Исследовательский проект на тему: "Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира ". Экспериментальное исследование процесса формирования у школьников ценностного отношения к п

Методика экспертной оценки

сформированности ценностных отношений у школьников 5-9-х классов

(разработана,)

Цель: выявление уровня сформированности ценностных отношений учащихся 5-9-х классов.

Инструкция для применения. Классный руководитель или другой педагог, ответственный за с ученическим коллективом, выполняет роль эксперта сформированности у детей ценностных отношений. Он знакомится с Картой оценки развития ценностных отношений школьников. Эта карта составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования, предъявляемыми к личностным результатам учащихся.

Карта оценки развития ценностных отношений школьников

Ценностные отношения

Уровни сформированности отношений

Не проявляет постоянного и устойчивого интереса к знаниям.

Знания не являются ценностью.

На уроках в основном пассивен, возможны проявления резкого неприятия учебного процесса.

На волне хорошего настроения проявляет ситуативный интерес к сведениям и выполнению заданий.

Внеурочная деятельность познавательного характера ограничена выполнением домашних заданий


Познавательный интерес в основном ограничен рамками образовательной программы. Проявляет интерес к отдельным учебным предметам.

Знания не относятся к наиболее значимым ценностям личности.

В процессе восприятия учебного материала достаточно активен, при поддержке учителя демонстрирует хорошие способности к обучению.

Избегает заданий, связанных с необходимостью самостоятельного дополнительного поиска учебной информации.

Во внеурочных делах познавательного характера участвует в качестве зрителя или исполнителя поручений педагога


Проявляет высокую степень интереса к знаниям. В процессе получения знаний активен и организован.

Сформирована позиция ответственного отношения к учению.

В познавательной деятельности приоритетную роль играют внутренние мотивы, а не внешние требования.

Участвует в олимпиадах, конференциях, конкурсах интеллектуальной направленности не только по настоянию учителя, но и по собственной инициативе.

Проявляет интерес к самообразовательной деятельности

Отношение к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества

Пассивен, старается избегать участия в деятельности, участвует в ней только по требованию педагогов или ученического самоуправления.

Характерна позиция зрителя или безынициативного исполнителя.

Способности к творчеству не проявляются.

Чаще всего безразличен к происходящим событиям в классе, школе, стране, мире

Активен, но не всегда.

Характерна позиция инициативного исполнителя, особенно тогда, когда проявляет интерес к деятельности. Имеет небольшой организаторский опыт, связанный с планированием и организацией совместного дела в малой группе одноклассников.

Иногда проявляет творчество и ответственность, но еще нуждается во внешнем контроле.

Может откликнуться на просьбу об оказании помощи маленьким детям, инвалидам и престарелым людям, об участии в социально значимых акциях

В большинстве случаев является организатором или активным и ответственным исполнителем проводимых дел в классе, школе и за их пределами.

Обладает организаторскими умениями и навыками.

Стремится творчески относиться к делу.

В осуществляемой деятельности приоритетную роль играют внутренние мотивы, а не внешние требования. Свойственна эмоциональная отзывчивость к радости, горю и проблемам людей из ближайшего и дальнего окружения

Отношение к социальному и природному окружению (на основе и морали)

Нарушены представления о принципах и нормах морали.

В общественной деятельности классного, школьного коллектива сохраняет отстраненную позицию, временами полностью избегает общения и взаимодействия.

Ситуативно активен в социально значимой деятельности.

Общение ограничено узким кругом людей, предпочитает общение в малой группе хорошо знакомых людей.

Демонстрирует независимость от мнения других, не стремится к налаживанию конструктивных отношений.

Проявляет фрагментарный интерес к природе, не задумывается о необходимости ее сохранения

Осознает и принимает ценности государства, коллектива, семьи, личности и индивидуальности другого человека.

Понимает необходимость соблюдения в жизни норм морали и права.

Проявляет интерес к общественной жизни классного и школьного сообщества.

Открыт для общения с другими людьми, но иногда испытывает затруднения при установлении контактов и отношений сотрудничества.

Социально значимая деятельность не вызывает негативного или отстраненного отношения.

Понимает необходимость бережного отношения к природе, но собственной активности в природоохранных акциях не проявляет

Уважает и принимает ценности российского государства и общества, коллектива, семьи, другого человека как индивидуальности и личности.

Руководствуется в жизни моральными нормами и законами.

Занимает социально активную позицию (принимает участие в акциях, волонтерском движении, является членом общественных организаций).

Имеет высокий уровень мотивации к общению и сотрудничеству.

Проявляет эмоциональную и деятельную отзывчивость к проблемам общества, а также конкретных людей.

Ценит красоту природы и стремится прилагать усилия по ее сохранению, участвуя в различных мероприятиях

Отношение к Отечеству

Образ Отечества, ценности и идеалы размыты.

Стремление к осмыслению прошлого и настоящего Родины, гражданская позиция и ответственность проявляются слабо или отсутствуют.

Равнодушен к общественно полезной деятельности, нуждается в требованиях педагога или других взрослых относительно участия в ней.

Не выражает каких-либо чувств по отношению к происходящим в стране событиям.

Плохо понимает свое место и роль в общественной жизни класса и школы

Старается освоить смысл и образ Отечества, базовых национальных ценностей, своего места и роли в жизни общества.

Интерес к событиям прошлого и настоящего своей Родины носит ситуативный характер, избирательно выражает свое мнение по отношению к ним.

Иногда отдает предпочтение сомнительным идеалам, не всегда проявляет гражданскую позицию и ответственность.

Обычно принимает участие в общественно полезных делах, но часто по выгодным для себя мотивам

В полной мере осознает смысл понятия «Отечество», свое место и роль в жизни общества.

Стремится к осмыслению прошлого и настоящего своей Родины, аргументированно высказывает свою точку зрения по этому поводу.

В качестве идеалов выступают базовые национальные ценности, выдающиеся деятели Отечества разных эпох и сфер жизни общества, человеческие добродетели и обладающие ими люди из ближайшего окружения.

Гордится успехами и переживает неудачи в развитии своей страны.

Имеет высокий уровень мотивации познания себя и своих способностей.

Стремится к самосовершенствованию.

Предъявляет высокие требования к себе.

Придерживается принципов здорового образа жизни


Внимательно изучив информацию, изложенную в карте о проявлениях ценностных отношений учащихся в процессе их развития, и опираясь на результаты своих педагогических наблюдений и проведенных в классе диагностических исследований, педагог заполняет бланк экспертной оценки сформированности ценностных отношений школьников. Более рациональным вариантом его заполнения является последовательное оценивание сформированности ценностных отношений у всех учащихся: сначала первого отношения, затем - второго, а потом – третьего, четвертого, пятого и шестого, т. е. следует заполнять таблицу по столбцам.


Бланк экспертной оценки сформированности ценностных отношений школьников

В данный бланк, напротив фамилии каждого учащегося, в колонку с названием того или иного отношения вписывается экспертная оценка в баллах, означающая следующее:

6 – сформированность отношения соответствует третьему уровню;

4 - сформированность отношения соответствует второму уровню;

2 - сформированность отношения соответствует первому уровню.

Возможно использование оценок «3» и «5», если педагог полагает, что развитость ценностного отношения следует охарактеризовать как промежуточное (пограничное) между первым и вторым (выставляется оценка «3») или вторым и третьим уровнями (выставляется оценка «5»).

Субъектом экспертного оценивания может быть не один, а несколько педагогов.

Обработка и интерпретация результатов. После выставления экспертом оценок подсчитывается сумма баллов в каждой строке и каждом столбце. Затем определяется коэффициент сформированности у учащихся класса того или иного отношения. Он является частным от деления суммы баллов в столбце на количество оценок в нем (как правило, оно должно соответствовать количеству учащихся в классе). Сравнительный анализ полученных таким образом коэффициентов позволяет предположить, какие из шести ценностных отношений развиты в большей степени, а какие – в меньшей. Средний балл оценки всей совокупности ценностных отношений можно рассматривать в качестве показателя эффективности педагогической деятельности по реализации требований ФГОС к результатам личностного развития учащихся

Целью нашего экспериментального исследования являлась, экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине.

Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ Новоселезневская СОШ Казанского района Тюменской области. В эксперименте участвовали ученики 10 «А» и 10 «Б» классов 15-16 лет в количестве по 15 школьников в каждом классе.

Для решения поставленных задач опытно-экспериментальная работа включила в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлась первичная диагностика уровня сформированности ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине.

Для выявления уровня сформированности ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине, нами были использованы критерии и показатели, разработанные М.А. Маслином:

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине

Критерии

Показатели

Методики

когнитивный критерий

Краеведческие знания,

Осознание учащимися старших классов социальной значимости сохранения культурного и исторического наследия малой Родины.

анкетирование «Знаком ли ты с культурой родного края?»

эмоционально -мотивационный критерий

  • -чувство гордости и уважения к труду крестьянина,
  • -закрепление в сознании юношей и девушек таких ценностей-чувств, как: альтруизм, гуманизм, доброта, доверие, долг, жалость, жизнерадостность, искренность.

Мини-сочинение «Мой край родной»,

Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»

деятельностно-практический критерий

стремление к социально-значимой деятельности; наличие ценностных, значимых качеств личности гражданина и патриота как: аккуратность, вежливость, внимательность, стремление к сотворчеству и сотрудничеству, требовательность, целенаправленность.стремление внести свой вклад в возрождение села, участие в мероприятиях, направленных на благоустройство села, помощь участникам ВОВ

методика «Личностный рост учащихся» (П.В. Степанова).

Акт добровольцев, наблюдение

На основе степени проявления названных выше показателей были выделены уровни ценностного отношения старшеклассников к малой Родине:

Высокий уровень (8-10 баллов): наличие краеведческих знаний, осознание учащимися старших классов социальной значимости сохранения культурного и исторического наследия малой Родины; наличие чувства гордости и уважения к труду крестьянина, закрепление в сознании юношей и девушек таких ценностей-чувств, как: альтруизм, гуманизм, доброта, доверие, долг, жалость, жизнерадостность, искренность; стремление к социально-значимой деятельности; наличие ценностных, значимых качеств личности гражданина и патриота как: аккуратность, вежливость, внимательность, стремление к сотворчеству и сотрудничеству, требовательность, целенаправленность. стремление внести свой вклад в возрождение села, участие в мероприятиях, направленных на благоустройство села, помощь участникам ВОВ.

Средний уровень (5-7 баллов): имеютсякраеведческие знания, ноотсутствует осознание учащимися старших классов социальной значимости сохранения культурного и исторического наследия малой Родины; отсутствует чувство гордости и уважения к труду крестьянина, но осознают такие ценности-чувства, как: альтруизм, гуманизм, доброта, доверие, долг, жалость, жизнерадостность, искренность; стремление к социально-значимой деятельности; наличие ценностных, значимых качеств личности гражданина и патриота как: аккуратность, вежливость, внимательность, стремление к сотворчеству и сотрудничеству, требовательность, целенаправленность, не с желанием стремиться внести свой вклад в возрождение села, участвовать в мероприятиях, направленных на благоустройство села, помощь участникам ВОВ.

Низкий уровень (0-4 баллов):отсутствуют краеведческие знания, отсутствует осознание учащимися старших классов социальной значимости сохранения культурного и исторического наследия малой Родины; отсутствует чувство гордости и уважения к труду крестьянина, не осознают такие ценности-чувства, как: альтруизм, гуманизм, доброта, доверие, долг, жалость, жизнерадостность, искренность; стремление к социально-значимой деятельности; наличие ценностных, значимых качеств личности гражданина и патриота как: аккуратность, вежливость, внимательность, стремление к сотворчеству и сотрудничеству, требовательность, целенаправленность, не стремиться внести свой вклад в возрождение села, участвовать в мероприятиях, направленных на благоустройство села, помощь участникам ВОВ.

Для определения уровней сформированности ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине были использованы следующие методики: анкетирование «Знаком ли ты с культурой родного края?»(см. Приложение 2), мини-сочинение «Мой края родной» (см. Приложение 3), методика М.Рокича «Ценностные ориентации» (см. Приложение 4), методика «Личностный рост учащихся» П.В. Степанова(см. Приложение 5), методика «Акт добровольцев» (см. Приложение 6), наблюдение (см. Приложение 7).

Для диагностики когнитивного критерия было использовано анкетирование «Знаком ли ты с культурой родного края?», целью которого являлось оцениваниеполноты знаний старшеклассников о культуре родного края.

Школьникам были предложены 9 вопросов, отражающих полноту их знаний и системность знаний о ценности культурного наследия родного края, способы активного познания ценностей культуры родного края.

На вопрос «Нужно ли школьникам изучать культуру родного края?» большинство старшеклассников ответили «Да» 61%, «Нет» 39%. Это хороший показатель.

На вопрос «Беседуете ли Вы со своими близкими, товарищами о своем крае?» большинство учащихся ответили «Нет» 76%, «Да» 24%.

На вопрос «Знаете ли вы, какие народы проживают в нашем крае?» «Да» 56% «Нет» 44%.

На вопрос «Знакомы ли вы с традициями вашего родного края?» «Да» 34% «Нет» 66%.

На вопрос «Как считаете, необходимо ли вам подробно изучать традиции и обычаи народов, населяющих ваше село?» Практически все ученики ответили «Да», лишь 9% ответили «Нет»

На вопрос «Знаете ли вы свои обычаи, быт вашего села?» «Да» ответили 47%, «Нет» 53%.

На вопрос «Хотели бы вы узнать особенности жизни, быта народного творчества жителей нашего края?» ответ «Нет» не выбрал никто, «Да» 100%.

На вопрос «Готовы ли вы сами принять участие в подготовке к праздникам?» 67% ответили «Да», 33% ответили «Нет».

На вопрос «Считаете ли вы, что изучение истории и культуры родного края способствует формированию гражданственности и патриотизма?», ответ «Да» выбрали 75,5%, «Нет» 24,5%

Результаты исследования по методике «Знаком ли ты с культурой родного края?» представлены в таблице 2 и на рис. 1.

Таблица 2

Результаты исследования уровня сформированности ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине по методике «Знаком ли ты с культурой родного края?» на констатирующем этапе эксперимента

Рис. 1.

Как показывают качественный и количественный анализ результатов исследования сформированности ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине по методике «Знаком ли ты с культурой родного края?», высокий уровень показали 1 испытуемый контрольной группы - 6,7% и 2 испытуемых экспериментальной группы - 13,3%. У школьников проявляется постоянный и устойчивый интерес к познанию ценностей культуры родного края.

Средний уровень показали 4 испытуемых контрольной группы - 26,7% и 2 испытуемых экспериментальной группы - 13,3%. У школьников проявляется небольшой интерес к культуре родного края.

Низкий уровень показали 10 испытуемых контрольной группы - 66,7% и 11 испытуемых экспериментальной группы - 73,3%. У школьников отсутствует интерес к познанию ценностей культуры родного края или слабое его проявление.

Для диагностики эмоционально-мотивационного критерия мы использовали методику мини-сочинение «Мой край родной», целью которой является оценивание личностного осмысления ценности и значимости культуры родного края старших школьников.

Школьникам предложили написать небольшое сочинение о родном крае.

Предварительно познакомили учащихся со стилями речи: деловым, художественным, публицистическим и их особенностями, с изобразительными средствами языка: эпитетом, метафорой, сравнением и др., с интервью - одним из видов информации в печати.

Обратили особое внимание на актуальность темы культуры родного края, соответствие её выбранному стилю изложения.

Посоветовали учащимся глубже вдумываться в значение слов, подбирать точные предложения для выражения своих мыслей.

Уровень формирования ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине по сочинениям оценивался следующим образом:

Высокий уровень - 11 и более предложений;

Средний уровень - 5-10 предложений;

Низкий уровень - 4 и менее предложения

Результаты исследования формирования ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине по методике «Мой край родной» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования по методике «Мой край родной» на констатирующем этапе эксперимента

Для наглядности представим результаты на рисунке 2.


Рис.2

Как показывают результаты исследования формирования ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине по методике «Мой край родной», высокий уровень показали 1 испытуемый контрольной группы - 6,7% и 1 испытуемый экспериментальной группы - 6,7%. У школьников проявляются эмоциональные переживания и чувства при описании родного края.

Средний уровень показали 6 испытуемых контрольной группы - 40% и 3 испытуемых экспериментальной группы - 20%. У школьников отмечается незначительное эмоциональное отношение к культуре родного края.

Низкий уровень показали 8 испытуемых контрольной группы - 53,3% и 11 подростков экспериментальной группы -73,3%. У школьников отсутствуют эмоциональные проявления при описании родного края, предложения сухи и не имеющие ценностных оценок культуры родного края.

Наглядно результаты можно представить в таблицах 4 и 5.

Таблица 4

Результаты методики М. Рокича«Ценностные ориентации» по терминальным ценностям

Ценности

Контрольная

Экспериментальная группа

активная деятельная жизнь

жизненная мудрость

здоровье

интересная работа

красота природы и искусства

материально обеспеченная жизнь

наличие хороших и верных друзей

общественное признание

познание

продуктивная жизнь

развитие

развлечения

счастливая семейная жизнь

счастье других

творчество

уверенность в себе

Таблица 5

Результаты методики М. Рокича «Ценностные ориентации» по инструментальным ценностям

Ценности

Контрольная

Эксперименталь-

ная группа

аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

воспитанность

высокие запросы

жизнерадостность

исполнительность

независимость

непримиримость к недостаткам в себе и других

образованность

ответственность

рационализм

самоконтроль

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

твердая воля

терпимость

широта взглядов

честность

эффективность в делах

чуткость

Из таблицы видно, что в контрольной группе испытуемые наиболее значимыми для себя выбрали здоровье, активную деятельную жизнь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, достаточно важным для них является общественное признание. Среди инструментальных ценностей были выбраны образованность, воспитанность, честность и самоконтроль.

Испытуемые экспериментальной группы на главное место для себя ставят наличие хороших и верных друзей, здоровье, любовь, материальную обеспеченность жизни, интересную работу, а наиболее важные для них ценности воспитанность, аккуратность, жизнерадостность, ответственность и образованность.

Для диагностики деятельно-практического критерия нами была использована диагностика методикой В.П. Степанова «Личностный рост школьников». Результаты методики представлены в таблице 6 для экспериментальной группы и в таблице 7 для контрольной.

Таблица 6

Результаты диагностики по методике «Личностный рост школьников» в контрольной группе (констатирующий этап эксперимента)

Наглядно результаты диагностики по методике «Личностный рост школьников» в экспериментальной группе (констатирующий этап эксперимента) можно представить на рис.2


Рис. 2

Таблица 7

Результаты диагностики по методике «Личностный рост школьников» в экспериментальной группе (констатирующий этап эксперимента)

Наглядно результаты диагностики по методике «Личностный рост школьников» в экспериментальной группе (констатирующий этап эксперимента) можно представить на рис.3


Рис. 3.

Как мы видим расхождения в результатах диагностики контрольной и экспериментальной групп незначительны.

Целью данной методики является определение активности и мотивов участия учащих в жизнедеятельности учебного заведения, а в нашем случае МАОУ Новоселезневской СОШ Казанского района.

Перед началом эксперимента мы побеседовали с испытуемями контрольной и экспериментальной групп. Начинали свою беседу со слов: «Ребята, хотите окунуться в мир истории своей школы и своего села? Тогда именно, Вы, можете стать уникальными исследователями и мастерами своего поиска!»

На данное предложение откликнулось 10 человек контрольной группы, что составляет 66% от общего числа испытуемых и 12 человек экспериментальной группы (80%). По результатам можно сделать вывод о том, что испытуемые экспериментальной группы наиболее заинтересованы в истории своей школы и своего села.

Также нами было проведено наблюдение за испытуемыми, которые участвовали в эксперименте (см. Приложение 7).

Качественный и количественный анализ результатов наблюдения свидетельствует о том, что в контрольной группе с высоким уровнем сформированнности ценностного отношения к малой Родине 2 испытуемых (13%). Испытуемые с таким уровнем имеюткраеведческие знания, осознаютсоциальную значимость сохранения культурного и исторического наследия малой Родины; есть чувства гордости и уважения к труду крестьянина, закрепление в сознании юношей и девушек таких ценностей-чувств, как: альтруизм, гуманизм, доброта, доверие, долг, жалость, жизнерадостность, искренность; стремление к социально-значимой деятельности; присуствуют ценностные и значимые качества личности гражданина и патриота как: аккуратность, вежливость, внимательность, стремление к сотворчеству и сотрудничеству, требовательность, целенаправленность. Стремятся внести свой вклад в возрождение села, участвовать в мероприятиях, направленных на благоустройство села, помощь участникам ВОВ.Со средним уровнем 5 человек (33%) - испытуемые с данным уровнем имеюткраеведческие знания, но не осознаютсоциальную значимость сохранения культурного и исторического наследия малой Родины; у таких испытуемых отсутствует чувство гордости и уважения к труду крестьянина, но осознают такие ценности-чувства, как: альтруизм, гуманизм, доброта, доверие, долг, жалость, жизнерадостность, искренность; стремление к социально-значимой деятельности; наличие ценностных, значимых качеств личности гражданина и патриота как: аккуратность, вежливость, внимательность, стремление к сотворчеству и сотрудничеству, требовательность, целенаправленность, не с желанием стремятся внести свой вклад в возрождение села, участвовать в мероприятиях, направленных на благоустройство села, помогают участникам ВОВ. С низким уровнем 8 человек (53%). У испытуемых данного уровня отсутствуют краеведческие знания, отсутствует осознание социальной значимости сохранения культурного и исторического наследия малой Родины; отсутствует чувство гордости и уважения к труду крестьянина, не осознают такие ценности-чувства, как: альтруизм, гуманизм, доброта, доверие, долг, жалость, жизнерадостность, искренность; стремление к социально-значимой деятельности; наличие ценностных, значимых качеств личности гражданина и патриота как: аккуратность, вежливость, внимательность, стремление к сотворчеству и сотрудничеству, требовательность, целенаправленность, не стремятся внести свой вклад в возрождение села, участвовать в мероприятиях, направленных на благоустройство села, помогать участникам ВОВ.

В экспериментальной группе с высоким уровнем 5 испытуемых (33%), со средним уровнем 6 испытуемых (40%) и с низким уровнем 4 человека (26%).

Таким образом, качественный и количественный анализ результатов констатирующего этапа экспериментапоказал, что испытуемых в контрольной группе с высоким уровнем сформированности ценностного отношения к малой Родине 1 человек, что составляет 6% от общего числа испытуемых в экспериментальной группе. Учащийся данного уровня имеет сформированную гражданскую позицию, устойчивую систему социально-значимых ценностей и интересов, способность к объективной оценке социальных явлений действительности, к эмоциональному восприятию социальной и природной среды, сельского мира, стремление к созидательной творческой деятельности, связанной с сохранением исторического и культурного наследия малой родины. Со средним уровнем сформированности ценностного отношения к малой Родине 9 испытуемых, составляет 60% от общего числа испытуемых в экспериментальной группе. Таким учащихся характеризует неопределенность гражданской позиции, локальность познавательных и коммуникативных интересов, субъективность в оценке социальных явлений, неустойчивая потребность в социально-значимой деятельности, недостаточное проявление эмоционального восприятия действительности, равнодушное отношение к историческому и культурному наследию малой родины. С низким уровнем сформированности ценностного отношения к малой Родине в экспериментальной группе 4 человека, что составляет 26% от общего числа испытуемых в экспериментальной группе. Таких учащихся характеризует отсутствие четко выраженной гражданской направленности личности, узость личностных интересов, негативное отношение к социально-значимой деятельности, скептицизм в оценке социальных явлений, отсутствие яркого эмоционального восприятия социальной и природной среды села, негативное отношение к историческому и культурному наследию сельского мира.

В экспериментальной группе испытуемых с высоким уровнем сформированности ценностного отношения к малой Родине 0 человек. Со средним уровнем - 7 человек, что составляет 46% от общего числа испытуемых в контрольной группе. Учащиеся с таким уровнем не определились с гражданской позицией, локальность познавательных и коммуникативных интересов, субъективность в оценке социальных явлений, неустойчивая потребность в социально-значимой деятельности, недостаточное проявление эмоционального восприятия действительности, равнодушное отношение к историческому и культурному наследию малой родины. С низким уровнем сформированности ценностного отношения к малой Родине - 8 человек, что составляет 53%. Испытуемые с таким уровнем не имеют четко выраженной гражданской направленности личности, узость личностных интересов, негативное отношение к социально-значимой деятельности, скептицизм в оценке социальных явлений, отсутствуют яркость эмоционального восприятия социальной и природной среды села, негативное отношение к историческому и культурному наследию сельского мира (см. Приложение 9).

Наглядно результаты констатирующего этапа эксперимента можно представить в таблице 8 и на рис.4.

Таблица 8

Результаты на констатирующем этапе эксперимента


Рис.4.

Реализация педагогических условий формирования ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине будет рассмотрена в следующем параграфе.

«Изучение уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников»

Баранова Алена Юрьевна, учитель начальных классов МБУ "Школа №59", магистрант кафедры "Педагогика и методики преподавания"

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Гуманитарно-педагогический институт

Эмоционально-ценностное отношение – компонент структуры личности, проявляющийся в чувстве достоинства, уважения по отношению к воспринимаемому предмету, или, наоборот, в порицании, осуждении, малоценности.

Одним из показателей духовно-нравственной культуры человека выступает интерес к музыкальному искусству. Мы не можем говорить, что мы познали музыку, если она не эмоционально воспринята, пережита и осмысленна, в таком случае она не представляем художественно- эстетической значимости и является лишь показателем эрудиции человека.

Музыка, как и любой другой вид искусства, отражает действительность, но специфическими, присущими только ей средствами. В музыке как виде искусства важны как ее воспитательная, так и познавательная стороны. И единство этих компонентов дает высокую степень воздействия произведений искусства на человека.

Игра представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Переходя из дошкольной деятельности в школьную, игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов.

По Федеральным Государственным Образовательным Стандартам воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству является одной из целей изучения музыки и одной из задач развития младшего школьника.

Формирование эмоционально-ценностного отношения применительно к музыкальной деятельности имеет своей целью развитие ребенка через игровую деятельность и многообразные формы включения детей в процесс творчества. Формы работы с детьми предполагают привлечение знаний из различных видов искусства и вовлечение детей в процесс собственного художественного творчества, направленного на освоение окружающего мира и собственной личности.

Исследования Э.Б. Абдуллина, Г.В. Агадиловой, Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, Е.В.Николаевой, О.П. Радыновой показывают, что проблема формирования эмоционально-ценностного к музыке учащихся начальных классов не является для педагогической науки новой, и ее отдельные темы оформлены в психолого-педагогических трудах.

А.М. Буров, А.Н. Малюков, Е.Б. Журова в своих работах затрагивают некоторые аспекты развития ценностное отношение детей к художественно-эстетической деятельности.

Несмотря на множество выполненных работ, данная тема не теряет актуальности. В наше время эта проблема привлекает своей практической значимостью. В современной школе процесс обучения направлен на интеллектуальную сферу учебно-познавательной деятельности младших школьников, формируя музыкальные знания, порой, не затрагивая эмоционально-оценочную и ценностную сферы.

Проблема исследования: какова эффективность формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки в начальной школе.

Объект исследования: формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки в начальной школе.

Гипотеза исследования: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки у младших школьников будет эффективен, если сочетать традиционные методы обучения и игровую деятельность.

Цель исследования: выявить условия формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к искусству у младших школьников.

3. Подобрать и апробировать методики, направленные на формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству посредством игровой деятельности на уроках музыки у младших школьников посредством игровой деятельности.

4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования, метод наблюдения, контент-анализа, анкетирование; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Базу опытно-экспериментального исследования составили учащиеся 3 «А» класса МБУ СОШ №59. В исследовании приняли участие 21 ученик в возрасте от 8 до 10 лет, из них 10 девочек и 11 мальчиков.

Для выявления уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников были использованы следующие диагностические методики: метод контент-анализа при обработке детских мини-сочинений после прослушивания музыкальных произведений; анкетирование состоящее из 3 открытых и 1 закрытого вопросов; метод наблюдения при оценке эмоциональной отзывчивости в процессе прослушивания музыкальных произведений на уроках.

Наблюдение за учащимися на уроках музыки показало, что при прослушивании произведений учащиеся скупо проявляют эмоции (поникшие головы, еле заметные телодвижение, отвлеченность внимания).

Проведенное анкетирование было направлено на понимание того, что учащиеся ждут от уроков музыки. Большинство детей выбрали варианты:

«Что тебе нравится на уроках музыки?»

Нравится петь;

«Какая музыка тебе нравится?»

«Чем бы ты хотел заниматься на уроках музыки?»

Рисовать после прослушивания музыки,

Играть в музыкальные игры;

При анализе сочинений были выделены три уровня ценностного отношения младших школьников к музыкально-эстетической деятельности.

Низкий уровень (8 человек) характеризуется:

Ø Неумением воплотить свою мысль в целостный текст; наличием простых обиходных слов (быстрая, медленная, спокойная, веселая, добрая).

Ø Отсутствие рисунков.

Средний уровень (13 человек) характеризуется:

Ø Наличием в тексте сюжетной линии, наличие образных выражений.

Ø Наличием рисунка, его соответствие названием или содержанием произведения.

Высокий уровень (0 человек) характеризуется:

Ø Наличием сюжетной линии, способностью смоделировать музыкальный образ самостоятельно.

Ø Наличием в рисунке богатой цветовой гаммы, динамичностью рисунка, узнаванием образов.

Ø Умением словесно охарактеризовать рисунок.

Для повышения уровня эмоционально-ценностного отношения к искусству у младших школьников разрабатывается программа учебных занятий, рассчитанная на уроки музыки, по завершении которой будет произведен контрольный срез, для выявления произошедших изменений.

Список использованной литературы

1.Бахтин В. В. - Эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыкальной деятельности на внеурочных комплексных занятиях по искусству // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 554-557.

2.Каба левский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. [Текст] Д.Б. Кабалевский –М., Просвещение, 2004.

3.Примерная программа начального общего образования по музыке.http://standart.edu.ru

Для решения поставленных задач был выбран комплекс методов исследования: беседы с детьми, наблюдение за их поведением в природе в повседневной жизни и специально созданных педагогических ситуациях, анализ результатов деятельности детей, документации воспитателей, анкетирование.

В экспериментальном исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста, учащиеся 1 класса МКОУ СОШ №1 Курского муниципального района Ставропольского края: 15 детей экспериментальной группы (ЭГ) и 15 детей контрольной группы (КГ).

Для определения уровня сформированности у школьников ценностного отношения к природе детей младшего школьного возраста нами были выбраны следующие критерии и показатели: качество экологических представлений (объем, системность, реалистичность, осознанность), тип отношения к природе (эмоции и мотивы), характер деятельности и поведения ребенка в природе (умение и навыки ухода за объектами природы, поступки).

Первая серия заданий направлялась на выявление показателей когнитивного критерия - понимание учащимися базовых краеведческих и морально-этических понятий, сформированность у учащихся способности ценностно воспроизводить приобретенный в учебном процессе опыт о природе. Для этого использовались следующие методы и методики: рассказ о своем родном крае, написание сочинения на тему «Весенний лес», создание проективного рисунка.

Вторая серия заданий была направлена на выявление эмоционально-ценностного отношения младших школьников к родному краю (природе, архитектурным памятникам, способность эмоционально откликаться на события, происходящие на родине). Для решения данной серии задач использовались анкетирование, метод игры («Мой музей», «Я - экскурсовод») и наблюдения.

Третья серия исследования предусматривала задания, направленные на выявление умения выделять эмоциональные основания своего поведения и других людей, осуществлять моральное оценивание ситуаций и применения альтернативных путей собственного решения проблем. С этой целью использовались игровые методы, метод проектов и наблюдения во время организации воспитательной внеурочной деятельности.

При разработке программы исследования нами учитывались сущность, содержание понятия «ценностное отношение к природе» и особенности его формирования у детей младшего школьного возраста.

На основе выделенных критериев и их показателей были установлены следующие уровни сформированности у школьников ценностного отношения к природе: высокий, средний, низкий. Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети младшего школьного возраста имеют разный уровень сформированности ценностного отношения к природе.

Высокий уровень характеризовался достаточным объемом представлений детей об объектах и явлениях природы (в рамках программы обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении и начальной школе), соответствием представлений реальной действительности, пониманием экологических связей и зависимостей между объектами природы, объектами природы и условиями существования, между природой и человеком, способностью обосновать их с помощью речи; тип отношения к природе - положительное эмоционально-ценностный; у детей сформированы умения и навыки ухода за объектами природы, которые они самостоятельно применяют.

Средний уровень характеризовался объемом представлений детей в рамках программы, частичным соответствием представлений реальной действительности, способностью дифференцировать живые и неживые существа, частично определять отдельные потребности живых организмов, называть некоторые условия, необходимые для их жизни, отсутствием понимания целостности природы, зависимости жизни и здоровья человека от факторов среды, затруднениями с аргументацией суждений; тип отношения к природе - смешанный; у детей в основном сформированы умения и навыки ухода за объектами природы, которые применяются эпизодически.

Низкий уровень характеризовался недостаточным объемом представлений детей об объектах и явлениях природы, частичной соответствием представлений реальной действительности, недостаточным осознанием зависимости живого организма от факторов среды, непониманием экологических связей, целостности природы, отсутствием аргументации суждений; тип отношения к природе - потребительский или смешанный; умения и навыки ухода за объектами природы в основном не сформированы, не применяются.

В результате исследования было выяснено, что высокий уровень сформированности у школьников ценностного отношения к природе показали 20% детей ЭГ и 20% детей КГ, средний - 46,7% детей ЭГ и 40% детей КГ, низкий - 33,3% детей ЭГ и 40% детей КГ (приложение 2,3, таблица 1.).

Таблица 1.

Для наглядности приведем полученные данные на рис. 1.

Рис. 1.

Мы констатировали, что педагоги осознают необходимость формирования ценностного отношения к природе младших школьников, имеющих определенный объем знаний по экологии, которые в основном проявляют интерес и заинтересованность в повышении уровня собственных знаний о природе. Работа по экологическому воспитанию планируется, в этом направлении используются традиционные формы работы и методы воздействия на детей. Однако, как показал анализ документации (планов учебно-воспитательной работы), сказка природоведческого содержания как средство экологического воспитания младших школьников используется крайне редко, а основным методом работы со сказкой является чтение с последующей беседой.

В ходе констатирующего этапа эксперимента было выяснено, что большинство родителей не осознают необходимости проведения работы по экологическому воспитанию в семье, считая это компетенцией школьного учебного заведения; не всегда внимательно относятся к выбору произведений о природе для чтения детям.

Сравнительно небольшой процент родителей заинтересован участием в мероприятиях экологической направленности, проводимых в учебном заведении, и не отрицали возможности расширить свои знания в данном направлении.

Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о недостаточной экологической воспитанности детей младшего школьного возраста, необходимости оптимизации процесса экологического воспитания за счет комплексного воздействия на когнитивную, чувственную и деятельностную сферу личности. Одним из таких средств является авторская сказка природоведческого содержания.