Использование икт в развитии речи у дошкольников. Применение икт в развитии связной речи младших школьников Занятия развитию речи использованием икт

ГБОУ Самарской области основная общеобразовательная школа №21 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение "Детский сад "Дружная семейка"

Милюткина Н.Н., Платонова О.Н. Применение ИКТ в речевом развитии детей раннего возраста // Совушка. 2015. N1..2015.n1.00012.html (дата обращения: 23.10.2019).

Современную жизнь невозможно представить без компьютерных технологий. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в ХХI веке, очевидно. Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями становятся в один ряд с такими качествами как умение читать и писать.
Современное дошкольное образование является первой ступенью в единой системе образования России. Это положение закреплено в Федеральном законе "Об образовании" и в Государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС). Одним из требований принципов и задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является вариативность и разнообразие содержания организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
Нам, педагогам-дошкольникам следует адаптироваться к новому информационному веку. Сегодня почти все педагоги используют компьютеры, как для самообразования, так и для поиска новой информации, обмена опытом, на занятиях для обучения детей. Использование компьютера открывает для педагога неограниченные возможности, новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса. В своей работе можно использовать компьютер как средство:

  • создания электронной библиотеки
  • электронного портфолио
  • копилки дидактических игр
  • создание презентаций для родителей и детей

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую допускают в своей речи аграматизмы (нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи), ограничиваются односложными ответами. Для повышения речевого развития к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Одна из важнейших линий познавательно-речевого развития ребенка состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
  • тренируется эффективность внимания и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Дети раннего возраста активно стремятся к познавательному и интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к педагогу: "Зачем?", "Почему?". Дети проявляют интерес к играм, разработанных для интерактивной доски, предпочитают разные виды игр. Для этого используют различные методы и приемы: - метод обобщения, анализа, сравнения, классификации, формулировка понятий.
При подготовки к НОД использую электронные ресурсы учебного назначения:

а) мультимедийные презентации (анимация, звук, изображение, рисунки, цифровой фотоаппарат);
б) Ресурсы Интернет;
в) электронные энциклопедии.

Можно сформулировать требования, предъявляемые к педагогу, работающему с применением И.К.Т:

  • владеть основами работы на компьютере;
  • основами работы в Интернет;
  • иметь навыки работы с мультимедийными программами.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, в алгоритмическом порядке.
В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время на запоминания нового, высвобождает ресурсы здоровья детей, что прописано в ФГОС.
Практика показала, что при условии систематического использования презентаций в сочетании с традиционными методами развития ребенка, у детей значительно возрастает интерес к познавательной и игровой, речевой деятельности.
Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляет свою оригинальность, задать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. Для большей эффективности презентации строятся с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в них включаются анимационные картинки, элементы игры, сказки. Организация воспитательно - образовательного процесса с использованием ИКТ в непосредственно образовательной деятельности способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации. Таким образом, применение ИКТ в дошкольном обучении необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию детей.
И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно - коммуникативные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Список литературы:

  1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду // Дошкольное воспитание. 1991. № 5.
  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ // Новые информационные технологии в дошкольном детстве. М.: Сфера, 2008.
  3. Управление инновационными процессами в ДОУ. М.: Сфера, 2008.
  4. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005.
  5. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ //Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. №4. С 12-13.
  6. Калинина Т.В. Управление ДОУ // Новые информационные технологии в дошкольном детстве. М.: Сфера, 2008. 36 с. С.23.
  7. Крапивинко А.В. Технологии мультимедиа и восприятия ощущений. М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2009. 271 с.
  8. Шаманская Н. Интерактивные методы //Дошкольное воспитание. 2008. №8.
  9. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.
Развитие речи детей посредствам использования икт.

ИТК используют в настоящее время в качестве современного средства развития связной речи детей дошкольного возраста. Развитие связной речи является главной задачей речевого развития ребенка дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция речи и языка.

Речь является важнейшим критерием культуры человека, его интеллекта и мышления. Она возникает в раннем детстве в виде отдельных слов, которые не имеют ещё определенного грамматического значения, речь постепенно усложняется и обогащается. Дошкольник осваивает фонетический строй и лексику, усваивает способы изменения слов и их сочетаний, композицию высказываний и их логику, овладевает монологом, диалогом, разнообразными стилями и жанрами, оттачивает выразительность и чёткость своей речи. Развитая речь в современном обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребёнка она служит средством благоприятного обучения.

Родители сегодня неохотно и очень мало читают книг своему ребенку, не подталкивают его к диалогу, в связи с этим речь ребенка дошкольного возраста не выразительна. Ребенок довольно часто в своей речи допускает ошибки, отвечает односложными фразами. Неразвитость речи, бедность словарного запаса у дошкольников способствует отсутствию интереса на занятиях по развитию речи, т. к. при этом учебная мотивация отсутствует. В данном случае помощь оказывает применение компьютерных технологий, которые мотивируют детей. Компьютер здесь обладает неисчерпаемыми возможностями он погружает ребенка в особую ситуацию игры образовательная деятельность при этом становится по-настоящему современной, более привлекательной, интересной, содержательной.

В дошкольном возрасте формирование речи ребенка - это главная задача педагога, так как хорошее владение родным языком связано с познанием окружающего мира, с развитием сознания ребенка, с развитием разносторонней личности. Успешное формирование грамматического строя речи у дошкольников - это важнейшее условие для полноценного общего психического и речевого развития. Применение компьютера мотивирует воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.

Одна из актуальных проблем формирования школьника в современных условиях - это уровень развития связной речи. От уровня владения навыками устной и письменной речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Информационно-коммуникационные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся.

Сегодня на уроках русского языка все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр фильмов онлайн, и работа с Интернет, и обучающие программы, и тренажеры.

Известно, что обучаемый с первого раза запоминает 25% услышанного и 35% увиденного. При комбинированном воздействии на слух и зрение запоминается 50%. А при вовлечении обучаемого в активные действия доля усвоенного может составить 75%. Эти факты доказывают необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения для эффективности и повышения качества образования.

Специфика предметов «русский язык» и «литература» в том, что они связаны, прежде всего, с формированием культуры речи, развитием духовно-нравственных и творческих качеств личности ученика, что предполагает работу с текстом, художественным словом, поэтому использование компьютерной поддержки на наших уроках должно быть уместным, продуманным и целесообразным.

Конечно, не на всех уроках возможно и уместно применение мультимедийных средств. Однако в курсе русского языка начальной школы предусмотрены часы для уроков развития речи по описанию картины. В данном случае вполне целесообразно использовать компьютерную презентацию. Потому что одна из главных целей данных уроков - развитие творческих способностей учащихся. Очень важно создать атмосферу творчества, показать красоту и гармонию живописных произведений, чтобы вызвать желание у обучающихся проявить свои творческие способности. Иногда это бывает довольно трудно, поскольку качество репродукций в учебнике оставляет желать лучшего. А вот спроецированные на большой экран репродукции картин в хорошем качестве и дополнительная информация будут способствовать созданию необходимого эмоционального фона, развитию творческого потенциала обучающихся и навыков написания сочинения-описания по картине.

Компьютер в урочной деятельности можно использовать на любом типе урока, на всех этапах обучения. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

Не обойтись без компьютера на уроках развития речи - здесь можно показать все: и ключевые понятия темы, и портрет художника, и репродукцию картины, причем гораздо лучшую, чем предлагает учебник. При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя может оказаться приложение PowerPoint, входящее в состав пакета MicrosoftOffice. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку с минимальными временными затратами. К преимуществам этой программы можно отнести доступность, легкость в освоении, простоту создания презентаций, возможность переноса данных из других приложений, значительно сэкономить время на уроке, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Программа PowerPoint позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени. Презентация эффективно используется на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал. Так, при изучении стилей речи ИКТ дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов, например, художественного стиля речи.

При подготовке к написанию сочинения по картине компьютер является незаменимым инструментом для обучения. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе MicrosoftPowerPoint. И здесь презентация не ограничивается только показом портрета художника. Целесообразно познакомить учащихся с другими работами творца, также на слайд можно поместить заранее продуманный план сочинения. Он будет виден детям на все время работы над текстом. Все этапы работы над сочинением по картине можно показать наглядно. На слайды можно поместить работу над словом. Тогда дети при выполнении работы смогут, например, выбрать нужное слово из ряда синонимов, а предметы изображения (например, на картине «Март») описать с разных сторон.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. При написании сочинения по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» слайды, рассказывающие историю создания картины, представляют не меньший интерес для учащихся, чем сама картина. История создания картины заставляет детей размышлять о задумке автора и ее умелом воплощении. А беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь.

Компьютер является незаменимым помощником при работе над сочинениями - описаниями. Сейчас можно найти любую информацию о городах, в том числе и о достопримечательностях любого города. Из этих сведений можно составить презентацию о любом памятнике, архитектурном сооружении. Такая работа не только даст детям знания по определенной теме, но и расширит их кругозор, заставит вспомнить материал других предметов. Дети и сами могут сделать подобную работу: найти фотографии памятников, красивых архитектурных сооружений, а также воспользоваться личным архивом. Детские презентации на уроках имеют большое воспитательное значение. Ученик чувствует себя творцом, помощником учителя, осознает свою значимость на уроке. Такие уроки, как правило, проходят на едином дыхании. И дети, единожды почувствовав себя полноценным участником работы, начинают к другим урокам по развитию речи собирать необходимый материал.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников в изучаемом материале. Кроме того, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Учителю презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков, делает уроки яркими и привлекательными. Компьютер, конечно, на уроке развития речи не может заменить живое слово учителя, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Результатом творческой деятельности стало понимание смыслового содержания речевого высказывания (чтение и слушание) и ответная речевая деятельность (говорение и письмо). Смысловой анализ текста способствовал формированию мотивации к творческой деятельности. Творческими заданиями были как речевые высказывания по восприятию и осмыслению текста, так и письменные тексты, созданные обучающимися; групповые и индивидуальные формы работы; выполнение работы по алгоритму; работа со словарем: с ресурсами Интернета. Все формы работы на уроке способствовали развитию универсальных учебных действий.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации.

Умения логически мыслить, своими словами формулировать правило, определение, воспринимать и понимать материал являются общеучебными, необходимыми школьникам для овладения материалом программ. Они формируются у ребенка только в личном опыте, приобретение которого должно быть организовано учителем.

Необходимо развивать речь как у «сильных» учащихся, так и у «слабых». Без специального обучения мышление и речь у слабоуспевающих школьников не развиваются, самостоятельно учащиеся на базовый уровень знаний и умений не выходят, они отстают от своих сверстников.

От развития речи и умения анализировать и обобщать зависит способность человека общаться, понимать окружающих, разнообразно, точно и логично выражать свои мысли. Отсутствие у детей этих умений приводит к сужению круга общения, замкнутости, одиночеству. Развить речь учащихся помогут ИКТ на уроках русского языка и во внеурочное время. Данная программа предусматривает увеличение количества часов на развитие речи учащихся. Решить проблему развития речи обучающихся поможет и уместное использование ИКТ.

Технология развития мышления и речи у слабоуспевающих школьников опирается на следующие этапы:

а) создание проблемной ситуации; б) обсуждение общего направления решения, так как слабые учащиеся не всегда могут определить последовательность выполнения задания; в) организация поиска решения; задавание наводящих вопросов, стимулирующих интеллектуальную деятельность; г) обсуждение результатов и способов решения для усвоения новых приемов мыслительной деятельности; г) рефлексия, так как слабоуспевающие ученики, получая новые способы познания, не осознают, каким конкретно новым приемам мышления они научились. И опять нам здесь помогает применение ИКТ.

Опытное обучение позволило выявить эффективные приемы создания проблемной ситуации:

  • - создание учителем противоречия;
  • - выявление разных точек зрения, нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос;
  • - постановка конкретных вопросов, стимулирующих обобщение, логику рассуждения.

Большое количество упражнений при изучении грамматики в учебниках ориентировано на логическое мышление и развивается с помощью речевых заданий, что обеспечивает развитие речи как мотивированных, так и слабоуспевающих школьников:

  • - объем сочинений увеличился по сравнению с начальным этапом эксперимента в среднем на 35 слов, 2 предложения;
  • - в сочинениях учащиеся уместно употребляют 4-5 глаголов интеллектуальной направленности;
  • - на 31% увеличилось количество школьников, научившихся раскрывать основную мысль сочинения;
  • - количество логических ошибок уменьшается на 17%, грамматических на 21%;
  • - затруднения в создании своего письменного текста испытывают 22% учащихся, что в 3 раза меньше, чем в начале года. Для совершенствования у школьников умения устанавливать связи между предложениями в тексте требуется дальнейшая работа.

Позиция «первооткрывателя»- исследователя или путешественника позволила учащимся выйти на творческий уровень, создавать проекты, в том числе и мультимедийные, писать сочинения.

Примерно 41% четырехклассников вышли на уровень обобщения материала, 50% выступили перед классом, что примерно в 4 раза выше, чем до опытного обучения.

Каждый урок русского языка и литературного чтения - это не только реализация, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся.

Вывод по главе 2

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся. Очевидно, что ИКТ - мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих уроках.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках русского языка должно носит щадящий характер. Планируя урок, нужно тщательно продумываю, место и способ использования ИКТ.

Попова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 1 "Родничок"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Горный улус с. Бердигестях
Наименование материала: Доклад
Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по развитию речи детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 07.04.2016
Раздел: дошкольное образование

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Центр

развития ребенка – детский сад №1 «Родничок» с. Бердигестях

МР «Горный улус» РС (Я)

Доклад на тему:

«Использование информационно-коммуникационных технологий как

средство по развитию речи детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Воспитатель Попова Ольга Васильевна

Содержание
I. Введение II. Теоретическая часть. Информационно-коммуникационные технологии 2.2. Использование ИКТ в ДОУ ………………………………………………..7 3
III. Основная часть. 3.1. Роль педагога в процессе внедрения ИКТ в ДОУ………………………….10 3.2. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по развитию речи детей дошкольного возраста…………………………….............14 Заключение………………………………………………………………………………19 Использованная литература…………………………………………………………….21
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Сегодня невозможно представить мир без информационных ресурсов. Включение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации – одна из актуальных задач для дошкольной педагогики. Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека – насущная необходимость.
Теоретический аспект.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н Иванова, Н.П. Чудова и др).
Основная идея -
заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи детей. 4

Практическая

значимость.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества.Новые требования заставляют педагогов осваивать и внедрять этот инструментарий в свою практику. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:  Предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей.  Ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.  Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.  Поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы.  Развивать у детей исследовательское поведение.  Расширять творческие возможности самого педагога. Практической значимостью выбранной темы является авторская разработка электронных пособий, мультимедийных презентаций.
Новизна
– использование информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми по развитию речи.
Цель:
развитие речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.
Осуществление, которой мы видим через следующие задачи:
Изучить нормативные документы, психолого-педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками Обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коммуникативной деятельности с детьми Создать банк (каталог) компьютерных дидактических и методических материалов (мультимедийные сказки, стихотворения, развития и обогащения словаря, упражнения для артикуляционного аппарата, речевого дыхания и.тд)

Использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи дошкольников
I. Информационно-коммуникационные технологии

I.I.Использование ИКТ в ДОУ.
5
1. ИКТ как средство интерактивного обучения, позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые должны соответствовать программным требованиям. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint. 2. ИКТ как средство АСУ (автоматизация системы управления). Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организация педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов. 3. Использование педагогами ЭОР (электронные образовательные ресурсы). Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению мотивации воспитанников. 4. Техническим средствам на базе ИКТ относят:  Компьютеры  Мультимедийные проекты  Интерактивные (электронные) доски  Планшеты  Сканер  Принтер  Цифровой аппарат  Камера При внедрении ИКТ, как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находиться за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья. При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки. Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. При сравнении с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:  Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;  компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;  движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; 6
 постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;  компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста.  Компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха» Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его. Особого внимания требует организация занятий с использованием компьютеров. Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагоналииспользование информационно-коммуникационных технологий 59-69 см. Высота установки 1-1,3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течении дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 мин. Гигиеническая рациональная организация рабочего места, соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Нельзя оставлять ребенка один на один с ПК. Необходимо чтобы партнером по игре дошкольника был взрослый, а компьютер только средством. В репертуаре ребенка-дошкольника не должно быть игр, сочетающих высокую динамичность с разрушительно-деструктивным содержанием. Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам школьной информатики и вычислительной техники. Освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования не следует рассматривать как самоцель, а использовать как одну из составляющих образовательного процесса. Таким образом, использование информационных технологий в учебно- воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит «Концепция модернизации образования» - подготовка разносторонней развития личности. Информационно-компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе, они облегчают деятельность людей и способствуют современной обработке, передаче, хранению и подачи информации пользователю. Данные технологии 7
внедряются в различные сферы деятельности человека и очень широко используются в современной сфере образования.
2.1.Роль педагога в процессе внедрения ИКТ технологии в ДОУ.
Мы в своей работе активно используем информационные технологии во всех направлениях работы ДОУ:  в управлении,  в воспитании и образовании,  во взаимодействии с родителями воспитанников. В последнее время проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждается в обществе. «Использование компьютера в ходе образовательной деятельности в ДОУ» - тематика лишь некоторых дискуссий, в которых активно участвуют педагоги, родители детей, представители науки и средств массовой информации. По данным опроса наших родителей, практически у всех семей имеются дома персональные компьютеры и ноутбуки. У 40% включены к сети Интернет дома. Дети с малых лет с невероятной скоростью постигают основы пользования современными высокотехнологичными устройствами. Более 60% детей в возрасте от 3 лет ежедневно играют в компьютерные игры дома, сами включают и отключают ПК, умеют работать с планшетами, сотовыми телефонами. В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника. Игровые и обучающие программы предлагаются детям уже с 3-летнего возраста. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и речь. И как бы, мы ни относились к обсуждаемой проблематике, информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования следующие задачи:  Идти в ногу со временем  Стать для ребенка проводником в мир новых информационных технологий  Быть наставников в выборе компьютерных игр для детей и их родителей  С ф о р м и р о в а т ь о с н о в ы и н ф о р м а ц и о н н о й к у л ь т у р ы л и ч н о с т и (ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – знания и навыки эффективного пользования информацией – предполагает умение быстро находить и правильно применять нужную информацию). Руководствуясь главным принципом педагогики «не навреди детству», нужно вести речь не только о профессионализме и компетентности педагогов, но и о политике грамотного применения в образовательном процессе информационных технологий. ИКТ становится 8
основным инструментом, который человек будет использовать не только в своей работе, но и в повседневной жизни. В нашей группе мы приобрели ноутбук, проектор с экраном, телевизор. В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Ни одно из презентаций не обходится без мультимедийной презентации. При включении компьютера в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста повышается роль и ответственность педагога. В частности, в этом случае необходимо создавать определенную среду, единое информационно-развивающее пространство. Причем взаимодействие участников образовательного процесса в этой среде должно в строиться по модели «взрослый (педагог или родитель) – ребенок- дошкольник – ИКТ». Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо. Кроме того, компьютер нужно рассматривать как средство образования, при использовании которого должны строго соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, в частности Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10», утв. Постановлением главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 №91. Именно компетентность педагога в вопросах организации образовательной деятельности с использованием компьютера позволить избежать зацикливания дошкольников на примитивных компьютерных играх, негативного влияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, возникновения ранней компьютерной зависимости и искусственной «аутизации». Важно, чтобы педагоги придерживались точки зрения: компьютер – это средство решение основныхпсихолого–педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Для того, чтобы воспитатели и специалисты ДОУ были компетентны в использовании новых информационно – компьютерных технологий,их обучение по данной тематике организуется на разных уровнях. На уровне ДОУ работают творческие группы по различным проблемам. Я являюсь руководителем творческой группы по проблеме «Компетенция педагогов по ИКТ». Разработали план по обучению ИКТ, для педагогов, не владеющих компьютерной технологии. 9
В ходе поиска рациональных путей решения перечисленных проблем разработали рекомендации, приобрели соответствующие пособия, проводим практические занятия. В итоге наши педагоги 80% владеют ПК. Так, в ИРОиПКобразования проводятся курсы и семинары по теме «Использование современных информационно – компьютерных технологий в педагогическом процессе ДОУ», целью которых является знакомство практиков с методической применения в новых информационных технологий. В центре внимания педагогов на данных курсах и семинарах находятся следующие вопросы: 1. Компьютерный подход к использованию информационных технологий в системе традиционной работы ДОУ. 2. Компьютерно – опосредованная деятельность в сочетании с детской продуктивной деятельности. 3. Психолого – педагогические требования к компьютерным программам для дошкольников. В практике работы ДОУ мы используем разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их ИКТ- компетентности, в частности: - мастер – классы; - обучающие семинары - педагогические мастерские и наставничество; - недели педагогического мастерства; - тематические семинары и др. Эффективной является деятельность творческой группы педагогов ДОУ по разработке методических рекомендаций, занятий с использованием информационно – коммуникационных технологий. В современном мире предъявляются высокиетребование к ИКТ-компетентности педагога. При этом ему отводится большая роль в повышении качества образовательного процесса путем использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, их родителями, а также в процессе собственного профессионального роста. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
II. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по

развитию речи детей дошкольного возраста.
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам – дошкольникам 10
следует адаптироваться к новому информационному веку. Интерактивные технологии прочно входят в жизнь дошкольного образования. Сегодня воспитатели используют компьютеры как для самообразования, поиска новой информации, обмена опытом, так и на занятиях для обучения детей. Одной из немаловажных целей работы воспитателя – это научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Хорошая речь ребенка – это залог успешного обучения в школе. Роль развития речи ребенка младшего дошкольного возраста очень велика. Любая задержка в ходе развития – это плохое понимание того, что говорят окружающие люди. Бедный запас словаря затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. Высокий уровень сформированности речи является гарантом успешности общения и взаимопонимания. В настоящее время в системе дошкольного образования произошли значительные перемены, связанные с введением ФГОС. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует с необходимостью расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса. Отечественные и зарубежные исследования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. На сегодняшний день необходимость использования ИКТ- технологий для самого педагога, для детей в работе с родителями актуальна. Информационно-коммуникационные технологии можно широко использовать в процессе совместной коммуникативной деятельности с детьми в качестве современного наглядного материала. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня, как педагога, работающего с дошкольниками, большой интерес и являются дополнительным набором возможностей в развитии речи детей. Современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их в диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особойвыразительностью. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто, отсутствует интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации развития речи 11
дошкольников. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольника в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и современной. Поэтому одной из основных целей моей работы в данном направлении является расширение возможностей использования современных информационных технологий в работе над развитием речи у детей дошкольного возраста. Психолог отмечают, что у современного ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, ДВД, СD, аудизаписей ит.д. В своей работе по развитию речи с применением ИКТ использую различные варианты:  Артикуляционная гимнастика  Классификация предметов  Обогащение словарного запаса  Составление рассказов по картинке  Рассказы сказок  Игры по звукопроизношению  Рассказы по серии сюжетных картинок Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляется интерес, часто задают вопросы, охотно отвечают на заданные педагогом вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи детей. Особое внимание в применении ИКТ уделяется на мультимедийным средствам. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации. Информационно-коммуникационные технологии на непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи включают в себя:  Система мультимедийных презентаций  Компьютерные игры
Система мультимедийных презентаций
одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных 12
обучающих продуктов является программа PowerPoint – мастер создания презентаций. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой. В процессе работы мною созданы презентации «Чтение стихов с помощью картин», «Фрукы», «Овощи», «Времена года», «Какой, какая, какие» - пополнение словаря прилагательным, «Любимые сказки» итд.
Компьютерные игры.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики: - подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшео развития ребенка; - делать «видимыми» проблемы развития ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения. - посмотреть на работу педагога с позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и навыками. В процессе использования дидактических игр решаются следующие задачи: - развитие интеллектуальной сферы детей: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений, навыков; - развитие мотивационной сферы: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах; - развитие эмоциональной сферы. Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. Интерактивные технологии прочно входят в жизнь дошкольного образования. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные воспитательно-образовательный процесс, преодолевают интеллектуальную пассивность дошкольников. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний. 13
Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Экран притягивает внимание, которого порой не можем добиться при групповой работе с детьми.
Заключение
Развитие речи – сложный психический процесс, не сводимый к простому воспроизведению ребенком слышимой речи. Для развития речи ребенка нужно предлагать ему разнообразный речевой материал, необходимо ставить перед ребенком новые задачи общения, требующие новых средств общения. Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как подручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий – облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес. Организация воспитательно- образовательного процесса с использованием ИКТ по развитию речи может способствовать высокой степени развитию речи детей. Использование ИКТ в развитие речи детей позволит расширению представления об окружающем мире, обогащению словарного запаса, дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе. В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Компьютерные технологии можно использовать в разных видах деятельности с детьми. Используя компьютерные технологии, мы остановились на следующих видах работы:  Индивидуальные занятия  Подгрупповые занятия (в качестве наглядности)  Интегрированные (мультимедийные проекты) 14
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Педагогическую диагностику по программе «Радуга» каждый год отслеживаем развитие речи воспитанников. (См. приложение 1.)
Использованная литература:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в образовании. – М., 1994г 2. Зубов А.В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004 г 3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Тевс Д.П., Подковырова В.Н., Апольских М.В.. Барнаул: БГПУ 2006 4. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 5. Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок с детьми 5-7 лет сост. В. В. Баранова. – Волгоград: Учитель 2016. – 83 6. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для педагогов. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с. 7. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Габдуллина З.М.; Волгоград, 2010 г 8. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 9. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2014 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 10. Справочник старшего воспитателя № 11, ноябрь/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 11. Справочник старшего воспитателя № 5, июль/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 15

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У обучающихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на своих занятиях. Возможности и преимущества медиазанятия: повышение мотивации к обучению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появление возможности моделировать объекты и явления; развитие наглядно-образного мышления.

О чем мечтают дети,
На всей, на всей планете?
Мечтают путешествовать,
И новый мир познать,
Простых вещей основу,
И таинства узнать!

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в образовательном учреждении - это одна из самых актуальных проблем в отечественной педагогике.

Необходимо целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Занятия должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуко и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В форме обучающей игры можно проводить любые занятия.

Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, даю щая возможность педагогу выстроить объ яснение на занятиях логично, научно, с исполь зованием видеофрагментов. При такой ор ганизации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рас смотреть сложный материал поэтапно, об ратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остано виться на вопросах, вызывающих затрудне ния. Использование анима ционных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога Д.О. – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Вместе с педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.

Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности.

Хочется заметить, что если педагоги не разовьют у детей любознательность, стремление не только что-то узнавать, но и прилагать усилия для самостоятельного получения необходимых знаний, то ни одно оснащенное новейшей техникой учреждение образования не сможет исправить наших ошибок.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки наиболее интересными, в процесс восприятия учебного материала включается не только зрение, но и слух, воображение, всё это помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал. Мультимедийным средствам обучения отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых моментов урока. Использование в презентациях анимационных изображений героев мультфильмов, сказок, рассказов создает обстановку психологического комфорта на уроке. Проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя начальных классов огромной подготовитель ной работы, но все затраты окупаются высокими результатами – улучшается качество обучения, повышается мотивация учащихся. Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

1. использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся;

2. все участники образовательного процесса имеют возможность, используя средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого;

3. информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала;

4. ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.

5. свобода поиска и выбора учебной информации, ее доступность, неограниченность информационных ресурсов, разнообразие видов информации и т.д.

7. процесс обучения становится более индивидуализированным, личностно-ориентированным. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик;

8. с появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.)

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

1. возросшие требования к педагогу;

2. неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;

3. неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку;

4. исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:

Множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;

Технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;

5. невысокая информационная культура;

6. психологическая неготовность учителей к освоению ИКТ;

7. часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение;

8. ИКТ оказывает негативное воздействие на личность ученика: утрата

коммуникативных навыков, чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь;

Тем ни менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Итак, тема, которую я вам предлагаю «Развитие и совершенствование образной и выразительной речи в образовательной деятельности с использование ИКТ»

Задачи, которые вытекают из данной темы:

    изучить нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с обучающимися;

    обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в работе с детьми по развитию речи;

    использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;

    создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы по совершенствованию и развитию образной и выразительной речи.

Направления использования мультимедийных презентаций
в развитии речи обучающихся:

    Звуковая культура речи

    • Развитие фонематического восприятия,

    овладение элементами грамоты

    • Формирование лексико – грамматического строя речи

      Развитие связной речи

Сейчас начинается Зима и уместно использовать материал для познавательной деятельности детей, что позволит расширить кругозор ребят, повысить словарный запас, развить логическое мышление, абстрактное представление.

Так же можно использовать различные виды упражнений:

Заверши рассказ по имеющемуся началу;

Составь рассказ по имеющемуся концу;

Продолжи предложение;

Развяжи язычок – Скороговорки;

Цвет, вкус настроения;

Нарисовать свою маму словами – словесный портрет.