Анатолий Комарицын: «Одиннадцать из выпуска стали адмиралами! В Русском географическом обществе

12-го февраля 2017 года на 71-м году жизни ушел из жизни выдающийся подводник и военно-морской деятель адмирал КОМАРИЦЫН Анатолий Алксандрович.

Анатолий Александрович родился в городе Советская Гавань Хабаровского края в 1946 году в семье моряка-катерника. Отец и мать были военными.

Окончил школу в Ангарске, куда семья переехала после хрущёвского сокращения вооружённых сил СССР. В 1969 году окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова. В 1981 году окончил Военно-морскую академию имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко, а в 1986 году - Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил имени К. Е. Ворошилова.

Отслужил на Камчатке, на подводных лодках 25 лет, из них полных 5 лет провёл в море и 3 года - под водой.

Прошел путь от лейтенанта - командира группы, до командующего флотилией атомных подводных лодок. Начал офицерскую службу на атомной подводной лодке проекта 627. В дальнейшем изучил все корабли, созданные известным конструктором Сергеем Никитичем Ковалевым.

С 1989 года -1-й заместитель командующего, в 1992-1994 годах - командующий флотилией подводных лодок Тихоокеанского флота.

Адмирал Комарицын на протяжении 12 лет был начальником Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны России и председателем Национального океанографического комитета Российской Федерации. Основным результатом его деятельности на этом посту стало поддержание мировой морской картографической коллекции России, превышающей коллекцию Великобритании и США вместе взятых. Под его редакцией вышли пятый и шестой том "Атласа океанов": "Человек и океан" (1996) и "Атлас Антарктики" (2005).

Под руководством Анатолия Александровича проведены исследования и подготовлена предварительная заявка по расширению и юридическому закреплению континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане за пределами 200 морских миль площадью 1,2 млн км?, с ресурсами нефти и газа свыше 5 млрд тонн условного топлива.

Профессор Комарицын возглавлял Русское географическое общество в непростые годы, однако сделал все возможное для сохранения бесценных фондов Общества.

Смерть Анатолия Александровича стала невосполнимой утратой для всех, кто его знал.

Прощание состоится в Морском корпусе имени Петра Великого (набережная Лейтенанта Шмидта, 17), отпевание пройдет в Морском Никольском соборе. О времени и дате будет сообщено дополнительно.

В отставке

Анатолий Александрович Комарицын (род. ) - советский и российский подводник, гидрограф, адмирал (), доктор технических наук (), профессор .

Начальник Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ и председатель Национального океанографического комитета РФ ( -), член Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО . В настоящее время является председателем Гатчинского морского собрания.

Биография

Служба на Камчатке

Отслужил на Камчатке, на подводных лодках 25 лет, из них полных 5 лет провёл в море и 3 года - под водой.

Прошел путь от лейтенанта - командира группы, до командующего флотилией атомных подводных лодок. Начал офицерскую службу на атомной подводной лодке проекта 627 . В дальнейшем изучил все корабли, созданные известным конструктором Сергеем Никитичем Ковалевым .

С 1989 года - первый заместитель командующего, в 1992-1994 годах - командующий флотилией АПЛ Тихоокеанского флота.

Создал теорию борьбы с авианосцами, за что награждён премией правительства СССР .

Руководитель Главного управления навигации и океанографии

Основным результатом на посту начальника Главного управления навигации и океанографии МО РФ стало поддержание мировой морской картографической коллекции России, превышающей коллекцию Великобритании и США вместе взятые . Под редакцией Комарицына вышли пятый и шестой том «Атласа океанов»: «Человек и океан» (1996) и «Атлас Антарктики» (2005).

Подготовил и издал несколько уникальных картографических произведений :

  • лучшая карта Северного Ледовитого океана (2002), получившая международный диплом,
  • карты Штокмановского месторождения и Териберского берега (где выходит на берег трубопровод Штокмановского месторождения),
  • карты побережий Ямала ,
  • карты шельфа Сахалина
  • цифровая карта озера Байкал ,
  • карты для прокладок практически всех подводных газопроводов России,
  • многие другие картографические произведения.

Участвовал в Международном годе океана.

Руководил рядом крупных гидрографических работ .

В частности, под его руководством проведены исследования и подготовлена предварительная заявка по расширению и юридическому закреплению континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане за пределами 200 морских миль площадью 1,2 млн км², с ресурсами нефти и газа свыше 5 млрд тонн условного топлива .

В Русском географическом обществе

  • Вице-президент Русского географического общества (2000-2002)
  • Президент Русского географического общества (2002-2009)
  • 2000 год в Архангельске
  • 2005 год в Кронштадте
  • 2009 год в Москве
  • 2010 год в Санкт-Петербурге

Один из инициаторов учреждения наградной Золотой медали РГО имени великого князя Константина Николаевича «За заслуги» .

Внес существенный вклад в деятельность РГО в условиях отсутствия государственной поддержки, спас фонды и богатства РГО .

В 2009 году ушёл с поста президента и предложил кандидатуру нового президента РГО - министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу .

Значительное внимание уделил вопросам изучения Байкала , организовал оцифровку картографических материалов, выпуск издания «Атлас озера Байкал. Прибрежная часть» , основные концептуальные вопросы относительно перспектив дальнейшего изучения озера Байкал сформулировал в послесловии к книге «Военные моряки Байкала» .

Напишите отзыв о статье "Комарицын, Анатолий Александрович"

Примечания

Предшественник:
профессор Юрий Петрович Селиверстов
11-й Президент Русского географического общества
-
Преемник:
генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу
Предшественник:
вице-адмирал Юрий Жеглов
Начальник Главного управления навигации и океанографии МО РФ
-
Преемник:
контр-адмирал Сергей Козлов

Отрывок, характеризующий Комарицын, Анатолий Александрович

Николай слез с лошади, остановился подле гончих с подъехавшими Наташей и Петей, ожидая сведений о том, чем кончится дело. Из за опушки выехал дравшийся охотник с лисицей в тороках и подъехал к молодому барину. Он издалека снял шапку и старался говорить почтительно; но он был бледен, задыхался, и лицо его было злобно. Один глаз был у него подбит, но он вероятно и не знал этого.
– Что у вас там было? – спросил Николай.
– Как же, из под наших гончих он травить будет! Да и сука то моя мышастая поймала. Поди, судись! За лисицу хватает! Я его лисицей ну катать. Вот она, в тороках. А этого хочешь?… – говорил охотник, указывая на кинжал и вероятно воображая, что он всё еще говорит с своим врагом.
Николай, не разговаривая с охотником, попросил сестру и Петю подождать его и поехал на то место, где была эта враждебная, Илагинская охота.
Охотник победитель въехал в толпу охотников и там, окруженный сочувствующими любопытными, рассказывал свой подвиг.
Дело было в том, что Илагин, с которым Ростовы были в ссоре и процессе, охотился в местах, по обычаю принадлежавших Ростовым, и теперь как будто нарочно велел подъехать к острову, где охотились Ростовы, и позволил травить своему охотнику из под чужих гончих.
Николай никогда не видал Илагина, но как и всегда в своих суждениях и чувствах не зная середины, по слухам о буйстве и своевольстве этого помещика, всей душой ненавидел его и считал своим злейшим врагом. Он озлобленно взволнованный ехал теперь к нему, крепко сжимая арапник в руке, в полной готовности на самые решительные и опасные действия против своего врага.
Едва он выехал за уступ леса, как он увидал подвигающегося ему навстречу толстого барина в бобровом картузе на прекрасной вороной лошади, сопутствуемого двумя стремянными.
Вместо врага Николай нашел в Илагине представительного, учтивого барина, особенно желавшего познакомиться с молодым графом. Подъехав к Ростову, Илагин приподнял бобровый картуз и сказал, что очень жалеет о том, что случилось; что велит наказать охотника, позволившего себе травить из под чужих собак, просит графа быть знакомым и предлагает ему свои места для охоты.
Наташа, боявшаяся, что брат ее наделает что нибудь ужасное, в волнении ехала недалеко за ним. Увидав, что враги дружелюбно раскланиваются, она подъехала к ним. Илагин еще выше приподнял свой бобровый картуз перед Наташей и приятно улыбнувшись, сказал, что графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей, про которую он много слышал.
Илагин, чтобы загладить вину своего охотника, настоятельно просил Ростова пройти в его угорь, который был в версте, который он берег для себя и в котором было, по его словам, насыпано зайцев. Николай согласился, и охота, еще вдвое увеличившаяся, тронулась дальше.
Итти до Илагинского угоря надо было полями. Охотники разровнялись. Господа ехали вместе. Дядюшка, Ростов, Илагин поглядывали тайком на чужих собак, стараясь, чтобы другие этого не замечали, и с беспокойством отыскивали между этими собаками соперниц своим собакам.
Ростова особенно поразила своей красотой небольшая чистопсовая, узенькая, но с стальными мышцами, тоненьким щипцом (мордой) и на выкате черными глазами, краснопегая сучка в своре Илагина. Он слыхал про резвость Илагинских собак, и в этой красавице сучке видел соперницу своей Милке.
В середине степенного разговора об урожае нынешнего года, который завел Илагин, Николай указал ему на его краснопегую суку.
– Хороша у вас эта сучка! – сказал он небрежным тоном. – Резва?
– Эта? Да, эта – добрая собака, ловит, – равнодушным голосом сказал Илагин про свою краснопегую Ерзу, за которую он год тому назад отдал соседу три семьи дворовых. – Так и у вас, граф, умолотом не хвалятся? – продолжал он начатый разговор. И считая учтивым отплатить молодому графу тем же, Илагин осмотрел его собак и выбрал Милку, бросившуюся ему в глаза своей шириной.
– Хороша у вас эта чернопегая – ладна! – сказал он.
– Да, ничего, скачет, – отвечал Николай. «Вот только бы побежал в поле матёрый русак, я бы тебе показал, какая эта собака!» подумал он, и обернувшись к стремянному сказал, что он дает рубль тому, кто подозрит, т. е. найдет лежачего зайца.
– Я не понимаю, – продолжал Илагин, – как другие охотники завистливы на зверя и на собак. Я вам скажу про себя, граф. Меня веселит, знаете, проехаться; вот съедешься с такой компанией… уже чего же лучше (он снял опять свой бобровый картуз перед Наташей); а это, чтобы шкуры считать, сколько привез – мне всё равно!
– Ну да.
– Или чтоб мне обидно было, что чужая собака поймает, а не моя – мне только бы полюбоваться на травлю, не так ли, граф? Потом я сужу…
– Ату – его, – послышался в это время протяжный крик одного из остановившихся борзятников. Он стоял на полубугре жнивья, подняв арапник, и еще раз повторил протяжно: – А – ту – его! (Звук этот и поднятый арапник означали то, что он видит перед собой лежащего зайца.)
– А, подозрил, кажется, – сказал небрежно Илагин. – Что же, потравим, граф!
– Да, подъехать надо… да – что ж, вместе? – отвечал Николай, вглядываясь в Ерзу и в красного Ругая дядюшки, в двух своих соперников, с которыми еще ни разу ему не удалось поровнять своих собак. «Ну что как с ушей оборвут мою Милку!» думал он, рядом с дядюшкой и Илагиным подвигаясь к зайцу.
– Матёрый? – спрашивал Илагин, подвигаясь к подозрившему охотнику, и не без волнения оглядываясь и подсвистывая Ерзу…
– А вы, Михаил Никанорыч? – обратился он к дядюшке.
Дядюшка ехал насупившись.
– Что мне соваться, ведь ваши – чистое дело марш! – по деревне за собаку плачены, ваши тысячные. Вы померяйте своих, а я посмотрю!
– Ругай! На, на, – крикнул он. – Ругаюшка! – прибавил он, невольно этим уменьшительным выражая свою нежность и надежду, возлагаемую на этого красного кобеля. Наташа видела и чувствовала скрываемое этими двумя стариками и ее братом волнение и сама волновалась.
Охотник на полугорке стоял с поднятым арапником, господа шагом подъезжали к нему; гончие, шедшие на самом горизонте, заворачивали прочь от зайца; охотники, не господа, тоже отъезжали. Всё двигалось медленно и степенно.
– Куда головой лежит? – спросил Николай, подъезжая шагов на сто к подозрившему охотнику. Но не успел еще охотник отвечать, как русак, чуя мороз к завтрашнему утру, не вылежал и вскочил. Стая гончих на смычках, с ревом, понеслась под гору за зайцем; со всех сторон борзые, не бывшие на сворах, бросились на гончих и к зайцу. Все эти медленно двигавшиеся охотники выжлятники с криком: стой! сбивая собак, борзятники с криком: ату! направляя собак – поскакали по полю. Спокойный Илагин, Николай, Наташа и дядюшка летели, сами не зная как и куда, видя только собак и зайца, и боясь только потерять хоть на мгновение из вида ход травли. Заяц попался матёрый и резвый. Вскочив, он не тотчас же поскакал, а повел ушами, прислушиваясь к крику и топоту, раздавшемуся вдруг со всех сторон. Он прыгнул раз десять не быстро, подпуская к себе собак, и наконец, выбрав направление и поняв опасность, приложил уши и понесся во все ноги. Он лежал на жнивьях, но впереди были зеленя, по которым было топко. Две собаки подозрившего охотника, бывшие ближе всех, первые воззрились и заложились за зайцем; но еще далеко не подвинулись к нему, как из за них вылетела Илагинская краснопегая Ерза, приблизилась на собаку расстояния, с страшной быстротой наддала, нацелившись на хвост зайца и думая, что она схватила его, покатилась кубарем. Заяц выгнул спину и наддал еще шибче. Из за Ерзы вынеслась широкозадая, чернопегая Милка и быстро стала спеть к зайцу.
– Милушка! матушка! – послышался торжествующий крик Николая. Казалось, сейчас ударит Милка и подхватит зайца, но она догнала и пронеслась. Русак отсел. Опять насела красавица Ерза и над самым хвостом русака повисла, как будто примеряясь как бы не ошибиться теперь, схватить за заднюю ляжку.
– Ерзанька! сестрица! – послышался плачущий, не свой голос Илагина. Ерза не вняла его мольбам. В тот самый момент, как надо было ждать, что она схватит русака, он вихнул и выкатил на рубеж между зеленями и жнивьем. Опять Ерза и Милка, как дышловая пара, выровнялись и стали спеть к зайцу; на рубеже русаку было легче, собаки не так быстро приближались к нему.
– Ругай! Ругаюшка! Чистое дело марш! – закричал в это время еще новый голос, и Ругай, красный, горбатый кобель дядюшки, вытягиваясь и выгибая спину, сравнялся с первыми двумя собаками, выдвинулся из за них, наддал с страшным самоотвержением уже над самым зайцем, сбил его с рубежа на зеленя, еще злей наддал другой раз по грязным зеленям, утопая по колена, и только видно было, как он кубарем, пачкая спину в грязь, покатился с зайцем. Звезда собак окружила его. Через минуту все стояли около столпившихся собак. Один счастливый дядюшка слез и отпазанчил. Потряхивая зайца, чтобы стекала кровь, он тревожно оглядывался, бегая глазами, не находя положения рукам и ногам, и говорил, сам не зная с кем и что.

Вчера, шестого июня, свой 70-летний юбилей отметил доктор технических наук, профессор, председатель Гатчинского Морского собрания адмирал Анатолий Комарицын. За 25-летнюю военно-морскую карьеру Анатолий Александрович прошел большой путь: от лейтенанта – командира группы, до командующего флотилией атомных подводных лодок Тихоокеанского флота.

Адмирал – это звучит гордо! О том, что стоит за этим званием, как складывался путь к нему, что было потом и что стало сейчас, мы поговорили с Анатолием Комарицыным в «штаб-квартире» Гатчинского Морского собрания – в Гатчинском Дворце молодежи.

Морская душа

Такие, как он, учатся всю жизнь. Отличная учеба в школе, сразу же по окончании ее получение технической специальности, практика на заводе…

В 1969 году Анатолий Комарицын окончил Тихоокеанское Высшее военно-морское училище им. С. Макарова по военной профессии штурман. В 1974 году – Высшие специальные Ордена Ленина классы ВМФ, в 1981 году – Военно-морскую академию, а в 1986 году – Академию Генерального штаба.

Офицерскую службу начал в 1969 году на атомной подводной лодке проекта 627. В 30 лет уже командовал атомоходом, в 35 – стал заместителем командира дивизии, а в 40 – стал командиром противоавианосного соединения атомных подводных лодок.

– Анатолий Александрович, что все-таки привело вас на военный флот?

– Я родился в городе Советская Гавань, на Дальнем Востоке. При царе он назывался Императорской Гаванью. Город расположен на берегу одноименного залива, который известен тем, что когда-то там, в бухте Постовой, после возвращения из экспедиции в Японию затонул знаменитый фрегат «Паллада». Семья моя была военно-морской – отец и мама воевали, служили в Военно-морском флоте, и мне просто было предначертано стать моряком.

После второго хрущевского сокращения Вооруженных сил в 1956 году мы уехали жить в Сибирь, в город Ангарск, который тогда еще только строился. Там я окончил одиннадцатилетнюю школу с политехническим обучением (я, кстати, токарь четвертого разряда). Параллельно учился в Высшей заочной математической школе при Новосибирской академии наук. Мы собирались там на учебу два раза в год. Лекции читали нам Холмогоров, Ландау, Иоффе…

– Вам было интересно?

– Очень интересно! Мы учились в удовольствие, никто нас не заставлял. Решали, консультировались друг с другом, с учителями. Я окончил Высшую математическую школу с правом поступления в Высшее техническое училище им. Баумана в Москве, но профессию выбрал другую. Сразу после Карибского кризиса был комсомольский набор в армию, и я отправился служить. Прошел курс молодого бойца и поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С. Макарова. Выпуск у нас был выдающимся – одиннадцать из нас стали адмиралами! Считаю, что мне повезло – меня не бросали во время учебы никогда, я не учился по кругу, как это часто бывает, а постоянно двигался вперед.

– Как складывалась ваша служба в дальнейшем?

– Я прослужил двадцать пять лет на Камчатке, пройдя путь от курсанта-стажера до командующего флотилией. Как-то подсчитали, что из этих двадцати пяти лет я полных пять лет провел в море и три года – под водой. Несколько лет я командовал противоавианосной дивизией, единственной на Дальнем Востоке (еще одна такая есть на Севере). Наша дивизия была нацелена на то, чтобы найти в океане и уничтожить противника. Чем мы и занимались. Они знали, по крайней мере, что мы есть, и побаивались…

– Вы были командиром большого соединения. Сложно было управляться с таким огромным коллективом?

– Когда я командовал дивизией, у меня было 22 экипажа подводных лодок – это пятнадцать кораблей и полторы тысячи человек! Естественно, построить их, и как-то наказать перед строем какого-нибудь разгильдяя было невозможно. Как до них докричаться?

Мои друзья-одноклассники, «бауманцы», сбросились и подарили мне телевизионную студию. В каждом помещении казарм офицеры установили телевизоры – по типу кабельного телевидения. Центр управления находился у меня. В кубриках велось наблюдение, и все знали, что оно ведется. Во второй раз ни один не попадался! За все это время у меня в таком огромном коллективе не было ни суицидов, ни побегов, ничего такого… Неуставные отношения были только поначалу, когда приходили новобранцы.

К тому же, мы очень много плавали, работа была у нас такая – некогда было ерундой заниматься. Воспитание шло постоянно: на лодке невозможны неуставные отношения – они там все одним воздухом дышат, одеты в одинаковую форму, едят одну и ту же пищу – что матрос, что офицер…

Главный океанограф

Анатолий Комарицын «сошел на берег» 1 сентября 1994 года – в звании вице-адмирала. В том же году был назначен начальником Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ (ГУНиО). Основным достижением адмирала Комарицына на этом посту стало поддержание на высочайшем уровне мировой морской картографической коллекции России.

– Под вашим руководством в ГУНиО был создан грандиозный многотомный труд «Атлас океанов»…

– Это была целая государственная система, которая лицензировала карты, поддерживала коллекцию морских навигационных карт на уровне мировой потребности. Всего в мире было три таких коллекции – у нас, в Великобритании и в Америке. Но те же американцы пополняли свою коллекцию, закупая уже готовые карты. У нас же было много именно таких материалов, которые мы сделали сами – наши гидрографы, в частности, отпахали всю Африку, весь Карибский бассейн.

Наши карты были, во-первых, красочнее, а во-вторых, они были точнее. В 1998 году наша карта Северного Ледовитого океана стала лучшей среди подобных. Сейчас она является единственной, которую используют во всем мире. Всего в нашей картографической коллекции было шесть с половиной тысяч экземпляров!

В «Атласе океанов», который был создан всем нашим коллективом, были и «Атлас проливов», и «Атлас Антарктиды»… Это огромный труд! Мы охватили все – гидрологию, животный и растительный мир, розу ветров, розу течений, соленость, прозрачность, гравитационное поле…

Пятый океан

В 2002 году Анатолий Комарицын стал одиннадцатым президентом Русского географического общества (РГО). Благодаря сформированному Комарицыным попечительскому совету, Общество выжило в период отсутствия государственной поддержки, были спасены его уникальные фонды.

– Какие задачи пришлось решать во время вашего президентства в РГО?

– Русское географическое общество было создано в 1845 году для пропаганды географических исследований. Это было время множества очень значимых открытий – первая кругосветка, открытие Антарктиды… Миклухо-Маклай, Пржевальский, Семенов-Тян-Шанский… Результаты всех этих исследований аккумулированы в библиотеке РГО – всего более 285 тысяч эксклюзивных раритетных изданий, сделанных при жизни самих путешественников и первооткрывателей!

Когда я возглавил РГО, ситуация в нем была очень плачевной, впрочем, такой она была тогда везде. Управления не было, деньги не приходили, мне нечем было выдавать людям зарплату. Но у меня было право заниматься коммерческой деятельностью – у нас была картографическая фабрика, которая тиражировала нашу продукцию. Используя это право, я брал всю прибыль под честное слово и выдавал нашим сотрудникам зарплаты. В общем, как-то вышли тогда из положения…

В советское время Общество существовало при Академии наук СССР, а потом началось – денег не стало: «Плывите, как хотите…». Мы боролись за то, чтобы историческое здание, в котором изначально размещалось РГО (СанктПетербург, переулок Гривцова, 12), передали в собственность. За эти девять лет я смог добиться у чиновников денег, чтобы хотя бы закрыть «дырки»: починить ветхую крышу, старую систему отопления… Все ведь там было уникальным – даже задвижки на окнах остались еще с тех времен!

Русское географическое общество тогда удалось уберечь от развала. Это была заслуга очень большого коллектива единомышленников, и я им очень благодарен за сотрудничество. К сожалению, многие из них оказались не у дел после реформирования РГО, когда центр общества переместился в Москву…

В 2009 году Анатолий Комарицын, сочтя свою миссию по сохранению РГО выполненной, предложил кандидатуру нового президента Русского географического общества генерала армии Сергея Шойгу, на тот момент министра по чрезвычайным ситуациям. Свои права и обязанности Комарицын передал новому президенту в ноябре 2010 года.

Байкал – новый океан?

В 1999 году под руководством адмирала Анатолия Комарицына была создана первая цифровая карта озера Байкал. В 2000 году он выступил в ЮНЕСКО с докладом «Байкал – экологическая модель пятого океана», где предложил создать под эгидой ООН еще одну часть «Атласа океанов» – «Озеро Байкал. Атлас зарождающегося океана».

– Байкал – пятый океан? Что это значит?

– У меня есть друг, географ и историк, член Русского географического общества Леонид Колотило. Его дед был первым исследователем Байкала, и сам Леонид Григорьевич многие годы изучает это озеро. В те времена Байкалом занимались военные моряки, туда отправляли целые экспедиции. Систематические наблюдения показали, что зеркало озера Байкал прирастало каждый год на три сантиметра. Расчеты ученых показали, что эта тенденция, возможно, когда-либо приведет к образованию еще одного – пятого по счету океана.

– Эта теория все еще актуальна, или что-то изменилось за последние годы?

– Да, изменилось. Последние наблюдения показывают, что прирост зеркала Байкала затормозился, и вроде бы даже намечается его уменьшение. Но это зависит от многих причин. Уменьшился сброс воды – если когда-то в Байкал впадало 367 речек и ручьев, а вытекала из него лишь одна Ангара, то теперь речек и ручьев стало меньше, а Ангара как вытекает, так и втекает в озеро. Когда-то там была тайга непроходимая, а сейчас вырубаются леса, строятся дороги. Изменился климат, появились засухи. Последствия урбанизации…

Гатчинское Морское собрание

Инициатором создания Гатчинского Морского собрания, как известно, стала группа единомышленников во главе с депутатом, директором Гатчинского Дворца молодежи Юрием Назаровым. Получив официальную регистрацию, Морское собрание Гатчины стало членом Ассоциации Морских собраний, куда входят такие города, как Новороссийск, Севастополь, Владивосток, Вологда, Сочи, Екатеринбург.

В числе основных задач Морского собрания – объединение усилий офицеров и мичманов в защите социальных прав, чести и достоинства ветеранов флота и членов их семей. Но это далеко не единственные цели Гатчинского Морского собрания…

– Анатолий Александрович, вы возглавляете Гатчинское Морское собрание с 2002 года. Расскажите, пожалуйста, о своей деятельности на этом посту.

– В 1999 году в Гатчине при школе-интернате были открыты морские кадетские классы, и именно этих молодых людей стало опекать Гатчинское Морское собрание. Отцы-основатели Гатчинского Морского собрания во главе с Юрием Назаровым придумали действительно нечто новое – такой кадетской организации больше нигде не существует, ведь наши кадеты не являются ведомственными…

– Каковы главные задачи Морского собрания на данный момент?

– Воспитание подрастающего поколения, в том числе патриотическое. У нас сейчас большая беда с историей – в учебниках разнобой, много неправды или слишком мало сказано о важных исторических событиях. Материалы о Второй мировой войне, о Великой Отечественной войне скомканы до неприличия. Так же нельзя! Хорошо, что наконец-то перешли к созданию нового единого учебника по истории.

Мы стараемся восполнять у ребят эту нехватку знаний, проводим уроки мужества. Над этим трудятся воспитатели кадетских классов, кураторы, которые встречаются с ребятами, рассказывают, читают им лекции. Это люди с очень большим опытом.

За эти годы уже более сорока ребят из гатчинских кадетских классов окончили военно-морские учебные заведения и стали офицерами. Они часто приезжают сюда, один выпускник уже работает в Главном штабе ВМФ в Санкт-Петербурге…

– Несмотря на морскую душу, Гатчина все же не морской город. Как вы обходитесь без моря?

– Конечно, я скучаю по морю, хоть оно и не так далеко. Выйдя на пенсию, познакомился с горами. Горы меня завораживают, но к морю тянет по-прежнему.

Есть у меня сейчас такая работа – собрал небольшую команду военно-морских отставников, которые занимаются гидрографическими исследованиями. Иногда с ними в командировки езжу, управляю катерами. Мне это нравится. Но поскольку моря здесь нет, в отсутствие катера езжу на машине…

– Вы – счастливый человек?

– Да, я – счастливый человек. У меня получилось все, что я хотел…

Комарицын Анатолий Александрович

Начальник Главного Управления навигации и океанографии (ГУНиО МО) Министерства обороны, начальник Гидрографической службы ВМФ.
Родился в июне 1946 года в городе Советская Гавань в семье моряка - катерника. Отец и мать были военными. После знаменитого хрущевского сокращения семья переехала в сибирский город Ангарск, где он окончил среднюю школу.
Образование высшее - Тихоокеанское Высшее военно - морское училище, по военной профессии - штурман. Занимался спортом.
Прошел путь от лейтенанта - командира группы, до командующего флотилией атомных подводных лодок. Начал офицерскую службу на атомной подводной лодке проекта 627. В дальнейшем изучил все корабли, созданные известным конструктором Сергеем Никитичем Ковалевым. Морские офицеры, которым довелось служить под началом Анатолия Комарицына, считают его истинно боевым подводником.
25 лет отслужил на Камчатке. Окончил Высшие специальные Ордена Ленина классы ВМФ, Военно - морскую академию, Академию Генерального штаба.
Сегодня в подчинении ГУНиО МО находятся гидрографические службы флотов и части центрального подчинения, к которым относятся Государственный научно - исследовательский навигационно - гидрографический институт, Центральное картографическое производство и Центральная картографическая фабрика, около 300 исследовательских океанографических и гидрографических судов. Ведется переписка с 70 иностранными гидрографическими службами и организациями. Изучаются, готовятся описания и создаются навигационные карты. В 1999 году, например, в ГУНиО была создана лучшая навигационная карта рельефа дна Северного Ледовитого океана, которая получила международный диплом.
Не любит, когда много болтают и ничего не делают. Себе этого не позволяет.
Кандидат военных наук, профессор Академии военных наук. Действительный член Международной академии информатизации при ООН.
Считает, что быть адмиралом - уже счастье. А три звезды на погоне - удача.
Не сачковал, учился, служил честно. Непосредственно под водой провел более пяти лет. В 30 лет командовал атомоходом, в 33 - ушел в Академию, еще через два года стал заместителем командира дивизии. А в 40 командовал противоавианосным соединением атомных подводных лодок.
Награжден орденами "За военные заслуги", Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах", а также 14 медалями.
Женат. Сын - подводник, выпускник Высшего военно - морского училища подводного плавания.
Хобби - автомобильная езда.
Почетный член Морского собрания. Уверен - должно существовать что - то, объединяющее людей, послуживших морю - и военных, и гражданских. Этой организации необходимо всячески помогать.
Считает, что Военно - морской флаг Советского Союза ничем себя не запятнал, ни в одну войну. Под ним не сдался ни один корабль. И этот флаг незаслуженно заменен на Андреевский. Хотя предлагалось оставить оба флага, придав Андреевскому статус походного.
А океан - он безграничный...


Адмирал Анатолий Александрович Комарицын и Сергей Евгеньевич Нарышкин в Морском собрании города Гатчины. 29 июля 2016 года.

Анатолий Александрович Комарицын (6 июня 1946 - 12 февраля 2017) - советский и российский военачальник, адмирал (1996), доктор технических наук (2001), профессор.

Начальник Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ и председатель Национального океанографического комитета РФ (1994-2006), член Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО. Был председателем Гатчинского морского собрания.

Вице-президент Русского географического общества (2000-2002), президент Русского географического общества (2002-2009).

Биография

Родился в городе Советская Гавань Хабаровского края в 1946 году в семье моряка-катерника. Отец и мать были военными.

Окончил школу в Ангарске, куда семья переехала после хрущёвского сокращения вооружённых сил СССР. В 1969 году окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова. В 1981 году окончил Военно-морскую академию имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко, а в 1986 году - Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил имени К. Е. Ворошилова.

Служба на Камчатке

Отслужил на Камчатке, на подводных лодках 25 лет, из них полных 5 лет провёл в море и 3 года - под водой.

Прошел путь от лейтенанта - командира группы, до командующего флотилией атомных подводных лодок. Начал офицерскую службу на атомной подводной лодке проекта 627. В дальнейшем изучил все корабли, созданные известным конструктором Сергеем Никитичем Ковалевым.

С 1989 года - 1-й заместитель командующего, в 1992-1994 годах - командующий флотилией подводных лодок Тихоокеанского флота.

Создал теорию борьбы с авианосцами, за что награждён премией правительства СССР.

Руководитель Главного управления навигации и океанографии

Основным результатом на посту начальника Главного управления навигации и океанографии Минобороны России стало поддержание мировой морской картографической коллекции России, превышающей коллекцию Великобритании и США вместе взятые. Под его редакцией вышли пятый и шестой том «Атласа океанов»: «Человек и океан» (1996) и «Атлас Антарктики» (2005).

Подготовил и издал несколько уникальных картографических произведений:

  • карта Северного Ледовитого океана (2002), получившая международный диплом,
  • карты Штокмановского месторождения и Териберского берега (где выходит на берег трубопровод Штокмановского месторождения),
  • карты побережий Ямала,
  • карты шельфа Сахалина
  • цифровая карта озера Байкал,
  • карты для прокладок практически всех подводных газопроводов России.

Участвовал в Международном годе океана. Руководил рядом крупных гидрографических работ.

Под его руководством проведены исследования и подготовлена предварительная заявка по расширению и юридическому закреплению континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане за пределами 200 морских миль площадью 1,2 млн км, с ресурсами нефти и газа свыше 5 млрд тонн условного топлива.

В Русском географическом обществе

Адмирал Анатолий Александрович Комарицын выступает на Учёном совете Русского географического общества. 22 ноября 2005 года. Адмирал Анатолий Александрович Комарицын выступает на Учёном совете Русского географического общества. 22 ноября 2005 года.
  • Вице-президент Русского географического общества (2000-2002)
  • Президент Русского географического общества (2002-2009)

Участник четырёх съездов РГО:

  • 2000 год в Архангельске
  • 2005 год в Кронштадте
  • 2009 год в Москве
  • 2010 год в Санкт-Петербурге

Один из инициаторов учреждения наградной золотой медали РГО имени великого князя Константина Николаевича «За заслуги».

Внес существенный вклад в деятельность РГО в условиях отсутствия государственной поддержки, спас фонды и богатства РГО.

В 2009 году ушёл с поста президента и предложил кандидатуру нового президента РГО Сергея Шойгу.

Значительное внимание уделил вопросам изучения Байкала, организовал оцифровку картографических материалов, выпуск издания «Атлас озера Байкал. Прибрежная часть», основные концептуальные вопросы относительно перспектив дальнейшего изучения озера Байкал сформулировал в послесловии к книге «Военные моряки Байкала».

В 2000 году адмирал Комарицын выступил в ЮНЕСКО с докладом «Байкал - экологическая модель Мирового океана», где предложил создать ещё одну часть «Атласа океанов»:

"Необходимо издать под эгидой ООН атлас: «Озеро Байкал. Атлас зарождающегося океана» ". - А. А. Комарицын. (Из доклада на Международной океанографической комиссии ЮНЕСКО, 2000 год.)
Адмирал Комарицын награждает медалью «За заслуги» Русского географического общества члена учёного совета Леонида Колотило

В 2001 году по указанию А. А. Комарицына Картоиздательским производством ТОФ был отпечатан «Атлас озера Байкал. Прибрежная часть» (Адмиралтейский номер 65064) в масштабе 1:50000, вышедший под эгидой ГУНиО.

Адмирал Анатолий Александрович Комарицын с супругой. 20 мая 2016 года. Гатчина. Вдали Приоратский дворец. Фото из книги об адмирале Комарицыне «Никто кроме нас»