Отличительные особенности фгос и фгт. Чем отличаются фгт и фгос до? Разница между фгос и фгт

«Чем отличается ФГТ от ФГОС дошкольного образования»

Подготовили воспитатели Белая Елена Викторовна, Мельникова Татьяна Сергеевна

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

Этому предшествовала следующая работа:

1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;

2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин - люди с разными мнениями и позициями.

Что же обсуждалось рабочей группой?

Требования к программе;

Требования к условиям;

Требования к результатам социализации.

Перед разработчиками возникли следующие вопросы:

1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?

2) В чем уникальность Стандарта?

3) Каковы будут результаты?

4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;

5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.

Чего ждут от Стандарта:

ВОСПИТАТЕЛИ

Обеспечения безопасности;

Толерантного отношения со стороны родителей;

Снижение документооборота;

Больше доступных образовательных программ;

Обучение счету и письму должно быть в школе;

Желание обучаться - курсы ПК

УЧИТЕЛЯ

Послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению

РОДИТЕЛИ

За раннее и ускоренное развитие;

За образование отвечает государство;

Главное - здоровье детей;

Кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)

Чем обусловлена разработка данного документа?

Два основания для введения ФГОС ДО:

1) Закон «Об образовании РФ»;

2) Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан следующих документах:

1) Конвенция о правах ребенка;

2) Закон об образовании РФ;

3) Конституция РФ.

4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»

Закон об образовании РФ предусматривает :

1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования - обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи - это право.

2) Обнародование Стандарта в 2013 году.

4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;

5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ;

6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;

7) Закреплены права и обязанности родителей - приоритет по воспитанию за семьей.

Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.

ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .

До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 - к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.

Основные понятия ФГОС ДО:

1) Единство образовательного пространства:

Обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ;

2) образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)

3) развивающая предметно-пространственная среда;

4) социальная ситуация развития.

Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?

2 группы требований:

К структуре ООП;

К условиям реализации ООП;

10 образовательных областей;

80%- обязательная часть программы;

20% - вариативная

ФГОС ДО

3 группы требований

К структуре ООП;

К условиям реализации ООП;

К результатам освоения ООП

5 образовательных областей:

Физическое развитие

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ;

Речевое развитие

60%- обязательная часть программы;

40% - вариативная

Нестандартный «Стандарт»

3 группы требований

К структуре ООП;

К условиям реализации ООП;

К результатам освоения ООП

В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:

1) Пространственно-временные- пространство и игрушки;

2) Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками

3) Деятельностные - детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.

Главное условие - численность детей в группе.

Какие же требования предъявляются к условиям :

1) Психолого-педагогические;

2) Кадровые;

3) Материально-технические;

4) Финансовые;

5) К предметно-развивающей среде.

Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.

Оценка профессиональной деятельности педагога :

Динамика развития интегративных качеств педагога;

Положительное отношение ребенка к детскому саду;

Высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Требования к результатам освоения программы:

Основной результат - это социализация детей.

1) Результат социализации;

2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.

ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) .

Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров :

* Инициативность

* Самостоятельность

* Уверенность в себе

* Воображение

* Физическое развитие

* Волевые усилия

* Любознательность

* Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.

Что же будет оцениваться :

1) Педагогический процесс;

2) Условия (социальная ситуация развития) ;

3) Педагогические кадры.

Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Требования к структуре ООП.

ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация - набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.

ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.

ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

Примерная программа - учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.

1) Варианты сетки занятий;

2) Парциальные программы;

3) Формы планирования;

4) Режим дня, жизнедеятельности;

5) Методическое обеспечение;

6) Учебный план;

7) Мониторинг.

Готовность ДОО к введению ФГОС ДО

1) Разработана и утверждена ООП ДОО;

2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;

3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;

4) Определен перечень парциальных программ;

5) Разработаны локальные акты;

6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;

7) План методической работы к введению ФГОС ДО;

8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;

9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Требования к структуре основной образовательной программы ДО. ФГТ Познавательно –речевое развитие Социально –личностное развитие Художественно –эстетическое развитие Физическое развитие ФГОС Коммуникативно –личностное развитие Познавательно –речевое развитие Художественно –эстетическое развитие Физическое развитие

3 слайд

Описание слайда:

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%. Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.

4 слайд

Описание слайда:

Основные разделы программы ФГТ *Пояснительная записка; *Организационный; *Содержательная; * Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; * Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. ФГОС *Целевой; *Организационный; *Содержательный; В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

5 слайд

Описание слайда:

Обязательная часть ФГТ Образовательные области: Коммуникация Социализация Безопасность Познание Здоровье Музыка Физическая культура Труд Чтение художественной литературы Художественное творчество ФГОС Виды деятельности: Двигательная Игровая Коммуникативная Познавательно –исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Элементарная трудовая деятельность Конструирование из различных материалов Изобразительная Музыкальная

6 слайд

Описание слайда:

ФГОС в ДОУ и в начальных классах Введение Федеральных Государственных Требований(ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Требований Стандартов(ФГОС) начального школьного образования- важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.

7 слайд

Описание слайда:

Структура программы опирается на три направления: 1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне. 2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ. 3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

8 слайд

Описание слайда:

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

9 слайд

Описание слайда:

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы: установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

10 слайд

На основе анализа текста стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) и ФГТ к структуре ООП дошкольного образования (приказ МОиН РФ № 655 от 23.10. 2009 г.) перечислены концептуальные отличия ФГОС ДО от ФГТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные отличия ФГОС от ФГТ

На основе анализа текста стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) и ФГТ к структуре ООП дошкольного образования (приказ МОиН РФ № 655 от 23.10. 2009 г.) перечислены концептуальные отличия ФГОС ДО от ФГТ

1.Структура документа

ФГТ (3 раздела)

ФГОС (4 раздела)

1Общие положения,

2 Требования к структуре Программы,

3 Требования к условиям реализации,

4 Требования к результатам освоения Программы

2. Образовательная область

ФГТ (4 основных направления, 10 образ. обл.)

ФГОС (5 образ. обл.)

1 Социально-коммуникативное развитие,

2 Познавательное развитие,

3 Речевое развитие,

4 Художественно эстетическое развитие,

5 Физическое развитие

3. Структура программы

ФГТ (6 разделов)

ФГОС (3 основных разделов)

1 Целевой (2 пункта),

3 Организационный (5 разделов),

4 Дополнительный раздел- краткая презентация

4. Требования к структуре образовательной программы

ФГТ (2 части) обязательная (не менее 80%) часть формируемой участником образовательного процесса (не более 20%)

ФГОС обязательная (не менее 60% от общего объема) часть формируемой участником образовательных отношений (не более 40%) дополнительный раздел, краткая презентация (ориентирована на родителей)

5. Требования к результатам освоения

ФГТ Итоговый результат освоения Программы представляет собой совокупность интегративных качеств

ФГОС Требования Стандарта к результатам освоения

Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры (6 пунктов) Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

6. Требования к условиям

ФГТ Создание развивающей образовательной среды

ФГОС (5 частей)

1 психолого-педагогические условия,

2 кадровые условия,

3 материально-технические условия,

4 финансовые условия реализации программы,

5 предметно-пространственная среда

7. Виды образовательной деятельности

ФГТ (8 видов)

ФГОС (9 видов)

1 двигательная,

2 игровая,

3 коммуникативная,

4 познавательно-исследовательская,

5 восприятие художественной литературы и, фольклора,

6 самообслуживание и элементарный бытовой труд,

7 конструирование из различных материалов,

8 изобразительная,

9 музыкальная

Образовательная деятельность зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей (младенческий возраст от 2мес-1год, ранний возраст 1-3 года, дошкольный 3-8 лет)


Наталия Шестерикова
Отличительные особенности ФГОС и ФГТ

Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. И, конечно,между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые. Рассмотрим,в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО .

Во-первых,ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. ФГОС отличается от ФГТ тем ,что в нем представлены еще и требования к результатам освоения основных образовательных программ.

В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Во-вторых,отличительные особенности ФГТ от ФГОС просматриваются в требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДО. Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности по ФГТ являются 4 направления : познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эсте- тическое, физическое(10 образовательных областей) ФГОС содержание програм- мы дошкольного образования должно охватывать следующие образователь- ные области : коммуникативно-личностное развитие, познавательное, речевое развитие,художественно-эстетическое и физическое развитие.

Из вышесказанного следует, что ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию,а ФГТ на саму общественность (социализацию) .

Изменено соотношение частей программы. Объем обязательной части Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема,а часть,формируемая учас- тниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. В то время, как объем обязательной части Программы по ФГОС – 60% , а часть,формируемая участниками образовательного процесса – 40%.

ФГТ, можно сказать,переходят в основную часть образовательной прог-раммы.

Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС в большей мере ориентируется, в отличие от ФГТ ,на специфику национальных, социокультурных, экономических,климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;поддержку интересов педагогических работников Организации; на сложившиеся традиции Организации (группы) .

3. Изменилась структура основной образовательной программы по ФГОС . Она включает три основных раздела :1. целевой 2. содержательный 3. организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть,формируемая участниками образовательного процесса. Дополнительно введён раздел «Презентация програм- мы» .По ФГТ :обязательная часть :Пояснительная записка,режим пребывания детей, содержание по областям,результаты освоения ОП,система мониторинга. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

В-четвёртых,в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества,желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника. Они являются объектом мониторинга. Осуществляется оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения программы и итоговые.

В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования):

Инициативность

Самостоятельность

Уверенность в себе

Воображение

Физическое развитие

Волевые усилия

Любознательность

Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников. Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития,позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе :

Коммуникации со сверстниками и взрослыми

Игровой деятельности

Познавательной деятельности

Проектной деятельности

Художественной деятельности

Физического развития

Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических,интеллектуальных, личностных качеств, формирование пред- посылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребёнка,его всестороннего личностного морально-нрав -ственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей , сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.

Новый закон об образовании в нашей стране, вступивший в силу с сентября 2013 года, привнес много новшеств в образовательную сферу. Так, впервые в России дошкольное образование закрепили как уровень образования, а основной упор был сделан как на качество, так и на различные варианты получения образования обучающимися. Ранее для всех уровней существовали ФГТ (федеральные государственные требования). В соответствии с новым законом для каждого уровня образования были разработаны ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

Так, ФГТ состоят из двух разделов: содержательный раздел – требования к структуре ОП (образовательной программы), организационный раздел – требования к условиям реализации ОП.

По сути, ФГТ является частью ФГОС. Отличием ФГОС от ФГТ считается наличие третьего целевого раздела в ФГОСах – требований к результатам освоения ОП. Но помимо требований, существует еще небольшой ряд отличий. Также изменилось соотношение частей образовательной программы: в ФГТ на обязательную часть выделено 80 %, в ФГОС – 60 %, на формируемую участниками образовательного процесса – 20 % по ФГТ и 40 по ФГОС. Таким образом, ФГОС «больше времени» уделяет самостоятельной работе обучающихся.

Сравнение

ФГОС более акцентированно подходит к формированию общей культуры обучающихся, к развитию их коммуникативно-личностных качеств, а также формированию предпосылок для обеспечения их социальной успешности.

Таким образом, ФГТ направлено на социализацию обучающегося, а ФГОС – на коммуникацию и налаживание связей с обществом. Ведь, по сути, ФГОСы ориентируются на специфику национальных и социокультурных условий, в которых по факту осуществляется образовательный процесс.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы, что основное отличие ФГОС от ФГТ состоит в требованиях к освоению образовательной программы. Учитывая, что 2015 год считается переходным годом в образовательной сфере, допустимо уже говорить о том, что закон об образовании, принятый в конце 2012 года, в какой-то мере стал учитывать национальные особенности обучения, более акцентированно подошел к развитию у обучающихся культуры и предложил больше вариантов дистанционного обучения.