Арамейский алфавит. Живой Журнал Олега Алиева: "Геральдика и Жизнь". Происхождение еврейского алфавита

Территория: Создатель:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата создания:

X - VII вв. до н. э.

Период:

VIII век до н.э. - VI век н.э.

Статус:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление письма:

Справа налево

Знаков: Древнейший документ:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение: Развилось в:

История

Арамеи
Арамейский язык
Арамейский алфавит
Арамейские царства
Арамейские цари

Арамейская письменность, подобно греческой, также развившейся из финикийского письма, легла в основу арамейской ветви алфавитов Востока - как греческий алфавит послужил основой для алфавитов Запада. Арамейское письмо с его огласовками и матрес лекционис породило ряд важнейших алфавитов Ближнего Востока, Северной Африки и Азии, включая арабский и современный еврейский алфавиты, а также различные письменности Индии (брахми и далее деванагари) и их потомки-алфавиты Юго-Восточной и Центральной Азии (в том числе тайское и монгольское письмо).

Распространенность арамейской письменности обусловлена тем фактом, что арамейский язык и письменность, являясь с конца VIII века до н. э. средством международной переписки и общения на Ближнем Востоке, в ходе завоеваний Ахеменидов получили статус дипломатического языка и письменности Персидской империи .

В арамейской языковой среде продолжали существовать и языческие культы; так, у существующей и поныне религиозной секты мандеев (современные Иран и Ирак; несколько сот мандеев живут также в США и Австралии) сохранились священные книги, написанные на мандейском диалекте арамейского языка, этот диалект используют и как язык богослужения, а его более современная форма, по некоторым данным, используется в повседневном общении примерно 1 тыс. человек в Иране; другие иранские мандеи говорят на фарси, а иракские - на арабском.

После арабских завоеваний VII в. и создания халифата сирийско-арамейские диалекты были вытеснены арабским языком; процесс этот, однако, был долгим и в основном завершился лишь к XV в. Ныне существующими наследниками арамейского языка, помимо ассирийского и мандейского диалекта, являются говоры нескольких деревень в Сирии (см. Маалюля , Сайдная), где живёт несколько тысяч человек, по большей части христиан.

Сирийско-арамейская литература весьма обширна и имеет большое историческое значение: блистательная эпоха средневековой исламской мысли стала в своё время возможной именно благодаря переводу на арамейский язык - а с него на арабский - трудов древнегреческих философов, в особенности Аристотеля.

Алфавит

Алфавит имперского арамейского языка.

Имя буквы Форма буквы Буква Эквивалентная
еврейская
Эквивалентная
арабская
Эквивалентная
сирийская
Звук
Алаф Файл:Aleph.svg 𐡀 א أ ܐ /ʔ/ ; /aː/ , /eː/
Бет Файл:Beth.svg 𐡁 ב ب‎ ܒ /b/ , /v/
Гамаль Файл:Gimel.svg 𐡂 ג ج ܓ /ɡ/ , /ɣ/
Далат Файл:Daleth.svg 𐡃 ד د‎ ܕ /d/ , /ð/
Хе Файл:He0.svg 𐡄 ה ﻫ‎ ܗ /h/
Вав Файл:Waw.svg 𐡅 ו و‎ ܘ /w/ ; /oː/ , /uː/
Зайн Файл:Zayin.svg 𐡆 ז ز‎ ܙ /z/
Хет Файл:Heth.svg 𐡇 ח خ,ح ܚ /ħ/
Тет Файл:Teth.svg 𐡈 ט ط ܛ эмфатич. /tˤ/
Йуд Файл:Yod.svg 𐡉 י ي ܝ /j/ ; /iː/ , /eː/
Каф Файл:Kaph.svg 𐡊 כ ך ك ܟܟ /k/ , /x/
Ламад Файл:Lamed.svg 𐡋 ל ل ܠ /l/
Мим Файл:Mem.svg 𐡌 מ ם م‎ ܡܡ /m/
Нун Файл:Nun.svg 𐡍 נ ן ن ܢܢ ܢ /n/
Семкат Файл:Samekh.svg 𐡎 ס س ܣ /s/
‘Ē Файл:Ayin.svg 𐡏 ע غ,ع ܥ /ʕ/
Пе Файл:Pe0.svg 𐡐 פ ף ف ܦ /p/ , /f/
Саде Файл:Sade 1.svg , Файл:Sade 2.svg 𐡑 צ ץ ص‎ ܨ эмфатич /sˤ/
Коф Файл:Qoph.svg 𐡒 ק ق‎ ܩ /q/
Реш Файл:Resh.svg 𐡓 ר ر ܪ /r/
Шин Файл:Shin.svg 𐡔 ש ش,س ܫ /ʃ/
Тау Файл:Taw.svg 𐡕 ת ت‎,ث ܬ /t/ , /θ/

См. также

Напишите отзыв о статье "Арамейское письмо"

Ссылки

  • (англ.)

О, Дышащая Жизнь,

Имя Твоё сияет повсюду!

Высвободи пространство,

Чтобы посадить Твоё присутствие!

Представь в Твоём воображении

Твоё «Я могу» сейчас!

Облеки Твоё желание во всякий свет и форму!

Прорасти через нас хлеб и

Прозрение на каждое мгновение!

Развяжи узлы неудач, связывающие нас,

Как и мы освобождаем канатные верёвки,

которыми мы удерживаем проступки других!

Помоги нам не забывать наш Источник.

Но освободи нас от незрелости не пребывать в Настоящем!

От Тебя возникает всякое

Видение, Сила и Песнь

От собрания до собрания!

**************************************

Когда и почему в молитве «Отче наш» появилось упоминание лукавого (Сатаны)?

На древнем церковнославянском нет лукавого: «… и не въведи насъ въ напасть, нъ избави ны отъ неприязни». Кто же добавил “лукового” в главную молитву Иисуса Христа?

Молитва “Отче наш”, известная каждому христианину с детства, представляет собой сконцентрированное изложение всей христианской доктрины. В то же время она является одним из наиболее совершенных литературных произведений, зафиксированных когда-либо письменно.

Таков общепринятый взгляд на короткую Молитву Господню, которой Иисус научил Своих учеников.

Как это возможно? Ведь для полного изложения религиозного учения в других религиях понадобились многие тома. А Иисус даже не просил учеников Своих записать каждое её слово.

Просто во время Нагорной проповеди Он сказал (Мф. 6,9:13):

“ Молитесь же так:

Отче наш, иже еси на небесех!

И остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим.

И не введи нас во искушение,

но избави нас от лукавого”.

Но это - не единственный вариант перевода Молитвы Господней на русский язык. В имеющемся у автора издании Евангелия от 1892 года имеется несколько другой вариант:

“Отче нашъ, сущiй на небесахъ!

да святится Имя Твое; да прiидетъ Царствiе Твое;

да будет воля Твоя и на землъ, какъ на небъ;

хлъбъ нашъ насущный дай намъ на сей день;

и прости намъ долги наши;

должникамъ нашимъ;

и не введи насъ во искушение,

но избави насъ отъ лукавого;”

В современном, каноническом издании Библии (с параллельными местами) мы находим почти такой же вариант перевода Молитвы:

“Отче наш, сущий на небесах!

да святится Имя Твое; Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

хлеб наш насущный дай нам на сей день;

и прости нам долги наши;

как и мы прощаемъ должникам нашим;

И не введи нас во искушение,

но избавь нас от лукавого;”

В старославянском переводе Молитва (если её написать современным алфавитом) звучит ближе к первому варианту:

“Отче наш, иже еси на небесех!

Да святится имя Твое! Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

И остави нам долги наша,

яко и мы оставляем должником нашим.

И не введи нас в напасть,

но избави нас от лукавого”.

В этих переводах использованы разные слова для обозначения одних и тех же понятий. “Прости нам” и “остави нам”, “напасть” и “искушение”, “иже еси на небесех” и “сущий на небесах” обозначают одно и тоже.

Никакого искажения смысла и духа слов, данных Христом Своим ученикам, ни в одном из этих вариантов нет. Но сопоставляя их, можно прийти к важному выводу о том, что буквальная передача Слов Иисуса не только невозможна, но не является обязательной.

В английских переводах Евангелий можно найти несколько различных вариантов, но все их можно считать аутентичными, ибо в них смысл Молитвы и дух её переданы адекватно.

Молитва Господня получила широкое распространение сразу после распятия и Воскрешения Иисуса. Это видно хотя бы из того факта, что она была найдена в таких отдаленных точках, как город Помпеи (то есть, оказалась там до того, как Помпеи были разрушены извержением вулкана Везувия в 79 г. от Р.Х.).

Вместе с тем, подлинный текст Молитвы Господней не дошёл до нас в первозданном виде.

В переводах на русский язык Молитва Господня звучит одинаково в Евангелиях от Матфея (6:9-13) и от Луки (11:2-4). Одинаковый текст мы находим и в Евангелиях KJV (King James Version) на английском языке.

Если же мы возьмём греческий первоисточник, то с удивлением обнаружим, что знакомые нам слова “сущий на небесех”, “Да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли” и “избави нас от лукавого” в Евангелии от Луки отсутствуют.

Существует много версий, объясняющих причины исчезновения этих слов в Евангелии от Луки и появления их в переводах, а впоследствии и в современных греческих изданиях Евангелия. Мы не будем останавливаться на этом, ибо для нас важна не буква, а дух великой Молитвы.

Иисус не предписывал нам молиться, заучив Его слова буквально. Он просто сказал “Молитесь так:”, то есть, “молитесь таким образом”.

Константин Глинка

”Отче наш ” в переводе с арамейского

Сегодня под утро мне приснилось, что я иду с кем-то малознакомым по каменистой пустыне и смотрю в залитое солнцем небо. Вдруг я заметил, что к нам стремительно приближается то ли резной золочёный ларец, то ли книга в таком же переплёте.

Не успел я сказать приятелю, что так вот запросто в пустыне с неба падают предметы и хорошо ещё, что не на голову, как понял, что предмет летит прямо на меня. Через секунду он грохнулся справа от меня, туда, где должен был находиться мой приятель. Я был так ошеломлён, что проснулся раньше, чем посмотрел в сторону несчастного товарища.

Утро началось необычно: в интернете мне попался “Отче наш” на языке Иисуса. Перевод с арамейского потряс меня настолько, что я опоздал на работу, проверяя, не фальшивка ли это. Я нашёл, что лет 15 назад у теологов появилось выражение “примат арамейского”.

То есть, насколько я понимаю, раньше главенствующим авторитетом в богословских спорах был греческий первоисточник, но в нём были замечены несуразности, которые могли возникнуть при переводе с оригинального языка. Другими словами, греческий вариант не первичен.

Арамейский вариант Евангелия (”Пешитта”, на эдесском диалекте арамейского языка) существует, но он - перевод с греческого.

Правда, как оказалось, не полный. И не только в смысле отсутствия некоторых частей: в ней есть места, сохранившиеся в более древнем виде, поскольку были уже записаны на арамейском.

************************************

А если переводить дословно:

Abwoon d"bwashmaya

Nethqadash shmakh

Teytey malkuthakh

Nehwey tzevyanach aykanna d"bwashmaya aph b"arha.

Hawvlah lachma d"sunqanan yaomana

Washboqlan khuabayn aykana daph khan shbwoqan l"khayyabayn.

Wela tahlan l"nesyuna ela patzan min bisha.

Ameyn.

Abwoon d"bwashmaya (Офицальный перевод: Отче наш!)

Дословный: Abwoon переводится как Божественный родитель (плодотворная эманация света). d"bwashmaya - небо; корень shm - свет, пламя, божественное слово, возникающее в пространстве, окончание aya - говорит о том, что это сияние происходит повсеместно, в любой точке пространства

Nethqadash shmakh (Официальный перевод: Да святится имя Твоё)

Дословный:Nethqadash переводится как очищение или предмет для выметания сора (очистить место для чего-то). Shmakh - распространение (Shm - огонь) и отпускание внутренней суеты, обретение тишины. Дословный перевод - очищение пространства для Имени.

Teytey malkuthakh (Официальный перевод: Да приидет Царствие Твоё)

Дословный:Tey переводится как приди, но двойное повторение - означает взаимное желание (иногда - брачное ложе). Malkuthakh традиционно переводится как царство, символически - плодотворящая рука, сады земли; мудрость, очищение идеала, делание его личностным для себя; прийти домой; иньская (созидающая) ипостась огня.

Nehwey tzevyanach aykanna d"bwashmaya aph b"arha.(Официальный перевод: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе)

Дословный: Tzevyanach переводится как воля, но не сила, а желание сердца. Один из переводов - естественность, зарождение, дарование жизни. Aykanna означает постоянство, воплощение в жизни. Aph - личная направленность. Arha - земля, b" - означает живая; b"arha - соединение формы и энергии, одухотворённая материя.

Hawvlah lachma d"sunqanan yaomana (Официальный перевод: Хлеб наш насущный дай нам на сей день)

Дословный:Hawvlah переводится как давать (дары души и дары материальные). lachma - хлеб, необходимое, насущное для поддержания жизни, понимание жизни (chma - нарастающая страсть, возрастание, увеличение). D"sunqanan - нужды, то, чем я могу владеть, сколько я мог нести;yaomana - необходимое для поддержания духа, жизненная сила.

Washboqlan khuabayn aykana daph khan shbwoqan l"khayyabayn.

(Официальный перевод: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим)

Дословный:Khuabayn переводится как долги, внутренние накопившиеся энергии, разрушающие нас; в некоторых текстах вместо khuabayn стоитwakhtahayn, что переводится как несостоявшиеся надежды. Aykana - отпускание (пассивное добровольное действие).

Wela tahlan l"nesyuna (Официальный перевод: И не введи нас в искушение)

Дословный: Wela tahlan переводится как «не дай нам войти»; l"nesyuna - иллюзия, тревога колебания, грубая материя; символический перевод - блуждающий разум.

ela patzan min bisha.(Официальный перевод: но избавь нас от лукавого)

Дословный: Ela - незрелость; символический перевод - несоответствующие действия. Patzan - развязать, дать свободу; min bisha - от зла

Metol dilakhie malkutha wahayla wateshbukhta l"ahlam almin.(Официальный перевод: Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.)

Дословный: Metol dilakhie переводится как идея владения чем-либо, приносящим плоды (вспаханная земля); malkutha - царство, царствие, символический перевод - «я могу»; wahayla - понятие жизненной силы, энергии, настройка в унисон, поддерживающая жизнь; wateshbukhta - слава, гармония, Божественная сила, символический перевод - порождающий огонь; l"ahlam almin - от века к веку.

Ameyn. (Официальный перевод: Аминь.)

Ameyn - проявление воли, утверждение, приношение клятвы. Вселяет силу и дух во всё созданное

The Lord"s Prayer in Aramaic. The Native Language of Jesus Christ as spoken and translated by Neil Douglas-Klotz - Music by Ashana.

I was so inspired to combined both song and prayer into one. I don"t own the copyright. Thanks to Ashana and Neil Douglas-Klotz. Lyrics below:

Abwoon d"bwashmaya (The Lord"s Prayer in the original Aramaic)

"In researching translations of the original Aramaic, I found discovered a teaching by Dr. Rocco Errico (www.noohra.com), an Aramaic scholar, who explains that the word "abwoon" is actually a term of endearment used by both men and women, and that rather than the word "father" a more accurate translation would be "beloved." - Ashana

The following translation/poetic rendering of the Lord"s Prayer is by Dr. Neil Douglas-Klotz, and is one of my favorites.

Abwoon d"bwashmaya
Nethqadash shmakh
Teytey malkuthakh
Nehwey sebyanach aykanna d"bwashmaya aph b"arha.
Habwlan lachma d"sunqanan yaomana.
Washboqlan khaubayn (wakhtahayn) aykana daph khnan shbwoqan l"khayyabayn.
Wela tahlan l"nesyuna
Ela patzan min bisha.
Metol dilakhie malkutha wahayla wateshbukhta l"ahlam almin.
Ameyn.

O Birther! Father-Mother of the Cosmos/ you create all that moves in light.
Focus your light within us--make it useful: as the rays of a beacon show the way.
Create your reign of unity now--through our fiery hearts and willing hands.
Your one desire then acts with ours, as in all light, so in all forms.
Grant what we need each day in bread and insight: subsistence for the call of growing life.
Loose the cords of mistakes binding us, as we release the strands we hold of others" guilt.
Don"t let us enter forgetfulness
But free us from unripeness
From you is born all ruling will, the power and the life to do, the song that beautifies all, from age to age it renews.
Truly--power to these statements--may they be the source from which all my actions grow.
Sealed in trust & faith. Amen.

Transliteration and original translation of The Aramaic Lord"s Prayer by Dr. Neil Douglas-Klotz from the Peshitta (Syriac-Aramaic) version of Matthew 6:9-13 & Luke 11:2-4 reprinted from Prayers of the Cosmos: Meditations on the Aramaic Words of Jesus (Harper Collins, 1990), 1990, used with permission.


{C}{C}{C}{C}{C}

Арамейская письменность, подобно греческой, также развившейся из , легла в основу арамейской ветви алфавитов Востока - как греческий алфавит послужил основой для алфавитов Запада.

Арамейское письмо с его огласовками и матрес лекционис породило ряд важнейших алфавитов Ближнего Востока, Северной Африки и Азии, включая арабский и современный еврейский алфавиты, а также различные письменности Индии (брахми и далее деванагари) и их потомки-алфавиты Юго-Восточной и Центральной Азии (в том числе тайское и монгольское письмо).

Распространенность арамейской письменности обусловлена тем фактом, что арамейский язык и письменность, являясь с конца VIII в. до н. э. средством международной переписки и общения на Ближнем Востоке, в ходе завоеваний Ахеменидов получили статус дипломатического языка и письменности .

В арамейской языковой среде продолжали существовать и языческие культы; так, у существующей и поныне религиозной секты мандеев (современные Иран и Ирак; несколько сот мандеев живут также в США и Австралии) сохранились священные книги, написанные на мандейском диалекте арамейского языка, этот диалект используют и как язык богослужения, а его более современная форма, по некоторым данным, используется в повседневном общении примерно 1 тыс. человек в Иране; другие иранские мандеи говорят на фарси, а иракские - на арабском.

После арабских завоеваний VII в. и создания халифата сирийско-арамейские диалекты были вытеснены арабским языком; процесс этот, однако, был долгим и в основном завершился лишь к XV в. Ныне существующими наследниками арамейского языка, помимо ассирийского и мандейского диалекта, являются говоры нескольких деревень в Сирии (см. Маалюля, Сайдная), где живёт несколько тысяч человек, по большей части христиан.

Сирийско-арамейская литература весьма обширна и имеет большое историческое значение: блистательная эпоха средневековой исламской мысли стала в своё время возможной именно благодаря переводу на арамейский язык - а с него на арабский - трудов древнегреческих философов, в особенности Аристотеля.

Алфавит

Алфавит имперского арамейского языка.

Имя буквы Форма буквы Эквивалентная
еврейская
Эквивалентная
арабская
Эквивалентная
сирийская
Значение звука
Алаф א أ ܐ /ʔ/ ; /aː/ , /eː/
Бет ב ب‎ ܒ /b/ , /v/
Гамаль ג ج ܓ /ɡ/ , /ɣ/
Далат ד د‎ ܕ /d/ , /ð/
Хе ה ﻫ‎ ܗ /h/
Вав ו و‎ ܘ /w/ ; /oː/ , /uː/
Зайн ז ز‎ ܙ /z/
Хет ח خ,ح ܚ /ħ/
Тет ט ط ܛ эмфатич. /tˤ/
Йуд י ي ܝ /j/ ; /iː/ , /eː/
Каф כ ך ك ܟܟ /k/ , /x/
Ламад ל ل ܠ /l/
Мим מ ם م‎ ܡܡ /m/
Нун נ ן ن ܢܢ ܢ /n/
Семкат ס س ܣ

Еврейский алфавит стал основоположником для многих других языков (большинства европейских в том числе).

Еврейский алфавит и русский язык

Еврейский алфавит - родоначальник современного русского. А он, в свою очередь, происходит от - кириллицы, переработанной из греческой. Еврейский алфавит с транскрипцией дошел до наших дней практически в неизменном виде. Несмотря на то, что в Средние Века разные регионы практиковали свою стилизацию, меняли буквы, эти изменения были незначительны. Такие модификации лишь украсили еврейский алфавит. С переводом на русский можно заметить несколько схожих букв даже сейчас.

Количество букв в алфавите: гласные и согласные

Сколько букв в еврейском алфавите - вопрос несложный. Еврейский алфавит включает в себя 22 буквы. Разницы между строчными и прописными буквами в написании нет. Но есть и особенности. Алфавит состоит только из согласных букв. Для написания гласных используются согласные.

Особенности еврейского алфавита

Алфавит еврейского языка для записи гласных букв использует систему (точек). Такие точки ставят над буквой или под ней. Помимо специальной системы для записи используются 4 согласные. Это алеф, гей, вав и йод. В идише эти буквы полностью утратили роль согласных и стали гласными.

Еврейский алфавит: 3 группы букв

Все буквы еврейского алфавита делятся на 3 группы: три «матери», 7 «двойных» и 12 «простых».

3 буквы первой группы указывают на сфирот Хохма, Бина и Даат.

«Двойные» буквы - это буквы, которые произносятся двояко.

«Простые» 12 букв указывают на ответвление, называются «12 границ диагоналей». Они обозначают 4 стороны света, верх и низ. 12 границ диагоналей отражают на связь между ними.

Еврейский алфавит: значение букв

Еврейский алфавит уникален. Он обладает скрытым смыслом, заложенным в порядке букв, произношении и правилах использования. Еврейский алфавит с переводом на русский обретает и предполагает детальную расшифровку и изучение. Скрытая информация также есть и в названиях, формах букв, как они написаны (если говорить о варианте написания в свитках Торы, тфилин или мезутот).

Значения чисел в еврейском алфавите

Еврейский алфавит, значение букв и чисел (гематрии) - это совокупность знаний, накопленных веками. Наличие информации к каждой букве - это дополнительная история, переданная из прошлых веков и дошедшая до настоящих дней. Каждое число связано со смысловым значением буквы, но может нести и отдельную историю.

Происхождение еврейского алфавита

Родоначальником еврейского алфавита стал древнесемитический или финикийский. Еврейский алфавит был заимствован из арамейского, постепенно добавляя что-то свое. Существует мнение, что еврейский алфавит древнее арамейского, но такая вероятность мала, так как евреи жили в соседстве с двумя алфавитами. А оно дает возможность использовать арамейские буквы в еврейском письме или наоборот. Писцы могли при письме путать буквы благодаря их схожести.

Еврейский алфавит с переводом и своими особенностями самостоятельно начинает свое существование уже позже. Доказательством являются многочисленные находки, надписи на пещере, колонне, монетах. Еврейский алфавит на русском языке можно прочитать ниже, с расшифровкой обозначения каждой буквы.

Алфавит, значения букв

1. «Алеф» (числовое значение буквы - 1). Это число означает единение всего существующего. Если мир - это множество всего, взаимодействующего между собой, то 1 - это единство всего.

2. «Бейс» (бет) (2). Если Алеф - это единство, то Бейс (бет) - это множество и разнообразие, то есть на двойственность природы и возможность соединения.

Если есть мир и человек, то предназначение человека - созидание, реализация заложенного в человеке потенциала. И в этом есть возможность или свобода выбрать, выбрать между добром и злом.

3. «Гимел» (3). Гимел - это вершина предполагаемого треугольника, который образован еще и первыми двумя буквами алфавита алефбет. Если алеф - это единство, бет - это множественность, то гимел - это связь между ними, соединение.

4. «Далет» (4). Буква далет символизирует бедного человека, далет - это открытая дверь, которая открывается перед нуждающимся, пришедшим за помощью. Но далет не обращена к гимел (предыдущей букве), что означает, что оказание помощи нуждающимся должно исходить от человека, но получивший эту помощь не должен знать, от кого он ее получает. Значение буквы 4 указывает на 4 стороны света. Сама буква состоит из двух линий, что означает распространение в длину и ширину.

5. «Гей» (ге й) (5). Еврейский алфавит в своей буквенной символике имеет особый смысл. В частности буква гей - это основа речи. Все произносимые звуки совершаются на выдохе, что и является основой этой буквы. Буква символизирует многообразие мира. Числовое значение соответствует 5 книгам Торы.

6. «Вов» (вав) (6). Число 6 символизирует совершенство мира. Каждую точку можно определить по 6 координатам: верх, низ. Также значение этой цифры подтверждается 6 днями. За 6 дней был сотворен мир. В грамматике буква вав - это соединительный союз, который связывает слова и части предложения.

7. «Заин» (7). Это духовность в материальном мире. 6 направлений, по которым можно определить любую точку, соединяются в центре седьмой точкой. 6 дней создания мира заканчиваются 7 днем, субботой. В мире всё имеет свое назначение, и всё имеет свою искру, что и является источником бытия. Символ искры - буква заин.

8. «Хет» (8). Буква хет связана с понятием харизмы, уникальности в глазах других людей. Этим качеством наделяется человек, достигший гармонии, которую отражают предыдущие еврейские буквы. Алфавит имеет и негативное значение. Например, буква хет может читаться как «грех». Смысл такой, что грехи лишают возможности увидеть и понять само мироздание, оставляя лишь материальные блага.

9. «Тес» (тет) (9). Буква - символ вечности и истины, символизирует значение добра. Также эта буква символизирует 9 месяцев беременности.

10. «Йод» (10). Малый размер буквы символизирует скромность. Создание мира было по 10 изречениям Бога. Буква также напоминает о 10 заповедях.

11. «Каф» (хаф) (20). Буква означает ладонь и соответствует практической деятельности. Эта буква первая в слове сила, корона. Она буквально проявляет потенциал человека.

12. «Ламед» (30). Буква символизирует сердце, обозначает учение. Буквальное значение «учить».

13. «Мем» (40). Эта буква начинает слово вода и обозначает фонтаны. Число 40 символизирует 40 дней, Моше Рабейну провел именно такое количество дней на горе Синай, получая Письменную Тору, 40 дней длился евреи скитались 40 лет, 40 поколений разделяет Моше до окончания Талмуда.

14. «Нун» (50). Буква символизирует верного и верующего человека. Вера как ключ к совершенству. Подавление веры ведет к 50 воротам духовной нечистоты. В переводе с арамейского языка означает "рыба".

15. «Самех» (60). Символизирует чудо. После 50 ступеней нечистоты Всевышний вывел людей из рабства с помощью чуда.

16. «Айн»(70). Сама буква означает глаз, но указывает на глубокий смысл Торы. Дословное значение буквы - Божественное провидение, всевидящий Бог. Каббала говорит, что у глаз есть 5 сил: правый глаз - 5 сил доброты, левый глаз - 5 сил строгости. Существует 70 языков, 70 народов мира, Вавилонское изгнание было 70 лет, продолжительность жизни короля Давида - 70 лет.

17. «Пе» (фе) (80). Буква символизирует силу речи, а в переводе с иврита означает "рот". И указывает на принцип еврейской юриспруденции. Устное свидетельство на суде возможно, если человек был лично свидетелем. А прежде, чем свидетельствовать на суде, человек должен подумать дважды.

18. «Цади» (90). Буква символизирует праведного человека. В обычной форме буква согнута, что предполагает скромность такого человека, в конечной форме буква выпрямлена, что обещает награду праведному человеку.

19. «Коф» (100). Буква переводится с иврита как "обезьяна" и символизирует двойственность. С одной стороны означает святость, с другой стороны духовную нечистоту (подражание обезьяны человеку).

20. «Реш» (200). В переводе с арамейского буква переводится как «голова». Символизирует грешника, гордыню, стремление к своему превосходству.

21. «Шин» (син) (300). Буква символизирует трех праотцов. Три праотца символизируют три вида служения: милосердие, строгость, гармония.

22. «Тав» (400). Буква символизирует правду, универсальность истины.

Значение числа в еврейском алфавите

Числовые значения букв отражают сущность вещей, их связь между собой. Несмотря на одинаковые числовые значения, вещи могут быть совершенно разными. Например, любые несколько слов, имеющих одинаковое число, могут быть совершенно разными. Одинаковые числа означают лишь то, что на создание этих вещей было положено одинаковое число Божественных сил.

Краткий самоучитель древнееврейского языка

Древнееврейский язык относится к семитской группе языков, в которую входят также (финикийский, арамейский, арабский, и др.). В последствии греки заимствовали письмо у финикийцев, а уже от греческого алфавита произошли латиница и кириллица/глаголица. Письменность на еврейском языке является одной из первых на земле. Предполагается что первые тексты вошедшие в Ветхий завет были датированы 1200 г. до н.э. Первая же письменность на этом языке зародилась в середине II-го тысячелетия до н.э.

В силу того, что писали тогда преимущественно на камне путём выбивания знаков каким-либо заострённым предметом удерживаемым левой рукой и ударами молотка зажатого в правой руке – писать было проще не с лево на право, а с права на лево. При этом не было разделения на заглавные и строчные буквы. Также, учитывая несовершенство и сложность письма – выбивались только буквы соответствующие согласным звукам. Например, слово “Человек” при такой системе письма было бы записано как “КВЛЧ”, а слова “Дом”, “Дома”, “Дама” были бы записаны одним и тем же образом – “МД”. Навык же правильного чтения текстов передавался изустно.

С середины I тыс. н.э. еврейские учёные (масореты – от еврейского слова “масора”, что значит предание) стали обозначать гласные с помощью особых диакритических значков, проставленных в библейском тексте. Общепринятой стала Тивериадская система обозначения гласных, получившая своё имя от города Тиверии на берегу Геннисаретского озера, где жили наиболее известные масореты (VIII-X вв.).

До конца I в.н.э., как показывают свитки Мёртвого моря, разные рукописи Библии сильно отличались друг от друга. С конца I в.н.э. все еврейские общины, где бы они не находились, стали пользоваться списками Библии почти тождественными друг другу - по крайней мере в том, что касается согласных букв.

Когда в XVI в., под влиянием гуманизма и Реформации, среди ученых христианской Европы пробудился интерес к древнееврейскому языку, им пришлось столкнуться с серьёзной проблемой. Оказалось, что в разбросанных по всему миру еврейских общинах сложились непохожие друг на друга традиции чтения священных текстов. Доминировали в то время ашкеназская и сефардская. Основанное на сефардской традиции произношение древнееврейских звуков (Рейхлиновое чтение) стало общепринятым в европейских университетах. Эта же фонетика была положена и в основу фонетики возрождённого в XX в. иврита.

Обозначение согласных букв на письме (в скобках указывается вариант написания символа находящегося в конце слова):

Написание

Произношение

בּ

גּ

דּ

ךּ) כּ)

ך) כ)

ם) מ)

ן) נ)

-

ףּ) פּ)

ף) פ)

ץ) צ)

שׂ

שׁ

תּ


Обозначение гласных на письме на примере буквы בּ . Стремясь сохранить неизменным основной текст Писания, масореты обозначали гласные различными комбинациями чёрточек и точек под и над буквами:

Написание

Произношение

בִּ

בֵּ

בֶּ

בַּ

בָּ

А или О

בֹּ

בֻּ

בְּ

בֱּ

בֲּ

בֳּ

Правила прочтения достаточно громоздки и, к сожалению, не могут быть детально освещены в столь кратком изложении. Вместе с тем, в текстах подстрочника и прилагаемых симфоний для всех слов написанных на иврите приводятся облегчённая транслитерация на русский язык.