Русская одежда и быт. Русский народный костюм сибиряков Чарки элемент одежды в русской сибирской деревне

элемент одежды

Альтернативные описания

Пришитый к одежде или вшитый в нее мешочек для мелких вещей и денег.

Особое отделение в портфеле, чемодане; особое отделение на внутренней стенке закрытого экипажа.

Теодор фон (1881-1963) ученый в области механики; родился в Будапеште

В него не лезут за словом

Деталь верхней одежды в нашем понимании вошла в мужскую моду только в последней трети XVII в.; впервые карманы появились на камзоле Людовика XIV

Деталь одежды для ношения мелких вещей

Колыбель побуждений и могила совести (Амброз Бирс)

Место, куда любят совать руки

По нему убыток бьет

Самая широкая часть одежды

. «Пуст..., да синь кафтан»

Емкость, которую предпочитают держать шире

. «мишень» щипача

Эта неотъемлемая ныне часть мужского костюма появилась впервые на камзоле Людовика четырнадцатого

Какое слово в 18-19 веках означало любой мешок или торбу, прицепленные к одежде снаружи?

. «выше колена, ниже пупа, дырка такая, что влезет рука» (загадка)

. «не надейся, Роман, на чужой...» (посл.)

По чему убыток бьет?

Место встречи пакетика жвачки, связки ключей, нескольких монеток и т.д

Как бы сумка, вшитая в одежду

Держи его шире, когда намечается поступление денег

Держи его шире

Спасибо туда не положишь

Место для слов

Вшитый в одежду мешочек для хранения мелочей

Элемент одежды, появился в мужской моде в XVII веке

Крепость у марийцев

Не место для «спасибо»

Любимая ворами деталь одежды

Место для слова, платка и расчески

Деталь одежды

Хранилище для портмоне

Держи... шире

Место, куда не лезут за словом

Туда не лезет за словом острослов

Блисс (1861 - 1921), американский поэт (БКА)

Там обычно трудно что-нибудь найти

Объект внимания трамвайного вора

Запас его не тянет

Вшитый или нашивной мешочек на одежде

Углубление, выемка

Элемент одежды

Вшитая или нашивная деталь в одежде

Немецкий учёный, инженер (1881-1963)

Пришитый к одежде или вшитый в нее мешочек для мелких вещей и денег

Деталь одежды для вши на аркане

Какое слово в 18-19 веках означало любой мешок или торбу, прицепленные к одежде снаружи

М. мешечек, пришитый к одежде, или на поясе, кишень, зепь. Карманец, карманчик, кармашек умалит. карманишка презрительное карманища увелич. Тугой, толстый карман, густо в кармане, богат, с деньгами. кармане жидко, пусто, нет денег. Набить карман, разбогатеть, набрать много денег. Карман дыряв, хозяин его мотоват. Карман трещит, тяжело, накладно, убыточно. Бить по карманам, добывать деньгу плутовски. одном кармане смеркается, в другом заря занимается, пусто. Хвать в карман ан дыра в горсти! одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи. одном кармане Иван Тощий (постный), в другом Марья Леготична. Полы в галунах, а карманы в дырах. По чужим карманам не ищи, а свой стереги. Считай деньги в своем кармане. Держи крепче свой карман. Не надейся, Роман, на чужой карман. Из чужого кармана платить легко. Держи карман! Сто рублей давали, да из кармана не вынимали. Запрос в карман не лезет. Худ талан, коли пуст карман. Судят не по уму, а по карману. Было бы в анбаре, будет и в кармане. Тем хорошо, другим хорошо, а не худо и нам, коли полон карман. Не по карману затеи. больно хочется, да в кармане не можется. солдата нет карманов, а все спрячет (уберет). поповский карман с головой спрячешься. Четыре полы, восемь карманов, у приказного. Варвары все в кармане, о запасливом человеке. Не кланяюсь бабушке Варваре, свое есть в кармане. Зачем к Варваре, как свое в кармане. За словом в карман не полезет (не ходит). Из худого кармана и последний грош валится. него не карман, а решето. Карман дыряв. Не в кармане дыра, в горсти. Из правого кармана в левый пересыпать; из мешка в мешок. То брови густы, то карманы пусты. (Крылов). Тише, Миша: Ваня в кармане! близко. Люба Ивана, а береги кармана. душу вьется, а в карман лезет. Бить по карманам. Невзначай рука в чужой карман попала. Дружба дружбой, а в карман (а в горох) не лезь. Правое дело, а в кармане засвербело. Эта беда по карманам пошла. Чего не досмотришь, то карманом доложишь (доплатишь). Кабы Иван-велик да был маленький, а карман у меня большой,я б его туда посадил! Карта с карманом, в шулерской игре, раздвоенная карта, в которую всовывают крупную ассигнацию и выдергивают ее, если карта выиграла. Карманный, к карману относящ. Карманные часы, ручные, не стенные и не столовые. Карманные деньги, выдаваемые на мерочные расходы. Карманник, -щик, карманный вор, мазурик, тяглец, кто шарит по карманам. Карманничать, промышлять карманным воровством

Туда спасибо не положишь

Одежда крестьян изготовлялась из домашней дежда ткани: шерстяной, конопляной, частично льняной.

Довольно рано в быт сибирской деревни стали проникать китайские бумажные ткани - даба, далемба, бязь и дешевые шелка. Наряду с этим известны были и русские фабричные ткани: сукно, ситец, которые осо­бенно распространяются со второй половины XIX в., вытесняя из оби­хода «своедельщину». В начале XX в. своедельщина шла преимуще­ственно на рабочую, частью на обрядовую одежду, и лишь наиболее бедные крестьяне, особенно из новоселов, шили из нее значительную часть своей повседневной одежды. В это время покупные материалы уже довольно широко вошли в быт сибирской деревни. Кроме тканей, для одежды использовались в большей степени, чем и центральных областях России, меха, шкуры, кожа, замша.

С развитием капитализма город все сильнее оказывал влияние на одежду населения сибирской деревни. Уже к первой половине XIX в. относятся упоминания о том, что крестьянки носили кофты и юбки, т. е. одежду городского покроя, а в конце XIX-начале XX в. такая одежда становится общераспространенной. Старинные национальные формы костюма сохра­няли преимущественно группы старообрядцев - кержаков, которые в силу своих религиозных воззрений жили замкнуто и придерживались старинных обычаев, в частности в одежде. Однако и к ним проникали новые, иногда местные виды одежды, широко применялся фабричный материал. Старинный женский комплекс одежды старожильческого на­селения Западной и Восточной Сибири (включая Забайкалье) носит до­вольно ярко выраженные черты северорусского костюма. Основные его части: рубашка с прямыми поликами, сарафан и сложный головной убор, состоящий из кички (самшуры), кокошника и позатыльника.

Женская рубашка с прямыми поликами - ластовками - шилась в старину из холста; позднее верхнюю часть - «рукава»-шили пре­имущественно из фабричной, частью цветной ткани, а низ - «станушку» - пришивали из холста, нередко «губленого», окрашенного в кубовую кра­ску. Ворот рубашки собирался в сборку и пришивался к обшивке или имел небольшой отложной воротничок.

Второй тип женской рубашки-рубашка с «пелеринкой»-кокеткой. Ее стали носить не только с сарафаном, но и с юбкой, нередко превращая в нижнюю бельевую часть одежды, поверх которой надевалась кофточка.

Сарафан, надевавшийся на рубаху, назывался косоклинник, дубас, дубасик (термин, известный и в северо-восточных областях Европейской России), дабинник (сибирский термин - от материала - дабы), круглый, полукруглый сарафан. Косоклинный сарафан шился преимущественно из однотонной ткани. Очень старым вариантом косоклинного сарафана является сарафан с целым передним полотнищем (у «поляков» - да­бинник, у бухтарминцев - сарафан с ластовкой, т. е. клиньями по бокам).

Второй вариант косоклинного сарафана со швом спереди был распро­странен в Сибири более широко. Особенностью его на Алтае является отсутствие пуговиц и украшений вдоль шва, которые так характерны для этого сарафана в северной России. Другая, более поздняя форма сарафана, как бы вытеснившая старый сарафан с клиньями, - круг­лый сарафан из прямых полотнищ на лямках, который шили большей частью из покупной узорной ткани. Был известен в Сибири и сарафан с лифом.

Дополнительной частью женского костюма служил передник. Укажем основные виды передника: 1) нарукавники, которые шились из белого холщевого полотнища, перегнутого на плечах, с рукавами (праздничные нарукавники украшали вышивкой); 2) нарукавники с кокеткой, с при­шитыми к ней в сборку полотнищами, как правило, покупной, яркой с крупным узором ткани, которые заменили собой старую форму и были наиболее широко распространены; 3) передник, фартук, запон, укрепля­ющийся завязками на талии, надевался в качестве рабочей части одежды.

Данные о других видах женской одежды, надевавшейся поверх ру­башки и сарафана, относятся к Приангарью. Носили кабатку, хоба- туху - холщевую туникообразную одежду с рукавами и вырезом для головы, очень напоминающую южновеликорусский касталаи или навер- шник. «Гостеву» кабатку шили из льняной ткани, рабочую - из поскон­ной, окрашивали в темный цвет и носили на работу.

Известен был сушун (шушун) 2 - распашная кофта из штофа, с от­ложным воротником, и телогрея - на лямках, исчезнувшие из быта в XIX в.

Головной убор состоял из кички с твердой овальной или полуоваль­ной частью, часто называвшейся шамшурой, позатыльника - куска вышитой ткани, иногда украшенного стеклярусом, кокошника - верх­ней мягкой части шапочки из нарядной ткани. Кокошник здесь как бы соответствует «сороке» в сложном кичкообразном общераспространен­ном русском уборе. Подобный головной убор известен был в Вологодской области.

Общность головного убора сибирячек с головными уборами северо- востока Европейской России свидетельствует о происхождении этих групп сибирского населения с северо-востока России.

Кроме кичкообразного убора, известен был собственно кокошник, называвшийся наклонка, а также повойник - шапочка из легкой ткани, на вздержке, и «наколка».

Носили и разнообразные платки (косынки, шали, шаленки, полу- шалье), которые постепенно из дополнительной части к самшуре, ко­кошнику и другим уборам становятся основными. Девичьи головные уборы, как везде у русских, отличались от женских: носили платок, свернутый жгутом и повязанный по лбу, перевязку, украшенную бисе­ром; следует упомянуть о коснике из разноцветных лоскутов, украшав­шем косу, и о колпаке белевом - вязанном из белых льняных ниток (колпак носили девушки в Приангарье). 1 Была в употреблении шапка чебак с матерчатым верхом и меховым околышем, известная и на севере европейской России.

Сарафан, а иногда и верхнюю одежду, подпоясывали поясом.

Украшения женщин и девушек состояли из перстней (известны перстни- печатки местной работы у семейских). колец, серег и нагрудных укра­шений, качество и богатство которых зависело от зажиточности их хо­зяйки. Из нагрудных украшений встречались следующие: 1) анатари - янтарные ожерелья, бытовавшие у многих старожильческих групп Си­бири, 2) ряска - в виде воротника из стекляруса (Алтай), 3) гайтан - плоская или круглая цепочка из стекляруса или бисера (Приангарье, Алтай). Бисерные гайтаны отмечены также как старинные мужские на­грудные украшения у «поляков» и бухтарминцев.

Отмечено наличие подвесок к серьгам в виде пушков из лебяжьего или утиного пуха (у «поляков» и среди населения по Ангаре). Этот вид украшений, как и гайтаны, более характерен для населения южнорус­ских областей.

В некоторых районах Сибири в состав женской одежды входили штаны, что в старину у русских не встречалось. Жизнь в сибирских условиях, привычка к верховой езде, а также пример соседних буряток и казашек содействовали появлению этой части женской одежды.

Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Старым типом мужской рубашки является туни- кообразная холщевая рубашка общерусского покроя без «ошейника» - воротника, с разрезом преимущественно с левой, но иногда и с правой стороны.

Особенностью старинных праздничных рубах русских на Алтае является обильная нагрудная вышивка, отделка кумачом и даже кружевом (по подолу, рукавам). В конце XIX-начале XX в. были распространены косоворотки «ситковые» со стоячим воротником, ру­баха с кокеткой, сшитая из ситца, а у богатых - из яркой шерстяной

Старинная одежда различных групп русского населения Сибири с узорами ткани. Мужские рубахи, отмеченные в Енисейской губернии в начале XX в. как «стариковские», шились с прямыми поликами и отложным воротником. Другой тип, распространенный в б. Енисейской губернии, - рубашка со швами на плечах и нашитыми на них поло- сками и отложным воротником. Оба эти типа более характерны для бело­русов и части украинцев, и появление их связано с наличием в составе переселенцев белорусских или украинских групп.

Штаны, поверх которых выпускалась рубаха, подпоясанная поясом, назывались порты, гачи (старые славянские термины). Кроме обычного русского покроя штанов (с нешироким шагом), носили широкие штаны - чембары, шаровары (распространенные сибирские названия). Сибирской особенностью является использование для штанов овчины, козьего меха, кожи, замши. Старинные кожаные штаны, составлявшие часть кержац­кого костюма на Алтае, украшали вышивкой тамбуром, «по-киргизски».

Головные уборы состояли из валяных шапок с конусовидной, полу­сферической или цилиндрической тульей (эта форма аналогична треш­невику центральных областей). Носили валяные шляпы с полями, летом - соломенные. Праздничные шляпы украшали Селезневыми и павлиньими перышками. В конце XIX в. распространился картуз - курашка. Раз­нообразны были зимние шапки: с четырехугольным дном, полусфериче­ской формы с меховой опушкой, ушанки с длинными наушниками. На поясе (опояске, кушуке), тканом или ременном, мужчины носили нож в ножнах, кисет с табаком и крючок для прочистки курительной трубки.

Верхняя одежда мужчин и женщин имеет между собой много общего в покрое, отличаясь деталями. Из накидной одежды без рукавов в Си­бири еще в конце XIX в. употреблялась женская епанча - накидка на меху. Была одежда с рукавами, но носившаяся также в накидку и за­вязывавшаяся у шеи (женская праздничная шубка на меху в Енисей­ской губернии, халат из цветной ткани у семейских в Забайкалье). Основ­ной тип верхней одежды (для обоего пола) шился в виде кафтана из домо­тканного сукна и употреблялся в будни на работу, а у бедной части насе­ления составлял нередко единственную верхнюю одежду. Это - зипун, шайданник, однорядь (Енисей), шабур (Алтай) с клиньями по бокам, реже со сборками (более поздняя форма). Короткая одежда этого типа на­зывается куртка, куртик. Мужская и женская одежда с отрезной спин­кой и сборками, шившаяся из покупной ткани, большей частью явля­лась праздничной и лишь у наиболее зажиточных носилась и в будни; называлась она бекеша, куртачок, поддевка. Она была преимущественно двубортной, с застежкой на левой стороне, как это типично для централь­ных великорусских областей. Были и однобортные кафтаны, например, бухтарминская подоболочка, носившаяся всегда с широкой опояской, и др. Однобортной одеждой был лабашан, или азям, тканный из вер­блюжьей шерсти (близкий по покрою к среднеазиатскому халату), про­никший к русским, видимо, через татар.

Зимняя меховая одежда отличалась разнообразием. Кроме обще­русских шубы из овчины, полушубка, тулупа также из овчины, харак­терной является яга, или доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды. Доха - однобортная прямая одежда, сшитая из собачьего, козьего, оленьего или маральего меха. Распространено было в Сибири ношение меховой и ровдужной одежды, приобретавшейся у соседних народов; эвенкийская одежда, теплая и легкая, носилась промысловиками-зверо- ловами, рабочими на золотых приисках. Оленьи кухлянки и замшевые парки носили русско-устинцы, марковцы, колымчане и др.

Обувь шили из кожи и меха.

Плетеная обувь (лапти) не была распространена в Сибири, ее можно было увидеть иногда лишь на недавно прибывших новоселах.

Обычной обувью для обоих полов были так называемые чарки, чары, черки 1 - род ко­жаных туфель, носившихся с чулками, сшитыми из сукна или вязаными. Праздничной обувью были русские сапоги. Для ра­боты в будни носили легкие сапоги - бродни, обутки - ха­рактерную обувь сибирских крестьян, шившуюся из сыро­мятной или чирочной кожи вну­тренним швом и затем выво­роченную. Широкое голенище бродней достигало колен и укреплялось ремешками у щи­колотки и выше икр. Летом их носили с портянками, зимой - с суконными онучами. Была м употреблении и мягкая обувь - якутские торбаса, сары; бурят­ские и эвенкийские унты и дру­гие, приобретавшиеся русски­ми у соседних народов. Кроме Старинная мужская одежда. Бывш. Томская меховой и кожаной обуви, изготовляли валеную, которую носили в зимнее время. Валенки (называемые в Западной Сибири пимы, а в Восточной - катанки) рас­пространились в XIX в., видимо главным образом через новоселов. Местами старожильческое население не умело катать валенки.

В одежде отражались возрастные, классовые различия: она подразде­лялась на праздничную и будничную; свои особенности имел промысло­вый, рабочий костюм, а также обрядовая одежда. Так, например, промы­словик-зверолов, кроме обычной нательной одежды и зипуна, имел спе­циальную одежду: лосевые штаны, крытые черным холстом, с большим кожаным карманом, меховую шапку с накухтарником (куском холста, пришитым к шапке сзади) и наушниками; «ошейник» - из беличьих хвостов (носившийся на шее), унты, кокольды (рукавицы). Термин «кокольды», видимо, местный, эвенкийский. Обычные вязаные варежки вкладывали для тепла в рукавицы, называемые варежками или голи­цами (из кожи), лосинками (из кожи сохатого), мохнатками (різ со­бачьей шкуры). Носили в Сибири и перчатки-«персцятки». Специаль­ной мужской одеждой для работы были холщевый кабаток и комарник (туникообразная рубаха, предохранявшая от комаров).

В одежде населения отражалось имущественное неравенство жителе и деревни. Деревенские богатеи широко использовали наряду с дешевыми тканями шелк, иногда парчу, шерстяную фабричную ткань, особенно для праздничной одежды; шубы подбивались беличьим мехом, для опушки использовалась ценная пушнина; носили покупные украшения из драго­ценных металлов. Беднейшая часть деревни носила одежду из наиболее дешевых тканей, нередко домашнего изготовления.

На крестьянской одежде, особенно мужской, сильно сказывалось влияние города. Чаще в деревню проникала одежда рабочих, которая значительно отличалась от крестьянской и фабричной тканью и покроем, а также некоторым щегольством. Праздничная одежда приискового ра­бочего в начале XX в. состояла из широкой рубахи, носившейся на вы­пуск поверх широких штанов и подпоясанной широким поясом, за кото­рый были заткнуты рукавицы, шапки с бобровой опушкой, тальмы на плечах и сапогов с медными подковками, производившими стук во время танцев. Приисковые рабочие часто использовали в качестве рабочей одежду местного коренного населения: хозяин снабжал, кроме лыж и нарт, еще эвенкийской одеждой.

В целом в одежде можно отметить преобладание черт севернорусского костюма у старожильческого населения и ярко выраженные связи с Севе­ром, Верхним Поволжьем - в одежде старообрядческих групп (бухтармин- цев, «поляков», семейских). Заметны связи с Приуральем, с населением которого сибиряки постоянно находились в общении (влияния здесь, ви­димо, были взаимными). Выделяются комплексы и более сложные, отра­жающие пестроту состава переселенцев. Так, например, в Енисейской губернии, кроме черт севернорусского костюма (рубаха, сарафан, тело­грея и др.), имеются белорусско-украинские элементы (мужская и жен­ская рубашка с прямыми поликами и отложным воротником и муж­ская рубашка с плечевыми нашивками), а также черты южновеликорус­ского комплекса (пушки, гайтан, туникообразный нагрудник-кабатуха). В Сибири выработалось и много своеобразных видов одежды, не извест­ных русским центральных областей (яга-доха, широкие чембары и многие другие). Вошли в обиход многие местные виды одежды (из меха, ровдуги), особенно в промысловом, рабочем костюме жителей тундры.

Заимствуя многие удобные местные формы одежды, русские, в свою очередь, оказали большое влияние на одежду народов Сибири, содей­ствуя распространению более усовершенствованной техники шитья и покроя русской одежды. Многие из местных народов впервые узнали нательную, а потом и верхнюю одежду из ткани только после освоения Сибири русскими.

Г. М. Попов так писал в начале XX в. о якутах: «. . .ныне уж редко можно встретить якута, одетого в первобытную его одежду, сшитую из скотской кожи, а чаще теперь якуты носят одежду, сшитую из фабричной материи. . . У мужчин уже обыкновенно теперь верхнее платье состоит из пальто или блузы, стянутых поясом, шаровар и cap (сапогов) на ногах; на голове у них летом фуражки, зимой шапки русского фасона». Якуты стали шить платье русского покроя; богатые якуты покупали шелк, бархат, а также русские сапоги и ботинки. Русскую одежду, особенно мужскую, стали носить алтайтты. Буряты шили свои халаты из русских тканей. Эвенкийские женщины перенимали покрой женской одежды - юбки.

Русское влияние на эвенков особенно сказалось в золотопромыш­ленных районах: в районе Бодайбо эвенки носили брюки, рубахи, кофты из ситца, сатина и других покупных тканей. У хакасов мужские и жен­ские рубахи до сего времени сохраняют отдельные элементы (полики, ластовицы), свидетельствующие об их русском происхождении. Русская обувь, платки, картуз получили широкое распространение в Сибири.

О традициях женского костюма на территории Омского Прииртышья говорить сложно, особенно, если речь идет о русском старожильческом населении. Крупицы информации в архивных документах, сведения из литературных источников, очерков, воспоминаний публицистов прошлого дают неполную, но иногда даже более достоверную картину, чем, к сожалению, музейные коллекции. Коллекции эти малочисленны, а большая часть их экспонатов – результат поздних сборов. Еще более скудны результаты экспедиций последних лет. Отдельные сохранившиеся элементы традиционной одежды, часто позднего происхождения, испытавшие влияние культурных процессов недавней истории, иногда рассматриваются как типичные. Информация, которую они несут, транслируется на всю историю костюма, что, в свою очередь, формирует искаженное представление об этой интересной стороне традиционной бытовой культуры потомков русских первопоселенцев в наших краях.

В ситуации, когда исследователи рады встрече с любыми, даже отдельными элементами традиционной одежды, внимание их, да и широкой публики, не могли не привлечь «Чалдонцы», аутентичный ансамбль из старинного села Крестики Оконешниковского района Омской области. На районных и областных мероприятиях в 1970-х годах коллектив аутентично звучал и был соответственно наряжен – в ярких, как пасхальные яйца, парочках, цепляющих своей инородностью на обширном тогда «клюквенном» певческом поле. Все участницы щеголяли в подлинных, почти не подверженных «моральному старению» в этом, отдельно взятом, селе одеждах своей молодости или доставшихся им от матерей. Но яркая песенная традиция была в то время основным объектом исследований. Много позже для собирателей конца 1990-х, 2000-х годов материальная культура, в том числе костюм, по важности уровнялась с фольклорной. Но к этому времени невосполнимые утраты (уходили носители, сжигались за ненадобностью вещи) сузили, как шагреневую кожу, еще недавно обширный материал.

Комплексные экспедиции проводились, можно сказать, в «три волны»: представители общественной организации «Центр славянских традиций» под руководством Чешегоровой Е.М. работали в этом селе в конце 90-х годов, сотрудники Отдела традиционной культуры ГЦНТ Сидорская О.Г. и представитель СО РАН Золотова Т.Н. – в 2000 –х, и специалисты Отдела традиционной культуры БУК ГЦНТ под руководством профессора ОмГПУ Н.К. Козловой – в 2010-х. В результате собран разнообразный материал, в том числе и о традиционном костюме: записи бесед со старейшими жителями села, содержащие сведения об одежде ушедшего поколения, фотографии с изображением крестинцев различных возрастов в типичных «нарядах» начала ХХ века, а также коллекция сохранившихся предметов одежды разных лет первой половины ХХ века. Эти материалы позволяют составить представление о том, в чем состояла, как бытовала, сохранялась и развивалась традиция женского крестьянского костюма сибирского села Крестинское (Крестики) в эпоху перемен, на рубеже веков, а также в начале советского периода.

Традиционный костюм крестьян Сибири складывался под влиянием многих факторов, важнейшими из которых являются этнический, экологический и экономический.

Этнический. Особенности костюмного комплекса были внешним проявлением принадлежности к той или иной культурно-исторической группе населения Сибири, которую, в свою очередь, устанавливают по месту исхода переселенцев, времени и мотивации (в данном случае – старожилы-«чалдоны» – русское население, появившееся в Сибири до середины XIX в). На состав костюмного комплекса, технологию и иногда декор влияли хозяйственные и культурные контакты с коренным населением (казахами, по-сибирски, «киргызами») и с прибывающим русским. Долгое время ближайшим для Крестиков поселением русских была только соседняя Пресновка.

Экологический. Окружающая среда, географическое положение села (на юго-востоке Западной Сибири), природная зона с присущим типом климата (лесостепь с многочисленными пресными и солеными озерами, резко континентальный климат с продолжительной суровой зимой и коротким жарким летом) оказывали существенное влияние на формирование комплекса одежды с адекватными качественными характеристиками.

Экономический. Основа костюмного комплекса жителей села Крестики наследует общерусские черты и определяется родом основных занятий: как большинство православных христиан, т.е. крестьян, они в основном занимались выращиванием льна и зерновых, разведением домашнего скота и птицы, разнообразными ремеслами по переработке производимого и природного сырья для обеспечения всем необходимым в условиях практически натурального хозяйства. Торговые связи с волостным центром, губернским городом и соседними городами на железной дороге (Калачинск, Омск, Татарское) также вносили свои особенности. Повседневная и верхняя одежда, а так же дополнения из домашних материалов (льна, шерсти, полушерсти – нательные рубахи, юбки, шабуры, шубы, чулки, варежки, опояски) выполнялась самостоятельно и заказывалась у мастеров-односельчан (пошив, например, верхней одежды требовал профессиональных навыков. В подтверждение – несколько сохранившихся образцов обнаруживают одинаковый крой и технологические приемы). Ткани для праздничной одежды (шелковые, шерстяные и х/б – ситцы, сатины, кашемиры, жаккарды), а также платки приобретались на торжках и ярмарках.

Таковы обстоятельства, определявшие одну из сторон жизненного уклада старожилов села Крестики, – костюм (в широком смысле) крестинской «чалдонки», его состав, особенности кроя, характер применяемых материалов, виды дополнений и декора.

Большой удачей собирателей стало приобретение в 2011 году коллекции предметов одежды, которые бережно хранились Рощиной Пелагеей Никифоровной, коренной жительницей села, 1926 года рождения.


Пелагея Никифоровна хорошо осознавала, что вещи, принадлежавшие ее матери (Дворцовой Екатерине Павловне, 1904 г.р.) и сохраненные в память о ней, могут быть интересны и востребованы как предметы бытовой культуры досоветского времени. Осознание этого помогло сохранить их и под напором обстоятельств в тяжелые времена, не использовать, приспособив для детей или собственных нужд, как часто бывало. Эта коллекция, общим числом 43 предмета (включая платки и пояса), помогла составить представление о структуре полного комплекса одежды крестинской «чалдонки» первой трети ХХ в. Собранные ранее и во время последних экспедиций отдельные предметы, а также информация из устных рассказов и фотографий, достраивали недостающее, подтверждали типичное, выявляли особенное в костюмном комплексе.

Структурируя разнохарактерный материал, опираясь на известные принципы и признаки классификации традиционного костюма, мы можем сделать следующие предварительные выводы о составляющих комплекса женской одежды с. Крестиков:

по назначени ю:

– нательная одежда (рубаха на кокетке, прямоугольного кроя, составная – «рукава» и становина);

– горничная одежда (парочка (городского типа), комплекс с платьем (платье, «запон» (передник), комплекс с юбкой (юбка типа «андарак», рубаха на кокетке, «запон»);




– головные уборы (платок «кубовый», «загранишный», кашемировый, полушалок, шаль кашемировая, шаль дорожная, «обручек» (часть женского головного убора);


– обувь (сапоги, чарки, ботинки);

– дополнения (чулки белые шерстяные; опоясок; вязаные рукавицы из домашней окрашенной шерсти с орнаментом).


по функции:

– повседневная (парочка с передником, платье с передником, рубаха с юбкой и передником);

– праздничная (парочка из кашемира, шелка с темнофонным передником с тамбурной вышивкой, передником из шелка с машинным кружевом);

– обрядовая (парочка свадебная, платье свадебное с передником из шерстяной, х/б ткани).


по происхождению и составу элементов:

– общерусские (женский повседневный комплекс с юбкой типа «андарак», верхняя одежда (термины, крой, технология и материалы);

– заимствованные (у городского населения – «парочки» и платья из покупных материалов; у аборигенного – принцип многослойного комплекса дорожной зимней верхней одежды (зипун – шуба – тулуп – шаль дорожная – доха);

– сохранившиеся из мест выхода (термин «запон», ситцевые платки русских ситцепроизводящих фабрик, элемент женского головного убора «обручек»);


«Сибириизмы» («опоясок», чарки, темнофонные передники, широкое использование покупных тканей для праздничной одежды).

Выводы:

Женский костюмный комплекс села Крестинское представляет собой локальную версию костюма русских, а именно русских сибиряков-старожилов, «чалдонов» (самоназвание), т.е. переселенцев, прибывших до середины ХIХ века на территории юго-востока Западной Сибири. Село было основано на периферии по отношению к относительно компактному расселению старожилов в северных районах Омского Прииртышья в 1787 году по одной из версий и в 1830-х годах – по другой. Ограниченные контакты с русскими из-за большой удаленности, а также инокультурное окружение способствовали сохранению, консервации, прочному закреплению в новых условиях культурных традиций (в том числе в костюме), ремесленных навыков, унаследованных из мест выхода. Наряду с характерным диалектом, некоторые особенности женского костюма свидетельствуют о переселении основателей села из южных губерний России (бытование термина «запон» (передник), белых вязанных чулок при широко распространенном орнаментальном вязании рукавиц, устойчивое предпочтение ярких расцветок и смелых сочетаний цветов в костюме с «парочкой», беспримерное для Сибири количество «загранишных» ситцевых платков, сохранившихся от бабушек самых возрастных информаторов).

В целом, можно сказать, что традиция женского костюма в селе Крестики отличалась устойчивостью. Свидетельством является количество костюмов и отдельных элементов, сохранившихся практически у всех представительниц старшего поколения (20-х, 30-х годов рождения) в «яшшиках» (сундуках) и комодах. Многие элементы активно бытовали, привычно использовались и в 60-е годы: в подпоясанных тканым «опояском» шабурах ходили «управляться» со скотиной, «на выход» вязали варежки с «чалдонским узором», белые чулки. Многие до конца жизни шили и носили платья старинного любимого фасона – с кокеткой впереди и облегающей отрезной спинкой. Кто-то хранил парочки и запоны в память о родителях. Творчески активная часть, участницы известного в области аутентичного коллектива «Чалдонцы», использовали до 80-х годов наряды, пошитые в молодости и доставшиеся от матерей, для выступлений на концертах и праздниках, передавая их со временем внучкам, преемницам. Практически все женщины старшего поколения и средних лет сохраняли верность переднику-«запону», непременному дополнению к домашнему костюму любого фасона и, конечно, платку. У каждой крестинской чалдонки хранились, использовались и постоянно, при удобном случае, пополнялись целые коллекции платков самого разного назначения, размера и качества. Это лишний раз свидетельствовало о жизнелюбивом стремлении окружить себя, наполнить жизнь красотой доступными способами, например, создавая свой гардероб. То внимание и усилия, которые были направлены на это, и определили живучесть манеры женского населения села Крестики одеваться «по-старинке», вопреки настойчивым предложениям нового времени, общепринятых советских норм, со свойственными для них унификацией состава гардероба, кроя его элементов, упрощением способов декорирования, заменой принципов цветовых решений.

Чарки

традиционная мужская и женская обувь Сибири; башмаки с суконной опушкой типа бахил.

(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)


Энциклопедия моды и одежды . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое "Чарки" в других словарях:

    ЧАРКИ - и ЧАРЫ муж., мн., а чарок ед. обычная сибирская обувь обоих полов, местами в пермяц., вологод. мужские чарки, бахилы; женские, чакчуры; род башмаков, с суконною опушкою, очкурой, для вздержки шерстяной же оборы или завязки по чулкам либо по… … Толковый словарь Даля

    чарки - мн. обычная сибирская обувь, перм. (Даль), тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, 515 и сл.), чарыки сапоги с низкими голенищами из мягкой кожи, кавк. (Даль), чары – то же. Заимств. из тур., крым. тат., кумык., кирг. čаrуk грубая обувь крестьян (Радлов 3,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    ЧАРКИ - («злые»), в армянской мифологии общее наименование злых духов. Согласно поверьям, существовало большое число разновидностей Ч.: швот (дух зимы), айсы (духи сильного ветра) и шидарк, сводящие человека с ума ударом, и др. Термин «чарк»… … Энциклопедия мифологии

    Кирила не отворачивает от чарки рыла. - Кирила не отворачивает от чарки рыла. См. ПЬЯНСТВО …

    Пьяному бесчестье - до чарки вина. - (т. е. опять напьется). См. ПЬЯНСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Игуменьи за чарки, сестры за ковши. - Игуменьи за чарки, сестры за ковши. См. СОБЛАЗН ПРИМЕР … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Не было ни чарки, да вдруг ендовой. - Не было ни чарки, да вдруг ендовой. См. ЧУДО ДИВО МУДРЕНОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Лишить воскресной чарки - В наказание: отказать человеку в традиционном, привычном, том, что причитается по неписаному закону … Словарь народной фразеологии

    Чарка - Чарки с жетонами на коронацию Анны Иоанновны (1730), на мир с Турцией (1739), на смерть Анны Иоанновны (1740). Россия, 1730 40. Серебро, ГИМ … Википедия

    Алкоголизм в армии - АЛКОГОЛИЗМЪ ВЪ АРМІИ. Подъ алкоголизмомъ разумѣется въ наукѣ отравленіе человѣческаго организма алкоголемъ. Къ частнымъ видамъ этого явленія относятся: а) опьяненіе, т. е. состояніе лица въ данный моментъ подъ вліяніемъ введеннаго въ организмъ… … Военная энциклопедия

Книги

  • Строгановское художественное серебро XVI-XVII веков , Игошев В. , Монография доктора искусствоведения В. В. Игошева "Строгановское художественное серебро XVI-XVII веков" посвящена комплексному исследованию и атрибуции замечательных памятников серебряного… Категория: