Абд аль-Кадир аль-Джазаири, национальный герой Алжира. Абд аль-Кадир: биография Поражение абд аль кадира

06 сентября 1808 - 26 мая 1883

арабский эмир, национальный герой Алжира, полководец, учёный, оратор и поэт

Биография

Происходил из весьма древнего и знатного марабутского (священнического) рода в Оране .

Во Франции он жил под мягким, почётным надзором со своими родными, пока Наполеон III не освободил его, назначив пенсию. 21 декабря 1852 он переехал в Бурсу , а затем поселился в Дамаске , где летом 1860 вступился за подвергавшихся жестокому преследованию христиан. С тех пор его тихая, созерцательная жизнь прерывалась только предпринимаемыми им по временам странствованиями на богомолье. Он ещё раз совершил хадж в Мекку, посетил в 1867 Всемирную выставку в Париже и в ноябре 1869 присутствовал при открытии Суэцкого канала.

Абд аль-Кадир написал весьма интересное религиозно-философское сочинение, которое Гюстав Дюга (фр. Gustave Dugat) перевёл с арабского на французский под заглавием: «Rappel ? l’intelligent; avis ? l’indiff?rent» (Париж, 1858).

По милости Всевышнего Аллаха мы вступили в последние десять дней благословенного месяца Рамадан. Одной из милостей, дарованных Создателем верующим в эти дни и ночи – возможность застать и провести в поклонении ночь Ляйлятуль-Кадр.

Сура 97 «аль-Кадр» «Ночь Предопределения»

Мекканская сура.

В ней говорится о начале ниспослания Священного Корана и о достоинствах Ляйлятуль-Кадр (Ночи Предопределения). Всевышний Аллах выделил ее из общего ряда ночей года особым почетом и величием. Ценность этой ночи и ее тайны, а также блага, которыми одаряет Всевышний Аллах Своих верующих рабов в эту благословенную ночь, – неисчислимы. Мы не знаем всего: многие вещи, касающиеся Ляйлятуль-Кадр, неизвестны нам и непостижимы.

Причина ниспослания

Ибн Аби Хатим передает от Муджахида, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал своим сподвижникам о воине-иудее, который носил оружие тысячу месяцев, ни разу не сложив его. Мусульмане были поражены, услышав это. После этого была ниспослана данная сура, где сказано, что поклонение в Ляйлятуль-Кадр, дарованное этой умме, лучше, чем тысяча месяцев войны на пути Аллаха, в которой участвовал этот воин.

Название суры

Первое значение слова «кадр» - это величие, почет или достоинство. Имам аз-Зухри и другие ученые считали, что Ляйлятуль-Кадр – это ночь Величия и ночь Почета. Абу Бакр Варрак считал, что эта ночь названа так, потому что мусульманин может приобрести данные качества (обрести достоинства, стать человеком чести) в результате раскаяния, обращаясь к Господу за прощением и проведя эту ночь в поклонении своему Создателю.

Второе возможное значение слова «кадр» - предопределение. Считается, что эта ночь была названа так, поскольку судьба отдельного человека и целых народов, предопределенная для них Всевышним Аллахом в вечности, передается для воплощения особым ангелам, ответственным за реализацию предопределения. Информация о событиях жизни каждого человека, времени его смерти, его пропитании, количестве осадков и всех прочих вещах передается этим ангелам на осуществление в течение года – от одного Рамадана до другого. Ибн Аббас говорил, что за это отвечают четыре ангела: Исрафиль, Микаиль, Израиль и Джибриль, мир им.

Когда наступает Ляйлятуль-Кадр?

В Коране однозначно утверждается, что эта ночь приходится на благословенный месяц Рамадан, но на какую именно ночь – не сообщается. Посему этот вопрос стал предметом дискуссий ученых. Существует приблизительно сорок мнений на этот счет.

От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается хадис:

«Ищите Ляйлятуль-Кадр в нечетные дни последней декады Рамадана».

Передал ʼУбада ибн ас-Самит, да будет Аллах им доволен:

«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вышел, чтобы сообщить нам о ночи Ляйлятуль-Кадр, но тут двое мусульман стали спорить друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о ночи Ляйлятуль-Кадр, но такой-то и такой-то поспорили друг с другом, и меня лишили знания о ней. Может быть, так будет лучше для вас. Ищите же ее за девять, за семь и за пять ночей до конца Рамадана!»».

Эти и другие хадисы и сообщения о дате Ляйлятуль-Кадр можно согласовать между собой так: это может быть любая из десяти нечетных ночей, и она может меняться из года в год, то есть с наибольшей вероятностью это 21, 23, 25, 27 или 29 ночь месяца Рамадан.

Учёные так объясняют мудрость сокрытия Аллахом точной даты наступления этой ночи: если бы она была оглашена, то большинство, поклоняясь в эту конкретную ночь, оставило бы поклонение в другие ночи. Тогда как ее сокрытие в одной из последних десяти ночей Рамадана мотивирует поклоняться больше и, соответственно, увеличить награду в разы. Также знание точной даты чревато тем, что верующие, не способные оставить свои грехи, застав эту ночь, не смогут воздержаться от греха, а совершение греха сознательно в эту ночь опасно для имана.

Транскрипция суры «АЛЬ-КАДР»

Бисмилляяхир-Рахмаанир-Рахиим

Инна Анзальнаху Фи Ляйлятиль-Кадр.

Уа Ма Адрака Ма Ляйлятуль-Кадр.

Ляйлятуль-Кадри Хайрун Мин Альфи Шахр.

Таназзалюль-Маля`икату Уар-Руху Фиха Би`изни Раббихим Мин Кулли Амр.

Салямун Хийа Хатта Матля`иль-Фаджр.

Как определить наступление этой ночи?

Самый надежный способ – провести в поклонении все десять последних ночей Рамадана. Если не получается, то хотя бы нечетные. Также можно попытаться определить эту ночь по ее характерным признакам. В хадисах упоминаются следующие признаки Ляйлятуль-Кадр:

  • Она бывает светлой, ясной, не жаркой и не холодной (с учетом климата конкретной местности).
  • Луна в эту ночь яркая.
  • Ветер дует с умеренной силой.
  • Верующие ощущают особое спокойствие и благодать в эту ночь.
  • После нее утром солнце восходит без лучей – круглое, как полная Луна. Ученые говорят, что этот признак – основной, он присутствует обязательно.

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْر

1.Мы, поистине, низвели его (Коран) в ночь Предопределения.

Эта ночь отмечена прежде всего тем, что именно в нее Священный Коран был ниспослан целиком из Хранимой Скрижали (Ляух аль-Махфуз) на небо этого мира.

Коран обрел словесную форму и был зафиксирован первоначально в Хранимой Скрижали. И из шариатских текстов следует, что передача Корана в виде откровения произошла именно из Ляуха. Наш господин Джибриль, мир ему, по повелению Всевышнего Аллаха спустил Коран из Ляуха на небо земного мира. Это мнение назвал самым верным имам ат-Табари в своем тафсире, передавая его от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом. Сама форма глагола «أنزل» указывает на однократность, что подтверждает мнение ученых, согласно которому в аяте говорится именно о ниспослании Корана в Ляйлятуль-Кадр полностью.

Имам Абу Суʼуд пишет:

«Под «ниспосланием» в этом аяте подразумевается ниспослание Корана целиком на небо этого мира. И передается, что он был ниспослан именно целиком в Ляйлятуль-Кадр из Хранимой Скрижали (Ляух аль-Махфуз) на небо этого мира».

Затем Джабраиль, мир ему, постепенно в течение двадцати трех лет передавал его Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

В некоторых сообщениях упоминаются также ангелы-писцы, которые диктовали текст Корана Джабарилю, мир ему, однако имам аль-Куртуби передает от Абу Бакра ибн аль-Араби, что это не соответствует действительности:

«Не было посредника (промежуточного звена) между Аллахом и Джабраилем, как не было его затем между Джабраилем и Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует».

وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ

2.Откуда ты мог знать, что такое ночь Предопределения?

Откуда ты, Мухаммад, получил знание о том, что такое Ночь Предопределения (или Ночь Величия и Почета)? Вопрос в такой форме – это известный в арабской риторике прием, подчеркивающий особую значимость и достоинства того, о чем говорится.

Затем Всевышний Аллах называет три особенности этой ночи, составляющие ее величие.

لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْر

3.Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев.

Поклонение, совершенное в ночь Предопределения или ночь Величия и Почета лучше, чем непрерывное поклонение в течение тысячи месяцев, то есть примерно восьмидесяти трех лет, в которые нет этой ночи.

В достоверном хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Тому, кто проведет Ляйлятуль-Кадр в намазе с верой и надеждой (на награду), будут прощены все прошлые грехи».

Аиша, да будет доволен ею Аллах, однажды спросила у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, какие дуа ей следует читать, если она застанет эту ночь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал ей произносить следующее дуа:

للَّهُمَّ إِنَّكَ عُفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

«Аллахумма иннака ʼафуввун тухиббуль-ʼафва фаʼфу ʼанни».

«О Аллах, поистине, Ты Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!».

В другом хадисе говорится:

«Кто в Ляйлятуль-Кадр совершит намазы магриб и иша джамаатом, тот получит долю (из благ) Ляйлятуль-Кадр».

Муфтий Мухаммад Шафиʼ Усмани пишет:

«Если человек совершит ночной и утренний намазы джамаатом, он получит благословение и награду Ляйлятуль-Кадр. Чем больше поклонения он совершит в эту ночь, тем больше будет его доля от ее благодати. В «Сахих» Муслима говорится, что наш господин Усман, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек совершит ночной намаз (иша) джамаатом, он получит столько благословений, будто провел половину этой ночи в поклонении. А если он совершит утренний намаз (фаджр) джамаатом, он получит столько благ, будто провел в поклонении всю эту ночь целиком»».

تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمْر

4.Ангелы и Дух (Джабраиль) спускаются в нее (в эту ночь) с разрешения их Господа (на Землю) со всеми (Его) повелениями.

Вторая особенность этой ночи: в Ляйлятуль-Кадр ангелы, среди которых Джабраиль, мир ему, спускаются по приказу Аллаха на Землю, чтобы выполнить все предопределенное Господом от этой ночи до Ляйлятуль-Кадр будущего года. Это толкование передается от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом.

Спустившись, ангелы также говорят «амин» в ответ на дуа верующих, проводящих Ляйлятуль-Кадр в поклонении Аллаху и мольбах, пока не наступит время утреннего намаза следующего дня.

Также передается, что ангелы приветствуют салямом каждого верующего, которого застают за поклонением в эту ночь, и просят прощения за его грехи.

سَلَامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْر

5.Она благополучна до наступления рассвета.

Третья особенность Ляйлятуль-Кадр: день перед ней и сама ночь до рассвета благополучна – в это время происходит лишь благое.

Ибн Касир пишет:

«Эта ночь лишена зла и вреда».

Хвала Аллаху, на этом тафсир суры «аль-Кадр» завершен.

Аль-Вахиди, «Асбаб нузуль аль-Куран», с. 486. Также см. Ибн Касир (Тайба), 8/442 – 443. «Маʼариф аль-Куран», 8/843. Там же. Основа этого – в тафсире аль-Куртуби. «Маʼариф аль-Куран», 8/845. Бухари. Бухари. Фуда «аш-Шарх аль-Кабир», 580 – 582. Абу Суʼуд, 9/182. Аль-Куртуби, 22/391. Аль-Куртуби, 22/393. Бухари, № 1901; Муслим, № 760 и др. Передал ат-Тирмизи, № 3513; и др. Передали аль-Байхакы и Ибн Аби Шейба. «Маʼариф аль-Куран», 8/848. Аль-Куртуби, 22/396. Там же, 22/395. Там же, 22/396. Ибн Касир (Тайба), 8/445.

Абд Аль-Кадир (6.9.1808 -26.5.1883), национальный герой Алжира, полководец, учёный, оратор и поэт. Принадлежал к влиятельному феодальному роду. В 1832-1847 годы возглавлял восстание против французской оккупации Алжира (см. Абд алъ-Кадира восстание). В 1832 восставшие племена провозгласили Абд Аль-Кадира правителем Западного Алжира (вскоре он принял титул эмира). В 1847- 1852 был в плену во Франции, в 1853- 1854 жил в Бурсе, с 1855 в Дамаске, где занимался богословием. Во время христианского погрома в Дамаске в 1860 г. выступил за прекращение вражды между друзами и маронитами, раздувавшейся французскими колониальными властями.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Абд аль-Кадир (1808-1883) - национальный герой Алжира и с 1831 вождь борьбы алжирского народа против французских колонизаторов. Родился в Вадиаль-Хаммам близ города Маскара на западе Алжира в семье Махи ад-Дина, шейха племени Хашим и главы (мукаддама) военно-религиозного братства Кадырийя. Получив религиозно-философское образование в Алжире, совершил вместе с отцом в 1825-1828 поездку по странам арабского Востока. С 1831 принимал участие в сопротивлении вторгшимся в Алжир французам. В ноябре 1832 избран племенами Зап. Алжира эмиром и создал государство, существовавшее до 1847. А. аль-К. дважды (в 1834 и 1837) вынуждал французов заключать с ним мир. Одаренный поэт, оратор и тонкий знаток арабо-исламской литературы, собиратель ценных книг и рукописей. В 1847-1852 жил в плену во Франции, в 1853-1855 в Брусса, в Турции, а затем до конца жизни - в Дамаске, занимаясь литературой и богословием. Вел переписку с Шамилем, сосланным в Калугу. В 1860 спас от смерти тысячи христиан Дамаска во время вспышки религиозной розни, за что получил награды множества стран, включая Россию. Пользовался значительным авторитетом как в мусульманском мире, так и в Европе. Вокруг него сформировалась в Дамаске многочисленная алжирская диаспора, издавал газету «Аль-Мухаджир» («Эмюрант»),

P. Г. Ланда.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 23.

Абд-Аль-Кадир, Насир-ад-дин ибн Мухиддин аль-Хасани (1808-26.V. 1883), - руководитель освободительного борьбы алжирского народа против французских колонизаторов, национальный герой Алжира. Принадлежал к влиятельному феодальному роду. Родился в местечке Гетна, близ Маскары (Алжир). Получил религиозно-философское образование. В 1832 году племена Западного Алжира провозгласили Абд-Аль-Кадира султаном (вскоре он принял титул эмира). Талантливый полководец, умный и энергичный политик, Абд-Аль-Кадир в 1832-1847 годы возглавлял восстание против французской оккупации Алжира (см. Абд-аль-Кадира восстание). Абд-Аль-Кадир - ученый, оратор и поэт, способствовал созданию в Алжире народных школ, собрал библиотеку редких книг и рукописей. В 1847-1852 годы находился в плену во Франции; затем жил в Дамаске, где занимался богословием. В 1860 году, во время христианского погрома в Дамаске, спровоцированного агентами Франции, выступил за прекращение вражды между друзами и маронитами и спас жизнь 1,5 тысяч христиан, за что получил от французского правительства большой крест Почетного легиона, а от русского - орден Белого орла.

А. И. Мальцева. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Сочинения: Rappel а l"intelligent, avis а l"indifférent, trad. par G. Dugat, P., 1858.

Литература: Azan P., L"émir Abd el-Kader, P., 1925; Бу Азиз Яхья, Батль аль-кифах аль-амир Абд-аль-Кадир аль-Джазаири (Боевой герой эмир Авд аль-Кадир аль-Джаааири), Тунис, 1957.

Абд-эль-Кадер (1808-1883) - арабский политический и военный деятель, вождь национальной борьбы за независимость Алжира против Франции. В 1832 году Абд-эль-Кадер был избран эмиром племён западного Алжира. Сплотив эти племена в единый союз, Абд-эль-Кадер создал на их территории арабское государство (эмират), основной задачей которого была организация партизанской войны против французов. Вместе с тем в борьбе с французами Абд-эль-Кадер успешно применял оружие дипломатии. 25.II 1834 года он заключил мирное соглашение с губернатором Орана - генералом Демишелем, по которому французы признали власть Абд-эль-Кадер над всем западным Алжиром (за исключением Орана и прилегающей к нему береговой полосы). В 1835 году французы возобновили воину против А., но потерпели поражение. По новому мирному соглашению, заключённому Абд-эль-Кадером с маршалом Бюжо в Тафне (30.V 1837), французы признали его власть не только над западной, но и над центральной частью Алжира. Абд-эль-Кадер, со своей стороны, отказался от притязаний на провинцию Константину и гарантировал французам свободу торговли на своей территории. В 1839 году французы, сосредоточив в Алжире 100-тысячную армию, вдвое превышавшую силы Абд-эль-Кадера, нарушили соглашение в Тафне и вторглись на территорию эмирата. Потеряв свою территорию, Абд-эль-Кадер бежал в 1844 года в Марокко. Преследуя его, французы вторглись в Марокко, разгромили марокканцев и навязали им мирный договор (10.IX 1844), по которому Абд-эль-Кадер был объявлен вне закона и Марокко обязалось прекратить ему помощь. Абд-эль-Кадер вернулся в Алжирскую Сахару и продолжал там борьбу до конца 1847, когда в результате предательства был взят в плен французами. Абд-эль-Кадер до 1852 года находился во Франции в заключении; после освобождения жил в Сирии.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Сочинения:

Rappel a 1"intelligent, avis a 1"in-different, trad. par. G. Dugat, P., 1858.

Литература:

Оганисьян Ю., Абд-аль-Кадир, М., 1968;

Бу Азиз Яхья, Батльаль-кифахаль-амирАбд-аль-Кадираль-Джазаири (БоевойгеройэмирАбдаль-КадиральДжазаи-ри), Тунис, 1957.

Хмелева Н. Г. Государство Абд аль-Кадира Алжирского. М., 1973;

Azan P., L"émir Abd el-Kader, P., 1925;

Kaddache М. L"emir Abdelkader. Madrid, 1974; Lacoste.

Nouschi A., Prenant A. L"Alg6rie: passe et present. P., 1960.

Последователи мусульманских тарикатов были той силой, которая зачастую и противостояла европейским колонизаторам, пытающимся завоевать страны Востока. Суфии активнейше участвовали в борьбе против империализма на Северном Кавказе, в Африке, в Индии, в Центральной, а также Юго-Восточной Азии. Суфии очень часто становились стержнем сопротивления восстающих войск.

Абд аль-Кадир аль-Джазаири поднял знамя борьбы среди жителей Алжира. Он был сыном шейха, и сам являлся последователем суфизма. О ни до сих пор является национальным героем Алжира, который известен ничуть не менее поистине легендарного ливийца Омара аль-Мухтара, который вышел из сануситского тариката.

Как предводитель муджахидов, Абд аль-Кадир аль-Джазаири прославился уже в 17 лет - столь малый возраст не смог стать препятствием на пути его славе, признанию его авторитета среди воинов-мусульман. Как о поэте, мы до сих пор знаем о нём очень мало, однако он является автором суфийской поэмы, имеющий очень глубокий смысл. Также, он известен, как широкий общественный деятель и богослов.

Абд аль-Кадир аль-Джазаири, руководитель борьбы, направленной против французов, отличался от своих сверстников ещё с детства - тягой к знаниям. Той самой чертой, которая отличает многих впоследствии великих людей, прославленных своим познанием и мудростью.

Он очень много изучал Коран, также многие другие науки, доступные и столь необходимые в то время. Помимо прочего, изучал он и иностранные языки. В самом раннем возрасте, Абд аль-Кадир уже совершил Хадж вместе со своим отцом. По пути туда, он побывал в нескольких городах исламского мира, сумев вернуться на родину до того, как началась её колонизация.

Абд аль-Кадир аль-Джазаири наряду с ещё несколькими людьми возглавил местное сопротивление. Как только французы высадились, они тут же встретили ожесточённое сопротивление от местного населения.

Он обладал мужеством и умением, за которое его провозгласили своим эмиром несколько племён сразу. Признание, как политического лидера не вскружило юному Абд аль-Кадиру аль-Джазаири голову, и он мудро воспользовался полученной властью. Преодолев раздробленность нескольких групп населения, он попытался создать одно, единое государство, столица которого находилась бы в Маскаре. Что характерно, в сложившейся ситуации его поддержали и улемы, а это было очень немаловажно!

И в течении нескольких дальнейших лет, алжирцы, у которых во главе стоял Абд аль-Кадир аль-Джазаири, сумели блокировать некоторое количество французских гарнизонов. В 1834 году колониальные власти признали необходимость заключения мирного договора. Однако, те же французы уже через год решили нарушить условия мирного договора, за что были жестоко покараны. Их отряды были разбиты, и они опять, уже во второй раз, признали власть Абд аль-Кадир аль-Джазаири в западных и центральных районах Алжира.

Под контролем Абд аль-Кадир аль-Джазаири уже к 1838 году находился практически весь Алжир, за исключением только нескольких районов. Это время было пиком расцвета этого государства, высшей точкой его политического и социального развития.

В то же время, понимая, что французы не отступят от своей цели колонизировать их земли, алжирцы в быстром темпе развивают собственную военную промышленность. В то время создаются ружейные, сабельные, пушечные, литейные, а также пороховые предприятия. В результате всего этого, алжирская армия становится очень грозной, технически оснащённой военной силой. К примеру, на вооружении этой армии, было порядка 250 пушек. А это играло существенную роль в сражениях армий!

Пока шло перемирие, Абд аль-Кадир аль-Джазаири сумел принять множество мер и по установлению внутреннего порядка в стране. Сумев разграничить власть внутри страны, а также взяв под контроль доходы большого количества богатых людей, он также провёл административную реформу и разделил единое государство на несколько отдельных областей, каждая из которых управлялось из столицы. Помимо этого, он осуществил и налоговую и судебную реформы, изменив систему судопроизводства, и побора налогов.

И в результате его усилий, новое, созданное им государство, стало обладать абсолютно всеми необходимыми ему для функционирования, признаками. У него была даже собственная валюта. И благодаря такому всестороннему, и всеобъемлющему подходу, алжирцы и сумели противостоять французской армии, которая также была очень грозной силой, которая могла много противопоставить силам Алжира!

Да, они многое могли. Силы всё же были не равны: у французов было и численное превосходство, и технически они были оснащены, несмотря на старания Алжира, лучше. После того, как армия французов получила передышку, их войска завладели городом Константина, к этому времени эмиром не контролирующимся.

Начиная от мелких столкновений, всё переросло в полноценную масштабную войну, в которой французы не стеснялись в используемых средствах. Применяя тактику выжженной земли, они уничтожали всё на своём пути: от животных и до живых людей.

Алжирцы, под мудрым руководством Абд аль-Кадир аль-Джазаири держали оборону в течение нескольких лет, но в конечном итоге всё же потерпели разгромное поражение. Огромная часть государства была попросту оккупирована, а сам Абд аль-Кадир аль-Джазаири укрылся на территории Марокко. Власти этой страны также участвовали в сопротивлении, а потому оказали поддержку лидеру сопротивления. Однако, как и соседи, марокканцы тоже потерпели неудачу в войне. И, под давлением со стороны французов, они были вынуждены выслать шейха из страны.

Однако, народ Алжира не собирался сдаваться: захват территории лишь спровоцировал новое восстание, и алжирцы провозгласили Абд аль-Кадир аль-Джазаири своим руководителем. Но, поскольку французов это ни сколько не устраивало, они начали попросту уничтожать целые жилые поселения, не оставляя в живых никого. Делалось это большей частью в качестве устрашении сопротивления, а также для того, чтобы предупредить население страны.

И осознав тот факт, что любое сопротивление, оказанное французам в дальнейшем, приведёт к простому истреблению его народа, Абд аль-Кадир аль-Джазаири принял решение, которое далось ему путём нелёгких раздумий: он всё же соглашается на переговоры с французами. И главное условие, которое выставляет им шейх, это полное прекращение преследования мирного, гражданского населения. Как противовес, уступку французам, он даёт согласие на свой выезд из страны в Египет, и в дальнейшем обещает не появляться на территории Алжира.

Договор был подписан и герцог Орлеанский, будучи генерал-губернатором, лично пообещал соблюсти его условия. Но он нарушил своё слово и в самый последний момент Муджахида, вместе с его семьёй, арестовывают, после чего отправляют во Францию. Там он держится в заключении: вначале в Тулоне, после в замке Амбуаз.

Но на этом вся история жизни шейха Абд аль-Кадир аль-Джазаири не заканчивается! Из-за различных обстоятельств: от политического давления Великобритании, которая соперничала с Францией, и до прихода к власти правителя Наполеона III, Абд аль-Кадир аль-Джазаири получает свободу. Однако при освобождении с него берётся слово о том, что больше он никогда не поедет в Алжир, не вступит на его землю. Он соглашается.

Вместе со своей сохранившейся семьёй, он селится на Ближнем Востоке. Туда его пригласил сам султан Османской империи. Этот период был периодом творческой деятельности шейха. Он путешествует по различным регионам исламского мира, два раза совершает Хадж.

Национальный герой Алжира был очень миролюбив и толерантен - эти черты характера были неотъемлемыми частями его образа и личности. Как ни странно, но это так.

В исторических хрониках был зафиксирован письменный диалог между Абд аль-Кадир аль-Джазаири и имамом Шамилем. Характерно, что даже в самый разгар войны, они оба выступали несомненно против жестокости и насилия, и призывали к диалогу с другими конфессиями. Данные письма непременно должны стать достоянием общественности, не понимающей истинной сути слова «Джихад». Это касается и неверующих, и мусульман, и представителей других религий.

Также, при всей своей миролюбивости, шейха Абд аль-Кадира аль-Джазаири невозможно обвинить в трусости, или же несоответствии его действий букве и духу Ислама - его борьба послужила той вещью, которая навсегда запечатлела этого человека в памяти Алжирцев, и которая присвоила ему звание национального героя.

В том случае, если человек хочет быть похожим на подобных выдающихся людей, то ему необходимо изучать историю, но не отбрасывать её, как якобы для его убеждений не подходящую. Изучая мужество и героизм подобных людей, мы можем брать их поступки себе в пример.

А кого можно в настоящий момент принять за образец мужества, героизма и отваги?

Своё по-настоящему Исламское отношение к другим религиям и их представителям, Абд аль-Кадир аль-Джазаири пронёс через все переносимые им невзгоды, и даже через собственный плен. В особенности это проявилось во время его пребывания в Дамаске.

В то время там начались столкновения христиан и мусульман. Подверглось нападению и вице-консульство России. Однако именно из-за вмешательства, и заступничества шейха остался в живых Российский вице-консул Макеев. Иначе его ждала бы неминуемая гибель.

И многие другие христиане были спасены благодаря его вмешательству. Даже имам Шамиль отметил его деяния, поблагодарив его следующими словами: «Пускай примиришься ты со Всевышним! Пускай благословит тебя Он детьми и достоянием, ведь ты исполнил слова Пророка, посланного Аллахом к людям по Своей милости, и не допустил ты укоренения вражды к мусульманам, из-за нашей веры».

И шейх ответил ему очень поучительными и актуальным даже в наше время словами: «»Во всех странах торжествует насилие, и его результаты постыдны. Но люди в наши дни, дни искушений потеряли голову настолько, что им и вовсе мало что кажется добрым… Печально видеть такое малое количество религиозных людей, и такое малое количество людей, которые ещё поступают по-справедливости. Их настолько мало, что множество невежд полагают, что основа, источник веры Ислама в жестокости, грубости и отстранённости от всех иноверцев».