Научные роты в армии. Научные роты Армии России: разрушая стереотипы о военной службе. И как дела у пионеров солдатской науки

10 декабря сего года московский городской сборный пункт, что на Угрешской улице, действовал, практически, в обычном режиме. Очередная партия новобранцев готовилась к отправке на место службы. Новобранцы выглядели как и положено новобранцам. Но, по сути, с обычными молодыми солдатами некоторые заметные различия имели.

В соответствии с решением Президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года в Вооруженных силах Российской Федерации продолжается комплектование «научных рот» из числа выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования, главная функция которых - научно-исследовательская работа в интересах обороны страны.

Всего на сегодняшний день в Вооружённых силах РФ сформировано четыре научных роты: третья, о которой идёт речь (специфика - ВКО), научная рота ВВС (Воронеж), «морская» научная рота в Санкт-Петербурге, сформированная в интересах ВМФ (специфика - гидроакустика, информационные технологии, автоматизированные системы управления, морские роботизированные комплексы) и ещё одна, четвёртая, для нужд Генштаба.


Репортаж телеканала «Звезда»


Уже подстриженные и полностью обмундированные солдаты вместе со своими близкими были приглашены в актовый зал, где для них подготовили праздничный концерт.
На сцену поднялись участники ансамбля и исполнили несколько этнических славянских композиций. Между песнопениями дали солдатам несколько полезных напутствий.

Молодые солдаты научной роты. В 9 часов утра выглядели несколько напряжёнными и невыспавшимися.
Приглашённые же артисты и вовсе извинились на всякий случай: мол, артисты так рано не просыпаются, отнеситесь с пониманием!

Некоторые, но не все, пришли на «проводы» с отцами. Матерей было больше.

Для желающих исполнялись песни под гитару «по заказу»: ЧиЖ, Макаревич, Никольский, «Сплин» и некоторые прочие.

Довольно часто упоминались со сцены славянские воинские традиции.

После концерта и напутственных слов, все присутствовавшие были приглашены на торжественный митинг перед отправкой в часть.

Первый опыт хождения строем.

Молодых солдат встречал целый военный оркестр.

Командир третьей научной роты майор Сергей Скворцов.

Вниманию сигнуманистов: довольно редкий шеврон (старого образца) дивизии предупреждения о ракетном нападении Космических войск.
КВ существовали в Вооружённых силах РФ до 2012 года, а потом вошли в состав ВВКО.

От лица военнослужащих 3-й научной роты выступил рядовой Андрей Масленников, выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана 2013 года.
В ряды Вооруженных сил РФ призвался с должности инженера-исследователя научно-технического центра ОАО КМЗ.

Как называется этот военный музыкальный инструмент? Или это (страшно даже вспомнить страшные годы детсада) металлофон для взрослых?

Для каждого новобранца были заготовлены полезные подарки: упакованные в небольшой несессер, ясное дело - закамуфлированный, принадлежности для бритья и умывания.

Музыкантам на морозе приходилось несладко. Особенно низкая температура досаждала «операторам» духовых инструментов.
Во избежание примерзания деталей музыкальных инструментов куда не надо, специально обученный музыкант заливал из маленькой бутылочки по нескольку граммов спирта в раструбы. Мера вынужденная, но действенная.

Звучит государственный гимн и научная рота во главе с командиром грузится в автобус.

Первые тяготы и невзгоды - развязался вещмешок. Однако солдат быстро и, главное, правильно, завязал его. Все ли присутствующие умеют завязывать вещмешок?

«Идея, предложенная Министром обороны Сергеем Шойгу – создать научные роты, в которых смогут проходить военную службу выпускники высшей школы, начала реализовываться. 49 выпускников технических вузов уже написали заявление на добровольную службу в научной роте. Основной контингент составили выпускники МГТУ имени Баумана. Также в списке – МАИ, Тульский государственный университет и Московский физико-технический институт.

По словам Андрея Масленникова, выпускника факультета РЛ МГТУ 2013 года Минобороны делает выгодное предложение, от которого нельзя отказываться. Он сказал, что для него научная рота – самое оптимальное решение. «Во-первых, я буду служить со своими друзьями, коллегами из МГТУ им. Н.Э. Баумана. То есть, там будет своя научная атмосфера. Во-вторых, мы будем создавать новые военные проекты. Думаю, что служба будет очень интересной и насыщенной» – отметил призывник».

Этот отрывок текста заимствован с сайта Национального исследовательского университета - МГТУ им. Баумана. Там же, по ссылке , подвешены несколько фотографий. Не одно ли это и то же лицо на соседних снимках?


Чуть больше часа пути и автобус уже в Красногорске, за воротами части.

ДорОгой Циолковского. Сейчас этой дорогой идёт 31 человек, это половина штатного состава роты. Вторая половина прибудет в расположение через полгода.

Молодых солдат на плацу приветствовали по всей форме, с выносом знамён и митингом.

С небольшой речью к солдатам и офицерам обратился заместитель Командующего войсками Космического командования по работе с личным составом, полковник Игорь Кириллов.

Перед военнослужащими выступил и Александр Тарасов - генеральный директор Красногорского завода им. С.А. Зверева (ОАО КМЗ), входящего в холдинг Госкорпорации Ростех «Швабе». Директор ОАО КМЗ от имени коллектива завода поздравил военнослужащих 3-й научной роты со знаменательным событием и сообщил, что для них на базе научно-технического центра предприятия подготовлены современные автоматизированные рабочие места, определены темы и научные руководители научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также разработаны индивидуальные планы.

А. Тарасов выразил надежду, что совместно с военнослужащими научной роты завод будет осуществлять разработку и создание новых оптико-электронных приборов для укрепления обороноспособности страны, которые планируется представить на Дне инноваций Министерства обороны в следующем году.

«Надеюсь, что вы получите неоценимые знания, навыки и умения и после окончания службы продолжите работу на нашем предприятии, которое активно и динамично развивается», - отметил Александр Тарасов.


После митинга отправились в расположение научной роты. Здание казармы было специально отремонтировано.

Кто и каким образом попадает на службу в такого рода части? Для примера некоторые данные по воронежской роте.

В соответствии с решением Президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года «О создании в ВС РФ научных рот, комплектуемых военнослужащими, проходящими по призыву, из числа наиболее одаренных выпускников ВУЗов», на базе ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) создана научная рота. Срок службы в научной роте: 12 месяцев.

Требования к кандидатам для зачисления в научную роту по направлениям исследований факультета АРЭО:
1. Граждане РФ мужского пола в возрасте 19-27 лет, не проходившие военную службу.
2. Категория годности по состоянию здоровья - не ниже Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями, например, в частях связи или радиотехнических частях).
3. Не рассматриваются кандидатуры категорий граждан, указанных в 4-5 абзацах пункта 5 статьи 34 Федерального закона 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
4. Степень мотивации кандидата проходить военную службу по призыву в научной роте.
5. Соответствие профиля и специализации кандидата научным направлениям факультета АВИАЦИОННОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО оборудования (например, могут подойти математики, физики, программисты, электротехники, радиоэлектронщики и т.п.).
6. Склонность к научной деятельности и наличие определенного научного задела (участие в конкурсах, олимпиадах, наличие научных публикаций и трудов).
7. Средний балл диплома ВПО - не ниже 4,5.

Чем потенциально планировалось занять военнослужащих:

1. Исследование принципов, методов, алгоритмов функционирования, обработки информации и принятия решений в комплексах и системах локации и опознавания.
2. Исследование принципов, методов построения радиолокационных станций с синтезированной апертурой антенны и алгоритмов автоматической обработки радиолокационных изображений.
3. Исследование алгоритмов цифровой обработки сигналов бортовых радиолокационных станций наблюдения за воздушным пространством.
4. Формирование и исследование помехоустойчивого канала связи с ППРЧ на базе комплекса связи КСС-28 и радиостанции ПРИМА-ДМВ.
5. Численное моделирование и экспериментальные исследования алгоритмов первичной и вторичной обработки навигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем.

Кроме вышеуказанных научных направлений, военнослужащий научной роты может продолжить работу в своем научном направлении после согласования с командованием факультета.

В воронежской роте проходят службу солдаты из Воронежа, Санкт-Петербурга, Липецка, Курска, Белгорода, Челябинска, Тамбова, республики Адыгея, Московской и Владимирской областей. Призывники отбирались только из государственных высших учебных заведений. Среди новобранцев - специалисты по таким профилям как информационные системы и технологии, радиотехника, радиофизика, теплоэнергетика, фотоника и оптоинформатика. Военнослужащие будут непосредственно заниматься вопросами информационной безопасности, моделирования радиоэлектронной обстановки, создания 3-D моделей элементов конструкции летательного аппарата, информационного обеспечения экипажа воздушного судна в нештатных ситуациях, построения моделей метеорологических объектов.


Рота поделена на три взвода. Каждый взвод будет заниматься своей научной темой, а жить военнослужащие будут в таких трёхместных кубриках.

Разумеется, многим сразу же придёт в голову естественный для наших сегодняшних реалий вопрос: а не будут ли в эти научные роты записывать детей уважаемых людей?

Любые случаи устройства призывников «по блату» в научные роты будут пресекаться самым жестким образом, сказал министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу в эфире программы Первого канала «Воскресное время», которая транслировалась на Дальний Восток.

«Как только у нас в научной роте появится первый «блатной», извините за сленг, - как только это произойдет - эта бацилла довольно разъедает быстро любую систему. Если я узнаю о таком случае, - по всей цепочке, от того, кто отбирал, кто был в этой комиссии, кто дальше позволит этому оставаться в научных ротах - даже собеседовать не буду, поверьте мне», - сказал Шойгу.

Министр подчеркнул, что российскому военному ведомству необходимы талантливые молодые люди, заинтересованные в научных достижениях. Их отбор будет производиться очень тщательно.

«Огромный пласт работы, которая у нас появится в ближайший месяц-два - нам нужна будет очень и очень большая группа программистов, но для этого нам надо будет очень плотно поработать, потому что абы что нам не надо», - сказал Шойгу.

Интересно было бы посмотреть на т.н. «дедовщину» в научных ротах. Например, как «физматземлячество» заставляет мыть пол самого тупого солдата с IQ 159.

Чем будут заниматься солдаты в рамках своей научной деятельности? Поскольку базой для их основной служебной деятельности станет ОАО КМЗ , то уместно предположение, что наукой военнослужащие будут заниматься применительно к прицельным комплексам и системам управления огнем авиационного вооружения и бронетанковой техники, оптико-электронным компонентам космических систем слежения и прочим наукоёмким технологиям «укрепляющим обороноспособность страны».


Пресловутый брезентовый ремень. Как сообщили сами новобранцы - эти ремни в части обещали заменить на обычные, кожаные.

Комплект формы и прочего имущества, положенный каждому солдату.

Командуют взводами молодые лейтенанты, в помощь им выделены три сержанта-контрактника, плюс старшина роты - старший прапорщик. По словам командира взвода, уже служившего в такой должности в войсках, нынешние его солдаты кардинально отличаются от бывших. Основная задача командиров всех рангов в роте на ближайшую перспективу - как можно качественнее и быстрее адаптировать призванных на военную службу к этой самой службе. Присяга у новобранцев запланирована на конец декабря, к этой дате с адаптацией планируется уже покончить. В целом командиры отметили6 высшее образование у солдат - фактор, чрезвычайно упрощающий службу.


Бытовая комната.

Всенепременная сапожная лапа. Сапог, кстати, ни у кого замечено не было. Про портянки поинтересовался - нет и никаких портянок. Берцы и носки.

Сапог нет, а место для нештатного сапожника есть. Потому что положено.

Вот что сообщил по данному поводу один из знакомых офицеров, к научным ротам непосредственного отношения не имеющий, но за судьбу армии переживающий:

«Начинание хорошее, такие кадры очень нужны. В т.ч. в офицерском составе. Очень много направлений, где нужны такие люди. Их работа - от написания ТЗ и работы с промышленностью до внедрения всяких АСУ в войсках. Ну и в целом надо поднимать техническую грамотность. Я вот, став старше, понял, насколько тяжело и самого себя заставлять и вверенные кадры поддерживать в технически подкованном состоянии. Особенно, когда это не «профильно». При том что я «компьютерщик» и образование соответствующее и опыт работы есть. И в целом не дурак.

Многие полезные и правильные нововведения не работают тупо потому, что низовое звено не хочет, а то и не может. И только административно это очень тяжело преодолевается.

До сей поры мы, по сути дела, «общую компьютерную грамотность» не освоили. Хотя и добились, что процентов 80 может хотя бы в стиле «оператор ЭВМ» работать. Без этого даже мирные СЭД (особенно с учетом насколько оно кривое все, что так же поправят, я надеюсь, «научники») не взлетают. Годами. А взлетев, напоминают пигвинов. Понятно куда нужны программисты. Потребность МО в мелких прикладных программах огромна. Предыдущая система создания АРМов не годиться никуда. Нужно, чтобы быстро и удобно. Плюс куча комплексов, где помимо инженерной части надо уметь программировать и перепрошивать всякое».

Это понятно, но зачем создавать вот такие научные роты? Нахаляву ума поиметь? Призвать срочником башковитого парня после ВУЗа и платить ему не надо и работать будет. Всё лучше, чем его же пригласить к себе с хорошей зарплатой, соцпакетом и т.д.?

«Думаю так:
1. Потому что служить надо.
2. При этом, если у человека есть мозг, он может оказаться более полезен именно в такой роте, чем в сапогах и с автоматом. Так пусть служит, не отрываясь от привычной интеллектуальной деятельности.
3. Это повышает привлекательность армии в целом. Обратите внимание - в роту существует КОНКУРС. Повторюсь, конкурс в роту ПРИЗЫВНИКОВ. У людей с высшим образованием. Это сразу… хм… несколько подмывает рассказы про «служить тянут насильно, идёт только быдло». И даже во многом про «армию рабов».
4. Мы можем присмотреться к кадрам, изучить человека. Не только на предмет «умный или тупой», а именно с точки зрения качеств, которые можно выявить только после тщательного изучения. От трудолюбия и смекалки до социализации и устойчивости к стрессу.
5. Гражданин знакомиться с армией. Не по репортажам разных СМИ или рассказам «бывалых», а самостоятельно. И способен потом принять САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ решение о дальнейшей службе по контракту в роли рядового (сержанты и прапорщики в первую очередь) или в офицерском составе.
6. Нам нужны кадры. Причем подготовленные. Если «Родина прикажет» - мы так и так призовем кого необходимо. Закон у нас действует «О всеобщей воинской обязанности». Но. Научные роты не расширяют категории граждан, подлежащих призыву. Это сделали изменения в пункты о предоставлении отсрочек.
7. Не говоря о «престиже», такая практика позволяет в некоторой мере избавить граждан от страха перед военной службой. Люди меньше боятся армии. Потому что она не сводится только к «круглое таскать от забора и до обеда».

При всем том, что я не считаю что солдата надо целовать в ж&;#@ и в целом отношусь к когорте 90-х (т.е. привычно умею работать в обстановке «Ни#$&; нет и не будет» + «если ты не мертв - ты можешь работать»), прекрасно понимаю, что наличие ежедневного горячего душа, вкусной еды или удобной одежды не делает солдата сильно слабее. Особенно, служащего в русле высоких технологий. Умение спать на снегу и есть муравьев в боевых условиях прививается кому надо и по правильным методикам, не отменяя комфорта в повседневной службе. Ну не считаю я слабаком электрика, который тыкает в провод датчиком, а ведь мог бы просто пальцы послюнявить»!


А это комната для умывания, душ и туалет.

Ну тут даже не знаю что и сказать. Ни разу, ни в одной казарме не видел такого.

Товарищи офицеры всю эту «роскошь» объяснили следующим образом: для солдат были созданы максимально комфортные бытовые условия, чтобы они как можно больше сил и времени могли бы уделять своей научной деятельности.

Зал для занятий спортом. Тренажёров не в избытке, но и недостатка лично я не вижу.

Обязательная ротная комната информирования и досуга. Для граждан почтенного возраста, служивших в Советской Армии - «ленинская комната». Шашки, шахматы, гитара, здоровенная «плазма» и проигрыватель DVD.

Первое построение в расположении. Команда «Заправиться!»

А это солдатская столовая. Кормят солдат в этой части, как водится, силами сторонней организации. Аутсорсинг.

Военный билет и личный жетон с личным номером военнослужащего. В графе «должность» у всех военнослужащих роты будет сделана запись «оператор научной роты», а у особо отличившихся - «старший оператор научной роты».

P.S. На плацу порадовался плакатам, разъясняющим всякое строевое. Нашёлся, наконец, мудрый человек, сформировавший в фотошопах абсолютно единообразные воинские подразделения. Аж душа радуется!

Ну и необходимые (чую!) ЧаВо - частые вопросы:

Вопрос: Как дела у «научных» солдат с обычной боевой подготовкой? Пострелять им доведётся?
Ответ: Доведётся. С понедельника по четверг военнослужащие будут заниматься научной деятельностью на предприятии, а вот по пятницам, целыми днями, будут нагружены вопросами боевой подготовки. Для них разработана специальная программа, не изобилующая строевой и стрельбами, но обеспечивающая необходимый разумный минимум. Увлекательнейшие мероприятия в рамках ПХД тоже никто для них не отменял. Наука наукой, а служба службой.

Вопрос: Там что, правда служат люди с высшим образованием?
Ответ: Да. Например, обучавшиеся в МВТУ имени Баумана или МАИ.

Вопрос: Не мухлюют ли при зачислении со средним баллом?
Ответ: Это чревато. Но в исключительных случаях идут навстречу кандидатам в том смысле, что могут прикрыть глаза на «четвёрку» по географии, сбалансированную «восьмёркой» по физике. С профилирующим предметом такой «фокус» не пройдёт.

Вопрос: Туда идут служить добровольно?
Ответ: За очень редким исключением - да, добровольно.

Вопрос: Каков распорядок дня в научной роте?
Ответ: Таков:
Подъём замкомвзводов 5-50 - 6-00
Общий подъём 6-00 - 6-10
Утренняя физзарядка 6-10 - 7-00
Уборка помещений и закреплённой территории 6-10 - 7-00
Утренний туалет и заправка постелей 7-00 - 7-20
Утренний осмотр 7-20 - 7-40
Осмотр внешнего вида 7-20 - 7-30
Устранение выявленных недостатков 7-30 - 7-40
Завтрак 7-40 - 8-10
Информирование личного состава, проведение тренировок 8-10 - 8-40
Инструктаж по требованим безопасности с учётом предстоящих занятий (работ) 8-40 - 8-45
Развод личного состава на занятия, научные работы. Подъём Государственного флага РФ (исполнение гимна) 8-45 - 8-50
Убытие к месту проведения научной деятельности 8-50 - 9-30
Научная работа (понедельник-четверг) 9-30 - 12-50
Учебные занятия (пятница) 9-30 - 12-50
Смена специальной (рабочей) одежды, чистка обуви, мытьё рук 12-50 - 13-00
Обед 13-00 - 13-30
Время для личных потребностей 13-30 - 13-35
Отдых (сон) личного состава 13-35 - 14-35
Время для личных потребностей 14-35 - 14-45
Занятия 14-45 - 16-35
Подведение итогов научной деятельности (учебных занятий) 16-45 - 16-55
Прибытие из мест проведения научной работы (понедельник-четверг) 16-55 - 17-30
Подготовка к учебным занятиям (пятница) 16-55 - 17-30
Время для личных потребностей 16-55 - 17-30
Воспитательная работа (вторник, среда), подведение итогов боевой подготовки, состояния правопорядка, воинской дисциплины, службы войск и безопасности военной службы в роте (пятница), спортивно-массовая работа (понедельник, четверг) 18-00 - 18-50
Подведение итогов боевой подготовки, состояния правопорядка, воинской дисциплины, внутреннего порядка и службы войск в отделении, взводе - ежедневно 18-00 - 18-50
Смена специальной (рабочей) одежды, чистка обуви, мытьё рук 19-00 - 19-10
Ужин 19-10 - 19-30
Время для личных потребностей 19-30 - 20-00
Просмотр информационной программы "Вести" 20-00 - 20-15
Время для личных потребностей 20-15 - 21-00
Вечерняя прогулка 21-00 - 21-10
Вечерняя поверка 21-10 - 21-20
Подготовка ко сну, вечерний туалет 21-20 - 21-27
Телесный осмотр 21-27 - 21-30
Отбой 21-30

Вопрос: Это же как при Сталине, какие-то шарашки! Можно ли туда не ходить?
Ответ: Можно. Для этого существует масса методов. Самый простой - провалить конкурс. На одно место в воронежской научной роте претендовали 8 человек, если один человек его не пройдёт, то ничего страшного не случится. Конкурс станет несколько меньше, а провалившему подберут другое место службы, попроще.

Вопрос: Будут ли солдаты заниматься чем-то секретным или даже совершенно секретным? Скажется ли это на возможности выезда за рубеж после окончания службы?
Ответ: Да, будут. Да, скажется. Всё в соответствии с законными требованиями, которые не секретны.

Вопрос: Это показуха и «потёмкинские деревни»?
Ответ: Ну если «показуха» от слова «показали» - да. В данный момент времени это эксперимент, результатов, достаточных для однозначных выводов по итогам эксперимента пока что нет.

Вопрос: Я считаю, что это всё «будет, либо как в гулаговской «шарашке», либо как в спортроте - присягу приняли и по домам, тренироваться. А может, как в команде актёров Центрального театра Советской Армии - днём театральные туалеты драить, декорации монтировать, а вечером на сцену - в массовку».
Ответ: Имеете полное право считать что угодно и как угодно. При этом, понятно, совершенно не обязательно бывать в гулаговской «шарашке», спортроте, команде актёров и в научной роте. Кто нигде не бывал - тем всё отовсюду виднее. Потому мнение интернет-экспертов и ценится здесь небывало высоко.

Вопрос: Мне не нравится эта показуха, я против такого подхода. Толковых аргументов у меня нет, но я хочу устроить истерику в комментариях. Можно?
Ответ: Да. Не скажу, что это свежо и остро, но некоторый развлекательный элемент в суровые будни привнесёт. Жгите.

Геннадий Васильевич, конструктивное взаимодействие общества и армии позволило расширить возможности прохождения военной службы. Одним из нововведений последних лет стали научные роты. Насколько они себя оправдали?

Идея призыва наиболее успешных выпускников гражданских вузов на военную службу в научные роты полностью доказала свою эффективность. Опыт функционирования научных рот показал, что они в полной мере отвечают потребностям и Вооруженных сил, и российского общества, и образованных молодых людей, подлежащих призыву на военную службу. За время службы призывники с дипломами о высшем образовании получают возможность развить свои способности, приумножить научные достижения, приобрести новые компетенции и, если появится желание, продолжить профессиональную карьеру в армии и на флоте.

При этом научно-исследовательские организации пополняются молодыми специалистами, владеющими дефицитными компетенциями, необходимыми для разработки новых образцов вооружения, военной и специальной техники. И самое главное, научные роты решают проблему рационального использования интеллектуального ресурса в интересах обеспечения обороноспособности государства.

- Научные роты - это еще эксперимент или уже устоявшаяся практика? Какое место они занимают в боевом строю?

Научные роты, сформированные в 2013 году, уже прошли заметный путь от локального эксперимента к сети военно-научных подразделений, решающих прикладные задачи по различным направлениям научных исследований. В настоящее время в Вооруженных силах Российской Федерации сформировано 12 научных рот, в которых проходят службу более 600 призывников. Результаты деятельности этих уникальных подразделений находят воплощение в многочисленных изобретениях и передовых инновационных разработках.

На наш взгляд, дальнейшее развитие проекта будет проходить в направлении повышения качества взаимодействия научных рот с научным сообществом страны и предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

- Ваша академия, как известно, стала первой, где была сформирована научная рота.

Все правильно: первая в стране научная рота была сформирована именно у нас в академии 5 июля 2013 года. Главная задача, которая была поставлена ее коллективу, - проведение прикладных научных исследований по приоритетным и перспективным направлениям развития и применения Военно-воздушных сил и войск РЭБ. При этом необходимо отметить, что география отбора кандидатов в научные роты непрерывно расширялась, а требования к молодым ученым в солдатских погонах постоянно возрастали.

Так, в 2016 году отбор кандидатов в научную роту проводился уже в 24 субъектах Российской Федерации, а «проходной бал» для зачисления в научную роту подрос до показателя 4,73. Иначе говоря, у нас в научной роте служат практически только отличники.

Отбирают кандидатов специальные группы из числа научных работников и профессорско-преподавательского состава академии. Причем работа начинается еще в студенческих аудиториях. В результате операторами научных рот, как по военно-учетной специальности называют ученых в солдатских погонах, становятся молодые люди, мотивированные к служению Отечеству, многие из которых имеют опыт профессиональной деятельности по профильным для академии направлениям.

- И как дела у пионеров солдатской науки?

Вот только несколько примеров.

В период с 2013-го по 2017 год операторами научной роты Военно-воздушной академии получено 3 патента и оформлено 20 заявок о выдаче патента на изобретения, подано 102 заявки и получено 30 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ, разработано 125 рационализаторских предложений, в соавторстве с научными руководителями опубликовано 427 статей в научных журналах и сборниках.

Операторы научной роты академии стали исполнителями 130 научно-исследовательских работ.

Апробация результатов научной деятельности и демонстрация научных достижений операторов научной роты академии осуществлялись на научных конференциях, выставках и конкурсах, таких как Всероссийский конкурс научно-технического творчества молодежи (НТТМ), Конкурс научно-технических работ и проектов «Молодежь и будущее авиации и космонавтики», Международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Международный форум «Двигателестроение», Международный военно-технический форум «Армия» и др. Надо отметить, что число престижных научных мероприятий, в которых принимают участие операторы научной роты Военно-воздушной академии, растет с каждым годом. И это устойчивая тенденция.

- Надо полагать, что операторы научной роты занимаются отнюдь не «чистой наукой»...

Конечно. Преимущественно инновационные проекты разрабатываются по профилю Военно-воздушной академии. Некоторые могу назвать: это моделирование гидрометеорологических процессов и явлений, разделение воздуха высокого и среднего давления; развитие и совершенствование конструкции летательных аппаратов, авиационных двигателей, пилотажно-навигационных и радиолокационных комплексов; информационные технологии, прогноз развития программного и технического обеспечения, радиоэлектронной борьбы со средствами противника и оценки снижения заметности и защиты информации в автоматизированных системах управления и так далее.

Достаточно ли для вчерашнего студента гражданского вуза одного года, чтобы овладеть военной тематикой, адаптироваться к армейской среде, да еще и выдать «на гора» нечто ценное для науки?

Полностью реализоваться на поприще военно-прикладных исследований получается только у каждого второго военнослужащего. Эту проблему отмечают и научные руководители операторов. Такое противоречие связано, главным образом, с тем, что согласование технических заданий, получение патентов и авторских свидетельств, опубликование научных статей требуют больше времени, чем год службы.

Поэтому для оптимизации и повышения эффективности научной работы операторов их деятельность должна строиться на основе преемственности научных проектов. В среднем осуществление одного такого научного проекта требует усилий операторов трех-четырех призывов.

Прежде считалось, что воинская служба и научная деятельность - две вещи несовместные. Некоторые потенциальные призывники стремились поступить в любой вуз, только бы не идти в армию. А сколько было разговоров о «талантливых танцорах и балалаечниках», «гениальных математиках», сколько говорилось, что служба отупляет... Как сейчас обстоят дела с «научным пацифизмом»?

По результатам анкетирования, проведенного в рамках научного исследования, большинство операторов научной роты ценят в новом формате прохождения военной службы по призыву прежде всего возможность исполнить воинский долг, одновременно повышая научную квалификацию.

Исследования говорят, что у 72% операторов отношение к военной службе по призыву после опыта службы в научной роте улучшилось. Если бы у военнослужащих была возможность вернуться на год назад, то 82% вновь пошли бы в научную роту. Способствует повышению интереса у студентов к прохождению службы в научной роте и тесное взаимодействие с вузами. В общем, выбор молодых людей, решивших проходить службу в научных ротах, становится все более осознанным.

Результаты исследования последних двух лет показывают, что личный состав научных рот больше не видит противоречия в том, что военнослужащий по призыву может одновременно быть еще и научным работником.

- И как складывается дальнейшая судьба молодых людей, отслуживших в научных ротах?

Анализ результатов подготовки научных кадров для Вооруженных сил Российской Федерации в научных ротах показывает, что опыт привлечения операторов на военную службу по контракту в целом оказался успешным.

Так, по состоянию на 20 августа 2017 года завершили службу в научной роте 179 операторов, из которых 77 заключили контракт о прохождении военной службы и были назначены на первичную офицерскую должность с присвоением воинского звания «лейтенант», сорок один офицер продолжил службу на научных должностях, а 36 лейтенантов - на инженерных. На предприятия оборонно-промышленного комплекса трудоустроился 31 выпускник научной роты.

При этом исследование показало, что если в начале проекта, в 2013 году, 27% научных руководителей сомневались в целесообразности продолжения военной службы операторами на офицерских должностях, то в 2016 году этот показатель сократился до 7%, что свидетельствует о росте доверия к молодым офицерам из числа выпускников научной роты. И это закономерно, поскольку офицеры, прошедшие военную службу по призыву в научных ротах и назначенные на научные должности, по уровню знаний не уступают выпускникам военных вузов. Вместе с тем следует отметить дефицит офицерских должностей младших научных сотрудников для назначения на них операторов, изъявивших желание продолжить военную службу. Для решения данной проблемы необходимо дополнительно ввести в штат военных научно-исследовательских организаций должности младших научных сотрудников, чтобы не разбрасываться подготовленными кадрами, другого выхода просто нет.

Моя служба в 10-й научной роте ВА МТО

Всем привет!

Сейчас начинается пора, когда у многих выпускников российских вузов волнует вопрос прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Перед ними встают вопросы, как наиболее продуктивно пройти службу и не потерять навыки и знания, полученные во время обучения в своём университете. Для граждан, получивших документ о высшем образовании со средним баллом успеваемости не ниже 4,3, имеющих различные научные достижения с 2014 года появилась возможность пройти службу в научных ротах.

На сегодняшний день функционируют 14 научных и научно-производственных рот, в которых могут пройти службу молодые люди, отвечающие высоким требованиям, предъявляемым со стороны Министерства обороны.

В июне 2016 года я получил степень магистра по направлению "Информационные системы и технология " в Национальном исследовательском технологическом университете МИСиС.

1 июля по традиции прошел замечательный концерт "День выпускника", а уже 7 июля я был призван в ряды Вооруженных Сил России.

Весенний призыв...

Еще в начале 2016 года я принял решение пройти службу в армии. На тот момент я писал выпускную квалификационную работу магистра, проходил стажировку в консалтинговой компании и подумывал о поиске новой работы. Как-то проходя по одному из корпусов своего университета, я заметил объявление о начале приема документов в одну из московских научных рот, к этому предложению отнесся скептически, но немного обдумав, через неделю уже присутствовал на встрече с представителями научной роты ВКС. Тогда я узнал, что научные роты Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены для выполнения конкретных научно-прикладных задач и размещаются на базе научно-исследовательских учреждений, высших военно-учебных заведений Минобороны России. По окончании прохождения военной службы по призыву в научной роте с лицом, изъявившим желание продолжить научно-исследовательскую деятельность в учреждениях Министерства обороны, заключается первый контракт о прохождении военной службы, при этом присваивается первое офицерское воинское звание «лейтенант» . Это встреча меня сильно вдохновила, и я стал искать больше информации об этих ротах подготовки младших офицеров.

Для того, чтобы пройти отбор в научную роту нужно подать заявку и комплект документов до начала призыва, крайним сроком считается конец февраля и сентября соответствующие весеннему и осеннему призывам.

Всего рот существует больше десяти, каждая из которых по-своему уникальна и ориентирована на определенный род и вид войск, так есть рота ВКС (ВВС) в г. Воронеже, РХБЗ в г. Костроме, сухопутных войск в Москве, МЧС в г. Химках, войск связи, тыла, военно-медицинской службы в Санкт-Петербурге и др.

Я успел подать заявку в середине февраля и уже в апреле месяце получил подтверждение об успешном отборе в Военную академию материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева . В конце мая мне позвонил лично военный комиссар и пригласил на медицинскую комиссию, проходил я его относительно быстро, ибо меня, как добровольца, главврач велела пропускать без очередей.

Мой однокурсник выбрал научную роту воздушно-космических сил, расположенную в пригороде Москвы, я не стал конкурировать с ним, потому выбрал и ни капли не жалею академию тыла и транспорта (сейчас называется ВА МТО), которая расположена в историческом центре г. Санкт-Петербург рядом с Таврическим дворцом, в котором ровно 100 лет назад проходили важнейшие исторические события.

Как-будто это было вчера....

Повестка в военкомат была в 7-00, ранним поездом приехал в Москву и потопал в свой Даниловский военкомат, а далее в городской сборный пункт, где ожидали своей отправки больше ста призывников.

Мой однокурсник Саня Резов оператор научной роты ВКС, который докладывал в национальном центре обороны о своих разработках министру обороны

За нами с Санкт-Петербурга специально приехал офицер с научно-исследовательского института, а как позже выяснится с моего отдела. В тот день я познакомился со моим первым сослуживцем, с другом и товарищем, а ныне лейтенантом ЖДВ с Болдыревым Романом Сергеевичем.

с будущим лейтенантом Ромой Болдыревым

Ночевали мы в призывном пункте, где будущим операторам научных рот выделили лучшие места. На следующий день нас в торжественной обстановке проводили с московского военкомата с вручением памятных подарков, с наказом от ветеранов и общественных организаций.

КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

Курс молодого бойца проходил в учебной базе нашей академии территория, которой простилается вдоль Финского залива. Раньше там находился Форт-Ино одно из основных фортификационных сооружений, защищавших Санкт-Петербург с моря и суши. Вместе с нами проходили курс начальной военной подготовки абитуриенты различных институтов академии.

Каждую неделю проходили военные эстафеты, спортивные соревнования, конкурсы смотра строя и песни. Проводили концерты и КВН.

наш видеоролик для КВН

Соревновались с 18-летними парнями, хоть и в наших рядах не было кандидатов и мастеров спорта, мы в упорной борьбе занимали первые и призовые места. Если пели мы еще неплохо, занимали места, то эстафета нам давалась нелегко. Нас всего 32 бойца, из них 4 в наряде, примерно у 3-4 освобождение с сан.части, нас спасал сержант, зам.ком.взвода который наравне с нами участвовал в эстафете. Помнится выдался дождливый день, с утра песню спели плохо, торжественным маршем прошли с косяком – у замыкающего оторвался каблук берец. Следовательно, пирогов которые вручают за победу мы не получили, оставалось одно – это победа в военной эстафете, приуроченной ко дню военного строителя, профессионального праздника курсантов Военного института инженерно-технического. В тот момент каждый из нас выложился на все 100%, даже погода помогла нам той борьбе, когда пришла пора нашего старта небо над полигоном стало светлым, тучи рассеялись и выглянуло солнце как раз на 10 минут, нам большего было и не нужно. Мы победили в схватке и по результатам заняли второе место, что для нас, конечно, достижение, ведь мы одолели 18-20 летних абитуриентов, часть из которых прошла срочную службу, а вторая часть усердно готовилась к поступлению.

Учились в военной науке, ходили на лекции и практические семинары по тактике, РХБЗ, военно-медицинской подготовке и др. Занятий было так много, что мне стало казаться, будто я поступил на третье высшее, но в военное, ибо всегда строем и автоматом на плече.

Научная рота не курит....
На территории учебных заведений по закону нельзя курить,данный закон распространяется и на военные учреждения. Нам нельзя было не только курить, но ходить в чипок за сладким, не говоря уже о магазине в военном городке. Одиночное хождение или группой без разрешения было категорически запрещено.Тогда мы действительно боялись попасться сержанту или офицеру. Сейчас вспоминая это, появляется улыбка. Где мы только не хранили продукты, как пытались спрятать телефоны, как вечером подзывал меня здоровенный Марат возле сушилки и вручал казинак со словами: "Тема, ешь, быстрей". Как мы устраивали пир во время родительского дня, как "теряли" сменный фонд после стирки, как собирали голубику и искали яблони, как копали окопы и брали высоту.

Под конец начальной военной подготовки у нас прошел полевой выход и стрельбы. Конечно, эти полтора месяца запомнится нам на всю жизнь и только с положительной стороны.

Почему в плащах? Нет не РХБЗ тренаж, просто пошел сильный дождь и мы надели плащ в рукава

Этот период нас сильно сплотил, именно тогда мы стали настоящим коллективом и в конце августа были приведены к Военной присяге. Приводить к присяге и лично вручать отличительные значки операторов научной роты прибыли начальник Военной академии МТО генерал-лейтенант Топоров А.В. и начальник Научно-исследовательского института.

Небольшой видеоролик с участием операторов призыва осень 2015 и весна 2016

География призывников нашей научной роты обширна, начиная с Владивостока заканчивая Калининградом. И это не шутки. Выпускники технических и экономических ВУЗов России с Иркутска, Омска, Новосибирска, Пензы, Уфы, Ульяновска, Краснодара, Ростова, Москвы, Санкт-Петербурга и др. Всех не вспомнить. Нас в роте 60 человек. И мне очень хочется, чтобы выпускники якутского СВФУ стали служить в научных ротах.

Стоит отметить, что наше поколение попало под реформу бывшего министра обороны Сердюкова, который закрыл военные кафедры ведущих университетов, провел масштабные сокращения военных ВУЗов, так с 2010 по 2012 год практически не было набора в военные вузы. 2010 год был объявлен годом "закрытых дверей", набор был уменьшен в десятки раз, например, в 2011 году на первый курс поступило всего 1500 курсантов, а это на всю Россию. Воспитанники суворовских училищ и кадетских корпусов не смогли поступить в военные вузы, но, благодаря, созданию научных рот, вчерашние кадеты смогли стать офицерами.

Нашему призыву выдали абсолютно новый всесезонный комплект полевого обмундирования.

Перед построением на тактическом поле

На базе обеспечения учебного процесса в г. Луга, где проходил мини-кмб у призыва осень.

Пока молодое пополнение училось ходить строевым шагом, мы чистили оружие, ставили палатки, готовили стрельбище.

Наша рота расположена в большом современном курсантском общежитии, территориально мы относимся к Военному институту инженерно-техническому там же столовая, сан.часть и дом культуры.

Отличительной особенностью научной роты является разделение деятельности на общевойсковую и научно-исследовательскую. Четыре дня в неделю уделено научной деятельности, в пятницу день боевой и специальной подготовки. С понедельника по четверг проходят тренажи и информирования. Во время специальной подготовки с нами проводят занятия по тематике материально-технического обеспечения войск (сил) научные сотрудники НИИ, доктора и кандидаты наук.

Боевая подготовка операторов научной роты включает тактико-специальную, строевую, физическую и другие предметы общевойсковой подготовки.

Спортивно-массовая работа проводится, либо в курсантском спортивном зале или в Таврическом парке.

Мне больше всего нравилось бегать по набережной и вокруг сада, маршрут проходит через Парламентскую ассамблею СНГ, музей воды, Смольный собор, администрацию губернатора, ленинград-центр и доходные дома. В общем, если будете в этих местах и увидите парней с футболкой Армия России, то будьте уверены это бегут военнослужащие академии МТО.

В субботу часть дня уделено самостоятельной подготовке и парко-хозяйственному дню. Раз в месяц проводят единый день информирования в академии, где выступают с актуальными докладами, а в июне месяце слушатели, то бишь высшие офицеры поставили спектакль по пьесе "концлагерь", данное мероприятия прошло в преддверии дня памяти и скорби.

В выходные дни мы посещаем культурно-образовательные центры, музеи, соборы, кинотеатры, игры КВН, концерты в Доме офицеров ЗВО и хоккейные матчи.

С недавних пор стали привлекаться к торжественным посвящениям в "Юнармейцы". В основном это хоккейные команды, в отличие от курсантов мы остаемся до конца игры, где накал страстей бывает и повыше, чем во взрослом хоккее. В общем, поддерживаем молодых спортсменов, чтобы зрителями были не только их родители, но и сторонние лица.

Доступная среда...

Мы участвуем в социальной помощи граждан, конкретно детям-инвалидам при проведении культурно-массовых мероприятий. Наши операторы не только ездят к ним с интересными номерами, так нашей роте Академия поручила шефство над социальным проектом Адмиралтейское танго – фестиваль танцев на колясках, которое проводится два раза в год с целью пропаганды культуры и красоты, гармонии и совершенства личности, а так же содействия самореализации личностного потенциала и развития творческих качеств участников.

К сожалению, пока во многих учреждениях культуры не организована доступная среда для колясочников. Не всегда есть возможность вызова специального такси. Мы на руках носили детей, помогали подросткам и взрослым.

Иногда, нам могут обратиться за помощью напрямую с отдела социальной защиты управы, например, чтобы помощь инвалиду подняться на свою квартиру, я один раз так ездил.

Посещение морского собора в г. Кронштадт.

Часть из ребят участвовала в проведении реконструкции праздничного салюта, посвященного 73 годовщине полного освобождения города Ленинграда от фашисткой блокады.

На "Дороге жизни" на берегу Ладожского озера

"Вы должны быть наголову выше курсантов по дисциплине и по культуре. Они учатся, чтобы стать офицерами 5 лет, вы 1 год" , – старшина научной роты

Мы наблюдали, как начинается рассос у первого курса, у нас так такого не было. Без нарушения ношения военной формы одежды, все передвижения в строю не нарушая дисциплину строя. Благо не было никаких нареканий со стороны патруля.

Одно из значимых событий в нашей роте случилось накануне Дня защитника Отечества, когда губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко посетил нашу роту для вручения памятных подарков и благодарственных писем научным сотрудникам и операторам научной роты. Мы к этому приезду старательно готовились.

Основное место нашей службы – научно-исследовательский институт военно-системных исследований, который выполняет военно-прикладные задачи по заказу Штаба МТО и других подразделений ВС РФ.

Каждый оператор закреплен за определенным научно-исследовательским отделом, который решает определенные задачи так, например, я занимаюсь проблемами функционирования системы материального обеспечения войск. Туда входят такие службы как продовольственная, вещевая и служба горючего. Также мы занимаемся логистическими процессами в системе МТО. У каждого оператора свой научный руководитель, с которым он решает эти задачи, рабочий ноутбук, доступ к информационно-справочными фондам.

Так за время службы в научной роте опубликовал 13 научных статей, получил 10 удостоверений о рационализаторском предложении, подал 2 заявки на получения патента на полезную модель, выполнял оперативные задачи в отделе. Часть наших парней участвовала и победила в конкурсе "Темп" от госкорпорации Росатом, они два раза съездили в Москву, где представили свои проекты.

Научная рота МТО участвует и в международных олимпиадах среди курсантов. Из операторов выбираются самые способные по таким предметам, как математика, иностранный язык, информатика и история. Им помогают готовиться научные сотрудники, преподаватели с академии. В целом в этом году показали хороший результат, а сама Академия заняла в общекомандном зачете первое место.

Здесь следят за тем, куда выпускники, да да именно выпускники научной роты устраиваются после окончания службы. Начальство института предлагает гражданские должности младших научных сотрудников. Это весьма удобно для тех, кто желает продолжить заниматься наукой, поступить в аспирантуру и параллельно работать.

Военнослужащие участвуют в различных конференциях и выставках с демонстрацией разработанных проектов. Лучшие разработки операторов принимают участие в международном военно-техническом форуме «Армия». В прошлом году один из наших операторов получил диплом второй степени и получил номинацию «Открытие года». Часть военных разработок, в которых принимали участие операторы начали поступать на вооружение и внедряться в систему материально-технического обеспечения Вооруженных Сил России. Такие высокие результаты дают стимул усерднее заниматься наукой, решать актуальные задачи способствующие к повышению обороноспособности нашего государства.

https://youtu.be/2Yqu_OvifCQ

Репортаж с научной роты

В заключении, хотелось бы сказать, что год проведенный в научной роте Академии МТО позволил мне овладеть не только новыми исследовательскими навыками, но и военными. Часть времени уходило на выполнение оперативных задач в отделе и в управлении, помогали адъюнктам. Если бы у меня заново был выбор куда пойти служить, я без раздумий снова бы выбрал научную роту при Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева

Почему я не стал лейтенантом?

Мне 24 года к этому возрасту курсанты уже имеют воинское звание "старший лейтенант". Готов ли я ехать в войска в разные округа и гарнизоны? Нет, мне Якутия ближе и жалко, что у нас воинские части расположены далеко в арктической зоне.

Избранное

Примерно полтора года назад я принял решение пройти службу в армии. На тот момент мне почти исполнилось 26, за плечами был диплом о высшем образовании с квалификацией «инженер информационных систем и технологий», аспирантура без защиты диссертации, а также опыт предпринимательской деятельности в сфере IT и работы в системе российского образования. Официальных оснований для отсрочки от военной службы не оставалось, и передо мной встал выбор, с которым сталкиваются многие молодые люди призывного возраста – «переждать» полтора года, по сути, скрываясь от военкомата, либо честно исполнить долг перед Родиной. Выбрал я, конечно, второе. С конкретным направлением определился достаточно быстро: в сети активно обсуждались недавно созданные в вооружённых силах специальные подразделения – научные роты. Поскольку у меня имелся значительный опыт научно-исследовательской работы, то я подал заявку и практически сразу получил подтверждение. С этого момента началась моя армейская .

Сразу замечу – армия оказалась совсем не той, что мне представлялась. Она оказалась намного лучше. Проблема в том, что армейская служба в целом, и в научных ротах в частности, окутана плотной завесой разнообразных мифов и стереотипов, разобраться в которых человеку, не прошедшему эту школу, достаточно сложно.

Научные роты сегодня находятся в информационной повестке региональных и федеральных СМИ – интерес к ним со стороны потенциальных кандидатов не спадает. В основном для них написан этот текст. Надеюсь, он поможет принять взвешенное и единственно верное решение. Для этого, в первую очередь, я попытаюсь развеять самые распространенные мифы о военной службе в научных ротах, опираясь исключительно на собственный опыт. Но вначале надо разобраться с общими стереотипами о службе в армии.

Об «армейской мифологии»

В 2000 году на экраны страны вышла комедия Романа Качанова «ДМБ». Фильм моментально стал «народным хитом», а сценарий Ивана Охлобыстина, филигранно вобравший в себя лучшее из армейского фольклора, тут же был разобран на цитаты. Одна из моих любимых:

А я тогда присягу принимать не буду!
- Эх, дружок, молод ты… Не ты выбираешь присягу, а присяга выбирает тебя!

Наблюдать за перипетиями судьбы героев фильма, которых таки выбрала присяга, увлекательно и местами очень смешно. Но именно что – наблюдать. Стать таким «героем» в реальной жизни никому, из посмотревших кино, откровенно не хотелось.

У моего поколения, родившегося в конце восьмидесятых, представления о военной службе формировались отрывочно и крайне сумбурно: отцы служили в армии государства, уже не существующего на карте мира, старшие товарищи из семей соседей призывались в девяностые – тяжелейшее для страны время, которое, к большому сожалению, соответствующим образом отразилось на общем состоянии вооруженных сил. Картина службы по призыву складывалась из обрывков советских анекдотов в стиле «копать от забора и до обеда», и большого количества народных историй, пересказанных «из уст в уста»: от совершенно идиотских, вроде покраски гарнизонной травы и строительства генеральских дач, до откровенно пугающих – про неуставные взаимоотношения, ставшие причиной ужасных трагедий. Щедро сдобренная однотипными газетными заголовками об армейских инцидентах начала двухтысячных – эта картина выглядела одновременно глупо и страшно. Армия представлялась местом, где совершенно точно не может оказаться нормальный человек. Родители делали все возможное и невозможное, чтобы их сыновья никогда в жизни не столкнулись с армейской действительностью, поэтому не удивительно, что со временем в обществе сформировалось расхожее мнение: «служить в армию идут либо бедные, либо дураки».

Вектор общественного сознания начал меняться несколько лет назад – Вооруженные Силы Российской Федерации значительно преобразились, оставив в прошлом большую часть системных проблем. Тем не менее, борьба с укоренившимися стереотипами в отношении военной службы продолжается, и научные роты в этой борьбе – мощнейшее « » формирования позитивного имиджа армии России, поражающее деструктивную «армейскую мифологию» также точно, как ракетный комплекс «Калибр» уничтожает базы террористов в Сирии.

Миф 1. «Научные роты не нужны армии»

Тем не менее, «научные роты» – это не PR-проект, каким его часто пытаются представить некоторые СМИ. Научные роты, в первую очередь – один из эффективных кадровых механизмов, значительно способствующих модернизации российской армии.

Как известно, одним из ключевых векторов армейских реформ, заданных руководством страны, является совершенствование оборонно-промышленного комплекса – соответствующая федеральная целевая программа, рассчитанная на период до 2020 года, была принята одновременно с Российской государственной программой развития вооружений на 2011-2020 годы.

Основой развития оборонно-промышленного комплекса, позволяющей поддерживать рост ключевых показателей эффективности, является системная работа с кадрами. Ключевой задачей в данном аспекте является привлечение квалифицированных инженеров в сферы производства, тесно связанные с оборонно-промышленным комплексом.

Учитывая особенности современных вооруженных конфликтов, одной из которых является повсеместное применение информационных технологий, а также принимая во внимание государственные военные доктрины развитых стран, в первую очередь, стран-членов Организации Североатлантического договора, основанные на концепции сетецентрических войн, можно сделать вывод, что ключевую роль в эффективности применения вооруженных сил и обеспечения обороноспособности как отдельно взятого государства, так и военно-политических блоков в целом, будут играть автоматизированные системы управления, различные виды разведки и высокоточное оружие.

В этой связи становятся актуальными вопросы о кадровой поддержке передовых научно-исследовательских проектов в сфере развития высокотехнологичных наступательных и оборонительных вооружений, а также формирования системного подхода к созданию концептуально новых «мозговых центров» в структуре российской армии, которые решали бы две задачи:
1. Проведение актуальных военно-научных исследований в интересах Минобороны России.
2. Привлечение компетентных кадров в структуры Вооруженных Сил Российской Федерации и оборонно-промышленного комплекса, занимающиеся перспективными военными разработками.

Одним из подходов, позволяющих значительно приблизиться к решению данных задач, является механизм создания на базе научно-исследовательских организаций и высших военно-учебных заведений Минобороны России принципиально новых структурных подразделений – научных рот. Идея их создания была высказана Министром обороны Российской Федерации генералом армии С.К. Шойгу на встрече с представителями российского научного сообщества в МГТУ им. Баумана весной 2013 года.

Новым подразделениям были определены следующие задачи: участие в научно-исследовательской работе, решение прикладных задач в интересах Минобороны России, подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов Российской Федерации.

Подразделение, в котором я проходил военную службу – научная рота ВВС России, дислоцирующаяся на базе Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, было создано одним из первых. Основной задачей операторов научной роты ВУНЦ ВВС «ВВА» (так официально именуются военнослужащие в данном подразделении) стало осуществление прикладных научных исследований по приоритетным и перспективным направлениям развития и применения Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Как видно из особенностей сложившейся конъюнктуры – задачи, решаемые научными ротами, являются крайне актуальными, и в полной мере соответствуют глобальным вызовам, стоящим сегодня перед вооруженными силами. Благодаря данным подразделениям компетентные и квалифицированные выпускники гражданских вузов могут применить свой научный потенциал в решении конкретных инженерных задач по повышению обороноспособности нашего государства.

Миф №2. «В научных ротах служит исключительно “золотая молодежь”»

Если под «золотой молодежью» понимать молодых людей, «чью жизнь и будущее, в основном, устроили их влиятельные и высокопоставленные родители», то указанный тезис, конечно, совершенно не соответствует действительности. При этом одна особенность у военнослужащих научных рот есть – все они являются талантливыми выпускниками лучших вузов страны. Со мной в одном призыве служили выходцы из МАИ, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана и других серьезных технических вузов – очень талантливые и высококвалифицированные инженеры.

Попасть на службу в научную роту действительно сложно, но исключительно – за счет высоких требований, предъявляемых к кандидатам (далее указаны требования, предъявляемые к кандидатам на прохождение военной службы по призыву в научной роте ВУНЦ ВВС «ВВА»):

1. Граждане РФ мужского пола в возрасте 19-27 лет, не проходившие военную службу.

3. Не рассматриваются кандидатуры категорий граждан, указанных в 4-5 абзацах пункта 5 статьи 34 Федерального закона 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

4. Наличие высокой мотивации кандидата проходить военную службу по призыву в научной роте.

5. Соответствие профиля и специализации кандидата научным направлениям ВУНЦ ВВС «ВВА» (математики, физики, программисты, электротехники и т.п.).

6. Склонность к научной деятельности и наличие определенного научного задела (участие в конкурсах, олимпиадах, наличие научных публикаций и трудов).

7. Средний балл диплома ВПО – не ниже 4, 5.

В подробностях процесс подачи заявки на отбор в научную роту ВВС России описан на сайте: http://академия-ввс.рф/научная-рота/

Миф 3. «Служба по призыву и научные исследования несовместимы»

Как уже отмечалось, научные роты – это совсем необычные военные подразделения. Исходя из специфики, стоящих перед операторами научных задач, им предоставлен максимальный «армейский комфорт».

Во-первых, операторы проживают не в казармах, а в достаточно комфортабельном общежитии. В каждой комнате, рассчитанной на четырех военнослужащих, имеется ЖК-телевизор, для нужд операторов доступны два компьютерных класса, две комнаты отдыха (с питьевой водой, чаем\кофе и свежей прессой), библиотека, спортивный уголок с тренажерами и душевые. Порядок на всей территории поддерживается в идеальном состоянии.

Во-вторых, в целях повышения эффективности деятельности операторов научной роты в рамках выполняемых научно-исследовательских работ, за каждым военнослужащим закреплен научный руководитель из числа научно-педагогического состава ВУНЦ ВВС «ВВА», имеющий ученую степень, ученое звание и практический опыт выполнения научных исследований. С каждым из операторов составляется индивидуальный план научной работы на год, который отражает как основные направления деятельности, так и ключевые показатели эффективности, которые выражаются в количестве (и качестве) опубликованных научных работ, докладов на научно-практических конференциях, свидетельствах о регистрации ПО, патентов и так далее. Все предельно измеримо и прозрачно.

В-третьих, распорядок дня оператора научной роты позволяет в полной мере реализовать свой научный потенциал в течение года службы. На мой взгляд, дисциплина имеет крайне позитивное влияние на эффективность исследовательской деятельности. С понедельника по четверг распорядок дня в подразделении выглядит следующим образом: утром – подъем, зарядка, завтрак, утренний осмотр и убытие к научным руководителям; в обеденное время – прием пищи и отдых, после – продолжение работы с научными руководителями; вечером – индивидуальный или коллективный спорт, ужин, отдых (мы обычно смотрели кино, читали, продолжали заниматься по своим научным направлениям в компьютерных классах), после 21:00 – вечерняя прогулка, поверка и отбой. В пятницу – день изучения общевойсковых дисциплин, в субботу – парко-хозяйственный день и возможность убыть в увольнение в соответствии с графиком, в воскресенье – выходной и, опять же, возможность убыть в увольнение.

Как показывает практика – такой военный тайм-менеджмент крайне продуктивно влияет на самоорганизацию и планирование научной деятельности.

Миф №4. «За год невозможно достичь каких-либо значимых результатов в науке»

Подход к использованию исследовательского потенциала военнослужащих научных рот выстроен таким образом, что каждый вновь прибывший оператор продолжает исследования, начатые его предшественником. Акцент на преемственность позволяет не «изобретать велосипед», а сосредоточиться на решении конкретных исследовательских задач под эгидой научного руководителя. Свою исследовательскую работу операторы ведут также в рамках НИР различных категорий, активно участвуют в конференциях и научно-технических конкурсах.

Среди направлений научных исследований, по которым работают операторы научной роты ВВС России, наиболее актуальными являются:

Математическое и компьютерное моделирование метеорологических объектов для решения прикладных задач метеорологического обеспечения полетов
Исследование методов и средств защиты информации и информационных ресурсов от несанкционированного доступа и разрушающего информационного воздействия
Разработка программно-моделирующих комплексов силовых установок боевых летательных аппаратов и исследование динамики движения самолетов
Разработка программных средств определения статистики распределения уровней помех на входе РЭС в динамике конфликта с наземными комплексами РЭБ
Экспериментально-расчетные исследования обработки многоканальной многочастотной информации в цифровых радиолокационных системах
Объектно-ориентированное моделирование аэрометрических систем маневренных самолетов и процесса эволюции опасных метеоусловий по радиолокационным данным
Разработка программно-методического обеспечения исследований радиофизических характеристик радиопоглощающих материалов и покрытий
Разработка имитационных моделей средств наземного обеспечения полетов
Разработка программных комплексов исследования объектов авиационного вооружения и методики определения параметров негативных электромагнитных воздействий

Со времени создания научной роты ВВС России ее операторами было опубликовано более 200 статей в научных журналах и сборниках научно-практических конференций, оформлено более 15 заявок на выдачу патентов на изобретение, зарегистрировано более 35 программных продуктов и 45 рационализаторских предложений.

Операторы научной роты ВВС России становились победителями и призерами различных научно-технических конкурсов, среди которых Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи «НТТМ», Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Международная выставках средств обеспечения безопасности государства «Interpolitex», Международный военно-технический форум «Армия России».

Лично я за время службы опубликовал 5 научных статей (в т.ч. в изданиях ВАК), выступил с докладами на 7 научных мероприятиях и зарегистрировал программный продукт, который презентовал Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путину и председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву на выставке достижений научных рот в рамках Международного военно-технического форума «Армия России 2015».

Миф №5. «Дедовщина и неадекватные командиры»

Пресловутая армейская «дедовщина», а также низкоквалифицированный офицерский состав остались далеко в прошлом. Практически все офицеры, с которыми мне довелось общаться за время службы – активно занимались спортом и вели здоровый образ жизни (с тотальной неприязнью вредных привычек), чем подавали пример многим военнослужащим по призыву.

Командный состав научной роты ВВС России был подобран с учетом специфики задач, стоящих перед подразделением – все офицеры являлись научными сотрудниками Военно-воздушной академии, имели опыт участия в научных конференциях и олимпиадах, среди них были призеры конкурсов научных работ и лауреаты премий Правительства Российской Федерации. Естественно, ни о каком рукоприкладстве, либо неуважительном отношении со стороны офицеров к военнослужащим по призыву и речи быть не могло. Вся коммуникация строилась подчеркнуто профессионально и уважительно.

Что касается отношений между сослуживцами, то в подразделении выстроена система наставничества – начиная с «курса молодого бойца» военнослужащие старшего призыва во всем помогают «младшим» товарищам: учат, как правильно нести службу в суточном наряде, подшивать подворотничок, выполнять упражнения по строевой подготовке и т.д. В научном плане осуществляется схожее кураторство. Через полгода младший призыв становится старшим, и уже сам помогает вновь прибывшим ребятам вникнуть во все детали военной службы. Понятие «дедовщины» в научной роте полностью отсутствует. Никаких происшествий за время моей службы между сослуживцами не случилось – умные люди всегда найдут выход из любой конфликтной ситуации.

Миф №6. «В научные роты набирают “ботаников”»

С легкой руки средств массовой информации это утверждение сегодня стало крайне популярно. На самом деле это, конечно, не так. Многие из ребят, служивших со мной в научной роте, имели спортивные разряды, некоторые были кандидатами в мастера спорта, в том числе по боевым искусствам. Практически все во время службы, так или иначе, начинают приучать себя к интенсивным занятиям спортом и значительно подтягивают свою физическую форму. Ежедневные пробежки, зарядка и походы в тренажерный зал этому способствуют.

Помимо прочего, военнослужащие научной роты так же, как и другие солдаты российской армии, несут службу в суточных нарядах, ездят на стрельбы, осваивают необходимые материалы по военной подготовке. Служба в научной роте – это не альтернативная, а самая что ни на есть военная служба.

Что касается направлений набора, то в нашем подразделений служили не только программисты. Научная рота ВВС России включает в себя три взвода:

1. Взвод моделирования гидрометеорологических процессов и явлений, разделения воздуха высокого и среднего давления.

2. Взвод развития и совершенствования конструкций летательных аппаратов, авиационных двигателей, пилотажно-навигационных и радиолокационных комплексов.

3. Взвод информационных технологий, прогноза развития программного и технического обеспечения; радиоэлектронной борьбы со средствами противника и оценки снижения заметности и защиты информация в АСУ.

Как видно из специфики взводов – реализовать свой научный потенциал на ниве военной службы могут инженеры широкого спектра направлений.

Миф №7. «Служба в армии – это “потеря года жизни”»

Служба в армии бывает разной, с разными задачами и возможностями, которые она предоставляет военнослужащим по призыву. Научные роты в данном плане – уникальный кадровый механизм, благодаря которому талантливые выпускники гражданских вузов могут заключить контракт с Минобороны России, чтобы после службы по призыву продолжить научные исследования уже в офицерском звании. Студенты, уже начиная со второго курса, могут проектировать свою профессиональную траекторию с учетом дальнейшего прохождения службы в российской армии: выбирать соответствующие направления для своих курсовых и дипломных работ, а по выпуску из вуза – идти на службу в научную роту, чтобы после стать офицером вооруженных сил и продолжать свою научную карьеру в сфере развития оборонно-промышленного комплекса. С учетом уровня заработной платы офицерского состава, а также условий, которые предоставляются военнослужащим – данное направление сегодня представляется крайне перспективным.

В среднем из каждого призыва продолжают военную службу по контракту около 30%. Ребята получают назначения в различные подразделения, занимающиеся научно-прикладными исследованиями по их профилю. Мои сослуживцы, заключившие контракт, очень довольны и не жалеют о своем выборе.

Возвращаясь на полтора года назад – если бы у меня спросили, сделал бы я этот выбор снова, зная, что представляет собой российская армия, то я бы, не сомневаясь, ответил «да». Для меня это был крайне важный опыт, как для молодого ученого, так и для защитника Отечества, и я совершенно точно могу рекомендовать всем, кто по тем или иным причинам колеблется в принятии решения о прохождении военной службы – сделать этот выбор в пользу армии. За год вы получите массу возможностей для самореализации, а самое главное – сможете внести реальный вклад в обеспечение обороноспособности нашего государства.

Научная рота стала в последнее время более чем популярным местом прохождения службы. Многие молодые люди интересуются возможностями поступления в таковую. И действительно, современной армии нужны не только солдаты, но и различные специалисты. И в частности - узкого профиля. Сегодня востребованы не только медики, но также химики, специалисты в области высоких технологий, и многие другие. Исходя из этого Минобороны стало проявлять интерес к молодым людям, имеющим соответствующее образование.

Для них открывается возможность прохождения службы в научной роте, где они смогли бы продолжить деятельность в рамках своей ведущей специальности.

Итак, само понятие «научная рота» сформировалось к 2013 году. И формирование таковых было подтверждено соответствующим приказом Президента. Само же предложение касаемо формирования данных образований пришло от С. Шойгу, возглавляющего Минобороны. Данный подход оказался кардинально новым, поскольку ничего похожего в рамках армейских подразделений до этого не существовало. До указанного момента фигурировали только спортивные роты, которые изначально появились в СССР, и затем были сформированы вновь. Попасть в такую роту может перспективный спортсмен, чемпион с соответствующими спортивными званиями.

В целом, научная рота создаётся по аналогичной системе. И в неё отбираются молодые люди, которые уже имеют определённые достижения в науке.

Где есть научная рота, и в каком виде они представлены?

История научных рот началась в 2014 году, когда сформировали 4 таковых. Они появились в Москве и Питере, а также в Красногорске и Воронеже. Практика первых лет показала отличный результат, и потому перечень подобных образований начали расширять. На данный момент их существует более десятка, и в дальнейшем это число будет только увеличиваться. Ведь они оправдывают себя полностью, становясь площадками, развивающими науку для нужд армии, именно в тех направлениях, в которых это необходимо. Так что в будущем возможно создание даже отдельной общей структуры большего масштаба на базе первых рот.

На сегодняшний день отдельные роты существуют в рамках разных родов войск, решая именно их специфические проблемы. Так, в частности, есть 2 рота ВВС, 3 рота Воздушно-космической обороны. Также существует 5 рота сухопутных войск, 6 - Генерального штаба, 7 - связистов, 8 - медицины. Кроме того, представлена и 11 рота РХБ защиты. Все они являются научными. Каждая рота имеет отдельные взводы, каждый из которых занимается решением специфических задач, порученных именно ему.

Какие задачи решает научная рота?

Каждая научная рота имеет собственные цели и задачи, как и взводы. Однако в целом же все они созданы для решения ряда глобальных задач. Так, в частности, они должны:

  • Готовить кадры, готовые заниматься наукой в сфере военной промышленности или дальнейших научных изысканий для нужд оборонного комплекса;
  • Работать в рамках направлений, которые указываются вооружёнными силами, и исключительно в их интересах;
  • Решать прикладные задачи общего или детального характера, также в интересах ВС РФ.

Привлечение кадров с соответствующим образованием и с серьёзным потенциалом в области науки позволяет проявлять ещё большую активность в сфере новых разработок и создания новейшего оборудования в тех сферах, в которых это необходимо.

Так, в частности, рота ВВС работает даже над созданием схем новых самолётов, а также необходимого для их успешной эксплуатации оборудования. Молодым людям помогает весь имеющийся опыт Российской армии в данной сфере. Перед ними раскрываются все достижения прошлого, на базе которых они могут работать, внедряя передовые решения, пересматривая всё с учётом самого современного научного опыта. Молодым специалистам предоставляется основательный базис, который делает работу интересной и продуктивной. Они получают знания и навыки, которые далеко не всегда могли бы быть ими получены в обыденной жизни, вне армии.

Всё это и многое другое позволяет им стать высококлассными специалистами, которые будут востребованы оборонкой в любой момент.

Работы проводятся в самых разных направлениях. Так, 6 рота занимается безопасностью связи, развивая и совершенствуя её во всех аспектах. А 8 занимается медицинскими разработками, актуальными именно для армии.

Наука и армия

Нужно отметить, что большинство величайших разработок науки было создано в первую очередь для армии, непосредственно для ведения войны. В дальнейшем многие из них перешли уже в мирную жизнь, где оказались не менее актуальными и востребованными. Армия нуждается в науке и её передовых открытиях, достижениях. И потому вполне закономерно начать развитие науки именно в армейской среде, сделав её адаптированной под нужды оборонного комплекса.

Учитывая всё это, можно понять, что у научных рот действительно может быть большое будущее, ведь их достижения всегда будут востребованы. Наука в рамках армейских запросов позволит находиться на передовой новейших разработок, что в любом случае должно быть интересно для молодого специалиста.

Научные роты и мнение Минобороны

Появление научрот стало довольно внезапным шагом и необычным решением. Однако представители Минобороны отреагировали на новинку сугубо положительно - как и большинство других людей. Николай Панков, заместитель Министра обороны, отметил, что подобное нововведение будет способствовать выведению Российской Армии на передовую прогресса в общемировом отношении. И это касается как совершенства техники, так и категории, специализации, профессионализма военных.

Также отмечается, что научные роты не будут оставаться в своём изначальном виде. Они будут видоизменяться и прогрессировать. Вероятно, что в дальнейшем будет меняться и их организационная форма, и многое другое.

Ведь с самого начала была идея создавать роты для ведения конкретных исследований, в очень узких направлениях.

Например, данное образование в Воронеже было создано изначально сугубо для того, чтобы повысить эффективность установок, используемых в авиации. Также в задачи входило моделирование новых самолётов, а в дальнейшем - и защита связи. Красногорские же солдаты - учёные создают малогабаритную аппаратуру, необходимую для космических нужд. Однако с решением поставленных задач приходят новые, и меньше их не становится. Это создаёт оптимальные условия для дальнейшего развития научных рот, их совершенствования, вверения им новых задач, постановки новых целей. В дальнейшем их востребованность будет только расти, а не падать.

И потому научные кадры будут приглашаться в армию только с большей активностью. И для них будут предлагаться места именно в научных ротах.

На сегодняшний день таких рот всё ещё имеется мало, и конкурс на место в них очень большой. Практика показывает, что многие молодые люди изъявляют готовность оказаться в одной из них. Но конкурс очень велик, и удовлетворить подобное желание удаётся лишь небольшому числу . Однако, если не получилось попасть в научную роту, можно попробовать поступить в .

Хочется верить, что в будущем ситуация улучшится, мест станет больше, и достойные претенденты смогут попадать на такие места службы с большей лёгкостью. Не исключено, что всё изменится уже в самые ближайшие годы.

Основные задачи:

Научная рота ВУНЦ ВВС «ВВА» включает в себя три взвода:

  1. Взвод моделирования гидрометеорологических процессов и явлений, разделения воздуха высокого и среднего давления;
  2. Развития и совершенствования конструкции летательных аппаратов, авиационных двигателей, пилотажно-навигационных и радиолокационных комплексов;
  3. Взвод информационных технологий, прогноза развития программного и технического обеспечения; радиоэлектронной борьбы со средствами противника и оценки снижения заметности и защиты информации в АСУ.

Адрес: 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, дом 54а

3 научная рота (Войск воздушно-космической обороны)

Назначение роты – проведение перспективных исследований и разработок в интересах Войск воздушно-космической обороны. Рота дислоцируется на территории центра войсковой части 26302 в г. Красногорске, Московская область.

Основные задачи:

  • Участие в научной работе в интересах Войск Воздушно-космической обороны;
  • Получение научных результатов при решении прикладных задач в интересах Войск воздушно-космической обороны;
  • Подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов Российской Федерации.

Адрес: 143405, Московская область, г. Красногорск, ул. в/г Павшино, 33/1

Научная рота № 5 сформирована на базе Московского высшего общевойскового командного училища и начала свое функционирование
с 1 июля 2014 г.

Предназначена рота для решения научно-прикладных задач в интересах:

— Национального центра управления обороной Российской Федерации;

— Главного командования Сухопутных войск;

— Управления физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основные научно-прикладные задачи относятся к области программирования, визуализации представления информации, автоматизации сбора и анализа данных, разработки систем помощи принятия решений, создания баз данных и 3D-моделирования. Резюме для рассмотрения кандидата для прохождения службы в качестве оператора роты подается до 20 марта (весенняя компания), до 20 октября (осенняя компания).

Адрес: 109380, г.Москва, ул. Головачева, д.2

Научная рота осуществляет прикладные научные исследования по приоритетным и перспективным направлениям развития и применения методов и средств защиты информации в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Основные задачи:

  • Участие в научной работе в интересах Вооруженных Сил;
  • Получение научных результатов при решении прикладных задач в интересах Вооруженных Сил;
  • Подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов РФ.

Научная рота КВВУ включает в себя четыре взвода:

  1. Взвод развития и совершенствования средств специальной связи, оценки и повышения эффективности защиты государственной тайны;
  2. Развития и совершенствования методов и средств защиты информации;
  3. Взвод развития и совершенствования обеспечения безопасности информации в автоматизированных системах;
  4. Развития и совершенствования средств и комплексов передачи информации.