой из них находилось два воина. Один являлся щитоносцем, второй лучником. Колёса этих передвижных боевых повозок делались, как правило, цельнобронзовыми. Это увеличивало их прочность и проходимость. К тому же на ступицы колёс устанавливались длинные ножи. Врываясь на бешеной скорости в ряды пехоты врага, колесницы кромсали воинов и, в конечном счёте, деморализуя противника, обращали его в позорное бегство.

Такие боевые повозки уже сами по себе стоили дорого, к тому же необходимо было покупать лошадей. Позволить такое удовольствие могли себе лишь богатые люди. Соответственно в колесницах сидела элита армии. Это была знать - представители высшего сословия.

Кроме колесниц существовала пехота . Кавалерия появилась гораздо позже, в XIII и XII веках до н. э. о ней и слыхом не слыхивали. Впрочем, объективности ради надо заметить, что колесница гораздо эффективнее всадника. Если бы не её дороговизна, кавалерия никогда бы не стала приоритетной.

Пехотинцев набирали из беднейших слоёв населения, не брезговали брать на службу и мужчин из отсталых, лишённых богатого культурного наследия племён. Вся эта публика имела лёгкое и дешёвое вооружение. Состояло оно из шлема, щита и нагрудника из дерева, обтянутого кожей. Оружием служило короткое копьё.

По сути, пехота представляла из себя вольнонаёмных людей. В случае угрозы нападения их призывали на воинскую службу; в мирное время большую часть распускали. Учитывая то, что войны были в те времена частым явлением, наёмники без работы не сидели. Служба давала им деньги, кров, пищу. На жалованье пехотинцы могли содержать семьи и более менее достойно существовать.

Во второй половине XIII века до н. э. в землях Восточного Средиземноморья наступила полная идиллия. Культурные народы начали решать внешнеполитические вопросы не при помощи оружия, а посредством дипломатических соглашений и мирных договоров. Это свидетельствовало о духовном росте людей, о переходе их на более высокий интеллектуальный уровень.

Как следствие, наёмные пехотинцы остались не у дел. Они потеряли постоянную работу, а соответственно и жалованье, на которое могли содержать себя и свои семьи. В то же время у них остались военные навыки, вооружение и организационная структура, объединяющая их в боевые отряды. Обрабатывать землю многие пехотинцы не умели, да и, по большому счёту, не хотели. Крестьянский труд очень тяжёлый, и не каждому он по силам и по желанию.

В результате, кому-то из наёмников пришла в голову мысль мечом и копьём добиться материального благополучия. Объединившись в боевые отряды, бывшие пехотинцы превратились в народы моря . Они стали нападать на тех, кто ещё совсем недавно давал им работу и хлеб. Население же сытых и богатых городов оказалось абсолютно неготовым противостоять этим новым, неожиданно появившимся противникам.

Небольшие вооружённые царские отряды были уничтожены, знать перебита. Бесценные культурные творения преданы огню и мечу. Их носителей безжалостно грабили и убивали. Цветущие земли Восточного Средиземноморья на века опустились в бездну мракобесия, жестокости и невежества. Великие древние цивилизации прекратили своё существование. Потребовались сотни лет, чтобы культура и просвещение опять зацвели пышным светом на этих истерзанных первобытной ненавистью территориях.

Народы моря, сотворив страшные преступления, канули в лету. Мы бы сейчас ничего не знали о них, если бы древние египтяне не нашли в себе силы противостоять этой ужасной чуме, перевернувшей весь жизненный уклад того далёкого времени.

Толща веков надёжно отделяет нас от тех великих и страшных событий. Она не даёт современному человеку приподнять завесу тайны и узнать всю правду об ужасных варварах, называемых народами моря. Но в любом случае человечество должно извлекать уроки из истории и чётко понимать, что каждый из людей имеет право на достойное существование. Иные же, кто игнорирует это правило, расплачиваются своими жизнями, погибая от рук тех, кого они обделяют радостями земного бытия и элементарного человеческого счастья.

Статью написал ridar-shakin

По материалам зарубежных изданий

Народы моря - ряд племен, которые в конце бронзового века, в XIII-XII веках до нашей эры, вторглись в страны Малой Азии, восточного побережья Средиземного моря и Египта.

Происхождение этих племен доподлинно не известно, что породило много гипотез по этому поводу. Нападения народов моря привели или же стали одной из причин гибели ряда культур и государств позднего бронзового века. Переселение народов моря было одним из крупнейших миграций давности, изменившая лицо древнего Ближнего Востока и повлиял на всемирную историю. Следы тех времен и до сих пор присутствуют в топонимике Палестины и Сардинии.

На стенах поминального храма Рамзеса III в Мединет Абу о народах моря написано:

Нашествие народов моря не была какой-то случайным событием. Во второй половине II тысячелетия до нашей эры значительные изменения затронули территорию практически всего тогдашнего цивилизованного мира. На огромных территориях от Атлантики до Китая гибли старые культуры и возникали другие, упадок старые государства, а на их руинах поднимались новые. Вероятно, это был общий кризис культуры бронзового века.

Для Средиземноморья и Ближнего Востока переломными стали XIII-XII века до нашей эры, события которых привели к поразительной изменения политической и этнической ситуаций всего региона. Великие державы постепенно приходили в упадок. В Хатты все чаще случался голод, который приводил к восстаниям и беспорядков. После временного подъема снова пала Ассирия. Несмотря на все славословия, Рамзесу II так и не удается выбить хеттов из Сирии и фактическое влияние Египта был заметно меньше, чем во времена Тутмоса III. Уже со времен рамзесового сына Мернептаха Египет начинает подаваться с силами. В то же время упадок и микенская Греция. Неудивительно, что, воспользовавшись этим, орды варваров, таких как народы моря, дорийцы или евреи, двинулись на цивилизованные страны.

Уже фараону Мернептаха пришлось воевать с союзом ливийцев и народов моря. Позже Рамзесу III пришлось отражать несколько нападений уже не только с моря, но и со стороны Азии. Причем это были не просто грабительские набеги, а настоящее переселение народов. Однако, перед тем как прийти в Египет, волна народов моря прокатилась другими, севернее странами. И хотя египтянами удалось отбиться, но много палестинских городов были разрушены или захвачены захватчиками. Несмотря на то, что победный Рамзес III и попытался укрепиться в Азии и разместил гарнизоны в ряде городов, однако уже к середине XII века до нашей эры азиатские владения были полностью утрачены.

Около 1200 года до нашей эры народы, вторгшиеся в Анатолию, уничтожили Хеттского царства и зависящие от него княжества, основную силу этого нашествия составили племена так называемых восточных мушки и народы моря. Война была ожесточенной и не всегда успешной для нападающих - сохранилось сообщение, хеттских флот разбил народы моря у Кипра, однако в конце хетты проиграли войну. В центре Малой Азии в самом сердце хеттского государства от них не осталось и следа, а страну заселили чужие им по культуре и языке фригийцы. На юго-востоке Малой Азии и северной Сирии сохранились хеттские княжества, считали себя наследниками великой державы, но это были лишь тени бывшей империи.

Власть «великих держав» над Сирией и Палестиной, длившуюся не один век, было уничтожено. Однако народы моря не просто разрушили Хатты и выгнали египтян, они уничтожили и зависимые от этих гегемона государства. Так было разрушено царство Амурру в Сирии. На пятый год правления Рамзеса III сообщается, что царь Амурру «стал пеплом», - имя исчезло, народ была покорена и рассеянно. На восьмой год правления сообщается, что народы моря стали в Амурру лагерем, а народ его уничтожено так «как будто не существовал». После того царства Амурру уже не было, а само название использовалась лишь для обозначения территорий в Сирии или вообще к западу от Междуречья. Так же и Хатты означало уже не земли бывшей империи, а когда малые новохетськи царства, когда же Сирию вообще. На Евфрате был уничтожен и уже никогда не возродился Эмар.

Севернее Амурру погибло древний город-государство Угарит. Где-то в промежутке между 1185-1180 годами до нашей эры город был уничтожен мощным землетрясением. Оно уже не возродился, а чуть южнее от него, на руинах летнего дворца угаритский царей возникло небольшое поселение народов моря. Вероятно, нападавшие воспользовались природной катастрофой и осквернили ослабленную страну. Больше эти земли уже никогда не были самостоятельным государством.

Северные земли Финикии, похоже, тоже пострадали от нашествия народов моря. Раскопки в Сукаси, Цумури и Иркати указывают на сильные разрушения. Эти города существовали и дальше, но уже не имели того важного значения, что раньше. А вот юг Финикии не пострадал, и хотя это утверждение основывается на весьма незначительном археологическом материале и намеках египетских источников, однако можно утверждать, что по крайней мере катастрофических изменений не произошло, и старое население и дальше так же жило на том же месте

На пятый год правления фараона Мернептаха (примерно 1207 год до нашей эры) на Египет напали племена лапу (ливийцы) в союзе с народами моря. Союзники вместе с детьми, женщинами и сокровищем вторглись в западную Дельту. Мернептах выступил на встречу с войском и в шестичасовой битве разгромил захватчиков. Описание этого события дошел до нас в четырех разных документах, а именно в большом Карнакский надписи, текстах на Каирской колонне и стелах Атрибиса и Мернептаха (она же стела Израиля), за исключением последнего надписи во всех упоминаются народы моря.

Большой Карнакский надпись является одним из самых известных сейчас древнеегипетских храмовых надписей. Текст начинается перечнем врагов, вторгшихся в Египет - ливийцы, еквеш, Фарра, Лукка, шардана, шекелеш. Далее в тексте также упоминается народ мешвеш. Еквеш и Фарра, традиционно относят к народам моря, на самом деле упоминаются вместе с другими населения, которые относят к группе, только в данном тексте. Важнейшей для изучения народов моря частью текста есть перечень пленных, убитых и захваченной добычи в конце надписи. В целом были убиты или захвачены в плен 9 376 врагов, в основном ливийцев, которые потеряли 6 539 убитыми, впрочем, народы моря тоже понесли заметных потерь - 222 человек шекелеш и 742 человек Фарра, цифры о потерях шардана и еквеш не сохранились . Относительно еквеш, то указывается, что они были обрезаны - этот факт заметно влияет на теории относительно их происхождения. С точки зрения материальной культуры народов моря интересен перечень захваченной в них добычи: в мешвеш и ливийцев были забраны 9111 медных мечей, а также коров, коз, красивые корабли, броню и разнообразное оружие.

Текст с Каирской колонны крайне короткий - он содержит сообщение гонца к Мернептаха о вторжении ливийцев и их союзников: Пятого года, во второй месяц третьего сезона. Пришел один и сказал Его Величества: «Ничтожный (вождь) ливийцев вторглись (с) мужчинами и женщинами, шекелеш...» .

Стелла Атрибиса повторяет Карнакский надпись. Она содержит сокращенный вариант описания боевых действий, сопровождается другим списком порубленных врагов, пленных и добычи. Числа в целом согласуются между собой с незначительными отличиями, число убитых шардана снова потеряно, а вот для еквеш указанное как 2201 .

Позже Рамзесу III пришлось отражать несколько нападений уже не только с моря, но и со стороны Азии. Причем это были не просто грабительские набеги, а настоящее переселение народов. Однако, перед тем как прийти в Египет, волна народов моря прокатилась другими, севернее странами. И хотя египтянами удалось отбиться, но много палестинских городов были разрушены или захвачены захватчиками. Несмотря на то, что победный Рамзес III и попытался укрепиться в Азии и разместил гарнизоны в ряде городов, однако уже к середине XII века до нашей эры азиатские владения были полностью утрачены.

ПОДРОБНЕЕ О НАРОДАХ МОРЯ СМ.НА САЙТЕ

Контекст

Родиной народов моря ещё в первой половине XX века часть историков считала регион Микенской цивилизации , которая на тот момент гибла под ударами дорийцев .

Современные историки, напротив, связывают миграцию «народов моря» с окончанием Троянской войны , оказавшей разрушительное воздействие не только на цивилизацию западного побережья Анатолии , потерпевшую поражение, но и на экономику победивших ахейцев . Этим, по-видимому, объясняется наличие ахейцев и данайцев среди народов моря, большинство которых отождествляется с догреческим населением запада Малой Азии . Данная миграция произошла за одно-два столетия до вторжения дорийцев.

История (по египетским источникам)

Само название «народов моря» египетского происхождения - так египтяне называли в XIV–XII вв. до н. э. ранее неизвестные им северные народы, жившие за Средиземным морем.

Племена народов моря

Племя SKLS (шекелеш) отождествляется с сикулами , которые вместе с элимцами прибыли на Сицилию около XIII в. до н. э. О «троянском» происхождении указанных народов пишут Фукидид и Вергилий.

SRDN (шердены) краткое время формировали личную гвардию египетских фараонов. Они отождествляются с народом, который около XIV-XIII вв. до н. э. прибыл на Сардинию и основал там культуру строителей нурагов . В тот же период возникают аналогичные культуры на Корсике (строители торре) и на Балеарских островах (строители талайотов).

Племя TRS отождествляется либо с тирсенами , либо с троянцами (обе гипотезы не являются взаимоисключающими, в свете предания об Энее). Современные историки предполагают, что тирсены были умелыми мореплавателями и достигли Северной и Центральной Италии, где дали начало племени этрусков, до 510/509 г. до н. э. владевшего и Римом. Этруски оставили множество следов высокоразвитой культуры (так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога), так, что, вероятно, они имели сильный фундамент для построения такой культуры.

Этническая и языковая принадлежность

Этническая принадлежность «народов моря» достоверно не установлена, то есть все отождествления носят предположительный характер. В состав народов моря египетские надписи включают:

  • JKWŠ, JQJWŠ, JKWS (условно читается: «экўэш») - обычно отождествляется с хеттским Аххийава, гомеровским Ἀχαιϝοί, позднее - Ἀχαιοί, то есть ахейцами ;
  • DNJN, TNJ, DJN (условно: «денйен») - отождествляются с хеттским Дануна, греческим Δαναοί, то есть данайцами ;
  • DRDNY - обычно ассоциируются с гомеровскими Δαρδάνιοι, то есть дарданцами - одним из троянских племен или соседей Трои;
  • MŠWŠ (условно: «мешўэш») - отождествляется c ассирийским Мушки , греческим Μόσχοι, библейским Мешех; они же, вероятно, - фригийцы ;
  • PLST, PRŠT (условно: «пелесет») - отождествляется с библейским Плиштим, что в греческом языке превратилось в Φυλιστιιμ, а в русском переводе - в филистимляне ; также возможно, что имя тождественно пеласгам греческих источников; проблематично - с Pulastya Махабхараты ;
  • RK, L’KK, RWK - отождествляется с хеттским Лукка и греческим Λύκιοι, то есть с ликийцами ;
  • ŠKLŠ, SQRWS, ŠQRSŠ (условно: «шекелеш ») - отождествляется с греческим Σικελοί, то есть с сикулами ;
  • ŠRDN (условно: «шердана», «шардана») - вероятно, сарды ;
  • ṮJKR (условно: «текер», «зекер», «чьекер») - отождествляется с греческим наименованием Τεύκροι, ставшим одним из синонимов троянцев ;
  • TRŠ, TWRYŠ, TWRWS (условно: «тереш») - отождествляется с греческим Τυρσηνοί, то есть тирренами , впоследствии так называли этрусков ; по другой версии, соотносится с хеттским Таруйса - Троя ; а также (проблематично) с Turvaśa из Ригведы ;
  • WŠŠ (условно: «ўэшеш») - не опознан.

Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский , в книге «Гомер и история Восточного Средиземноморья», высказывают мнение, что «народы моря», в основном, - это выходцы с севера Балканского полуострова, родственные протофракийским племенам.

Немецкий историк и лингвист Х. Рикс выдвинул гипотезу о тирренской группе близкородственных языков. Гипотеза интересна тем, что практически все включённые в неё народы (пеласги, этруски, этеокиприоты) в той или иной мере отождествляются с «народами моря», которые рассматриваются как доиндоевропейское население запада Малой Азии. Жители древней Сардинии (строители нурагов) письменных памятников не оставили, однако на сходство их культуры с этрусской указывал ряд историков, в частности, А. И. Немировский . RK («ликийцы») из состава народов моря могли быть не тождественны более поздним ликийцам , а быть доиндоевропейским населением указанного региона (подобно тому, как этруски представляли собой доиндоевропейских выходцев из Лидии).

Примечания

Литература

  • История древнего Востока. т. 2. М. 1988.

Ссылки

  • Кац Т. П. Нурагическая Сардиния и «морские народы» // АМА. Вып. 6. Саратов, 1986. С. 31-42.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Народы моря" в других словарях:

    - «НАРОДЫ МОРЯ», условное обозначение племен или народов, нападавших в 13 12 вв. до н. э. на Египет с моря и с суши (из М. Азии). До этого обитали, возможно, в М. Азии или на Балканском п ове. * * * «НАРОДЫ МОРЯ», египетское название ряда народов… … Энциклопедический словарь

    Народы моря - «Народы моря» (Sea Peoples), так называли в Вост. Средиземноморье кон. 13 нач. 12 вв. до н.э. завоевателей, пришедших со стороны моря. Возможно, в их числе были греки, сардинцы и этруски, хотя точно не установлено ни их происх., ни подробности их … Всемирная история

    Условное обозначение племен или народов, нападавших в 13 12 вв. до н. э. на Египет с моря и с суши (из М. Азии). До этого обитали, возможно, в М. Азии или на Балканском п ове … Большой Энциклопедический словарь

    Условное обозначение племён или народов, нападавших в 13 12 вв. до н.э. на Египет с моря и суши (из Малой Азии). До этого обитали, возможно, в Малой Азии или на Балканском полуострове. Полагают, что Троянская война была частично связана с… … Исторический словарь

    Народы моря - (англ. Peoples of the Sea, или Sea peoples, нем. Seevölker), группа народов смешанного происхождения, которые вторглись в Египет и поселились там в 13–12 вв. до н.э. Потерпели поражение от фараона Мернептаха в 1219 г. до н.э., а затем изгнаны … Археологический словарь

    - («Народы моря»,) условное обозначение племён или народов, первоначально обитавших, возможно, на Балканском полуострове или в Малой Азии; упоминаются в египетских источниках 13 12 вв. до н. э. в качестве нападавших на границы Египта с моря … Большая советская энциклопедия

    Условное обозначение племён или народов, нападавших в XIII XII вв. до н. э. на Египет с моря и с суши (из Малой Азии). До этого обитали, возможно, в Малой Азии или на Балканском полуострове … Энциклопедический словарь

    “Народы моря” - условное обозначение племён или народов, нападавших в XIII XII вв. до н.э. на Египет с моря и суши (). До этого обитали, возможно, в Малой Азии или на Балканском полуострове. Полагают, что Троянская война была частично связана с передвижениями… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Народы моря - группа плем. объед., вторгш. ок. 1200 до н.э. с Балкан в Переднюю Азию через Эгейское м. Именно поэтому египтяне дали им имя Н. м. Войска Рамсеса III разбили Н. м. на суше в Сирии и на море у входа в дельту Нила (рельефные изображ. в… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Народы моря - группа плем. объединений, вторгшихся ок. 1200 до н. э. с Балкан в Переднюю Азию через Эгейское м. Именно поэтому египтяне дали им имя Н. м. Войска Рамсеса III разбили Н. м. на cyme в Сирии и на море у входа в дельту Нила (рельефные… … Словарь античности

Книги

  • Народы Росс i и, выпускъ II. живописный альбомъ, четыре хромолитограф i и и 7 гравюръ , . Въ кра?, прилагающемъ къ отлогому берегу Балт i йскаго моря, издревле обитаетъ литовское племя. Съ давнихъ поръ оно принуждено было бороться съ сос?днимъ н?мецкимъ племенемъ, безпощадно его…

4 265

Одна из величайших загадок древнего мира – таинственные народы моря. О них практически ничего неизвестно. Первые упоминания относятся примерно ко времени правления Рамзеса III. Однако ко времени вступления этого египетского владыки на престол, народы моря уже 40 лет выжигали соседние земли и уничтожали великие государства Средиземноморья.

Одним из первых пало Хеттское царство. Города были уничтожены, сожжены. Не осталось ни следа былой культуры. А через некоторое время на их месте поселились племена, во многом превосходящие хеттов по уровню развития.

Нашими современниками в недавнем времени высоко в горах острова Крита было найдено около 80 деревень-убежищ. По данным историков, это коренные жители острова спасались от безжалостных могущественных захватчиков, прибывших к берегам на многочисленных военных кораблях.

К укреплениям ведут довольно узкие тропы, по которым не могло бы пройти более 2-х человек одновременно. Высоко в горах даже небольшая группа мужчин могла сдерживать натиск целого войска в течение долгого времени, сбрасывая на вражеских захватчиков тяжелые камни или осыпая их градом стрел.

Судя по находкам археологов, исконное население Крита пряталось в деревеньках долгие годы, сумев обустроить в гористой местности довольно приличный быт.

Хуже приходилось тем, кто не сумел укрыться в недоступных горах. Народы моря проявляли нечеловеческую жестокость, практически начисто выжигая города, в которые вторгались. Они, как настоящая машины убийств, неожиданно высаживались на берег. После них оставались лишь пепелища и груды костей.

Первое появление народов моря у границы египетских земель отмечено во время правления фараона XIX династии Мернептаха (приблизительно в 1203 году до н.э.). Со стороны финикийской земли показалось бесчисленное число военных судов. Но фараону удалось собрать многочисленное войско и расположить его вдоль побережья. Возможно, именно по этой причины таинственные захватчики не стали вступать в бой.

Вся их неистовость обрушилась на город Угарит, что располагался на территории современной Сирии. Варвары уничтожили город, сожгли ценнейшую библиотеку, разрушили святилища и храмы. Часть жителей увели в плен, остальных просто убили. Цветущий Угарит был превращен в руины.

Не избежал трагической участи и другой величайший город, сравнимый по своей мощи с Римом – Анатолия (Малая Азия). Народы моря сеяли смерть и разрушения, целая культура была превращена в прах.

Нападения их длились в течение долгих двадцать лет. По одной из версий, великая Троя пала именно от рук этого загадочного народа. Хотя здесь нет однозначного ответа: не привела ли к уничтожению города междоусобная распря задолго до вторжения морских завоевателей.

В начале XII века до н.э.пришла очередь ослабевшего Египта испытать все зверства и жестокость, безжалостность и мощь непобедимого народа. Войска прибывали в несметном количестве. Часть высаживались на берег, другие передвигалась сушей. Жены и дети ехали на телегах вместе с ними. Достоверно неизвестно, всегда ли в походах воинов народа моря сопровождали их семьи.

Однако Рамзес III собрал мощное войско против наступающих захватчиков. Решающая битва состоялась в 1777 году до н.э., в котором народы моря потерпели сокрушительное поражение. Египтяне безжалостно убивали поверженных захватчиков. Кровь лилась рекой. К побежденным не было ни пощады, ни милости.

Народы моря бесследно исчезли. Однако, по приказу Рамзеса, на территории Средиземноморья осели племена, которые стали называть себя филистимлянами. Являлись ли они потомками народа, склонившего головы перед силой победителя – не известно.

Существует и другая версия. Некоторые ученые считают, что народами моря являлись племена тирсенов. Они были предками этрусков и населяли территорию Апеннинского полуострова до прихода римлян. Тирсены научили жителей могущественной империи строить дороги, возводить уникальные города и вести гладиаторские бои.

Но никто и не исключает того, что некогда могущественным народом могли быть и племена тевкров, населявших таинственно уничтоженную Трою. Собрав «охотников за удачей», тевкры вполне могли превратиться в безжалостных убийц, терроризирующих побережье всего Средиземноморья.

Существует и еще одна версия. Считается, что народами моря могли быть некогда наемные войска, которые служили в высокоразвитых странах древнего мира. После того, как воинское дело стало занятием элиты, плебеи-наемники остались не у дел. Организовавшись в сплоченную группу, они составили мощное войско. Город за городом покоряли они.

Многочисленные слабые племена присоединялись к могущественным и безжалостным войнам. Неподготовленное к войне население больших и богатых городов оказалось неспособным дать отпор закаленным в боях завоевателям. И целые культуры превращались в пепел под воинственным мечом захватчиков. Пока сами они не были уничтожены достойным соперником. Рамзес третий, сплотивший египетский народ, быть может, спас не одну культуру от полного разорения и уничтожения.

Сегодня версий о том, кем же были народы моря – бесчисленное множество. И хотя есть доказательства и факты в пользу каждой, невозможно точно сказать, какая же верна. Эта мистическая загадка пока останется неразрешенной тайной древнего мира.