Древние гримуары. Гримуары Комментарий от Rudy199

grammaire ‘грамматика’, при этом значение видоизменилось приблизительно следующим образом: ‘грамматика’ → ‘сложная книга’ → ‘книга заклинаний’.

Гримуары. Слухи и «легенды»

Вокруг гримуаров ходило большое количество самых невероятных легенд. По одним невежественным поверьям читать гримуары может только их хозяин, так как бумага этих книг имеет багряный цвет, обжигающий глаза. Изменялись страницы лишь для владельца, но и то, даже хозяин подвергался страшной опасности, читая книгу, так как она способна поставлять самых разнообразных демонов, от мелких духов, до верховных существ адской иерархии, которые отнюдь не были услужливыми, а напротив имели непокорный и злой нрав. Было достаточно лишь раскрыть гримуар на нужной странице, как дух тут же являлся, и если книга откроется случайно, то её неподготовленный к встрече с демоном владелец оказывался в большой опасности. По другой версии колдовская книга живая, её обязательно нужно кормить, разумеется, ничем иным как кровью.

Источником подобных заблуждений могла быть не только людская молва, но и сознательный навет со стороны церкви. Неудивительно, что люди верили, будто в гримуарах записаны рецепты исключительно «чёрной магии», что всякое колдовство, описанное в них, совершается именем Сатаны. На деле же, заклинания в гримуарах, чаще всего, совершаются именами богов, в основном именем Христа и Иеговы, а заклинаемые духи могли быть использованы для совершения как злых, так и добрых поступков. Кроме того, авторство большинству магических текстов приписывалось библейским персонажам (Еноху , Соломону , Моисею), папам римским (Льву или Гонорию), а так же различным мудрецам. Заблуждение о том, что достаточно лишь открыть книгу на нужной странице, чтобы вызвать нужного демона, так же не выдерживает критики, так как описанные в гримуарах ритуалы сложны и на практике крайне утомительны.

Магия Арбателя

Это довольно загадочный гримуар. Ничего определённого относительно его происхождения сказать нельзя. Автор обещает читателю раскрыть тайны магии в девяти томах, однако существует только одна единственная книга, в которой даются своего рода «заповеди» для мага, причём они базируются на христианской морали. К магии в этом томе имеет отношение только описание планетарных духов и описание очень простого рецепта их вызова. Впервые книга увидела свет в печатном виде в Базеле (1575 год).

Гептамерон

Своё название гримуар получил за то, что в нём описаны заклинания на семь дней недели, которые позволяют вызывать ангелов соответствующего дня. Впервые книга была издана на латинском языке в Лионе на рубеже XVI-XVII веков.

Шестая и седьмая книги Моисея

Эти книги были обнаружены в начале XIX века и изданы в 1849 году. Название, очевидно, намекает на то, что гримуары являются продолжением «Пятикнижия» Моисея. Хотя очевидно, что это не больше, чем легенда. Книги содержат семь печатей и двенадцать таблиц духов.

Книга священной магии Абрамелина-Мага

Считается, что автором книги является некий немецкий еврей родом из Ворса, живший в XIV-XV веках. Из данных приведённых в книге и тому, что известно из истории, можно предположить, что за псевдонимом Абрамелина скрывается учёный раввин Авраам Иаков бен Моисей ха Леви Моэллин, однако это только гипотеза.

Руководство Папы Льва III

Руководство Папы Льва III - относительно авторства данного гримуара ведутся многочисленные споры. В частности, многие служители церкви не хотели и не хотят признавать автором этой книги понтифика. Легенда о «Руководстве» гласит следующее: Карл Великий получил в подарок от папы Льва III, короновавшего Карла, сборник обладавший чудодейственной силой.

«Руководство» действительно содержит молитвы, однако по форме не приемлемые церковью. Скорее, это заклинания, направленные на улучшение земной жизни, но облечённые в форму молитв.

Впоследствии «Руководство» модифицировалось, приобретая ярко выраженный оккультный характер. Дойдя до наших дней, оно получило весьма дурную славу, как и автор оного, обвинённого неоднократно в причастности к колдовству и чёрной магии.

Другие гримуары

Разумеется, существуют и другие гримуары, менее заметные или кажущиеся некой фальсификацией, поскольку данные в них противоречат оккультной традиции. Так, например, символы на талисманах «Чёрная курочка » зачастую имеют противоречивую природу. Но при подробнейшем изучении все вышеперечисленные иудейские гримуары так же не могут претендовать на подлинность, поскольку все они имеют отношение к каббалистическому оккультизму, возникшему, собственно как и сама каббала, не ранее 14-16 веков.

Ник Перумов использует слово «гримуар», подразумевая некий жестокий кровавый ритуал, ритуальную пытку: к примеру, «кошачий гримуар», часто проводимый некромантами. Причина тому непонятна.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гримуары" в других словарях:

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    Маг вызывает демона (Фауст и Мефистофель) Мартинизм … Википедия

    - (указан стрелкой) во фрагменте Септуагинты Тетраграмматон (тетраграмма) (греч … Википедия

    Статьи о герметизме Герметизм Пантеон Гермес Трисмегист · Тот · Гермес … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Демон (значения). Запрос «Демоны» перенаправляется сюда; о фильме см. Демоны (фильм). Святой Антоний Великий … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Новиков, Николай. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Новиков. Николай Иванович Новиков … Википедия


Термином «гримуар» изначально использовался для всех книг, которые были написаны на латыни. Но к XVIII веку этим словом начали называть средневековые магические руководства. Во многих гримуарах можно найти описание языческих ритуалов, магических традиций мусульман и иудеев. В этом обзоре девять самых странных и даже жутких гримуаров, которые были созданы в разное время.

1. Рукопись Войнича


Этот кодекс считается одной из самых загадочных рукописей в истории человечества. Рукопись Войнича написана на неизвестном языке, и в ней множество изображений причудливых растений, неизвестных на Земле, а также оригинальные астрономические диаграммы и странные ванны с крошечными голыми людьми внутри.

Криптографы, математики и лингвисты не могут расшифровать эту книгу уже 600 лет. Несмотря на неизвестное происхождение рукописи, ученые утверждают, что она была написана в средневековые времена (примерно между 1404 и 1438 годами). Название рукопись получила по имени торговца антикварными книгами Уилфрида Войнича, который перекупил книгу в Италии в 1912 г.

2. Кодекс Серафини


Codex Seraphinianus (Кодекс Серафини) известен как одна из самых странных книг всех времен. Она отличается от других книг в этом списке тем, что Луиджи Серафини написал ее совсем недавно - в 1970-е годы. Кодекс Серафини очень похож на рукопись Войнича тем, что текст в нем написан на неизвестном языке, а также есть иллюстрации неизвестных растений и животных.

3. Арабский гримуар


Самый большой гримуар в истории - фолиант XI века, посвященный арабской магии. Он содержит заклинания, объясняющие, «как отравить во сне, взглядом или словом», как обрести любовь другого человека, сбежать из тюрьмы, исцелиться от укуса скорпиона и много другое.

4. Учение Атлантиды


Эта древняя фризская книга верить преданию, содержит 4000-летнюю мудрость, в том числе учения мифической Атлантиды. К сожалению, эта книга пользовалась огромной популярностью среди нацистских оккультистов и, таким образом, вызывает плохие ассоциации. Некоторые даже называют ее «Библией Гиммлера».

5. История сестер Вивиан (В королевствах нереального)


«История сестер Вивиан» - беспрецедентный пример «ар брют» («грубого», эксцентричного искусства). Как и Кодекс Серафини, данная книга является современной, и ее автор известен. После смерти американского писателя-затворника Генри Дарджер в 1973 году было обнаружено, что он сочинил рукопись объемом 15145 страниц, которую назвал «История сестер Вивиан в том, что известно под названием королевств нереального, о Гландеко-Ангелинианской войне, вызванной воcстанием детей-рабов». К тексту также прилагались несколько сотен акварельных иллюстраций на различные темы: от цветочных пейзажей до детских пыток.

6. Гептамерон (Семь дней)


Этот гримуар был первоначально написан в качестве подражания знаменитому «Декамерону». Его автор Пьетро ди Абано умер в тюрьме во времена инквизиции за свою веру в то, что он называл планетарной магией, с помощью которой можно было бы вызвать соответствующих ангелов в течение всех семи дней недели.

7. «По записям безумца»


В этой книге на самом деле речь не идет о магии или демонах, и это не гримуар, но она может быть самой жуткой книгой в этом списке. Ее автором был Маккензи Бэкон, медицинский суперинтендант в приюте для безумцев Фулборн вблизи английского Кембриджа. «По записям безумца» в деталях описывает тексты больного из приюта, который потратил 2 года в палате на то, чтобы заполнить каждый сантиметр огромного дневника своими дикими размышлениями и безумными стихами. Причем, текст он писал не обычным образом, а располагал в виде странных диаграмм. Вскоре после выхода из клиники этот пациент покончил с собой, утопившись.

8. «Руководство некроманта»


Гримуар, известный как «Руководство некроманта», является работой немецкого мага XV века, который хотел сделать подробное руководство по вызову демонических духов. Пособие содержит инструкции по трем видам магии, которые можно найти в гримуарах: иллюзионизму, психологической и гадательной магии. Иллюзионистские заклинания предназначены, чтобы обмануть людей и заставить их видеть несуществующие вещи, такие как замки или армии. Психологические заклинания призваны усилить эмоциональную или политическую власть над людьми.

Гадательные действия предназначены для извлечения информации из будущего или прошлого. Мюнхенское руководство также содержит отрывки, которые описывают жертвоприношение мифологических существ, но наиболее жутким в этой книге является то, что она полностью игнорирует «божественный» фольклор и рассказывает исключительно о черной магии.

9. Красный дракон (Великий Гримуар)


«Великий Гримуар», написанный около 1520 г. н.э., и также называемый «Красный Дракон» или «Евангелие от Сатаны», был обнаружен в могиле Соломона в 1750 году. Книга написана на библейском иврите и арамейском. Книга из 4 частей сегодня принадлежит Римско-католической церкви и хранится в Ватиканских секретных архивах, где она остается недоступной для общественности. Известно о том, что она существует, стало после того, как церковь заявила, что обладает официальным правом собственности на нее.

Легенда о книге «Красный Дракон» гласит, что рукопись была основана на апокрифических трудах Гонориуса Фиванского, который заявлял, что он одержим сатаной. В книге можно найти подробные методы призыва различных демонов и даже самого Люцифера, а также заклинания на все случаи жизни. Неудивительно, что Великий Гримуар до сих пор широко используется специалистами в области колдовства, особенно в Гаити, где эту книгу называют Le Veritable Dragon Rouge. Также эта книга, по слухам, не горит в огне.

И в продолжение темы ещё несколько гримуаров - .

Термин «гримуар » происходит от старо-французского слова «grammaire» , которое означает «грамматика», и использовалось для обозначения всех книг, которые написаны были на латыни. Однако к XVIII столетию это слово приобрело новое значение: оно стало обозначать средневековые европейские магические руководства. – это собрание заклинаний, наставлений, даваемых относительно того, как следует создавать магические инструменты, а также руководства по призыванию демонов, ангелов и духов . Часто они содержат в себе астрологические диорамы, списки мистических существ, и даже инструкции по смешиванию веществ. В то время, как в современном обществе термин «гримуар » применяется ко всем сборникам, посвященным магии, аутентичные гримуары основывались на магических традициях иудеев, мусульман, на средневековых христианских ритуалах и текстах. Поэтому обычно в аутентичных гримуарах не содержатся языческие ритуалы и что-либо, относящееся к языческой магии. Я составил список из десяти наиболее влиятельных и имеющих историческую значимость гримуаров . Я задался целью представить их в хронологическом порядке. Однако, поскольку дата публикации многих гримуаров в точности не известна, я взял на себя вольность, все-таки, распределить их в определенном порядке. Также многие гримуары обладают несколькими названиями. Поэтому, представляя тот или иной гримуар , я старался использовать наиболее важные названия из всех, которые им приписываются.

10. Sepher Ha-Razim / Книга Тайн / Книга Амулетов (III век)

Согласно каббалистической традиции, «Sepher Ha-Razim» была передана Ною архангелом Разиэлем, и затем она перешла в руки Царя Соломона, одного из главных персонажей «Ветхого Завета», и благодаря ей он обрел богатство, мудрость и магическую власть. Этот текст является предшественником других главных каббалистических текстов, таких как «Зоhар» и «Баhир». Данный гримуар состоит из семи разделов, не включая предисловия, число разделов отражает Семь Дней Творения и Семь Небес. В каждом из разделов содержится список ангелов и различные заклинания. Эти заклинания можно использовать для исцеления, для нападения на врагов, для предсказания будущего, а также для обретения удачи. Заклинания составлены с помощью различных приемов: повторение, чтение слов наоборот, использование иностранных слов и имен. Также в гримуаре присутствуют указания на использование ритуальных инструментов и жертвоприношение животных.

9. Пикатрикс / Ghâyat al-Hakîm fi’l-sihr / Цель Мудреца (X-XI век)

Общепринятым мнением является то, что «Пикатрикс» представляет собой сочинение по ранней арабской магии. «Пикатрикс» первоначально был написан на арабском языке, он представляет собой первый и наиболее важный текст, посвященный астрологической магии. Его также признают одним из объемнейших из когда-либо существовавших гримуаров. Не смотря на то, что невозможно в точности сказать, кто является настоящим автором этого гримуара, все же его авторство приписывается андалузскому математику Ахмаду Аль-Майрити. Этот гримуар был переведен на латынь в 1256 году, он имел большое влияние на развитие Западной Магической Традциии, он использовался также магами эпохи Ренессанса, такими как Корнелиус Агриппа и Марсилио Фичино. «Пикатрикс» содержит в себе широкий спектр заклинаний: от заклинания, предназначенного для «разрушения города посредством Луча Тишины» до заклинаний, позволяющих «влиять на людей на расстоянии». В тексте также содержатся магические изображения и детализированное описание методов их использования. Зачастую в этом гримуаре говорится о необходимости начертать образы звезд, для тех или иных целей.

8. Liber Juratus / Книга Заклинаний Гонория (XIII век)

В гримуаре «Liber Juratus» утверждается, что его написание является результатом собрания, организованного магами для объединения знаний каждого из них в единый текст, для того, чтобы защитить эти знания от церковнослужителей. В тот исторический период Церковь пыталась уничтожить все книги по магии. В действительности, причина, по которой аутентичные гримуары являются столь редкими, заключается в том, что Церковь вела очень успешную деятельность по их нахождению и сожжению. Текст написан в форме беседы с ангелом Hochmel’ем. Слово «Hochmel» образовано от еврейского слова «Хохма» (Мудрость). В книге содержится 93 главы, в которых рассматривается множество тем, таких как заклинание и взятие под свой контроль демонов, способы нахождения сокровищ, спасение души от чистилища. Одной из главных особенностей гримуара «Liber Juratus» является описание методов достижения «Блаженного Видения» - созерцания Лика Божьего.

7. Sefer Raziel Ha-Malakh / Liber Razielis Archangeli / Книга Ангела Разиэля (XIII век)

«Sefer Raziel Ha-Malakh Liber Razielis Archangeli» считается одной из явных и наиболее важных книг по иудейской магии. Предполагается, что в этом гримуаре содержится все знание о Вселенной. Этот особенный гримуар частично основывается на вышеупомянутом гримуаре «Sepher Ha-Razim». Оба они были переданы выдающимся библейским персонажам архангелом Разиэлем. Однако, если «Sepher Ha-Razim» был передан Ною, то этот гримуар был явлен Адаму. Относительно данного гримуара сказано, что, когда Адам был изгнан из Рая вместе с Евой, он стал молиться Богу о Его водительстве. Тогда Бог послал Разиэля для того, чтобы он научил Адама всему, что касается природы, посредством этого текста. В этом гримуаре затрагиваются такие темы, как ангелология, зодиак, гематрия (система приписывания числового значения словам и фразам), приводятся защитные заклинания, а также талисманы. Также в гримуаре «Sefer Raziel» присутствует список различных Имен Бога. Этот текст обладал особенным значением в развитии магии в Германии в эпоху Ренессанса, наряду с «Пикатриксом».

6. Ключ Соломона / Clavis Salomonis / Mafteah Shelomoh (XIV-XV век)

«Ключ Соломона» - один из самых знаменитых, важных и влиятельных гримуаров всех времен. Не смотря на то, что его авторство приписывается Царю Соломону, время его написания – приблизительно XIV-XV век, он был написан в эпоху итальянского Ренессанса. Этот гримуар вдохновил появление множества других гримуаров, таких как, например, «Малый Ключ Соломона». Заклинания, заключенные в данном гримуаре, чрезвычайно могущественны. Перед тем, как приступить к Магической Операции, практикующий должен исповедоваться в своих грехах и очиститься от зла, таким образом призывая Защиту Божью. В тексте содержатся инструкции по призыванию, заклинанию, проклятиям для обретения контроля над духами усопших людей и демонов. Кроме того, в гримуаре «Ключ Соломона» подробно описываются различные очистительные ритуалы, специальное облачение и мистические инструменты, которые следует использовать во время проведения описываемых практик.

5. «Книга Священной Магии Абра-Мелина Мага » (1450-е)

«Книга Священной Магии Абра-Мелина Мага» первоначально представляла собой собрание магических и каббалистических секретов. Однако она обрела особенную популярность, когда была задействована в дальнейшем адептами Герметического Ордена Золотой Зари (магическим Орденом в Великобритании, который существовал в конце XIX – начале XX века). Сам текст представляет собой своего рода эпистолярный роман, в котором Авраам из Вормса описывает свое путешествие из Германии в Египет, а также в гримуаре приводятся те тайны, которые Абра-Мелин завещал своему сыну Ламеху. Согласно данному тексту, Авраам встретил во время своего путешествия египетского мага Абра-Мелина , который научил его каббалистической магии. В этом гримуаре содержится сложный и хорошо разработанный ритуал, предназначенный для обретения связи с Ангелом Хранителем и получения от него магических тайн. В общей сложности ритуал занимает восемнадцать месяцев. В данном гримуаре также содержится и несколько иных заклинаний, среди которых – любовные чары, обретение способности летать, обретение невидимости, а также способы нахождения зарытых сокровищ.

4. Гептамерон («Семь Дней») Пьетро д’Абано (1496)

«Гептамерон» Пьетро д’Абано был написан выдающимся итальянским философом и астрологом Пьетро д’Абано , который умер в тюрьме во время расследования, проводившегося Инквизицией, относительно его причастности к еретическим и атеистическим воззрениям. Он жил приблизительно в 1250-1316 годы, однако его «Гептамерон» так и не был опубликован до 1400-х годов. Данный гримуар представляет собой руководство по Планетарной магии. В нем детально приводятся ритуалы призывания ангелов каждого из семи дней недели. В нем также содержатся инструкции по начертанию Магических Кругов, освящению соли, воды, фимиама, а также приводятся Планетарные Часы . Данный гримуар оказал особенное влияние на «Lemegeton» , знаменитую книгу по демонологии XVII-го века.

3. Мюнхенское Руководство / Мюнхенское Руководство по некромантии / Мюнхенское Руководство по демонической магии / Руководство некроманта (XV век)

«Мюнхенское Руководство» - необычный гримуар, в котором внимание концентрируется на демонической магии и некромантии. В нем практически совершенно не упоминается об ангелах и о ритуалах их призывания. Что интересно, среди экспертов стало общепринятым мнение, что этот гримуар был написан клириком. Во множестве заклинаний содержатся упоминания о необходимости принести в жертву некоторое мифологическое или фольклорное существо, или же животное. Например, для того, чтобы соорудить иллюзорный пир, нужно принести в жертву удода (красочную птицу, обитающую на территории Афроевразии). Эта книга обладает важностью не только лишь по причине магических сведений, приводимых в ней. Это то свидетельство, с помощью которого возможно судить о том, как духовенство и ученые христиане понимали магию, и как они практиковали ее в эпоху Средневековья.

2. Великий Гримуар / Красный Дракон (1522?)

«Великий Гримуар» - это черномагическая книга, которая, как утверждается, была написана в 1522-м году, однако, вероятно, она была создана уже после XVIII-го века. Ее считают наиболее злым и опасным из всех существующих гримуаров. Содержание данного гримуара направлено на дурные цели: в нем описывается метод призывания Lucifer’а, или Lucifuge Rofocale (демона, управляющего адом), чтобы заключить сделку с Дьяволом. В этом гримуаре также приводится иерархия инфернальных духов. Помимо описания метода призывания демонов, в «Великом Гримуаре» приводятся заклинания, различные формулы и секреты. Например, заклинание, с помощью которого можно заставить людей плясать абсолютно голыми, а также заклинание невидимости. Однако будьте осторожны! «Великий Гримуар» считается настолько ужасающим, что даже опытные маги и практики оккультизма предостерегают от того, чтобы им пользоваться.

1. «Libri Tres de Occulta Philosophia» Генриха Корнелиуса Агриппы / «Три Книги по Оккультной Философии» (1531)

Были написаны знаменитым немецким магом, астрологом и алхимиком Генрихом Корнелиусом Агриппой . В книге описываются сведения по Элементарной, Небесной и Божественной Магии . Эти три вида Магического Искусства разделены на множество иных дисциплин, таких как астрология, каббала, числовой мистицизм, ангелология, скраинг и алхимия. «Три Книги по Оккультной Философии» являли собой ориентир в деле научного и интеллектуального обсуждения магии. В них также содержится немало сведений по языческой и неоплатонической магии. Этот источник также представляет собой большой интерес по той причине, что в нем приводятся отсылки и выдержки относительно магии из неясных и/или утерянных работ таких известных исторических фигур, как Пифагор, Птолемей, Платон и Аристотель. Даже по современным меркам среди оккультистов «Три Книги по Оккультной Философии» Агриппы считаются авторитетными текстами по магии.

Во все времена мир непознанного являлся объектом любопытства и исследования. Проникнуть в него можно только с помощью специальных атрибутов и проведения ритуалов. Гримуар - это книга колдовских рецептов. В ней собраны описания магических процедур для вызова добрых духов и демонов. Такой мощный атрибут был доступен далеко не каждому, а лишь избранным людям, посвященным в магию. Сегодня гримуары являются историческими рукописями, ставшими основой для развития науки демонологии.

История

По мнению лингвистов, слово grimoire (гримуар-гримория) произошло от французского grammaire, что значит «грамматика». В толковании грамматика является сложной книгой - книгой правил. Это понятие позже было трансформировано в «книгу заклинаний».

Когда был создан первый гримуар, специалистам доподлинно неизвестно. Однако самый древний текст, дошедший до настоящих дней, относится к началу эры (примерно I-II вв.). Все древние магические рукописи делятся на несколько видов. В одних описываются по вызову или в других - молитвы и сведения о добрых и злых духах, в третьих содержатся рецепты гаданий.

Каждый оригинал такой книги является весьма ценным историческим артефактом и музейным экспонатом.

Известные гримуары

До настоящих дней дошло более десятка гримуаров. Самыми известными и древними являются «Завещание Соломона» и «Ключ Соломона». Они составлены на греческом языке и повествуют о многих событиях, произошедших с легендарным еврейским царем (например, о получении им магического кольца от архангела Михаила для власти над демонами).

Между историками существуют разногласия по поводу времени создания рукописей. Одни относят тексты к XV-XVII вв., другие, опираясь на лексику (употребление архаизмов), датируют их I веком. В отношении «Завещания Соломона» существует версия создания его в IV веке. В пользу этого говорит схожесть гримуара с греческими богословскими трактами того времени и употребление разговорной лексики «койне», распространенной тогда.

«Ключ Соломона» (гримуар заклинания) содержит описание 72 демонов, инструментов для их вызова и молитвы-обращения к Богу.

Гептамерон

Этот экземпляр является уникальным по своему содержанию. Его название связано с описанием заклинаний для каждого дня недели. Магические тексты помогают вызывать определенных ангелов и духов для помощи в поиске или разрешении сложных ситуаций. Для такого проникновения в мир непознанного используются специальные круги, обладающие большой силой. Кроме того, они служат своеобразными крепостями для колдунов от нечистой силы. Такая церемониальная техника напоминает известный сюжет гоголевского «Вия». Возможно, последний и был перенят каким-то образом.

Впервые эта книга магии была найдена в на рубеже XVI и XVII веков. Вопрос авторства его до сих пор открыт. Однако в документальных источниках упоминается имя французского ученого Петру де Абано. Но даты его жизни и создания гримуара расходятся.

Книги Моисея

Всем известное «Пятикнижие Моисея» в середине XIX века было дополнено двумя гримуарами, получившими официальное название Шестой и Седьмой книги Первый фолиант содержит Великие Тайны, связанные с Белой и Черной магией. Дата создания его не известна. Но существует легенда, согласно которой рукописи были спрятаны от отца Соломона Давида из-за ценных знаний, содержащихся в них.

Также бытует неофициальная версия, что с 330 года книга магии побывала в руках первого христианского императора Константина Великого, Римского папы Сильвестра (для перевода), императора Карла Великого.

Седьмая книга - это руководство по работе с потусторонними стихий и планет). Также в нем содержится формула колдовской каббалы с явной отсылкой к «Ключу Соломона». Небольшое место в древней рукописи отведено описанию табличек, которые Моисей, по мнению историков, использовал при совершении магических обрядов.

Магия Арбателя

Самой загадочной на сегодня является Магия Арбателя (гримуар). Это своеобразный кодекс мага, дополненный сведениями о планетарной магии. Ни автора, ни точного объема, ни даты создания рукописи ученым точно установить не удалось.

Первое издание было совершено в швейцарском городе Базеле в 1575 году. Книга вышла на латинском языке и содержала множество ссылок на исторические события итальянского Средневековья. Это дало повод ученым предположить, что автором гримуара является итальянец.

Название рукописи происходит, вероятно, от имени одного из ангелов или духов. Так как окончание «-ель» (или «-эль» арамейск.) обычно употребляется в именах высших сил. Во вводной главе неизвестный автор кратко перечисляет содержание девяти томов с подробным описанием магического искусства всех народов. Однако до настоящего времени дошла лишь одна книга.

По сообщению автора, Арбатель - это черный гримуар, призванный раскрыть тайные знания об общении с потусторонними силами. Однако, по мнению экспертов, в ней нет опасных конструкций, а рукопись классифицируется как трансцендентальная магия.

Истинный гримуар

В 1880 году в свет вышло итальянское издание «Истинный гримуар». Это сборник рецептов и молитв для обучения магическому искусству. Известно точно, что рукопись впервые была обнаружена и переведена с еврейского языка доминиканским монахом еще в XV веке. Позже гримуар попал в руки Алибека Египтянина и был им опубликован в Мемфисе (1517 г.). Лишь два с половиной века спустя книга магии дошла до Италии, а затем была переиздана во Франции.

Легенды

Вокруг гримуаров всегда витало немало легенд. Одним из самых распространенных и ложных является слух о том, что магические книги может читать только хозяин. Для посторонних страницы становились багряными и обжигали глаза.

Также было мнение, что гримуар - это живая книга, которую нужно кормить кровью. Для того чтобы вызвать демона, необходимо просто открыть книгу на нужной странице и окропить ее. Вероятно, все эти домыслы стали результатом людской молвы и реакции церкви на слово «магический». Гримуары же, как утверждают специалисты, - обычные книги с заклинаниями или молитвами, которые часто связаны с религией. Да и авторами их выступают пророки или священнослужители.

  • Русский писатель-фантаст Ник Перумов в своих произведениях в иной трактовке использует слово «гримуар». Это, по мнению автора, не магическая книга, а жестокий ритуал или пытка, проводимая некромантами.
  • Гримуарами ошибочно назван ряд книг с описанием оккультных традиций. Эксперты называют их фальсификацией, так как символы, предлагаемые ими, в большинстве своем имеют противоречивую природу.
  • С появлением карт Таро появилось такое понятие, как «гримуар гадания». Он представляет собой обучающее руководство по правилам расклада и трактовке комбинаций карт.

(фр. grimoire) - книга магических процедур и заклинаний для вызова духов (демонов), или содержащая колдовские ритуалы.


Гримуары – это книги древних магов, содержащих записи о магических знаках, ритуалах, ангелах, демонах, богов и прочих сущностях и способах их призвать для совершение сделки. До наших времен дошло мало таких книг. Большая часть сохранившихся и сейчас спрятаны от общих глаз. А те, что известны содержат очень много ошибок, так как перепечатывались или писались в ручную. Многие попытавшиеся их использовать отделывались не только лёгким испугом.

Гримуары возродили магию в конце XIX века, став источником вдохновения для оккультистов, художников и писателей современности.

Сейчас мало кому известно, что такое «гримуар», однако связь с этим словом тесно связана с образом ветхой старинной книги, которая содержит тайные знания, могущественные заклинания именно таково истинное значение этого слова. Откуда же взялся такой образ?

Профессор из университета Хертфордшира Оуэн Дэвис, в своём раследовнии попытался реконструировать историю магических книг. Он считает, что история гримуаров корнями уходит в Древний Египет. Слово «гримуар» имеет происхождение от искажённого старофранцузского grammaire, которым называли книги на латыни, причем разной тематики и направления. В сознании простого люда вплоть до средневековья образ таких книг так сильно сросся с понятиями таинственного, загадочного, тёмного и опасного, что продолжительное время гримуарами считались почти все книги, чьё содержание было непонятно.

Позже, по Дэвису, случилась, подменна понятий. Интерес к древним традициям и утраченным знаниям начал расти, это привело к росту популярности каббалы, зороастризма и других древних знаний - так, настоящим хитом средневековья стал «Малый ключ Соломона» (или «Гоетия»). Сильно поспособствовали этому средневековая демонология и теософы. Появилась необходимость нарисовать отталкивающий, яркий и детальный мир ада, совершенствуя и дополняя образы христианских демонов. Разумеется, появились книги, которые описывали практику магии и управление этими тёмными силами.

Эзотерики и оккультизма очередную популярность обрели в начале ХХ века, совпав с массовым просвещением, развитием науки и новых технологий. Изначально на заре расцвета темных книг люди в них пытались найти волшебные способы излечить себя и своих родных, разбогатеть или приворожить. Зато в ХХ веке это утратило свою актуальность. Логика этого была проста, зачем лечебный отвар, если можно сходить к доктору? Для чего призывать демона, способного найти клад, если кладов не осталось? От этого образ книг не только не лишился своей притягательности, а напротив, повысился.

И это не случайно. Профессор уверен: гримуары - это часть истории, ставшая частью культуры. В итоге книга как предмет оккультный, закрытый, доступный посвящённым, останется атрибутом тайны, знания и силы.

Наверное один из самых известных магических гримуаров, гримуар содержит ценные сведения о подготовке и проведении . Манускрипт написан на французском, латыни, немецком и итальянском языках. Самая старинная рукопись с которой работал английский редактор была написана на латыни в шестнадцатом веке.

На папский престол в 1216 году взошел один из адептов Ордена Хранителей Смерти, по имени Гонорий III (Гонорий III (лат. Honorius PP. III, в миру - Ченчио Савелли, итал. Cencio Savelli; 1148, Рим - 18 марта 1227, там же) - патриарх с 18 июля 1216 года по 18 марта 1227 год. При его правлениии пошло быстрое развитие Инквизиции. Был даже учрежден орден св. Доминика, в составе которого входили дополнительные службы, основная работа которай заключалась в борьбе с ересью и обеспечение поддержки Инквизиции. Доминиканский орден стал оплотом и исполнительным органом Инквизиции, в него вошли многие представители Ордена Хранителей Смерти. Главным трудом, возводящимся к Гонорию, является «Гримуар Гонория». «Манускрипт Гонория» увидел свет между 1628 и 1671 годами в Риме. Практикующие Маги (в числе которых и , он обожал заклинания из «Гримуара Гонория») свидетельствуют о высокой эффективности ритуалов, и, кто бы ни был его автором, значение этого Гримуара в магической традиции сравнимо только с Лемегетоном.

Истинный Гримуар

Grimorium verum или Истинный гримуар является учебником и содержит множество заклинаний, рецептов, молитв, и рекомендаций для мага. Гримуар был переведён с еврейского Plaingiere, доминиканский иезуит, вместе с Собранием Любопытных Тайн. Первоначально его опубликовал в Мемфисе в 1517 году Алибек Египтян. Итальянский вариант "Истинного гримуара" увидел свет в 1880 году.

Артур Уэйт в конце 19 – го века написал: что касается происхождения "Магии Арбателя", авторства и даже объёма этой книги, остаётся загадкой. Рукописей "Арбателя" не существует. В первом печатном издании указан город Базель и датирован 1575 годом. Гримуар на латинском, многочисленные ссылки на события итальянской средневековой истории позволили Уэйту предположить, что автор книги итальянец. Артур Уэйт относит этот текст к "ритуалам трансцендентальной магии", другими словами, он считает, в нём нет "опасных конструкций", которые могли бы послужить Чёрной магии. Автор "Арбателя" описывает содержание девяти томов и обещает читателю подробнейший рассказ о различных магических искусствах всех народов. Однако в оригинале книга включает лишь вводный том он же и первый, который содержит своеобразный "этический кодекс" мага и некоторые сведения по планетарной ("олимпийской") магии. Были ли написаны восемь остальные томов, - неизвестно.

Гримуар Гептамерон свое название получил за то, что в нём описаны заклинания на каждый день недели. Заклинания позволяют вызывать ангелов соответствующего дня. Первый раз книга была издана в Лионе на латинском языке на рубеже XVI-XVII веков. Гримуар приписывается Петру де Абано французскому ученому 18-го века. Артура Уэйта же утверждает, что книга, написана спустя 300 лет после его смерти. В книге описанны принципы магического общения. И поскольку круги обладают очень большой силой (они являются своего рода защитными крепостями для оператора, охраняя его от злых духов), в первую очередь в работе изучается как раз создание магического круга.

Гримуар охватывает всю Белую и Чёрную Магию или . Книга была скрыта от Давида (отца ) первосвященником Садоком (Sadock) из-за Великих Тайн, содержащихся в ней. Лишь в 330 году н. э. гримуар получил "второе рождение" при Константине Великом первом христианском императоре. Император отправил гримуар папе Сильвестру в Рим для перевода. Следующим хозяином книги был император Карл Великой, а после одобрение римским папой Юлия II, была опубликована.

В гримуаре даны указания по работе с духами огня, воды, воздуха, земли, Юпитера, Венеры, Марса, Сатурна, Солнца, Меркурия и формулы магической каббалы вместе с извлечением из . Так же в работе представлены надписи с табличек, которые Моисей со своими единомышленниками использовал при выполнении магических ритуалов в качестве дополнения к основному одеянию.

В Париже в библиотеке Арсенала хранится рукопись XVIII века, автором которой принято считать Маг Абрамелин. На английский язык в первые его перевили в 1898 году с тех пор по книге учатся "волшебники" нового времени. По одной гипотезе есть предположение, что автором книги был некий немецкий еврей из Ворса, живший в XIV-XV веках. В приведенных данных книги и того, что известно из истории, можно сделать предположение, что за псевдонимом Абрамелина скрывался учёный раввин Авраам Иаков бен Моисей ха Леви Моэллин.