Урок посвящен тому, как решать 7 задание ЕГЭ по информатике
7-я тема — «Электронные таблицы Excel»- характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 3 минуты, максимальный балл — 1
* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова
Типы ссылок в ячейках
Формулы, записанные в ячейках таблицы, бывают относительными , абсолютными и смешанными .
Стандартные функции Excel
В ЕГЭ встречаются в формулах следующие стандартные функции:
- СЧЕТ — количество непустых ячеек,
- СУММ — сумма,
- СРЗНАЧ — среднее значение,
- МИН — минимальное значение,
- МАКС — максимальное значение
В качестве параметра функции везде указывается диапазон ячеек: МИН(А2:А240)
Построение диаграмм
Решение заданий ЕГЭ по информатике
Рассмотрим, как решается задание 7 ЕГЭ по информатике.
Анализ диаграмм
7_1:
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение общего количества участников (из всех трех регионов) по каждому из предметов тестирования?
✍ Решение:
- столбчатая диаграмма позволяет определить числовые значения. Так, например, в Татарстане по биологии количество участников 400 и т.п. Найдем с помощью нее общее количество участников со всех регионов по каждому предмету. Для этого посчитаем значения абсолютно всех столбцов в диаграмме:
Результат: 1
Предлагаем посмотреть подробный разбор данного 7 задания на видео:
7_2:
На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение количества участников тестирования по истории в регионах?
✍ Решение:
Результат: 2
Подробный разбор задания смотрите на видео:
Копирование формул
7_3: ЕГЭ по информатике 2016, «Типовые тестовые задания по информатике», Крылова С.С., Чуркиной Т.Е. Вариант 2.:
Дан фрагмент электронной таблицы.
Из ячейки A3
в ячейку С2
С2
?
✍ Решение:
Результат: 180
Разбор данного 7 задания смотрите на видео:
7_4: ЕГЭ по информатике 2017, «Типовые тестовые задания по информатике», Крылова С.С., Чуркиной Т.Е. Вариант 5:
A3
в ячейку E2
была скопирована формула. При копировании адреса ячеек автоматически изменились.
Каким стало числовое значение формулы в ячейке E2
?
✍ Решение:
- Рассмотрим формулу в ячейке A3 : = $E$1*A2 . Знак доллара означает абсолютную адресацию: при копировании формулы буква или цифра, стоящая рядом с долларом, не изменится. То есть в нашем случае сомножитель $E$1 так и останется в формуле при копировании.
- Поскольку копирование осуществляется в ячейку E2 , необходимо посчитать на сколько столбцов вправо переместится формула: на 5 столбцов (от A до E ). Соответственно, и в сомножителе A2 буква A заменится на E .
- Теперь посчитаем на сколько строк вверх сместится при копировании формула: на одну (c A3 на E2 ). Соответственно и в сомножителе A2 цифра 2 заменится на 1 .
- Получим формулу и посчитаем результат: =$E$1*E1 = 1
Результат: 1
7_5: 7 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:
Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки B3
в ячейку A4
была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились.
Каким стало числовое значение формулы в ячейке A4
?
Примечание: знак $ обозначает абсолютную адресацию.
✍ Решение задания 7:
- Знак доллара $ означает абсолютную адресацию:
- $ перед буквой означает фиксацию столбца: т.е. при копировании формулы название столбца меняться не будет;
- $ перед цифрой означает фиксацию строки: при копировании формулы название строки меняться не будет.
- В нашем случае меняться не будут выделенные буквы и цифры: = $C 2 + D$3
- Копирование же формулы на один столбец влево, означает, что буква D (в D$3) должна поменяться на предшествующую ей C . При копировании формулы вниз на одну строку, значение 2 (в $C2) меняется на 3 .
- Получаем формулу:
Результат: 600
Подробное решение данного 7 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:
Какая формула была записана
7_6: 7 задание ЕГЭ. Задание 6 ГВЭ 11 класс 2018 год (ФИПИ)
Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу значений формулы 5х–3у
для значений х
и у
от 2
до 5
. Для этого сначала в диапазонах В1:Е1
и А2:А5
он записал числа от 2
до 5
. Затем в ячейку В2
записал формулу (А2 – значение х; В1 – значение у), после чего скопировал её во все ячейки диапазона B2:E5
. В итоге получил таблицу, представленную ниже.
Какая формула была записана в ячейке В2
?
Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
Варианты:
1)=5*$A$2–3*$B$1
2)=5*$A2–3*B$1
3)=5*A$2–3*$B1
4)=5*A2–3*$B$1
✍ Решение:
- Мысленно представим копирование ячейки с формулой отдельно по горизонтали и по вертикали.
- В формуле ссылка на столбец А не должна менять букву при копировании, значит, перед ней необходимо поставить знак $ :
По горизонтали:
По вертикали:
Результат: 2
Значение формулы СУММ или СРЗНАЧ
7_7: ЕГЭ по информатике задание 7 (пример задания P-00, Поляков К.)
За
Как изменится значение ячейки C3
, если после ввода формул переместить содержимое ячейки B2
в B3
?
(«+1»
означает увеличение на 1
, «-1»
означает уменьшение на 1
):
Варианты:
1) -2
2) -1
3) 0
4) +1
✍ Решение:
-
Проанализируем данные электронной таблицы до перемещения:
- В ячейке C2 будет находиться число 4 , так как функция СЧЁТ подсчитывает количество непустых ячеек указанного диапазона.
- В ячейке С3 будет находиться число 3 :
Теперь посмотрим, что произойдет после перемещения:
(нужно не забывать, что функция СРЗНАЧ не учитывает пустые ячейки, поэтому ячейка B2 не учтена).
Результат: 2
Подробное решение задания на видео:
7_8:
В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(С2:С5) равно 3 .
Чему равно значение формулы =СУММ(С2:С4) , если значение ячейки С5
равно 5
?
✍ Решение:
- Функция СРЗНАЧ предназначена для вычисления среднего арифметического значения указанного диапазона ячеек. Т.е. в нашем случае среднее значение ячеек C2, C3, C4, C5.
- Результат функции =СРЗНАЧ(С2:С5) задан по условию, подставим его в формулу:
Результат: 7
Подробное решение смотрите на видео:
Какое число должно быть записано в ячейке
7_9: ЕГЭ по информатике 2017 задание ФИПИ вариант 7 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
Дан фрагмент электронной таблицы:
А1
, чтобы диаграмма, построенная по значениям ячеек А2:С2
, соответствовала рисунку?
Известно, что все значения ячеек из рассматриваемого диапазона неотрицательны.
✍ Решение:
- Имеем круговую диаграмму, которая отображает доли отдельных составляющих в общей сумме. По изображению диаграммы можно судить о том, что, скорее всего, значения во всех ячейках формулы должны быть равны (секторы диаграммы визуально равны).
- A1 -> x :
Результат: 5
Для более детального разбора предлагаем посмотреть видео решения данного 7 задания ЕГЭ по информатике:
Рассмотрим еще один пример решения 7 задания ЕГЭ по информатике:
7_10: ЕГЭ по информатике 2017 задание 7 ФИПИ вариант 15 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое целое число должно быть записано в ячейке C1
, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2
соответствовала рисунку?
Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
✍ Решение:
- Круговая диаграмма отображает доли отдельных частей в общей сумме. В нашем случае в диаграмме отражаются результаты вычисления формул в ячейках А2:С2
- По диаграмме можно судить о том, что, скорее всего, полученные значения в формулах во всех ячейках должны быть равны (секторы диаграммы визуально равны).
- Получим выражения из формул ячеек, подставив вместо С1 -> x :
За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2020 году
Анализу диаграмм и электронных таблиц посвящено задание 7 ЕГЭ по информатике. При решении этого теста вам придется, к примеру, определять значения формул по некоторым параметрам. Типичный вопрос такого варианта: «Если среднее арифметическое четырех значений в таблице равно 5, то чему равна сумма первых трех ячеек, если в четвертой ячейке стоит число 6, и пустых ячеек в таблице не имеется».
В других вариантах задания 7 ЕГЭ по информатике учащемуся будет предложено составить диаграмму по приведенным данным. К примеру, вам даны составы двух веществ с указаниями массовых долей их компонентов. Требуется определить соотношение этих элементов в сплаве двух веществ и среди представленных диаграмм найти верную. Также в билете могут быть представлены задачи по определению суммарного за какое-то время дохода каждого члена семьи, объема собранного урожая по каждому из сортов огурцов, количеству участников школьников по предметам в разных регионах России, росту цен каких-то товаров в процентах относительно начала года.
Задачи типа А7 по информатике подразумевают знание технологии обработки информации в электронных таблицах . Еще более конкретно — абсолютную и относительную адресацию .
А7 ЕГЭ по информатике
В качестве примера рассмотрим решение задачи А7 рассмотрим решение А7 демоверсии ЕГЭ 2013 по информатике :
Дан фрагмент электронной таблицы.
A | B | C | D | |
1 | 1 | 2 | 3 | |
2 | 5 | 4 | = $A$2 + B$3 | |
3 | 6 | 7 | = A3 + B3 |
Чему станет равным значение ячейки D1, если в неё скопировать формулу из
ячейки C2?
Примечание: знак $ обозначает абсолютную адресацию.
1)18 2)12 3)14 4)17
Решение:
Посмотрим на содержимое ячейки C2. Там содержится формула, использующая две ячейки, причем ссылки на ячейки полностью абсолютные ($A$2) или частично абсолютные (B$3). При копировании из ячейки C2 в ячейку D1 адрес ячейки $A$2 останется прежним, так как адрес ее указан абсолютно. Адрес ячейки B$3 задан частично абсолютным — при копировании номер строки изменяться не будет, а вот столбец будет изменяться. При копировании из столбца C в столбец D адрес ячейки B$3 изменится на 1 и станет C$3. В итоге в после копирования в ячейке D1 окажется формула = $A$2 + C$3. Содержимое ячейки A2 мы знаем — оно равно 5. Содержимое ячейки C3 нужно рассчитать: A3 + B3 = 6 + 7 = 13. Получим, что значение ячейки D1 будет равно 5 + 13 = 18. Правильный ответ 1 .
В качестве закрепления решим задачу А7 демоверсии ЕГЭ 2012 года по информатике :
В ячейке B4 электронной таблицы записана формула = $C3*2. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B4 скопируют в ячейку B6?
Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
1) = $C5 *4 2) = $C5 *2 3) = $C3 *4 4) = $C1 *2
Решение:
В формуле = $С3 * 2 адресация ячейки $С3 частично абсолютная — при копировании меняется только номер строки (так как перед ним стоит знак $), а столбец останется неизменным. При копировании из ячейки В4 в ячейку В6 номер строки увеличится на 2, следовательно адрес ячейки $C3 превратится в $C5. В итоге в ячейке B6 окажется формула = $C5 * 2. Правильный ответ 2 .
7.1 (ege.yandex.ru-1) Дан фрагмент электронной таблицы:
Решение:
Из второго уравнения находим: С1=3. Проверим, что это значение подходит и для первого уравнения:
2*(4-3) = 2*1 =2
Ответ: 3
7.2 (ege.yandex.ru-2) Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы круговая диаграмма, построенная для диапазона A2:С2, соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
Решение : Диаграмма построена по значениям трех ячеек: A2, B2, C2. Из круговой диаграммы видно, что эти значения соотносятся как 1:1:1. Поскольку значения ячеек A1 и B1 известны, заполним диапазон A2:C2 значениями вместо формул (там, где это возможно):
Так как значения во всех ячейках диапазона A2:C2 должны быть равны, то для величины С1 получаем два уравнения:
Из второго уравнения находим: С1=2. Проверим, что это значение подходит и для первого уравнения:
Ответ : 2
7.3 (ege.yandex.ru-3) Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое целое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы круговая диаграмма, построенная для диапазона A2:С2, соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
Решение 1: Диаграмма построена по значениям трех ячеек: A2, B2, C2. Из круговой диаграммы видно, что эти значения соотносятся как 2:1:1, при этом неизвестно, какая ячейка соответствует какому сектору диаграммы. Упростим формулы, учитывая, что мы знаем значение для ячейки A1:
Из формулы в ячейке C2 видно, что значения B2 и C2 различны. Поэтому A2 = B2. Это дает нам уравнение для B1:
3-B1 = (3*B1+3)/3
Решаем уравнение.
Ответ: 1
Решение 2 (похожие рассуждения, немного короче): Диаграмма построена по значениям трех ячеек: A2, B2, C2. Из круговой диаграммы видно, что эти значения соотносятся как 2:1:1, при этом неизвестно, какая ячейка соответствует какому сектору диаграммы. Из формулы в ячейке C2 видно, что значения B2 и C2 различны. Поэтому A2 = B2. Учитывая, что C1 = A1+1 = 2+1 =3, получаем уравнение для B1
3-B1 = (3*B1+3)/3
Решаем уравнение.
Проверим себя – найдем значения во всех ячейках таблицы
Ответ: 1
7.4 (ege.yandex.ru-4) Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое целое число должно быть записано в ячейке A1, чтобы круговая диаграмма, построенная для диапазона A2:С2, соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
Решение : Диаграмма построена по значениям трех ячеек: A2, B2, C2. Из круговой диаграммы видно, что эти значения соотносятся как Х:1:1, где Х примерно равно 4. При этом неизвестно, какая ячейка соответствует какому сектору диаграммы. Упростим формулы в таблице, учитывая, что C1=2. Получим:
Так как B2 > C2, то должно быть выполнено A2=C2. Получаем:
откуда A1=7.
Ответ: 7
7.5 (ege.yandex.ru-5) Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое целое число должно быть записано в ячейках B1, чтобы круговая диаграмма, построенная для диапазона A2:С2, соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
Решение: Диаграмма построена по значениям трех ячеек: A2, B2, C2. Из круговой диаграммы видно, что эти значения соотносятся как 2:1:1. То есть, одно из значений (большее) отличается от других, а два меньших значения равны между собой. При этом неизвестно, какая ячейка соответствует какому сектору диаграммы. Упростим формулы в таблице, учитывая, сто A1=4. Получим:
Посмотрим на формулу =B2+4 в ячейке C2. Видно, что значение в ячейке C2 на 4 больше, чем значение в ячейке B2. Другими словами, значения в ячейках B2 и C2 различны, при этом C2 > B2. Значит С2 - большее из трех чисел, а A2 = B2 - два меньших. При этом из диаграммы видно, что C2 в два раза больше, чем A2 и B2. Поэтому выполнено:
Это дает нам для определения значений B1 и C1 систему из двух уравнений:
B1-C1+4 = 2*(B1-C1)
Из 1-го уравнения: B1 = 5*C1. Подставляем во 2-е уравнение:
5*C1 – C1 + 4 = 2*(5*C1-C1)
Следовательно, B1=5. Делаем проверку – вычисляем значения для всех ячеек: