Что написал оруэлл. Джордж оруэлл, краткая биография. Краткая биография Джорджа Оруэлла

«Все животные равны. Но некоторые животные равны более, чем другие».

От повести Оруэлла становится, что называется, и смешно, и грустно одновременно, и именно поэтому, наверное, это произведение в некоторой степени даже гениально. Как можно на таком малом количестве страниц уместить столько тем, часто сложных или вовсе недоступных для обсуждения в повседневной среде, но оттого не становящихся менее важными?
Оказывается, можно.

Глубоко внутри я до сих пор негодую от того, почему произведений, подобной этой повести, не числится в школьной программе, а вместо них учителя неделями вдалбливают детям в головы, например, необходимость сострадания к тому, кто не способен ни на что большее, кроме того, чтобы пихать каждому встречному в лицо своё нытьё («Тоска», Чехов) и бесконечные истории про любовь, зачастую вызывающие у детей скуку и отторжение, а также на всю жизнь становящиеся своего рода клеймом для всего многообразия литературы вообще как таковой.
Умом я, конечно, понимаю причины или по крайней мере имею смелость предполагать, но, боже, будь передо мной выбор, читать то, что мне предлагали в школе и из-за чего у меня однажды даже случился период, когда от чтения хотелось плеваться (спасибо «Русским женщинам» и «Кому на Руси жит хорошо» Некрасова, которые меня заставляли читать, чуть ли не пихая книгу в лицо на летних каникулах), или десять раз подряд прочесть и в деталях разобрать «Скотный двор», я бы выбрала второе и ни минуты не жалела бы о своём выборе.

Конечно, и в нашей программе иногда можно отыскать достойные произведения (из того, что приходилось читать мне, а я читала всё, что мне говорили читать в школе, я насчитала от силы около десяти произведений из всего бесконечного множества). Но некоторые из произведений не то что не стоят внимания или сильно устарели, они просто-напросто бесполезны или совершенно непонятны для читателя, и особенно того возраста, которому предлагаются.
Но это, конечно, моё личное мнение, мало относящееся к теме данной рецензии.

«Скотный двор» Оруэлла – построенная на образах животных сатира на известные события, происходившие в период 1917 года по (примерно) 1950 год на территории Советского Союза. Однако, несмотря на то, что узнавание и сравнение образов персонажей повести с политическими деятелями тех времён показалось мне довольно занятным развлечением, вдаваться в рассуждения об истории СССР я не буду, ибо сюжет произведения идеально подойдёт под обстановку практически любой страны во время той или иной революции, а также после неё. В качестве примера можно привести военный переворот Иди Амина в Уганде в 1971 году, установивший один из самых жестоких тоталитарных режимов, существовавших в Африке когда-либо.

Так что сюжет этого произведения знаком даже тому, кто его не читал: если уж не из истории, то по крайней мере из фильмов или компьютерных игр в жанре антиутопия. В общем, хоть раз, наверное, каждый современный человек пропускал через себя нечто подобное.

Сначала в некогда светлый край приходит в упадок, и его население естественным образом от подобного мрака начинает негодовать. Появляется сильный лидер, способный подлить масла в огонь и поведать о «кисельных берегах», «радужных лугах», «розовых облаках» и тому подобных вещах. Всё это подбадривает толпу, и в апогей кризиса начинается революция (часто вооружённая) народных масс. Население борется против существовавшей ранее несправедливости, привыкает к мнимой свободе, при которой временно ему становятся доступные чуть ли не все блага в неслыханных объёмах и само не замечает того, как попадается на свой же крючок, воздвигая на пьедестал почёта всё того же развращённого и хитрого диктатора, облачившегося в маску самого благодушия.
А ведь на самом деле ничто так и не меняется. Зато вот пропагандистский аппарат работает на ура (и почему-то именно сейчас мне необходимо было вспомнить про тоталитарный режим третьей династии с весёлым названием Ура в Месопотамии, о которой я некогда читала).
Даже не знаю, насколько тут уместна строка «хотели, как лучше, а получилось как всегда», но, с другой стороны, попытки ведь тоже не проходят бесследно… только вот рано радоваться начали.

Образы персонажей в голове возникают чисто ассоциативно. Ведь в самом деле мало кто не знает, что свиньи действительно чрезмерно прожорливы и не глупы, а кошки ленивы и независимы; или не слышал выражений «пахать как лошадь», «упрямый осёл» и «собачья преданность».
Какие-то животные из домашнего скота управляют «государственным» аппаратом, какие-то сгорают на работе (скорее в своём рабстве), какие-то тупо следуют за гласом политиков, не обращая внимания на противоречащие изначальному плану поправки, внесённые лишь в угоду самим же политикам. Некоторому скоту вообще нет до этого дела, – те хотят красоваться своими бантиками и ленточками и ни о чём не задумываться, пока одно животное получает право убить другое, придумав самую простенькую причину, а бывший неоднократно награждённым различными званиями героем становится государственным врагом номер один.
Персонажи, их характеры легко различимы, стоит лишь узнать принадлежность к тому или иному виду и их имя, что с первых же страниц облегчает понимание повести и освобождает текст от нагружающих его отступлений. Наполеон, Стукач, Майор… ну вы поняли.

Не скажу, что я любительница антиутопий. Во всяком случае я не читаю их так часто, что это могло бы мне позволить называть себя подобным образом. Да и часто представители этого жанра за редкими отличиями как две капли воды похожи одна работа на другую и вовсе не вызывают у читателя желание возвращаться к ним спустя время.
Однако к «Скотному двору» я, пожалуй, в будущем предпочла бы ещё не раз вернуться. Замечательное произведение и действительно шикарная сатира.

(8. Книга, которую вам посоветует ридлянин.)

Джордж Оруэлл – псевдоним Эрика Блэйра (Erik Blair) – родился 25 июня 1903, в Матихари (Бенгалия). Его отец, британский колониальный служащий, занимал незначительный пост в индийском таможенном управлении. Оруэлл обучался в школе св. Киприана, в 1917 получил именную стипендию и до 1921 посещал Итонский колледж. В 1922–1927 служил в колониальной полиции в Бирме. В 1927, вернувшись домой в отпуск, решил подать в отставку и заняться писательством.

Ранние – и не только документальные – книги Оруэлла в значительной мере автобиографичны. Побывав судомоем в Париже и сборщиком хмеля в Кенте, побродив по английским селам, Оруэлл получает материал для своей первой книги «Собачья жизнь в Париже и Лондоне» (Down and Out in Paris and London , 1933). «Дни в Бирме» (Burmese Days , 1934) в значительной степени отобразили восточный период его жизни. Подобно автору, герой книги «Пусть цветет аспидистра» (Keep the Aspidistra Flying , 1936) работает помощником букиниста, а героиня романа «Дочь священника» (A Clergyman"s Daughter , 1935) преподает в захудалых частных школах. В 1936 Клуб левой книги отправил Оруэлла на север Англии изучить жизнь безработных в рабочих кварталах. Непосредственным результатом этой поездки стала гневная документальная книга «Дорога на Уиган-Пирс» (The Road to Wigan Pier , 1937), где Оруэлл, к неудовольствию своих нанимателей, критиковал английский социализм. Кроме того, в этой поездке он приобрел стойкий интерес к произведениям массовой культуры, что нашло отражение в его ставших классическими эссе «Искусство Дональда Макгила» (The Art of Donald McGill ) и «Еженедельники для мальчиков» (Boys" Weeklies ).

Гражданская война, разразившаяся в Испании, вызвала второй кризис в жизни Оруэлла. Всегда действовавший в соответствии со своими убеждениями, Оруэлл отправился в Испанию как журналист, но сразу по прибытии в Барселону присоединился к партизанскому отряду марксистской рабочей партии ПОУМ, воевал на Арагонском и Теруэльском фронтах, был тяжело ранен. В мае 1937 он принял участие в сражении за Барселону на стороне ПОУМ и анархистов против коммунистов. Преследуемый тайной полицией коммунистического правительства, Оруэлл бежал из Испании. В своем повествовании об окопах гражданской войны – «Памяти Каталонии» (Homage to Catalonia , 1939) – он обнажает намерения сталинистов захватить власть в Испании. Испанские впечатления не отпускали Оруэлла на протяжении всей жизни. В последнем предвоенном романе «За глотком свежего воздуха» (Coming Up for Air , 1940) он обличает размывание ценностей и норм в современном мире.

Оруэлл считал, что настоящая проза должна быть «прозрачна, как стекло», и сам писал чрезвычайно ясно. Образцы того, что он считал главными достоинствами прозы, можно видеть в его эссе «Убийство слона» (Shooting an Elephant ; рус. перевод 1989) и в особенности в эссе «Политика и английский язык» (Politics and the English Language ), где он утверждает, что бесчестность в политике и языковая неряшливость неразрывно связаны. Свой писательский долг Оруэлл видел в том, чтобы отстаивать идеалы либерального социализма и бороться с тоталитарными тенденциями, угрожавшими эпохе. В 1945 он написал прославивший его «Скотный двор» (Animal Farm ) – сатиру на русскую революцию и крушение порожденных ею надежд, в форме притчи рассказывающую о том, как на одной ферме стали хозяйничать животные. Его последней книгой был роман «1984» (Nineteen Eighty-Four , 1949), антиутопия, в которой Оруэлл со страхом и гневом рисует тоталитарное общество. Умер Оруэлл в Лондоне 21 января 1950.

Джордж Оруэлл (George Orwell) – творческий псевдоним английского писателя и публициста. Настоящее имя – Эрик Артур Блэр (Eric Arthur Blair). Родился 25 июня 1903 года в Индии в семье британского торгового агента. Оруэлл учился в школе св. Киприана. В 1917 году получил именную стипендию и до 1921 года посещал Итонский Колледж. Жил в Великобритании и других странах Европы, где перебивался случайными заработками и начал писать. Пять лет служил в колониальной полиции в Бирме, про что в 1934 году рассказал в повести «Дни в Бирме».

Самые известные работы Оруэлла – повесть «Скотный двор» (1945) и роман-антиутопия «1984» (1949). В повести писатель показал перерождение революционных принципов. Это аллегория революции 1917 года и последующих событий в России. Роман «1984» стал продолжением «Скотного двора». Оруэлл изобразил возможное будущее общество как тоталитарный иерархический строй. Такое общество основано на физическом и духовном порабощении, пронизано всеобщим страхом, ненавистью, доносительством. В этой книге впервые прозвучало скандально известное «Старший брат следит за тобой», введены термины «двоемыслие», «мыслепреступление», «новояз», «правоверность».

Оруэлл написал множество повестей, эссе, статей, мемуаров, стихотворений социально-критического и культурологического характера. В Великобритании издано полное 20-томное собрание сочинений. Произведения писателя переведены на 60 языков. Оруэлл был удостоен премии «Прометей», которую вручают за исследование возможностей будущего человечества. Оруэлл ввел в политический язык термин «холодная война».

Джордж Оруэлл

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Был яркий холодный апрельский день, часы били тринадцать. Уинстон Смит, прижав подбородок к груди и ежась от омерзительного ветра, быстро скользнул в стеклянные двери Дома Победы, но все же вихрь песка и пыли успел ворваться вместе с ним.

В подъезде пахло вареной капустой и старыми половиками. К стене против входа был пришпилен цветной плакат, пожалуй слишком большой для этого места. На нем было изображено лишь огромное, шириной больше метра, лицо человека лет сорока пяти с грубоватыми, но привлекательными чертами и густыми черными усами. Уинстон направился прямо к лестнице. Не стоило тратить время на вызов лифта, - даже в лучшие времена он редко работал, а теперь электричество, в соответствии с программой экономии, вообще отключали в дневное время, поскольку уже началась подготовка к Неделе Ненависти. Уинстону предстояло одолеть семь лестничных маршей. Он шел медленно и несколько раз отдыхал: ему уже тридцать девять лет, да к тому же на правой ноге у него варикозная язва. И со стен каждой площадки, прямо против двери лифта, на него глядело огромное лицо.

Это было одно из тех изображений, где глаза специально нарисованы так, чтобы взгляд их все время следил за вами. «БОЛЬШОЙ БРАТ ВИДИТ ТЕБЯ», - было написано на плакате снизу. Когда он вошел в свою квартиру, бархатный голос зачитывал сводку цифр, имевших какое-то отношение к выплавке чугуна. Голос шел из вмонтированной в правую стену комнаты продолговатой металлической пластины, напоминавшей тусклое зеркало. Уинстон повернул регулятор - голос зазвучал тише, но слова были по-прежнему различимы. Этот прибор (он назывался «монитор») можно было приглушить, но выключить совсем нельзя. Уинстон подошел к окну - маленькая щуплая фигурка, худобу которой еще больше подчеркивал синий форменный комбинезон члена Партии; у него были очень светлые волосы и румяное от природы лицо, кожа которого загрубела от скверного мыла, тупых бритвенных лезвий и холода только что закончившейся зимы.

Мир снаружи, даже сквозь закрытое окно, казался холодным. Внизу, на улице, ветер крутил пыль и обрывки бумаги, и, хотя на синем небе ярко светило солнце, все выглядело бесцветным, за исключением всюду расклеенных плакатов. Лицо с черными усами было везде. Одно было на фасаде дома напротив. «БОЛЬШОЙ БРАТ ВИДИТ ТЕБЯ», - говорила надпись, а темные глаза пристально заглядывали внутрь Уинстона. Ниже бился на ветру другой плакат, с оторванным углом, то открывая, то закрывая единственное слово: «АНГСОЦ». Вдали над крышами парил вертолет. Время от времени он нырял и зависал на мгновение, как огромная синяя муха, а потом по кривой снова взмывал вверх. Это заглядывал в окна полицейский патруль. Впрочем, патрули не играли роли. Роль играла лишь Полиция Мысли.

За спиной Уинстона голос из монитора все еще что-то бубнил про чугун и перевыполнение Девятого Трехлетнего Плана. Монитор был одновременно приемником и передатчиком, который улавливал любой звук, кроме очень тихого шепота. Более того, пока Уинстон оставался в поле зрения монитора, его можно было не только слышать, но и видеть. Конечно, никогда нельзя знать наверняка, наблюдают за тобой сейчас или нет. Можно только гадать, как часто и в каком порядке Полиция Мысли подключается к той или иной квартире. Вполне возможно, что они наблюдают за всеми и всегда. Во всяком случае, они могли подключиться к вашей линии в любой момент. И приходилось жить, зная, что каждый звук кто-то слышит и за каждым движением кто-то следит, если только этому не мешает полная темнота. И люди жили так - в силу привычки, которая стала уже инстинктом.

Уинстон по-прежнему стоял спиной к монитору. Так было безопаснее, хотя он хорошо знал, что спина тоже могла изобличать. Примерно в километре над унылым скоплением домов возвышалось огромное белое здание Министерства Правды, где он работал. И это, думал он со смутным отвращением, Лондон, главный город Первой Военно-Воздушной Зоны, третьей по численности населения провинции Океании. Он попытался вспомнить детство, вспомнить, таким ли был этот город раньше. Всегда ли тянулись эти кварталы разваливающихся домов, построенных в девятнадцатом веке? Всегда ли их стены подпирали деревянные балки, окна были забиты картоном, крыши покрыты ржавым железом, а странные ограды палисадников заваливались в разные стороны? Всегда ли были эти выбомбленные пустыри с грудами битого кирпича, поросшие иван-чаем, пыль штукатурки в воздухе? И эта жалкая грибная плесень деревянных лачуг там, где бомбы расчистили значительные пространства? Увы, он ничего не мог вспомнить, ничего не осталось в памяти, кроме случайных ярких, но малопонятных и не связанных друг с другом картин.

Министерство Правды, на новоязе (новояз был официальным языком Океании. Подробнее о его структуре и этимологии смотри в Приложении) - Миниправда, резко отличалось от окружающих домов. Его огромная пирамидальная конструкция из сверкающего бетона устремлялась в небо, терраса за террасой, метров на триста. Из окна Уинстона можно было прочесть красиво выписанные на белом фасаде три лозунга Партии:


ВОЙНА - ЭТО МИР.

СВОБОДА - ЭТО РАБСТВО.

НЕЗНАНИЕ - ЭТО СИЛА.


Говорили, что в Министерстве Правды три тысячи комнат над землей и столько же - в подземелье. В разных концах Лондона возвышались еще три здания примерно такого же вида и размера. Они подавляли собой все, и с крыши Дома Победы можно было сразу разглядеть все четыре. Здания принадлежали четырем министерствам, на которые разделялся весь правительственный аппарат. Министерство Правды заведовало всей информацией, руководило развлечениями, образованием и искусством. Министерство Мира занималось войной. Министерство Любви поддерживало закон и порядок. А Министерство Изобилия отвечало за экономику. На новоязе их называли так: Миниправда, Минимир, Минилюбовь и Мини-много.

Министерство Любви выглядело поистине устрашающим. В этом здании не было окон. Уинстон никогда не входил в него, он даже не приближался к нему ближе чем на полкилометра. В это здание входили только по официальным делам, да и то сквозь лабиринт заграждений из колючей проволоки, стальных дверей и замаскированных пулеметных гнезд. Улицы, ведущие к нему, патрулировали похожие на горилл охранники в черной форме, вооруженные складными дубинками.

Уинстон резко обернулся, не забыв придать своему лицу выражение полного оптимизма, - так было благоразумно делать всегда, находясь в поле зрения монитора, - пересек комнату и вошел в маленькую кухню. Он пожертвовал своим обедом в столовой, хотя знал, что дома ничего нет, кроме куска черного хлеба, который лучше приберечь на завтрак. Уинстон достал с полки бутылку бесцветной жидкости с простой белой наклейкой: «ДЖИН ПОБЕДЫ». У джина был отвратительный сивушный запах, как у китайской рисовой водки. Он налил почти целую чашку, приготовился и опрокинул в себя содержимое, как глотают лекарство.

Эрик Артур Блэр родился в городе Мотихари, Индия, чья территория на то время являлась британской колонией. Его отец занимал одну из рядовых должностей в Опиумном департаменте администрации колонии, а мать была единственной дочкой торговца чая из Бирмы. Будучи еще ребенком, Эрик вместе с мамой и старшей сестрой отправились в Англию, где парнишка поучил образование – сначала в начальной школе Истборна, а после в престижном «Итон колледже», обучался в котором он по специальной стипендии. Окончив колледж в 1921 году, молодой человек на пять лет (1922 – 1927 г.) посвятил себя службе в полиции Бирмы, однако недовольство имперским правлением привело к его отставке. Этот период в жизни Эрика Блэра, совсем скоро взявшего псевдоним Джордж Оруэлл, ознаменован одним из самых знаменитых его романов — «Дни в Бирме», который был издан в 1936 году уже под псевдонимом.

После Бирмы молодой и свободный, он отправился в Европу, где перебивался куском хлеба от одной случайной подработки до другой, а по возвращению домой он твердо решил для себя стать писателем. В это время Оруэлл написал не менее впечатляющий роман «Фунты лиха в Париже и Лондоне», повествующий о его жизни в двух крупнейших городах Европы. Это творение состояло из двух частей, в каждой из которых описывались самые яркие моменты его жизни в каждой из столиц.

Начало писательской карьеры

В 1936 году Оруэлл — на то время уже женатый человек — вместе с супругой отправился в Испанию, где как раз полным ходом шла гражданская война. Проведя в зоне боевых действий около года, он вернулся в Великобританию вынужденно – ранение фашистским снайпером прямо в горло требовало лечения и дельнейшего отстранения от военных действий. Находясь и Испании, Оруэлл сражался в рядах ополчения, сформированного антисталинистской коммунистической партией ПОУМ — марксистской организацией, существовавшей на территории Испании с начала 30-х годов. Этому периоду в жизни писателя посвящена целая книга — «В честь Каталонии» (1937 г.), в ней он подробно рассказывает о прожитых днях на фронте.

Однако британские издатели книгу не оценили, подвергнув жестокой цензуре – Оруэллу предстояло «вырезать» любые высказывания, гласившие о терроре и полном беззаконии, творившемся в республиканской стране. Главный редактор был непреклонен – в условиях фашистской агрессии бросать даже малейшую тень на социализм, а тем более на обитель данного явления – СССР – нельзя было ни в коем случае. Книга все же увидела мир в 1938 году, однако была воспринята довольно холодно – количество экземпляров, продававшихся в течении года не превышало 50 штук. Эта война сделала Оруэлла заядлым противником коммунизма, решив примкнуть к рядам английских социалистов.

Гражданская позиция

Творения Оруэлла, написанные с начала 1936 года, по его собственному признанию в эссе «Почему я пишу» (1946 г.), имели антитоталитарный подтекст и превозносили демократический социализм. В глазах писателя Советский Союз был одним сплошным разочарованием, а революция, прошедшая в Стране Советов, по его мнению, не только не привела к власти бесклассовое общество как обещалось ранее большевиками, но и наоборот — «у руля» оказались люди еще более безжалостные и беспринципные, нежели раньше. Оруэлл, не скрывая ненависти, говорил об СССР, а Сталина считал самым настоящим воплощением зла.

Когда в 1941-ом году стало известно о нападении Германии на СССР, Оруэлл и подумать не мог, что совсем скоро Черчилль и Сталин станут союзниками. В это время писатель вел военный дневник, записи в котором повествуют о его негодовании, а после удивлении самому себе: «Никогда не думал, что доживу до тех дней, когда мне доведётся говорить „Слава Товарищу Сталину!“, так ведь дожил!», — писал он спустя время.

Оруэлл искренне надеялся, что в результате войны к власти Великобритании придут социалисты, причем социалисты идейные, а не формальные как часто бывало. Однако этого не происходило. События, разворачивавшиеся на родине писателя и в мире в целом, угнетали Оруэлла, а постоянный рост влиятельности Советского Союза и вовсе вгоняли в затяжную депрессию. Окончательно «подкосила» писателя смерть жены, которая была его идейной вдохновительницей и самым близким человеком. Однако, жизнь продолжалась и ему приходилось с этим мириться.


Главные работы автора

Джордж Оруэлл был одним из немногих авторов того времени, кто не только не воспевал оды Советскому Союзу, но и старался во всех красках описать весь ужас советского строя. Главным «противником» Оруэлла в этом условном соревновании идеологий был Хьюлетт Джонсон, получивший в родной Англии прозвище «Красный настоятель» — он в каждом своем произведении хвалил Сталина, всячески высказывая восхищения страной, которая ему подчинялась. Одержать победу, хоть и формальную, в этом неравном бою удалось все же Оруэллу, но, к сожалению, уже посмертно.

Книга «Скотный двор» написанная писателем в период с ноября 1943 по февраль 1944-го была очевидной сатирой на Советский Союз, который на то время по-прежнему являлся союзником Великобритании. Печатать это произведение не бралось ни одно издательство. Все изменилось с началом холодной войны – сатира Оруэлла наконец-то была оценена. Книга, которую большинство видело как сатиру на Советский Союз, по большей части была сатирой на сам Запад. Огромный успех и миллионные тиражи продаж своей книги Оруэллу увидеть не пришлось – признание было уже посмертным.

Холодная война изменила жизни многих, в особенности тех, кто поддерживал политику и строй Советского союза – теперь они либо совсем пропали с радаров, либо сменили позицию на резко противоположную. Очень кстати пришелся ранее написанный, но не изданный Оруэллом роман «1984», который впоследствии называли «каноничным антикоммунистическим произведением», «манифестом Холодной войны» и многими другими эпитетами, которые, бесспорно были признанием писательского таланта Оруэлла.

«Скотный двор» и «1984» — антиутопии, написанные одним из величайших публицистов и писателей в истории. Повествующие в основном об ужасах и последствиях тоталитаризма, они, к счастью, не были пророческими, однако отрицать факт того, что в нынешнее время они приобретают абсолютно новое звучание, просто невозможно.


Личная жизнь

В 1936 году Джордж Оруэлл женился на Элин О’Шонеси, с которой они прошли многие испытания, в том числе и испанскую войну. Собственными детьми пара за долгие годы совместной жизни так и не обзавелась, и лишь в 1944 году они усыновили одномесячного мальчика, которому дали имя Ричард. Однако уже совсем скоро радость сменилась огромным горем – 29 марта 1945 года в ходе операции Элин не стало. Потерю супруги Оруэлл переносил болезненно, на определенное время он даже стал отшельником, поселившись практически на безлюдном острове, на побережье Шотландии. Именно в это тяжелое время писатель завершил роман «1984».

За год до смерти, в 1949 году Оруэлл женился второй раз на девушке по имени Соня Бронел, которая была младше его на целых 15 лет. Соня на то время работала помощником редактора в журнале “Горизонт”. Однако брак продлился всего три месяца — 21 января 1950 года писатель скончался в палате одного из лондонских госпиталей от туберкулеза. Незадолго до этого его творение «1984» увидело мир.

  • Оруэлл фактически является автором термина «Холодная война», часто используемого в политической сфере по сей день.
  • Не смотря на четко выражаемую антитоталитарную позицию, выражаемую писателем в каждом произведении, он некоторое время подозревался в связи с коммунистами.
  • Советский лозунг, услышанный Оруэллом в свое время из уст коммунистов «Даешь пятилетку в четыре года!» был использован в романе «1984» в виде знаменитой формулы «дважды два равняется пяти». Фраза в очередной раз высмеивала советский режим.
  • В послевоенное время Джордж Оруэлл вел программу на «Би-би-си», в которой затрагивались самые разнообразные темы – от политических до социальных.