2 кл чтение а плещеев в бурю. Технологическая карта урока Литературное чтение на тему Плещеев "В бурю" (2 класс). II. Проверка домашнего задания

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Алексей Николаевич Плещеев Годы жизни (1825-1893)

Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Костроме. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.

Алексей Николаевич Плещеев с 1839 года учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. Поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета.

В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.

К н и г и Многие произведения поэта (особенно - стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.

Четырнадцать песен из цикла «Шестнадцать песен для детей» созданы на стихи сборника Плещеева «Подснежник». Чайковский тщательно выбирал из плещеевского сборника стихи с ярко выраженной гуманистической и этической направленностью, создав песенную сюиту. В доме-музее П.И. Чайковского в Клину в библиотеке композитора сохранился сборник стихотворений Плещеева с надписью автора: «Петру Ильичу Чайковскому в знак расположения и благодарности за его прекрасную музыку на мои плохие слова. А.Н. Плещеев. 1881 февраля 18-го С. Петербург». На полях книги, где первоначально было отмечено больше двенадцати стихотворений, есть нотные наброски к двенадцати.

В фортепианном цикле «ВРЕМЕНА ГОДА» стихи Плещеева предпосланы в качестве эпиграфа к пьесе Июнь. Баркарола.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам

Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам по программе А.В.Бородиной 2 класс. К уроку имеет смысл показать отрывок из полнометражного фильма Библейские истории, который легко...

Проект ученика по окружающему миру: "Бурый медведь".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3726369","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Индивидуальный проект ученика по окружающему миру: "Бур...

Классный час "Национальная одежда бурят"

Данный классный час проведен в 4 классе. Используется системно-деятельностный подход - ставящий главной целью развитие личности учащегося. Также коллективный способ обучения. Коллективный способ обуче...

Литературное чтение во 2 классе.

Тема . А. Н. Плещеев «В бурю».

Урок общеметодологической направленности

Цели урока: ознакомить детей с произведением А.Н. Плещеева о матерях; развивать

навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.

Планируемые результаты

Предметные. Научатся выразительному и осознанному чтению, ставить вопросы и находить в тексте ответы на вопросы, передавать свои мысли и чувства

УУД.

Р: вносить необходимые действия после его завершения

П: смысловое чтение, как осмысление цели чтения

К: задавать вопросы

Личностные результаты. Развитие этических чувств - стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения

Ход урока

I. Мотивирование учебной деятельности

Послушайте стихотворение О. Чусовитиной « Сказки слушать я люблю».

Определите, о чём это стихотворение?

Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают -
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.

О чём просит ребёнок маму перед сном?

Закройте глаза, послушайте песню и определите к какому жанру музыки она относится?

(Колыбельные песни)

Звучит колыбельная « Спи моя радость усни».

Какое чувство вызывает?

Ещё с давних времен наши прабабушки передавали своим дочерям из уст в уста элементы народного творчества, в том числе и колыбельные песни.

Как вы думаете, с какой целью народ их придумал?

П. Проверка домашнего задания

  1. Показ учащимися рисунков с портретами мам.
  2. Чтение наизусть подобранных стихотворений о маме.

III. Постановка цели урока. Актуализация знаний

Сегодня мы продолжим говорить о маме.

Произведение, с которым мы познакомимся, посвящено маме.

IV. Изучение новой темы

1. Знакомство с биографией поэта.

Плещеев Алексей Николаевич. (1825-1893)
Плещеев писал стихи, рассказы, был хорошим переводчиком. Родился поэт в небогатой семье. Детство провёл в Нижнем Новгороде. Он прожил трудную жизнь. Бедность очень угнетала его. Плещеев был впечатлительным человеком, поэтому ему трудно приходилось в жизни. Будучи бедняком, он очень сочувствовал другим беднякам и призывал бороться с бедностью за лучшее будущее своего народа.
Современники вспоминали Плещеева как очень мягкого и доброго человека, всегда готового прийти на помощь. Он написал более 50 стихотворений. Они наполнены нежностью, любовью.
«Без родной природы, без любви к ней, к Родине, нет настоящего человека», - так считал поэт Плещеев.

2. Чтение учителем стихотворения А.Н. Плещеева «В бурю».

  • Какие чувства вы испытали при чтении?
  • Может быть, что-то вспомнили?

3. Работа над стихотворением.

  • Прочитайте стихотворение самостоятельно.
  • Придумайте по одному вопросу к стихотворению.

4. Работа над выразительным чтением стихотворения.

1. Мать над колыбелью - голос тихий, спокойный;

4. Выразительное чтение стихотворения.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Что вы узнали на уроке?

Что у вас особенно получилось?

За что бы вы похвалили себя?

Д омашнее задание.

С. 117-118, выразительное чтение стихотворения «В бурю», придумать вопросы к стихотворению.


Цели : познакомить учащихся с произведением А. Плещеева «В бурю»; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Оборудование: портрет А. Плещеева, выставка его книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворений наизусть.

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Ольги Чусовитиной вполголоса.

Сказки слушать я люблю

Сказки слушать я люблю,

Маму вечером молю:

— Почитай мне эти сказки,

Я потом закрою глазки,

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне

Я скачу на бой с Кощеем,

Или с трехголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло,

Людям делаю добро.

Все ребята это знают —

Сказки в жизни помогают:

Быть нам честными всегда,

Не бояться никогда,

Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

— Прочитайте выразительно.

— О чем это стихотворение? (Ответы детей.)

IV. Постановка целей урока

V. Работа по теме урока

Стихотворение А. Плещеева «В бурю»

— На с. 117 прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)

— Сейчас узнаем, верны ли ваши предположения. (Учитель читает стихотворение на с. 117—118.)

VI. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! (Присесть.)

Немного отдохнем —

И домой пешком пойдем.

(Ходьба, руки в стороны, вверх, вниз. Выдох, сели.)

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте стихотворение А. Плещеева «В бурю» друг другу

— Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте его классу.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

VIII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

IX. Подведение итогов урока

— Какие стихотворения мы читали?

— Послушайте четверостишие.

Бурь еще немало

Впереди, быть может,

И не раз забота

Сон его встревожит.

— Как вы поняли эти строки?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Конспект урока литературного чтения

Тема: Женский день. А Плещеев «В бурю»

Тип урока: первичное изучение.

Форма организации урока: комбинированный урок.

Цель урока:

    Организовать деятельность учащихся для знакомства со стихотворением, совершенствуя навыки чтения и устной речи.

    Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза, внимания и воображения.

    Воспитание любви к родному языку.

Технологии:

    Элементы технологии «Критического мышления», «Проблемного обучения»

    Самостоятельная работа, работа в парах.

Дидактическое обеспечение урока:

Мультимедийный проектор, ПК, экран, музыка (П.И. Чайковский исполнение С. Лемешев «Колыбельная в бурю»), карточки с пословицами о матери для работы в паре, ромашка из бумаги.

Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие.

2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

(прием «Ассоциация»)

Скажите, какие слова возникают у вас, когда вы слышите слово мама? (вывешиваю на доску сердцевину ромашки с надписью «мама»)

Назовите эти слова, и мы составим красивый цветок! (дети называют слова: доброта, нежность, красота, Родина, ласка, забота и т.п.)

Скажите, какую песню мама поет лучше всех на свете? (колыбельную)

Давайте добавим это слово в наш цветок?

3. Определение темы урока.

Какие чувства выражает мама, баюкая своего малыша?

Какие еще чувства выражает мама, когда поёт колыбельную песню, мы узнаем сегодня.

А поможет нам в этом произведение А. Плещеева «В бурю»

4. Этап изучения нового материала.

1. Биография поэта. (презентация)

Слайды 1-2

Плещеев Алексей Николаевич. (1825-1893)

Плещеев писал стихи, рассказы, был хорошим переводчиком. Родился поэт в небогатой семье. Детство провёл в Нижнем Новгороде. Он прожил трудную жизнь. Бедность очень угнетала его. Плещеев был впечатлительным человеком, поэтому ему трудно приходилось в жизни. Будучи бедняком, он очень сочувствовал другим беднякам и призывал бороться с бедностью за лучшее будущее своего народа.

Современники вспоминали Плещеева как очень мягкого и доброго человека, всегда готового прийти на помощь. Он написал более 50 стихотворений. Они наполнены нежностью, любовью.

«Без родной природы, без любви к ней, к Родине, нет настоящего человека», – так считал поэт Плещеев.

Поэзия Плещеева необычайно музыкальна. Его образные, напевные и мелодичные стихи вдохновили на создание замечательных романсов многих русских композиторов – Чайковского, Мусоргского, Гречанинова, Рахманинова.

2. Подготовка к восприятию текста. (презентация)

Слайды 3-16

Стихотворение Алексея Николаевича Плещеева, с которым мы сегодня познакомимся, называется « В бурю».

Что такое буря? Видели ли вы это явление?

Прочитайте определение понятия «буря».

Что вы слышите при слове буря?

Чтобы убедиться, что вы назвали все правильно, предлагаю вам послушать звуки бури. (аудио «Звуки бури»)

Что вы видите при слове буря?

Посмотрите на фотографии этого явления.

Слайды 4-5

Это не только страшное, но и завораживающее явление. Многие художники изображали бурю в своих картинах. Один из них знаменитый русский художник Иван Константинович Айвазовский, вы узнаете его картины на слайдах, так как он писал морские пейзажи. Посмотрите на экран.

Слайды 6-14

Итак, произведение А.Н. Плещеева называется «В бурю».

Как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?

Физминутка для глаз слайды 15-16.

3.Знакомство с текстом.

Послушайте, я прочитаю вам это стихотворение.

Чтение текста произведения учителем.

Верны ли наши предположения о содержании текста?

Какие чувства вызвало у вас стихотворение? О чём оно?

4. Проблемный вопрос.

Какова главная мысль стихотворения? О чем переживает мама? Что ее волнует?

Давайте проанализируем стихотворение и посмотрим, правильно ли мы определили идею автора?

5. Вторичное самостоятельное восприятие текста.

Прежде чем мы приступим к более глубокому анализу текста, прочитайте его сами и подчеркните слова, которые вам больше всего понравились. А если встретятся новые непонятные слова, подчеркните и их.

6. Анализ стихотворения.

С каких строчек начинается стихотворение? О ком они? Почему стихотворение, которое называется «В бурю» начинается словами о маме?

Какие слова использует А.Н.Плещеев, описывая маму?

«Мама». Какая она? Что узнаём из стихотворения?

Качает колыбель

Мой малютка

Гонит бурю

Успокаивает

Охраняет

Обещает солнце и любовь

«Буря». Какая она? Что узнаём из стихотворения?

Сердитая

Несёт чёрные тучи

Тревожит сон

Кто побеждает мама или буря?

Какие строчки это подтверждают? (2 последних четверостишия)

Что же хотел сказать нам поэт, рассказывая эту историю? (что мама своей любовью может разогнать любую беду)

Прочитайте последнее четверостишье.

Я предлагаю вам побыть немного актерами и показать жестами, о чем говориться в последнем четверостишье.

Физминутка

7. Этап закрепления знаний.

Стихотворение А.Н.Плещеева не оставило равнодушным и композиторов. Известный русский композитор П.И.Чайковский сочинил музыку к этому произведению, и многие певцы исполняли Колыбельную песнь в бурю.

Послушайте романс «Колыбельная песнь в бурю» на стихи А.Н.Плещеева, музыка П.И Чайковского в исполнении Ирины Архиповой.

Какие чувства вы испытали, слушая романс?

8. Выражение в рисунке своих чувств и эмоций.

Возьмите приготовленные листы бумаги.

Разделите лист на две половины, на одной изобразите с помощью красок, какие чувства вызывает у вас буря, а с другой стороны, эмоции, которые вызывает мама.

Выставка рисунков.

9. Работа в парах.

Перед вами на партах лежат пословицы о маме, выберите совместно с соседом по парте, ту, которая, по вашему мнению, подходит больше всего к нашему уроку.

Выслушиваю ответы детей.

10. Ответ на проблемный вопрос.

О чём идёт речь в строчках: «Бурь ещё немало впереди, быть может…»?

О чём переживает мать? Что её волнует?

Сможет ли мама всегда быть рядом и защитить?

Итак, какова главная мысль стихотворения?

11. Выразительное чтение стихотворения «В бурю».

12. Этап рефлексии.

Мы начали наш урок разговором о маме. Предлагаю так его и закончить.

Думая о своей маме продолжите предложения:

Я радуюсь когда…………..

Я огорчаюсь когда…………