История воздушных шаров. Первый полет на воздушном шаре братьев монгольфье Первый человек на воздушном шаре

Люди всегда мечтали освоить воздушное пространство. Рассуждая сейчас об этом, мы и представить не можем, каким знаменательным было тогда событие – первый полет на воздушном шаре. Это событие произошло 21 ноября 1783 года. Именно в тот знаменательный день, наполненный горячим воздухом шар поднялся в воздух из замка под названием де ла Мюэт (местечко в западной части Парижа). Тогда воздушный шар поднялся в воздух на высоту 915 метров. Полет продлился 25 минут. За это время воздухоплаватели преодолели расстояние в 9 км. Приземление было достаточно мягким и произошло недалеко от дороги на Фонтенбло, причем на открытой местности. Людям, подарившим жизнь воздушному шару (братьям Монгольфье), запретили принимать участие в первом полете. Тогда на такое общественно значимое дело согласились Жан Франсуа Пилатр де Розье и Франсуа д’Арландом. Малоизвестный факт – это был второй шар изобретателей Монгольфье. Он больше первого (высота почти 23 метра, диаметр – 15 метров). Внизу шара находилась кольцевая галерея, рассчитанная на двух человек.

Братья Монгольфье: слева – Жозеф, справа – Этьен (гравюра XIX в). Во время первой публичной демонстрации их воздушного шара Жозефу было 43 года, а Этьену – 38 лет. Изображение Этьена скопировано с портрета работы его дочери.

Первая публичная демонстрация полета воздушного шара, наполненного горячим воздухом, представлена на гравюре в несколько фантастическом виде. Опыт был проведен братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье 4 июня 1783 г. в Анноне (Франция). Шар представлял собой сферический льняной мешок, оклеенный бумагой, имел 11 м в поперечнике и весил 227 кг. Его наполнили горячим воздухом над костром. Полет продолжался 10 мин.

Первый полет человека на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом, состоялся в Париже 21 ноября 1783 г. Затейливо разрисованный шар, построенный братьями Монгольфье, имел 14 м в поперечнике и более 21 м в высоту. Корзина с двумя пассажирами, Пилатром де Розье и маркизом д’Арландом, весила около 730 кг. Принято считать, что это вид с террасы дома Бенджамина Франклина в Пасси.

Приведенные выше научные данные были впервые применены на практике во Франции. Честь постройки первого воздушного шара, заведомо поднявшегося на воздух, принадлежит братьям МОНГОЛЬФЬЕ. Летом 1783 года они сделали небольшой воздушный шар из легкого полотна, оклеенного бумагой. В нижней части шара было оставлено отверстие, сохранявшее свою форму благодаря имевшимся в нем обручам. Для нагревания воздуха шар помещался над небольшим очагом, в котором сжигали солому. В присутствии посторонних зрителей 5-го июня 1783 года вблизи Лиона во Франции был произведен первый опыт. Когда воздух внутри оболочки был достаточно нагрет, шар был отпущен и сейчас же плавно и быстро поднялся на высоту почти в две версты . За это время воздух в нем успел охладиться, и шар начал опускаться и потом упал на землю. Удача первого опыта воодушевила строителей, и они сейчас же приступили к постройке шара значительно больших размеров, такого, который мог бы поднять на воздух двух человек. В то же время французская академия наук поручила одному из своих ученых, профессору ШАРЛЮ, построить другой воздушный шар. На этот раз было решено наполнить воздушный шар или, как его называют иначе, аэростат, не гретым воздухом, а легким газом - водородом.

Большой аэростат бр. Монгольфье был готов несколько раньше. 21 ноября того же 1783 года состоялся первый полет шара с пассажирами. Громадный аэростат, около 100000 куб. фут. вместимостью , был наполнен гретым воздухом; в небольшой галерее, окружавшей его нижнее отверстие, поместились два человека, и шар вместе с ними поднялся на воздух.

Этот первый полет продолжался около 20 минут, причем воздухоплаватели достигли высоты около? версты и затем благополучно спустились в окрестности Парижа. Имена первых людей, поднявшихся на воздух, были: Пилатр де РОЗЬЕ и маркиз д"АРЛАНД.

В это же время заканчивалась постройка и первого водородного аэростата, созданного физиком Шарлем. Оболочка была сделана из шелка, пропитанного для непроницаемости лаком. На весь шар была надета сетка, к которой крепились шнурки, поддерживавшие корзинку для воздухоплавателей. Аэростат имел 27? футов в поперечнике и был построен правильно и обдуманно на основании научных данных. В шаре имелся клапан, приводимый в действие из корзинки и позволявший воздухоплавателям, в случае необходимости, выпустить часть газа, что должно было заставить шар идти вниз. Кроме того, в корзинке шара были заготовлены мешки с песком в виде балласта. Выбрасывая балласт и облегчая таким образом шар, можно было заставить его подняться выше или прекратить начавшийся спуск.

Первый полет этого аэростата состоялся в Париже 1-го декабря 1783 года. Необходимый для наполнения шара водород добывался в течение предшествовавших 3-х дней и ночей в деревянных бочках, заключавших в себе куски железа и разбавленную серную кислоту. Когда все приготовления были окончены, в корзине поместились: сам строитель аэростата профессор Шарль и его главный помощник РОБЕР. Шар был выпущен, и воздухоплаватели совершили на нем удачный полет около двух часов продолжительностью, пролетев около 50-ти верст. Во время этого полета часть газа просочилась через оболочку, и под конец аэростат уже не был в состоянии держать в воздухе 2-х людей. Поэтому, когда аэростат спустился на землю, Робер вышел, а профессор Шарль остался один и поднялся вновь. На этот раз сильно облегченный шар быстро пошел кверху и достиг высоты около 3-х верст. Любуясь невиданным величественным зрелищем, профессор Шарль в то же время произвел ряд интересных научных наблюдений.

Таким образом было положено начало воздухоплавания. В дальнейшем это дело продолжало развиваться. Много раз строились аэростаты значительно больших размеров. Иногда, при благоприятном ветре, людям удавалось пролетать очень большие расстояния. Одним из самых длинных полетов был перелет француза ДЕЛАВО из Парижа в Коростышев (в России). Этот полет продолжался 35? часов подряд и был совершен в октябре 1900 года. Наибольшая высота на круглом аэростате была достигнута немецким профессором БЕРСОНОМ - около 10? верст. На такой большой высоте людям обычно бывает трудно дышать и приходится брать с собою и вдыхать чистый кислород. В России также совершено было большое количество различных полетов такого рода генералом КОВАНЬКО и другими воздухоплавателями.

Развитие нового дела не могло, конечно, обойтись без жертв. Первым человеком, которому суждено было погибнуть от катастрофы с воздушным шаром, был Пилатр де Розье - первый поднявшийся на воздух человек ; в дальнейшем были и другие жертвы, но это не остановило нового дела, которое продолжало развиваться.

Круглые аэростаты принесли громадную пользу и в научном отношении; с их помощью были впервые исследованы высшие слои атмосферы, были произведены наблюдения над строением облаков и т. д.

Интересно отметить, что воздушный шар остался почти без изменений с тех пор, как он был впервые построен профессором Шарлем. Круглые аэростаты нынешнего времени почти не отличаются от первого шара. Они в полной мере обладают его главным недостатком. Они практически неуправляемы. Выпуская газ или выбрасывая балласт можно заставить шар спуститься или подняться. Но направление полета находится, можно сказать, полностью вне воли летящего, т. к. шар всегда движется в ту сторону, куда дует ветер. Это свойство делало совершенно невозможным применение воздушного шара как средства сообщения.

Примечания:

1 верста = 1,067 км. (Прим. ред.)

1 фут = 0,305 м. (Прим. ред.)

Пилатр де Розье и его компаньон Ромэн погибли 15 июня 1785 г., когда во время попытки перелететь через пролив Ла Манш их воздушный шар загорелся в воздухе. Однако первая катастрофа с воздушным шаром произошла раньше - 5 июня 1784 г. Это случилось в Испании; на высоте около 30 метров от искры загорелась оболочка монгольфьера, воздухоплаватель выпрыгнул из корзины и разбился насмерть. (Прим. ред.)

История первого воздушного шара начинается с француза Жосефа Монгольфье, который родился в 1740 году. Еще с детства он чувствовал большую тягу к всяческим «странным» аппаратам, которые в то время были очень популярными. Вместе со своим братом Этьенном он мечтал о том, чтобы человек наконец-то покорил небеса.

Братьев даже посетила безумная мысль – набить оболочку тучами, которая смогла бы удержать в воздухе корзину. Но, увы, на то время они не знали, как реализовать свою идею – тучи-то просто так не поймаешь.

И вот один раз Жозеф заметил, как рубашка, которую он держал над камином, раздулась. Увидев эту картину, он понял одну гениальную мысль, которую вскоре он рассказал своему брату. После того, как брат узнал о ней, верные соратники стали думать, как реализовать эту идею в жизнь. Первым делом они задумались о том, каким может быть их первый воздушный шар для полетов, и уже потом стали записывать все свои невероятные будущие эксперименты! Но до практического опыта следовало еще дойти.

Первый их шар имел шелковую оболочку, и был с размером в один кубический метр. Нагреваемый над огнем шар сумел подняться на высоту около тридцати метров. Это знаменательное событие произошло в 1782 году, данную дату можно воспринимать как точку отсчета – начало воздухоплавания. Произошло это во Франции, прямо над заводом Видалона, что находился в городе Анноне. Чтобы получить достаточно тепла, братья Монгольфье сжигали мокрую солому, которая была смешена с бумагой и шерстью.

Конечно, все их начинания для многих знакомых были предметом досужих сплетен, а то и насмешек. Но… и года не прошло, как они запустили очередной свой воздушный шар, который поднялся в воздух примерно, на высоту в 400 м. Так что упорных братьев Монгольфье можно считать первыми создателями воздушного шара.

Сама история о братьях Монгольфье начиналась с таинственных проектов, которые они осуществляли в своем саду. Тем не менее, их эксперименты имели успех, с каждым разом их шар поднимался все выше и выше. И в одно время братья забеспокоились, что их проект заметят соседи и «украдут» идею. Ведь они мечтали в случае победы продемонстрировать свое открытие на главной площади города Аннона. Все приглашенные туда достопочтенные лица, должны были засвидетельствовать, что данное открытие принадлежит именно им – братьям Монгольфье.

Так что терять времени они не стали, и уже 4 июня 1983 года братья организовали на площади свое выступление. Для такого события братья изготовили воздушный шар размером в 900 м 3 . При его изготовлении братья использовали специально вырезанные хлопчатобумажные обрезки, которые впоследствии пришили к бумажным листам и соединили между собой с помощью петель. Саму ткань они укрепили специально сделанными вертикальными стержнями. На сделанный из хлопчатобумажной ткани абажур они повесили корзину, что была сделана из шерсти и соломы. И вот, когда нагретый воздухом шар немного приподнялся, братья обрезали веревки, которые придерживали его у земли. И уже через десять минут этот шар поднялся на высоту 1000м. После чего собравшиеся на площади люди официально утвердили, что открытие принадлежит братьям Монгольфье.

Итак, официальное открытие воздушного шара случилось 4 июня 1783 года. Братья Монгольфье представили свой проект на центральной площади их родного города Анноне и для этого они пригласили даже представителей Академии Наук. Младший брат – Этьен, в августе 1783 года самостоятельно приехал в Париж, где и познакомился с некоторыми физиками. Многих из них заинтересовал их проект, в числе таких заинтересовавшихся был и легендарный Пилатро де Розье. Именно он, в свою очередь, станет первым человеком, который поднимется в воздух на аэроплане, и назовут его «монгольфьером», в честь этих двух братьев.

Практически в то же время Жак Александр Шарль, известный французский физик, начал изготовление воздушного шара, который был наполнен водородным газом. Он думал, что в своем эксперименте братья Монгольфье использовали именно водород. Поэтому он хотел произвести физические испытания с помощью воздушного шара. Вместе с братьями Роберами он изготовил шар диаметром всего в 4 метра и дал ему название – «Глобус». И уже 27 августа 1783 года он стартовал с Марсового поля и финишировал на севере от деревушки Бурже. Тогда еще никто не знал, что этот шар назовут «шарльером», в честь самого Жака Александра Шарля.

А Этьенн Монгольфье в свое время проводил множество своеобразных экспериментов в самом Париже. В садах Ревейлона у него было много свободного места, однако, вскоре он решился на следующий шаг – поднять в воздух человека.

И сразу же на этот опасный эксперимент решился Пилатр де Розье, про которого мы успели уже рассказать; однако, результат полета был слишком непредсказуем, поскольку тогда еще не было ясно, как изменение высоты может повлиять на человеческий организм. Чтобы это проверить, экспериментаторы решают отправить в полет несколько животных. Для своего эксперимента они выбрали петуха, овцу и утку.

Первый подобный запуск был осуществлен осенью 1783 года в Версале. За этим полетом наблюдал сам король Франции, в то время им был — Людвиг XVI. Всех троих животных загрузили в корзину и подняли в воздух вместе с воздушным шаром. Полет продлился не больше восьми минут, как только корзина опустилась, к ней сразу подбежали ученые, и, несмотря на все переживания, животные оказались целы и невредимы. Овца спокойно ела солому, а вот петух был немного общипанный, правда виной этому был не эксперимент, а… рядом находившаяся овца. Таким образом, братья Монгольфье доказали, что не только птицы могут летать, но и остальные животные.

А уже 15 октября 1783 года на воздушном шаре братьев Монгольфье на расстояние в 25 метров поднимается их друг и соратник — Пилатр де Розье. А уже через два дня этот же шар делает вторую попытку и поднимается на новое рекордное расстояние – на 108 метров. В тот день съехалось множество известных личностей Парижа. Однако король Людвиг не сразу разрешил подобный эксперимент, он чувствовал ответственность за жизни своих поданных, но и он в скором времени сдался, однако, сам участвовать в смотринах не стал.