Методика исследования уровня субъективного контроля уск. Исследование уровня субъективного контроля. Основными свойствами звука являются: громкость, высота и тембр

1.3 Методика «Субъективный локус контроля» Роттера

Понятие «Локус контроля» было введено в практическую психологию Дж. Роттером как личностная переменная, отражающая восприятие собственных действий и окружающего влияния на человека и своего позиционирования в этой системе. Таким образом, выделяют внешний (экстернальный) и внутренний (интернальный) локус контроля. Под внутренним локусом контроля подразумевают ожидания индивида относительно своих действий в конкретной ситуации и полученных результатов вследствие этих действий. Люди с экстернальным локусом контроля считают основной причиной событий в своей жизни внешние причины, которые не зависят от их действий.

По убеждению самого Роттера считать подкрепления единственно возможными и наиболее вероятными для определенного типа поведения не имеет смысла, поскольку цель самой методики заключается, в первую очередь, в определении причинно-наследственных связей появления подкрепления и собственных действий индивида.

Желание людей добиваться поставленных перед собой целей заключается в их положительных ожиданиях благоприятного исхода предпринятых мер, что, соответственно, подразумевает их готовность и возможность контролировать ситуации собственными действиями. В противном случае, даже если человек в действительности может непосредственно повлиять на исход дела, но не предпринимает каких-либо действий, поскольку уверен в негативном исходе, опираясь на полученный ранее опыт или веру в управление событиями его жизни высшими и независимыми от него самого силами.

Начало основательного исследования контроля началось в 50-60-ых годах прошлого века Уильямом Джеймсом и Э. Джерри Фаресом под руководством самого Дж. Роттера. Главными гипотезами, которые пытались проверить ученные в своей работе, были субъективные оценки контроля личностью. Они давно заметили тенденцию отказа от действий людей, которые получили ожидаемые результаты от действий, а также настойчивые попытки других индивидов добиваться желаемого даже при условии встречи нескольких препятствий на пути к достижению цели. Таким образом, причиной подобных действий служит уверенность человека в оправданности и конечном вознаграждении потраченных усилий или заблаговременное ожидание плохого результата.

С другой стороны, один и тот же человек может повести себя в разных ситуациях без соблюдения общей тенденции по установленному локусу контроля. Если в одном случае он решился на действия и предпринял некоторые меры для их осуществления, то в другой аналогичной ситуации он решил отказаться от каких-либо усилий. Такое поведение преимущественно свойственно людям, которые полагаются по большей части на успех и случайные события, позволяющие добиться желаемого результата. Таким образом, на ощущение контроля человека влияет его уверенность в достижении успеха и специфика самой ситуации.

Шкалу внешнего и внутреннего контроля, созданную Дж. Роттером, можно считать наибольшим успехом его карьеры. Эта разработка предназначается для определения силы взаимосвязи действий человека и внешних влияний и случайностей, а также последствиями предпринятых мероприятий. Шкала представляет собой 29 утверждений, которые выражаются в разных вариациях: с точки зрения уверенности человека в своих возможностях контролировать конкретную ситуацию и с точки зрения отсутствия у него каких-либо способностей для этой же ситуации.

Среди этих 29-ти утверждений 6 являются второстепенными и не учитываются в общем зачете. Их наличие в опроснике запланировано самим разработчиком для повышения его точности и достоверности, так как незначимые утверждения отвлекают некоторое внимание респондента. С другой стороны, методика определения локуса контроля по Роттеру может рассматриваться в виде пар утверждений, предназначенных для отображения:

а) согласованности поведения и последствий его;

б) компетентности в осуществлении этих действий.

Первый пункт подтверждает субъективность оценки ожидания положительных результатов, а второй - наличие у человека нужных способностей и навыков для осуществления некоторых действий и закономерного ожидания их успешности.

Также субъективность полученных результатов по тесту может отражаться в оценивании своих возможностей несоответствующему реальности и уверенности в положительном результате. Например, человек обладает всеми знаниями по определенному действию и при этом, надеясь на определенные не зависящие от него факторы, не может предпринять действие для достижения результата. С другой стороны, человек, который подобных навыков не имеет, готов просто взять на себя ответственность за выполнение определенной работы и при этом надеется на благополучный исход.

Таким образом, данная методика подходит для оценки готовности человека к определенным действиям на основании уверенности в своих возможностях. При этом не стоит использовать методику для прогнозирования и предугадывания поведения человека, так как (было показано выше), четкой определения закономерности в проявлении индивидом активности даже в похожих ситуациях этот тест не дает.

В табл. 2 приведены утверждения методики «Субъективного локуса контроля» Роттера. Для соотношения ответа к интернальному или экстернальному типу субъективного контроля необходимо воспользоваться ключом, который определяет принадлежность каждого из приведенных утверждений к внешнему или внутреннему влиянию на предпринимаемые действия.

Таблица 2. Методика «Субъективный локус контроля» Роттера

Утверждение а)

Утверждение б)

Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают.

В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним.

Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними.

Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратит.

В конце концов к людям приходит заслуженное признание.

К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными.

Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно.

Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств.

Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств.

Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности.

Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам.

Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими.

Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека.

Только жизненный опыт определяет характер и поведение.

Я часто замечал справедливость поговорки: "Чему быть - того не миновать».

По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу.

Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений.

Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием.

Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения.

Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай.

Каждый гражданин может оказывать влияние на важные государственные решения.

Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать.

Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их.

Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

Есть люди, о которых можно смело сказать; что они нехорошие.

В каждом человеке есть что-то хорошее.

Осуществление моих желаний не связано с везением.

Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому.

Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств.

Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни причем.

Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьёзно на мировые события.

Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире.

Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств.

На самом деле такая вещь, как везение, не существует.

Всегда нужно уметь признавать свои ошибки.

Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок.

Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет.

Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других.

В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями.

Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых.

Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить.

Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить.

Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение.

Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится.

Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать.

Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного.

Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни.

Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим.

Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.

Характер человека зависит главным образом от его силы воли.

Характер человека формируется в основном в коллективе.

То, что со мной случается - это дело моих собственных рук.

Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли.

Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

Методика проведения тестирования - обязательное прочтение для выбора двух вариантов одного утверждения. Даже, если кажется, что можно принять оба утверждения верными, необходимо сделать выбор в сторону более приемлемого и вероятного для конкретной ситуации.

Результаты обрабатываются по следующему ключу (табл. 3).

Таблица 3. Ключ к методике «Субъективный локус контроля» по Роттеру

Перевод полученной суммы «сырых» баллов производится с помощью следующей формулы:

где: - значение баллов по общей сумме экстернального и интернального локуса контроля;

Общее количество совпавших положительных и отрицательных ответов по шкале экстернального и интернального локуса контроля.

Люди, которых можно отнести к экстерналам по методике Роттера, отличаются внешней направленностью защитного поведения. Экстернал хочет быть вовлечен в любую внешнюю ситуацию и при этом у него нет 100% уверенности в ее благоприятном исходе. Однако, в случае такового, он не пропустит возможность продемонстрировать достижения окружающим. Любые неудачи и невозможность выполнения задания для людей с этим локусом контроля являются следствием неблагоприятного стечения обстоятельств и вмешательства случайных факторов. Они крайне редко берут ответственность за невозможность достижения цели на себя. При этом остро нуждаются в постоянной «подпитке» со стороны окружающих искренним сожалением и сочувствием в неудачах. Если экстерналу удается добиться успеха, то он не всегда сможет вспомнить тех людей, которые поддерживали его до данного момента. Кроме того, без подобной поддержки у экстернала качество работы и желание ее выполнять будет постоянно ухудшаться.

Поведение людей с интернальным локусом контроля указывает на их направленность внутрь себя - все действия, которые они совершают имеют различные последствия, зависящие исключительно от них самих. Причем, если интернал даже не совершил ошибку, а в ход событий вмешались какие-то внешние факторы, повлиявшие на успех конечного результата работы, то он будет искать дополнительные возможности предугадать и предупредить появление подобных факторов в будущем.

Можно сказать, что интерналам свойственно длительное обдумывание поступков и просчет их последствий с вероятностью успеха. При этом подобные экстерналам действия (подбросить монетку, кинуть кости, спросить у ребенка и т.п.) являются абсолютно недопустимыми и бессмысленными. Детальное изучение проблемы, тщательный сбор информации, длительная подготовка к принятию решения - вот неизменные атрибуты работы интернала. Экстернал, как правило, приняв какое-то решение, получив результат, продолжает работать в прежнем режиме. Для интернала неудача после глубокой подготовки может оказаться фатальной и вызвать серьезные последствия - депрессию, расстройства и большую подверженность стрессам.

По мнению Дж. Роттера, Р. Кеттела и Дж. Дигмана, интерналам в реальной жизни больше подходят ответственные должности с серьезными обязательствами. Как показывает практика, именно они преимущественно их и занимают. Отсутствие стремления к поставленным целям возникает из-за необязательности, безответственности, небрежности или апатичности. Причем стремлением к достижению желаемого движет упорядоченность, аккуратность, ответственность, старательность, планомерность и настойчивость.

Делись добром;)

Исследование атрибуции жизненных событий в младшем подростковом возрасте

Понятие “локус контроля” как личностной переменной, оказывающей влияние на поведение, было предложено Дж. Роттером , , американским психологом, принадлежащим к необихевиористской ориентации...

Особенности проявления эгоизма у людей с разным уровнем субъективного локуса контроля

Особенности проявления эгоизма у людей с разным уровнем субъективного локуса контроля

Постановка эксперимента. Аналогично методике «Шкала диспозиционного эгоизма» по К. Муздыбаеву, постановка проведения тестирования группы респондентов организовывалась таким же образом...

Построение методики изучения выраженности экстернальности - интернальности в письменной речи

В 1956 г. американским психологом, принадлежащим к необихевиористской ориентации, Дж. Роттером было введено понятие «локус контроля». Согласно его концепции социального научения...

Психологический портрет личности

19 Интерпретация результатов: 1) Шкала общей интернальности (5 стенов): результат попал в доверительный интервал, интерпретации не подлежит. 2) Шкала интернальности в области достижений (5 стенов): результат попал в доверительный интервал...

Степень конформности у людей с разным уровнем субъективного контроля

Итак, в первоначальном варианте теории субъективной локализации контроля Дж. Роттера выделялись лишь два типа локуса контроля: интернальный и экстернальный. Затем К. Уоллстоном была разработана трехмерная шкала локуса контроля...

Теоретические походы к проблеме изучения темперамента в психологии

Методы математически-статистической обработки данных: Для математического анализа данных использовалась программа STATISTICA 6.0 for Wind. Для корреляционного анализа результатов исследования был использован критерий Пирсона...

Типы личности в социальной психологии

В последние годы большое развитие и признание получила типология личности, связанная со шкалой «локуса контроля» Одна из важнейших характеристик личности - степень независимости...

Различают два метода контроля - субъективный и объективный. Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и оценку знаний, умений, навыков, в зависимости от личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки знаний подходит для итогового контроля, так как не обладает строгими рамками.

Под объективным контролем понимается контроль, который обладает необходимой точностью, воспро

изводимостью результатов.

Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально-ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и стандарт, по которому можно судить по качеству усвоения.

Однако, как показывает практика, не всегда удается достичь нужной степени объективности и оперативности контроля в обучении. Впоследствии этого часто снижается представление об учебной деятельности учащихся.

Для оперативного контроля знаний и умений по математике учеников средней школы обычно используются дидактические материалы - специально подобранные и систематизированные упражнения.

Планируемые результаты обучения по математике, заданные в программе в виде определенных требований к знаниям и умениям учащихся позволяет использовать такую форму контроля, как тесты.

Тест тем отличается от привычного контроля знаний, что к нему (заданию) нужно заранее приготовить стандарт, с которым сравнивают ответ студента. Стандарт необходим для того чтобы точно определить степень усвоения студентом содержания обучения, которая характеризуется коэффициентом усвоения, подсчитываемым по формуле: AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

где е - число операций теста, выполненных студентом правильно, р - общее число операций в тесте.

Но так обстоит дело в условиях дифференцируемых образовательных систем, основанных на индивидуализации и дифференциации, вариативности и альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебно-программной документации, ее прогностичности и адаптивности к изменяющимся условиям.

Современная актуализация проблем оценки качества образования в России происходит под влиянием ряда факторов. Прежде всего, идет переосмысление ценностей, целей, места и роли образования в связи с радикальными изменениями в обществе.

Отсюда резко возрастают требования к уровню образования и развития современного человека, и прежде всего, к уровню его духовного, нравственного развития.

Стандарт профессионального образования должен служить социальной гарантией членам общества и обеспечивать их конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках труда.

Необходимость введения стандартов обусловлена тем, что в связи с целевыми заказами предприятий на рабочих и специалистов, введений рыночных отношений между предприятиями и учебными заведениями возникла опасность снижения интеллектуального потенциала общества за счет сокращения содержания и объема общенаучной и общепрофессиональной подготовки.

Введение стандартов профессионального образования имеет и международное значение: в вопросах установления эквивалентности документов об образовании, необходимого для осуществления равноправного обмена студентами, признание документов об образовании при приеме на работу выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений в России, СНГ и дальнем зарубежье, при переводе на следующую степень образования (в ВУЗ, аспирантуру).

Происходящая реформа образования требует использования принципиально новых педагогических технологий. Успех деятельности в условиях рынка определяется умением принимать нестандартные решения, решительностью, энергичностью, предприимчивостью.

Эти качества трудно сформировать без индивидуализации и дифференциации обучения, без учета интересов, склонностей и способностей студентов.

Решение данных задач вызывает необходимость поиска средств раскрытия индивидуальности личности. Опыт западной системы образования заставляет обратиться к практике тестирования, которая получила широкое распространение в учебно-воспитательном процессе.

От традиционных оценок и контроля знаний студентов тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателей, а на объективные эмпирические критерии.

Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.

Введение тестового контроля

Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого.

Внедрение тестовой формы контроля по предмету осуществлялось поэтапно.

На первом этапе в тестовой форме проводился только входной контроль и заключительной целью проведения входного теста является получение сведений об исходном уровне знаний студентов. Успех изучения любого курса зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений, которые изучались на предшествующих этапах обучения. Поэтому входной тест, включает задания, проверяющие уровень усвоения основных учебных элементов данного курса. При проверке определяются, прежде всего, пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообразования. тестовая оценка знание обучение

Итоговый тест (экзаменационный) обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения. Результаты первых проверок показали, что студентов необходимо готовить к экзаменационному тесту, используя тестовые задания при проведении текущего и рубежного контроля.

Задания с выбором ответа особенно хороши тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем обязательных требований, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной, индивидуальной работы.

Тесты с успехом можно совмещать с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащегося.

Работа по созданию тестов и оценка их эффективности достаточно сложная и долгая.

Во-первых, необходимо оценивать качество каждого теста – соответствие программе и реальным возможностям учащихся, учитывая при этом сильно действующие временные ограничения на выполнение ими тестовых заданий. Если соответствие программе можно проверить, обращаясь к только литературе, то проверка «посильности» каждого теста и даже каждого задания в одном отдельно взятом тесте возможна только после проверки на практике.

Во-вторых, желательна оценка всей группы тестов - насколько они захватывают весь программный материал или хотя бы наиболее существенную его часть

И, наконец, главное – составленные тесты необходимо использовать на практике несколько раз, чтобы отобрать из них наиболее действенные, наиболее информативные.

Системное внедрение тестов затруднительно в связи с относительной сложностью создания качественного теста.

Человек, выбирающий профессию, должен быть достаточно самостоятелен и способен отвечать за свой выбор. Если в вашем представлении самостоятельность заключается в способности позаботиться о себе в быту, то вы охватили внутренним взором лишь часть этого явления. Быть самостоятельным – это и ставить перед собой собственные задачи, не дожидаясь, пока это сделают старшие или облеченные властью взрослые, и готовность признать, что в ваших неприятностях гораздо больше виновны ваши недоработки, чем неудачные обстоятельства.

Некоторым людям свойственна вера в удачу и обстоятельства, и убедить их в том, что все зависит от каждого из нас, не получится ни у друзей, ни у полезных книжек. Каждый волен делать выбор сам - отвечать ли за свою жизнь или положиться на судьбу. Во всяком случае надо изучить, насколько вам свойственно контролировать свою жизнь или поручать ее обстоятельствам, и исходя из этих показателей обдумывать, какая профессия вам подойдет.

Инструкция

Просим Вас ответить на каждый из 44 пунктов опросника, используя варианты ответов - «согласен», «не согласен».
Вы отвечаете, ставя в нужной графе значок «+» - согласен,
«-» - не согласен.

Текст опросника

  1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
  2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
  3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
  4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
  5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
  7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
  10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
  11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
  12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
  13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
  14. Если люди не подходят друг к другу, то как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
  15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
  16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
  17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
  18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
  20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
  21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
  22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
  23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
  24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
  25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
  26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
  27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
  28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
  29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
  30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
  31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.
  32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
  33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
  34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
  35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой.
  36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
  37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
  38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
  40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
  41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
  42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
  43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
  44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Ключ


1. Ио

3. Ин

4. Ис

5. Ип

6. Им

2. Ид

7. Из

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности — таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности и ряд ситуационных показателей.

1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид).
Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально-положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин).
Высокие показатели в этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкие показатели Ис указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокие показатели Ип свидетельствуют о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкие показатели Ип указывают на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению/невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) , степень ответственности за отношения с другими людьми.

7. Шкала интернальности в отношениях здоровья и болезни (Из). Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Человек с низким субъективным контролем (считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и склонный считать свои успехи и неудачи следствием внешних обстоятельств) эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность. Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью. Существенно, что интеллект и многие факторы, связанные с экстроверсией — интроверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля.
Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго, самоконтроля, социальной экстраверсией, чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми, чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями.

1. Бланк к тесту УСК
№ _________________________________ Дата __________________________
Ф.И.О. ____________________________________________________________

+
согласен

-
не согласен

+
согласен

-
не согласен

Бажин Е. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. - М.: «Издательство АСТ», 1997.

МЕТОДИКА « УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ»

Методика предназначена для изучения уровня субъективного контроля. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей , мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испы­туемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизнен­ными ситуациями и пригодна для применения в клинической психо­диагностике, при профотборе, семейной консультации и т. д. Разрабо­тана в НИИ им. Бехтерева.

Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США.

Наиболее известным из них является шкала локус контроля Дж. Роттера. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.

1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два
полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В
первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей и
т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как
результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойст­венна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.


2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по от­
ношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует пове­дение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, при­
чем это в разной степени касается различных областей социальной
жизни.

Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи . Для экстерналов характерно обратное.

Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения ин­формации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситу­ации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибу­тируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой си­туации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объяс­нений поведения, чем экстерналы.

Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более попу­лярны, более благожелательны, более уверены в себе проявляют боль­шую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положи­тельной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экс­терналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше ин­формированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.

Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с пси­хическими заболеваниями.

Интерналы предпочитают недирективные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

Все это дает достаточные основания полагать, что выделение лично­стной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощу­щает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обоснованно существующими эмпирическими исследованиями и мо­жет способствовать дальнейшему изучению проблем прикладной пси­хологии личности.

Второе вышеизложенное положение, на котором основывается аме­риканская традиция исследования локуса контроля, представляется малоприемлемым. Описание личности с помощью обобщенных трансситуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций. Осо­бенности субъективного контроля, в частности, могут изменяться у од­ного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д. По­этому измерение локуса контроля, по-видимому, более перспективно строить не как одномерную характеристику, а как многомерный проф­иль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.

Опросник УСК состоит из 44 пунктов. В отличие от школы Дж. Роттера в него включены пункты, измеряющие экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношениях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья.


Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских це­лей, требует ответа по 6-балльной шкале (-3, -2, -1, +1, +2, +3), в которой ответ « + 3» означает «полностью согласен», «-3» - «совершен­но не согласен» с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен - не со­гласен».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели
приспособиться друг к другу.

3. Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не
поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не прояв­ляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать
симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют
на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со
мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собст­венных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением , на самом
деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь
здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни стара­лись, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено
другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей
жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое
зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и
степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за
противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является при­
чиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает
людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответствен­ны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся
отношениях в семье .

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.

30.Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не
иначе.

31.Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, ско­рее всего не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще
были виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить
и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от
случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, за­висит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним лю­дям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными,
несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно
разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности,
должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи
других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, не­
знания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «-» с обратным знаком.

Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуе­мых, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем в 15% случаев. Ре­зультаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуют­ся в стандартную систему единиц - стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принци­пом иерархической структуры системы регуляции деятельности - та­ким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивиду­ального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности и ряд ситуационных показате­лей.

1. Шкала общей интернальности (И0). Высокий показатель по этой
шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство
важных событий в их жизни было результатом их собственных дейст­вий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют
свою собственную ответственность за эти события и за то, как склады­вается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале И0 соответству­ет низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не ви­дят связи между своими действиями и значимыми для них события­ми их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие по­казатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного
контроля над эмоционально положительными событиями и ситуация­
ми. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего,
что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом преследо­вать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и ра­дости внешним обстоятельствам-везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (И н ). Высокие показате­ли по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля
по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятно­стях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные собы­тия другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (И с ) . Высокие
показатели И с означают, что человек считает себя ответственным за
события, происходящие в его семейной жизни. Низкий И с указывает
на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значи­мых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отноше­ ний (Ип ). Высокий И п свидетельствует о том, что человек считает
свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий И п указывает на то, что испытуе­мый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятель­ствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению.

6. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (И3). .
Высокие показатели И3 свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то
обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом
зависит от его действий. Человек с низким И3 считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет
в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Валидность шкал УСК демонстрируется их связями с другими ха­рактеристиками личности, измеренными, в частности, при помощи личностного опросника Кэттелла.

Человек с низким субъективным контролем (считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и склонный считать свои ус­пехи и неудачи следствием внешних обстоятельств) эмоционально не­устойчив (фактор - С), склонен к неформальному поведению (фактор - G ), малообщителен (фактор + Q 1 ), у него плохой самоконтроль (фак­тор - Qз) и высокая напряженность (фактор +Q4). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабиль­ностью (фактор +С), упорством, решительностью (+G), общительно­стью (фактор - Q2), хорошим самоконтролем (фактор + Qз) и сдержан­ностью (фактор Q4) . Существенно, что интеллект (фактор В) и мно­гие факторы, связанные с экстраверсией-интраверсией, не коррелируют ни с И0, ни с ситуативными характеристиками субъек­тивного контроля.

Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор +С), само­контроля (фактор +Qз), социальной экстраверсией (факторы + А; -Q2), чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятно­сти, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственно­сти за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми (фактор ), чем люди с сильным контролем в этой области, что не­характерно для субъективного контроля над позитивными событиями.

Первичные статистические характеристики

и интеркорреляции шкал

опросника УСК

Показа­тели

Количе­ство пунктов

Средние по шкалам

Стан­дартные откло­нения

хp<0.05,ххр <0.01, ххх р <0.001

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким Ио характеризуют себя как эгоистич­ных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждеб­ных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, реши­тельными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоя­тельностью личности.

Тест предназначен для индивидуального и группового обследова­ния. Применение опросника УСК возможно при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических про­блем. Уровень субъективного контроля повышается в процессе психокоррекционного воздействия на личность. Поэтому возможно при­менение УСК для оценки эффективности методов психологической коррекции.

Методика Е. Бажина (1984) разработана на основе шкалы локуса контроля Д. Роттера. Данная экспериментально–психологическая методика представляет собой инструмент для выявления показателей уровня субъективного контроля как качества, характеризующего склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям.

Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК) пригоден для применения в клинической психодиагностике, при профотборе, семейном консультировании, в школах при обследовании учащихся (начиная с 9-го класса) и т. д. Разработан в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.
Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является шкала «локус контроля Дж. Роттера». Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.
1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.
Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью–интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют; они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.
Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы.
Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.
Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с психическими заболеваниями.
Интерналы предпочитают недирективные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.
Важнейшей динамической характеристикой развивающейся личности является тенденция к принятию на себя ответственности. Установлено, что многие проблемы обучения и воспитания учащихся связаны с «обученной беспомощностью». Она развивается в тех случаях, когда человек убежден в своей неспособности контролировать и изменять ситуацию, и для него становится «очевидным», что причины происходящего лежат вне поля его активности. А это в свою очередь приводит к снижению самооценки и отказу от активных действий.
Центральный психологический процесс юношеского возраста - формирование самоидентичности - также соотносится с развитием способности человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности. Высокие уровни самоидентичности свидетельствуют о способности человека брать в сложных жизненных ситуациях ответственнность на себя. Низкие уровни самоидентичности, характеризующиеся наличием различных психологических проблем, связаны с тенденцией приписывать ответственность внешним силам.
Опросник УСК состоит из 44 пунктов. В отличие от школы Дж. Роттера в него включены пункты, измеряющие экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношениях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья.
Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по
6-балльной шкале (–3,–2,–1,+1,+2,+3), в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «–3» - «совершенно не согласен» с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен - не согласен».

Инструкция. «Просим Вас ответить на каждый из 44 пунктов опросника, используя варианты ответов ¾ «согласен», «не согласен».

Вы отвечаете, ставя в нужной графе значок «+» ¾ согласен,
«-» ¾ не согласен.

Текст опросника

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из–за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг к другу, то как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «–» с обратным знаком.

Ключ


1. Ио

Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем в 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельными испытуемыми преобразуются в стандартную систему единиц - стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.
Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности - таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности и ряд ситуационных показателей.
1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений (Ид) . Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально–положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
3. Шкала интернальности в области неудач (Ин) . Высокие показатели в этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис) . Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкие показатели Ис указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокие показатели Ип свидетельствуют о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкие показатели Ип указывают на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению-невезению.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) , степень ответственности за отношения с другими людьми.
7. Шкала интернальности в отношениях здоровья и болезни (Из) . Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
Валидность шкал УСК демонстрируется их связями с другими характеристиками личности, измеренными, в частности, при помощи . Человек с низким субъективным контролем (считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и склонный считать свои успехи и неудачи следствием внешних обстоятельств) эмоционально неустойчив (фактор –С), склонен к неформальному поведению (фактор –G), малообщителен (фактор +Q), у него плохой самоконтроль (фактор –Q3) и высокая напряженность (фактор +Q4). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью (фактор +С), упорством, решительностью (фактор +G), общительностью (фактор –Q2), хорошим самоконтролем (фактор +Q3) и сдержанностью (фактор –Q4). Существенно, что интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экстроверсией - интроверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля.
Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор +С), самоконтроля (фактор +Q3), социальной экстраверсией (факторы +А; –Q2), чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми (фактор –М), чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями.