Флаги тартарии за всю историю. Флаг великой тартарии. Что же у нас в сухом остатке

Дракон - древний славянский символ

Изображения драконов встречаются по всему миру. Сейчас приятно считать, что это мифическое животное. Хотя его изображения встречаются в разных местах нашей планеты.

Раньше их даже различали по видам, например:

Четыре вида драконов из книги Джона Джонстона (Jan Jonston) "Historiae naturalis de Insectis, de Serpentibus et Draconibus" (Франкфурт, 1653)

Драконы в Европе

Да что там изображения! В Англии нашли даже детеныша дракона, правда, не живого, а заспиртованного. Конечно же, это подделка (а может быть и нет?):

Заспиртованный дракончик, найденный в графстве Оксфордшир на юге Англии Источник

Во всяком случае, в той же самой Англии имеется легенда о белом и красном драконах, постоянно дерущихся между собой. Не отсюда ли ноги растут у понятий "красные" и "белые"? Так их изображали:


Вортигерн в Динас Эмрис, иллюстрация «Истории королей Британии» Гальфрида Монмутского. (Вортигерн - кельтский король Британии первой половины V века)

Присутствует дракон на гербе Генриха VII (1457-1509) - короля Англии и государя Ирландии (1485-1509), первого монарха из династии Тюдоров:

Роспись на стене средневекового дома, расположенного в графстве Девон, Англия.

Тут уже плохо видно, что слева нарисован красный дракон, справа – белая собака. Современное изображение:


Герб Генриха VII

И еще этот же самый дракон, но в другом виде:


Красный дракон или И-Драйг Гох - валлийский символ, присутствующий на национальном флаге Уэльса.

В книге «Славянское царство» Мавро Орбини об Англии написано следующее:

Видукинд Голландский во II книге «Венедов» и Еремей Русский в «Летописях Московии» пишут, что славяне, еще во время своего жительства в Сарматии, видя, что в непрерывных войнах, которые они вели с различными народами, им всегда сопутствовала победа, приняли упомянутое имя славян, под которым позднее (согласно тому, что пишет Ринальд Британский в I книге «Хроники»), снарядив мощный флот в Венедском море, напали на Англию, и, будучи высокого роста, были сочтены за великанов. То же самое утверждает Петр Суффрид Леовардийский в I книге «Происхождения фризов»: «Все историки, писавшие об истории Британии, сходились во мнении о том, что Брут, назвавший Британию, прежде именовавшуюся Альбионом, по собственному имени, изгнал с этого острова великанов, именовавшихся славянами.

Не один, а ВСЕ историки сходились во мнении, что Брут, живший в 12 веке ДО н.э., отбил этот остров у славян. А славяне перед этим, снарядив мощный флот (жалко не сообщается в каком году до н.э. это произошло), завоевали его у прежних жителей. К сожалению, не сообщается, кем они были.

Дракон - не мифическое существо?

Мавро Орбини описывает драконов как живых существ, обитающих не где-то там, на задворках планеты, а в самой Европе, на Балканском п-ве:

«Затем, в 286 году, когда сарматы, напав при императоре Пробе на Иллирик, практически стерли Эпидавр с лица земли, крепость была расширена.

[Сам же Эпидавр], по свидетельству Салонского, был совсем оставлен жителями, так как в нем, как пишет святой Иероним в жизнеописании святого Илариона [Великого] (S. Ilarione Abbate), завелся дракон по имени Боа (Boas), который проглатывал быков, убивал пастухов и отравлял своим дыханием воздух, поселившись в бездонной пещере, которую и теперь можно видеть в центре Эпидавра. Упомянутый дракон был сожжен святым Иларионом примерно в 360 году от Рождества Господня.»

«По этой причине славяне не могли быть теми, кто разрушил Эпидавр, а были ими готы, которые задолго до того, как святой Иларион прибыл в Далмацию и убил эпидаврского дракона, разрушили упомянутый город, на чьих руинах его горожане (согласно Сабеллико и практически всем другим писателям) и основали новый город Рагуза. И было это не в 453 году, как считают вышеупомянутые авторы, а, как пишет в своем трактате о Далмации Михайло Салонский, самый древний из всех упомянутых авторов, в 267 году. И это представляется более правдоподобным, поскольку, если в 360 году в Эпидавре жил дракон, то там не могло быть никакого поселения, так как он своим дыханием отравлял воздух . К тому же и святой Иероним говорит, что дракон убивал не горожан, а тамошних пастухов , откуда с очевидностью следует, что Эпидавр к тому времени полностью обезлюдел, а его жители уже переселились в новый город Рагуза.»

И не только Мавро Орбини описывает дракона, как живое существо, но и Афанасий Кирхер:

Иллюстрация из книги Афанасия Кирхера «Иллюстрированная энциклопедия Китая», 1667г.

Я не скажу, что всё поняла из описания к этой иллюстрации, но, во всяком случае, поняла, что речь идёт о реальных животных, а не о мифических.

Возможно, все животные, которые сейчас считаются мифическими, еще недавно таковыми не являлись? Николаас Витсен, например, в своей книге «Северная и Восточная Тартария» даже приводит изображение черепа найденного скелета единорога:

Череп единорога, иллюстрация к книге Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария»

Изображения драконов у древних славян

Присутствовало изображение дракона и на флаге Тартарии:


Практически такой же дракон изображен в книге Мавро Орбини:

иллюстрация из книги Мавро Орбини «Царство славян», 1601г.

Изображения драконов в находках наследия древних славян:



золотая шейная гривна сарматской царицы, изображающая дракона и загадочных существ с человеческими туловищами и головами обезьян

Украшение из гробницы, найденной в Афганистане. Называется Бактрийским золотом. Но очень похоже на скифское украшение:

«Короли с драконами». Найдены во 2-й гробнице источник

А это очень известная вещь - скифская пектораль. На ней, правда, изображены не драконы, а грифоны, но из этой же серии:


Фрагмент золотой пекторали скифов из кургана

«Золотая царская пектораль древних Скифов занесена во все каталоги и справочники мира, и названа великой археологической находкой XX столетия. Является признанным шедевром мирового искусства. Страховая стоимость - около 2 млн. долларов. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) - искусства рельефной обработки художественных изделий из металла.

Эта милая женская «безделушка» в 1 килограмм 200 граммов чистого золота содержит около 100 различных фигурок, которые выполнены с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена где-то н V веке до н. э. и, скорее всего, была не единственной. За свою многовековую историю эта бесценная реликвия пережила сотни владельцев, побывала во многих местах. Из-за неё убивали, грабили, предавали.

Золотая пектораль древних скифов была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).» Источник

Конечно, дикие кочевники не могли такое сделать. Они все свои украшения заказывали у греков. Свое оружие, очевидно, тоже? Вот приходилось бедным грекам трудиться. День и ночь, наверное, сидели, изготавливали украшения для диких, ничего не умеющих делать скифов. А ну-ка обеспечь такую ораву? А потом еще перевозки. Территорию-то скифы-сарматы-тартары занимали не малую. А золотые украшения они, судя по найденному их количеству находок, очень любили.

Славянские "драконовы" знамена

Использовали славяне изображения драконов не только для украшений, но и для устрашения врагов, применяя для этого специальные «драконовы» знамена. Так описывает их древнегреческий историк (2 век н.э.) Флавий Арриан:

«Скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соразмерной длины . Они сшиваются из цветных лоскутьев, причём головы и всё тело вплоть до хвоста делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят на месте, видишь только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на названных животных и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но и полезны для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой» [Тактика, 35, 3-5].

Войско каролингской эпохи в походе. Впереди – драконарий со знаменем-"драконом". Миниатюра из Золотой Псалтыри (Psalterum Aureum). Сенкт-Галл, ок. 900 г.

Как воплощение страха дракон был популярной эмблемой воинов на протяжении длительного времени. Исследователи считают, что «драконово» знамя впервые было зафиксировано у ассирийцев, от них заимствовано Киром (персидский царь 6 век до н.э.) и до Дария III бытовало у персов. После победы над Персией Александр Македонский (4 век до н.э.) перенёс изображение дракона в качестве эмблемы на знамя Македонского царства, а покорившие Македонию римляне стали использовать «драконово» знамя в своей армии. (источник)

Однако на колонне Траяна изображены даки и сарматы с «драконовыми» знаменами, а не римляне. И есть мнение, что римляне заимствовали этот приём именно у них:

Около 100 г. при Траяне были введены знамёна по парфянскому или дакийскому образцу в виде окрашенных драконов из материи. Дакийские боевые знамёна в виде дракона отражены, например, на колонне Траяна 113 г. н.э. в Риме , где изображено вторжение варваров в Подунавье зимой 101/102 гг. н.э. [Словарь античности, 1989, илл. на с. 193]. На нём знамя держит в руках воин-дак, однако здесь же присутствует изображение катафрактариев-роксаланов.

Хазанов полагал, что римляне заимствовали драконов у сарматов и считали их варварскими. Другие исследователи такое заимствование связывают не с сарматами, а с аланами [Туаллагов, 2000, с. 162].


даки с боевым знаменем в виде дракона, колонна Траяна, Рим
Колонна Траяна, фрагмент. На заднем плане горящий дакийский город. На переднем –даки, несущие свое «драконово» знамя.
Арка Галерия в Салониках, фрагмент Барельеф сарматского драконария и реконструкция, Северная Англия. Городской музей

Драгуны - это драконы

От драконов образовалось название кавалеристов – драгуны. «Драгун» по-французски дословно означает «дракон». Но до этого драконами называлась пехота, посаженная на лошадей:

Корволант (фр. corps volant - «летучий корпус ») - первый корпус в вооружённых силах России, создан Петром I в 1701 году как войсковое соединение (общевойсковое, временное) из конницы, пехоты, перевозимой на лошадях, и лёгкой артиллерии; предназначался для действий в тылу противника, перехвата его коммуникаций, его преследования и уничтожения. Должен был быть способен самостоятельно решать стратегические задачи в отрыве от основных сил. (Большая советская энциклопедия )

Вот такой был герб у этого Летучего Корпуса:


Русская государственная печать из дневника немецкого посла в России И. Г. Корба. 1698-1699 годы.

Хоть у него и две головы, но, по-моему, очень похож на тартарского дракона, разве что хвост другой:


La déesse Matzou ou Nioma, фрагмент, галерея Питера Ван дер Аа

Тартария признана, иго отвергнуто официально.

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Продолжаем разбираться, что же было изображено на флагах Тартарии, которые присутствуют во многих справочниках XVIII-XIX веков.

Грифоны, амазонки, славянин Ахилл, Даждьбог, которого превратили в Македонского – всё это в заключительной части статьи осимволах Тартарии…

В книге «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи» (1899-1900) можно отыскать герб города Керчи, находившегося до второй половины XVIII века в т.наз. «Крымском ханстве» или Малой Тартарии.

Грифон, конечно, немного изменился, но в целом очень похож на грифа с флага Тартарии. Цвета те же, и на хвосте все тот же треугольничек, только поменьше, да и хвост потоньше.

По всей видимости, власти Российской Империи вернули грифа в Крым, так как там уже на тот момент осталось слишком мало тех, кто помнил бы о его историческом прошлом, поэтому возвращение этого символа не могло ни чем угрожать властям.

Поражает, что после завоевания Российской Империей «Крымского ханства» из Крыма было выселено 30 тысяч коренных жителей христиан (а если считали только по взрослым мужчинам, как это частенько в те времена делалось, то гораздо больше).

Заметьте, новые власти насильно выселили из Крыма не мусульман, не иудеев и не язычников, а христиан. Это факт из канонической истории.

Как всем известно, ислам запрещает изображать людей и животных. Но на флаге Татарского Цесаря пусть фантастическое, но животное, а на гербе Малой Тартарии их целых три. После падения «Крымского ханства» из Крыма выселили огромное количество христиан. Так кто такие были коренные «крымские татары»? На этот вопрос мы попытаемся ответить чуть ниже.

Кстати, в настоящее время на гербе Крыма (и, к слову сказать, на современных гербах Республики Алтай, городов Верхняя Пышма Свердловской области, Мантурово Костромской области, Саянск Иркутской области и ряда других) используется грифон. Видимо мы далеко не первые, кто рассматривает вопрос о его происхождении.


В пояснении к гербу Керчи 1845 года мы читаем, что «в золотом поле черный, скакущий грифон - герб некогда процветавшей столицы царей Воспорских Пантикапеи, на месте коей основана Керчь».

А вот здесь начинается самое интересное. Боспорское царство, согласно канонической истории основанное греческими поселенцами, просуществовало в Крыму и на Таманском полуострове с 480 года до н.э. по IV век. В X веке неизвестно откуда там появляется Тмутараканское княжество, где властвуют русские князья, которое также загадочно исчезает из летописей в XII веке.

Правда столица этого княжества по летописям не на Крымском полуострове в Пантикапее, а на противоположном берегу Керченского пролива на Таманском полуострове.

Вот что пишет об этом известный русский историк антинорманист XIX века Д. Иловайский: «В IV веке по Р. Хр. почти прекращаются известия о самостоятельном Боспорском царстве, существовавшем на обеих сторонах Керченского пролива; а в конце X века на тех же местах, по нашим летописям, является русское Тмутраканское княжество.

Откуда взялось это княжество, и какие были судьбы Боспорскаго края в течение периода, обнимающего пять или шесть веков? На эти вопросы доселе не было почти никакого ответа».

Про возникновение Боспорского царства Иловайский отмечает: «По всем признакам, земля, на которой основались греческие поселенцы, была уступлена им туземными Скифами за известную плату или за ежегодную дань».

Он считает, что скифы составляли одну из обширных ветвей индоевропейской семьи народов, а именно ветвь германо-славяно-литовскую.

Колыбелью собственно скифских народов Иловайский называет страны орошаемые реками, известными в древности под именемъ Оксус и Яксарт (теперь Аму-Дарья и Сыръ-Дарья). Не будем поднимать дискусии на эту тему, сейчас для нас это не столь важно, но гипотеза про Аму- и Сыр-Дарью интересная.

Вот мы постепенно переместились во времена античные. Так давайте немного поговорим о персонажах скорее легендарных, чем исторических, хотя подчас мифы и сказания могут рассказать не меньше, чем исторические источники. В некоторых случаях это уведет нас от основной темы нашего рассказа, но совсем немного.

Для начала давайте поговорим об амазонках. «Ну при чем тут амазонки?» - спросите вы. А вот при чем. Тема битв амазонок с грифонами была очень модной в Крыму того времени. Этот сюжет очень распространен на т.наз. поздних Боспорских пеликах, найденных в северном Причерноморье.

Иловайский пишет: «Не забудем при этом, что Кавказские края в древности почитались родиной амазонок… народ (савроматы) был известен своими воинственными женщинами, и по мнению древних, вел происхождение от скифов, сочетавшихся с амазонками». Иловайский называет такое происхождение савроматов басней, но и мы не будем это отрицать, поскольку говорим о делах мифологических и легендарных.

Русский историк XVIII века В.Н. Татищев подходит к вопросу о существовании амазонок и… амазонов более серьезно и, ссылаясь на греческих авторов,заявляет: «Амазони суще славяне были».

М.В. Ломоносов со ссылкой на Геродота и Плиния также упоминает народ амазонов: «Амазоны или алазоны славянский народ, по-гречески значит самохвалов; видно что сие имя есть перевод славян, то есть славящихся, со славянского на греческий».

Отложим пока в памяти, что согласно легенде амазонки участвовали в Троянской войне.

С северным Причерноморьем тесно связан и образ такого персонажа древнегреческой мифологии как Аполлон.

Согласно мифам Аполлон жил в Дельфах, а один раз в девятнадцать лет улетал на север, на свою родину Гиперборею. Одни источники говорят, что летал он на колеснице, запряженной белыми лебедями, другие сообщают, что летал он на грифонах.

В северном Причерноморье преобладала вторая версия, что подтверждается археологическими находками, например, этим краснофигурным киликом IV века до н.э., найденным в некрополе Панское.

Как указывает Иловайский: «В связи с искусством влияние скифское отразилось, конечно, и в области религиозной. Так в числе главных божеств, почитаемых боспорскими греками, были Аполлон и Артемида, т. е. солнце и луна…».

Сейчас уместно обратить ваше внимание, что Иловайский часто упоминает войны между боспорцами и тавроскифами. Также он приводит утверждение Византийского историка X века Льва Диакона, что на своем родном языке тавроскифы называют себя Рось. На этом основании ряд историков, в том числе и Иловайский, относит тавроскифов к русам.

Сведения о почитании боспорцами Аполлона, как главного божества, интересны вдвойне в свете упоминаний древних авторов о почитании Аполлона гиперборейцами.

«Они (гиперборейцы) сами как бы являются некими жрецами Аполлона» (Диодор); «У них был обычай посылать начатки плодов на Делос Аполлону, которого они особенно почитают» (Плиний). «Род гиперборейцев и почитание у них Аполлона воспевают не только поэты, но и писатели» (Элиан).


Итак, у боспорцев и гиперборейцев Аполлон почитался за главное божество. Если отождествлять тавроскифов-рось с русами, то стоит вспомнить какой бог у русов соответствовал Аполлону. Правильно - Дажьбог. Божеские «функции» у Аполлона и Дажьбога весьма схожи. Б.А. Рыбаков в работе «Язычество древних славян» пишет, что славянским языческим солнечным божеством, соответствующим Аполлону, был Дажьбог. Можно найти и информацию, что Дажьбог на грифонах тоже летал.

Например, на этом медальоне позиционирующемся найденным при раскопках в Старой Рязани, персонаж выполнен совсем не в греческой манере.

Если же вспомнить, что по Диодору гиперборейцы «как бы являются некими жрецами Аполлона», почитание боспорцами Аполлона, как одного из верховных богов и легенду о происхождении русов от Дажьбога, то несмотря на весь скепсис канонической истории по отношению к Гиперборее и мнение Геродота, что гиперборейцы живут севернее скифов, можно с достаточной долей уверенности привести здесь связанные между собой этнонимы: гиперборейцы, русы, тавроскифы, боспорцы.

«Но ведь боспорцев относят к грекам и с тавроскифами у них были войны», – скажете вы. Да были. А на Руси Москва, например, с Тверью или Рязанью не воевала в свое время? Москвичи же не стали от таких междоусобиц поголовно монголами.

«А как же язык, всякие надписи на греческом», – возразите вы. А когда русское дворянство почти поголовно общалось и писало по-французски, мы были французами?

А сейчас, когда среднестатистический русский пишет официальный документ, например, литовцам (которые тоже славяне, к слову) какой язык использует: русский, литовский или английский? Греческий же язык, полагаю, тогда был одним из языков международного общения.

Да и отрицать, что в Крыму того времени была греческая диаспора было бы неразумно (вопрос только в том, кого подразумевать под греками, а это отдельный разговор). Но то, что Дажьбог мог быть заимствован греками под именем Аполлон, предположить можно. Аполлон у греков бог пришлый.

Советская историческая наука подчеркивала догреческое (иными словами - негреческое) происхождение Аполлона, но называла его родиной Малую Азию, апеллируя к тому, что в Троянской войне он был на стороне троянцев ("Мифы народов мира" т.1. под ред. С.Токарева, -М.: Советская энциклопедия, 1982, стр 94.).

Здесь пришло время поговорить еще об одном персонаже Иллиады и соответственно участнике Троянской войны Ахиллесе. Он хоть и не летал на грифах, но к северному Причерноморью имел прямое отношение.

Так Кинбурнская коса, ограждающая с юга Днепровский лиман, называлась у греков «Бег Ахилла», и предание рассказывало, что на этом полуострове Ахилл совершил свои первые гимнастические подвиги.

Лев Диакон приводит сведения, которые в свою очередь сообщает Арриан в своем «Описании морского берега». По этим сведениям Ахилл был тавроскифом и происходил из городка под названием Мирмикон, расположенного у Меотийского озера (Азовского моря).

Как на признаки его тавроскифского происхождения, он указывает на следующие его черты, общие с Русью: покрой плаща с пряжкою, привычка сражаться пешим, светлорусые волосы, светлые глаза, безумная отвага и жестокий нрав.

Древние источники перекликаются с археологическими находками современности. В Никополе (это не так уж и далеко от места описываемых событий) в феврале 2007 года обнаружено захоронение скифского воина с не имеющей аналогов причиной гибели. Мирослав Жуковский (зам. директора Никопольского государственного краеведческого музея) охарактеризовал это захоронение так: «Это небольшое захоронение эпохи скифов, ему более двух тысяч лет.

В таранной пяточной кости одного из скелетов мы нашли застрявший наконечник бронзовой стрелы. Такое ранение смертельно, поскольку в этом месте проходят наружные и внутренние подошвенные вены, а также малая скрытая вена. То есть воин, скорее всего, истек кровью».

Иловайский пишет, что в Ольвии (греческая колония на берегу нынешнего Днепровского залива) было несколько храмов, посвященных Ахиллу, например, на островах Змеиный (у греков - Левке) и Березань (у греков - Бористенис).

Здесь мы видим, как с течением времени, входя в легенды, выдающиеся люди или герои могли начинать почитаться как боги (хрестоматийный пример - Геракл). В отличие от Геракла, Ахилла нет в Олимпийском пантеоне. Это, кстати, может быть вызвано и его не местным происхождением.

Но в Ольвии к тавроскифам видимо не было пренебрежительного отношения. Интересно, что остров Змеиный, находящийся недалеко от устья Дуная, отошел от Османской (Оттоманской) империи к Российской только в 1829 году. Но уже в 1841 году большие блоки, составлявшие фундамент храма Ахилла, были выкопаны из земли, а карнизы разбиты на куски.

Материалы, оставшиеся от разрушенного храма, были использованы для постройки на Змеином маяка. "Этот вандализм,— пишет историк XIX века Н. Мурзакевич,— был совершен с тем усердием, что от Ахиллова храма не осталось камня на камне".

Дажьбогу-Аполлону и Ахиллесу были посвящены храмы, оба они, так или иначе, участвовали в Троянской войне, но на разных сторонах. И тот, и другой родом из Гипербореи-Скифии.

Пришло время вспомнить легенду, что обитавшие в тех же местах амазонки (или амазоны-алазоны?) тоже участвовали в Троянской войне. Аполлодор (II век до н.э.) называет троянцев варварами, поклоняющимися Аполлону.

Т.е. Аполлон у троянцев один из главных богов, как у боспорцев и гиперборейцев или как Дажьбог у русов. В XIX веке Егор Классен, проведя серьезное исследование, писал: «Троя и Русь заняты были не только одним и тем же народом, но и одним его племенем; …следовательно, Русы есть племенное название народа, заселявшего Трою». А в Малой ли Азии следовало искать Трою Шлиману?

Если принять во внимание все сказанное выше, совсем по другому зазвучит «Слово о полку Игореве»:
«Встала обида в силах Дажьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, всплескала лебедиными крылами на синем море у Дона…».

Перевоплощение героев в богов подтверждается и еще одним примером. Приведем с некоторыми сокращениями отрывок из книги чешского историка П. Шафарика «Славянские древности» (перевод О.Бодянского):

«Писатель XIII века, Сноро Стурлесон (ум. 1241г.), составил свою, известную под именем Неіmskringla, летопись древних Скандинавских королей, почти единственный и лучший туземный источник древнейшей Скандинавской истории.

«Из гор, - так начинает он, — окружающих уголок обитаемой на Севере земли, вытекает, не в дальнем расстоянии от страны Swithiot mikla, т. е. великой Скифии, река Танаис, известная, в древнейшее время, под именем Таnаguisl и Wanaguisl, и течет далеко на юг, в море Черное.

Страна, усеянная и орошаемая рукавами этой реки, называлась Wanaland или Wanaheim. На восточной стороне реки Танаис находится земля Asaland, в главном городе коей, называющемся Asgard, было самое знаменитое капище. В этом городе царствовал Один. Неизменное счастье сопутствовало Одину во всех его воинских предприятиях, в которых он провел целые годы, между тем как братья его управляли царством.

Воины его считали его непобедимым, и многие земли покорились его власти. Один, провидя, что потомкам его суждено жить в Северных странах, поставил двух своих братьев Be и Виле, владыками Асгарда, а сам, с своими Диярами и великим множеством народа, пустился далее на запад, в землю Гардарик, потом вниз, на юг, в страну Сасов, а оттуда, наконец, в Скандинавию."

Прямого отношения к нашему исследованию эта легенда не имеет, но мне она показалась интересной. Ведь Танаис (Дон) это прямой путь в Меотийское озеро (Азовское море), а на восток от Дона, согласно легенде, находился город Одина - Асгард. Получается, что шведы тоже из наших, из тартар.


О шведах мы как-нибудь поговорим отдельно, это тоже очень интересная тема, а сейчас вернемся опять к грекам и перейдем из области мифологической в область более или менее историческую.

Давайте вспомним барельеф с грифонами на Дмитриевском соборе во Владимире, который называется «Вознесение Александра Македонского».

Теперь посмотрим на парочку фотографий серебряной чаши с тем же сюжетом и названием. Кстати, как вам бородатый Македонский?

А теперь на медальончик того же содержания, найденный в Крыму, и диадему XII века из Сахновки (Украина). И откуда такое почитание Македонского?

В основном изображения «вознесения» относятся к X-XIII веку по канонической хронологии.

Аргументировать широкое использование таких изображений Александра, в частности, на культовых сооружениях, его большой в то время популярностью, наверное, наивно (хотя такое обоснование встречается).

Обратите внимание, что большинство сцен «вознесения Александра» выполнены так, как будто были установлены некие каноны к изображению – расположение рук, жезлы-скипетры и т.п. Это наводит на мысль, что требования к изображению «Македонского» предъявлялись такие же, какие обычно предъявляются к изображениям религиозного характера (как к иконам, например).

Аналогично выглядят и зарубежные сцены вознесения.

Если учесть, что полеты на грифонах являются атрибутом Дажьбога-Аполлона, можно предположить, что его культ в то время был еще силен и для устранения конфликта с христианством изображения этого божества переименовали в более безобидного Македонского.

А сюжет вознесения Александра с печенью, привязанной к палкам, которой он приманивал грифонов (по другой версии больших белых птиц - может быть лебедей?), мог быть более поздней вставкой, написанной для отвода глаз. Другое дело, что Александр мог быть героическим прообразом этого бога.

Если вспомнить легенду о соратнике Македонского Антюрии «праотце» балтийских славян, то это предположение не кажется таким уж фантастическим. Однако представляется, что и версия о маскировке Дажьбога под Македонского тоже заслуживает большого внимания.

Например, жезлы "Александра" на ряде изображений повторяют жезл славянского божества на поясной бляшке из Микульчиц, датированной IX в.: человек в длинной одежде поднимает левой рукой турий рог, а в правой держит такой же короткий молоткообразный жезл.

Вот что говорит Б.А. Рыбаков (который, кстати, тесно связывал образ Дажьбога и Александра) в работе «Языческая символика русских украшений XII века»: «В этом хронологическом промежутке между X и XIII веками мы встретим множество грифонов и симарглов на колтах, на серебряных браслетах, на княжеском шлеме, на костяной шкатулке, в белокаменной резьбе владимиро-суздальской архитектуры и на изразцах Галича.

Для нашей темы очень важно установить смысловое значение этих многочисленных изображений – являются ли они просто данью европейско-азиатской моде (великолепные грифоны есть на привозных тканях) или же в этих древних "собаках Зевса" все еще вкладывался какой-то языческий сакральный смысл?

После изучения всей эволюции русского прикладного искусства XI – XIII вв. ответ на этот вопрос выясняется сам собой: к концу домонгольского периода все языческие в их сущности предметы убора княгинь и боярынь постепенно уступают место вещам с сюжетами чисто христианскими.

Вместо русалок-сиринов и турьих рогов, вместо древа жизни и птиц, вместо грифонов появляются в конце XII – начале XIII в. изображения святых Бориса и Глеба или Иисуса Христа».

Из работ Б.А. Рыбакова можно увидеть, что в начале XIII в. образ Иисуса Христа заменил не Александра Македонского, а Дажьбога.

Почему поклонение Дажьбогу, летящему на грифонах, продержалось так долго, сказать трудно. Может быть Дажьбог, как бог Солнца, плодородия, живительной силы был очень важным божеством для народа и христианство не могло найти ему достойной замены в виде какого-нибудь святого (как например, Перун и Илья Пророк, Лада и Св. Прасковья и т.п.).

Может быть из-за того, что именно Дажьбог считается легендарным прародителем русов, а может и по какой-нибудь другой причине. Вместе с тем сцену «вознесения» находят даже на тверских монетах XV века.

Наступление на отечественные древности прослеживается и на других направлениях. Так находятся свидетельства переделки внешнего вида церквей. Официальные источники говорят, что это было связано с необходимостью укрепления зданий, но скрытие фасадов более поздней кладкой могло носить и косметический характер.

Например, в самом центре Москвы в Кремле на стене Благовещенского собора есть участок, где видимо при поздней реставрации вскрылась полость. Там можно увидеть капитель колонны очень похожую на капитель с известной церкви XII века Покрова-на-Нерли (грифоны с которой приводились в нашем исследовании), это может говорить о том, что прежний Благовещенский собор был ее современником.

Канонической историей постройка Благовещенского собора датируется XV веком, а в XVI веке по официальной версии произошла та самая реконструкция, которая скрыла его фасад. Но XV век это далеко не XI-XIII, когда симарглы, грифоны и Дажьбог изображались достаточно широко.

Вместе с тем упоминается, что в XV веке Благовещенский собор строился на месте более раннего храма. Может и в XV веке тоже была его реконструкция, и много ли еще церквей скрывают от нас прошлое нашей Родины?

Но думаю, что в большинстве случаев снять позднюю кладку и ободрать штукатурку уже не удастся. Например, на территории Псковского Кремля судьба Ахиллова храма в XVIII веке постигла т.наз. Довмонтов город, который включал в себя целый комплекс уникальных храмов XII-XIV веков.

Во время Северной войны Петр I устроил в Довмонтовом городе артиллерийскую батарею, в результате чего была снесена часть церквей, а немногочисленные оставшиеся были закрыты и использованы под склады оружия, судовых снастей и т.п., что привело в итоге к их разрушению. Не могу удержаться, чтобы не привести из статьи о Довмонтовом городе цитату предложения, следующего после текста о хладнокровном уничтожении древних храмов ():

«Однако он (Петр I - прим. мое) любил и созидать. Ещё в начале нашего века в северо-западном углу Довмонтова города близ Смердьей башни Крома (переименованной в Довмонтову) существовал сад, посаженный по приказу Петра Великого».

Вот так, храмы снес и садик посадил. Как говорится, комментарии излишни.

Нам преподносится версия, которая оправдывает разрушение Довмонтова города оборонными задачами, что не исключено. Однако помимо военных Петр очень активно решал и религиозные вопросы.

В I отделении «Древностей Российского Государства» (1849) говорится, что указом от 24 апреля 1722 года он «повелел снять с икон привески и доставить их в Св. Синод для разбора, «что в них старое и курьезное» А в указе, вышедшем немного раньше 12 апреля, но также посвященном вопросам веры, Петр писал: «обычай устроять неумеренныя резныя иконы вошел в Россию от иноверных, а наипаче от Римлян и порубежных нам Поляков».

Далее в «Древностях» мы читаем: «На основании правил церковных, указом того же года Октября 11 запрещено было «употреблять в церквах резные и отливные иконы, кроме Распятий, искусною резьбою устроенных, а в домах, кроме малых крестов и панагий». Заметьте, в "Древностях" говорится о трех за 9 месяцев, но думаю, не всех указах, касающихся исправления "неумеренностей" в религиозной символике.

Так может быть, осмотрев церкви Довмонтова города, Петр увидел, что они полностью «старые и курьезные», что заретушировать такую древность просто невозможно, и именно поэтому разрушил уникальные храмы?

Таким образом можно предположить, что в X-XIII веках (по канонической хронологии) в России еще очень были сильны языческие традиции и продолжалось поклонение, в частности, Дажьбогу.

Наверное это было, если так можно выразиться, языческое христианство или двоеверие, как его называют в других подобных исследованиях. Христианство же реально окрепло, по всей видимости, не раньше XIV-XV веков и постепенно вытеснило поклонение Дажьбогу, что вызвало и исчезновение грифонов, как атрибутов этого божества.

В Малой Тартарии, включавшей в себя Крым, традиция символического, а возможно и сакрального изображения грифонов, как уже говорилось выше, продержалась до второй половины XVIII века.

Возвращаться к «греку» Александру Великому мы не будем. Тема его похода в Скифию-Тартарию-Россию, заточения им народов Гог и Магог, а также обсуждение грамоты Македонского славянам и его клада в устье Амура из чертежной карты Сибири С. Ремезова начала XVIII века, хотя и иллюстрирует тесную связь полководца с историей нашей страны, но выходит за рамки исследования флага с грифоном. Это скорее тема для отдельной работы.

Завершая разговор о наших предках из северного Причерноморья и их связях с «Грецией», можно походя вспомнить миф об Аргонавтах и их путешествии за золотым руном, так как на золотой пекторали с грифонами из скифского «Толстого кургана» есть сюжет об овечьей шкуре. Наверное Язон приплывал-таки к скифам. Вопрос только откуда.

А подытожить тему о «греках» можно цитатой из книги немецкого историка Фалльмерайера «Истории полуострова Мореи в средние века», изданной в 1830 году: «Скифские славяне, иллирийские арнауты, дети полуночных стран, кровные родственники сербов и болгар, далматинцев и московитов, — вот, те народы, которые мы называем теперь греками и генеалогию которых, к их собственному удивлению, возводим к Периклу и Филопемену…»

Может быть эта фраза и вырвана из контекста, но чем полнее складывается мозаика исторических нестыковок, тем больше вопросов вызывают те же древние «греки». Собственно, а был ли мальчик?

Тартария уже понятно, что существовала, по крайней мере Малая. И если мы движимся правильным путем в наших исследованиях, то судя по всему Боспорское царство, Тмутараканское княжество, Малая Тартария, это одна из откушенных у нас веточек в античную историю, только в настоящую, а не вымышленную.

Итак, что нам поведал грифон с флага Цесаря Татарского:

1. Гриф (грифон, грив, див, ног, ногай) древнейший не заимствованный символ на территории Скифии (Великой Тартарии, Российской Империи, СССР). Символ этот безусловно мог быть объединительным и сакральным для славянских, тюркских, угорских и иных народов, проживающих на огромной территории от Европы до Тихого океана.

2. В Московии официальной и бытовой символике грифон постепенно вытеснялся из обихода, особенно с приходом к власти династии Романовых, а в Российской Империи с началом царствования Петра I фактически был предан забвению.

Появился он вновь уже заимствованным в западноевропейском виде на гербе Романовых, который был высочайше утвержден только 8 декабря 1856 года. Исчезеновение изображений грифона в регионах, где распространялся и усиливался ислам можно не комментировать.

3. Изображение грифона, как атрибута Дажьбога-Аполлона, использовалось и в культовых целях, но с укреплением христианства и ислама вышло из религиозных ритуалов.

4. Боспорское царство (Тмутараканское княжество, Перекопское царство) - возможно замурованная канонической историей дверца в нашу античность.

5. После завоевания Крыма властями Российской Империи по отношению к его коренному христианскому (русскому) населению посредством его выселения был осуществлен своего рода культурный геноцид с целью уничтожения народной памяти о древних временах нашего Отечества.

6. В XVIII-XIX веках официальными властями правящей династии Романовых, при личном участии «высочайших особ» (в случае с Довмонтовым городом это не нуждается в доказательствах), уничтожено как минимум два комплекса памятников всемирного значения, чем нанесен невосполнимый ущерб отечественной и мировой культуре и пониманию нами нашего прошлого.

7. В свете нашего исследования следует подробнее изучить взаимоотношения Крымского ханства (Перекопского царства) и Оттоманской империи, которая была его союзницей.

8. Возможно дальнейшие исследования пойдут полегче, так как хочется верить, что по крайней мере одна реперная точка отечественной истории по-видимому найдена.

начало-

Автор под ником yuri_ost продолжает разбираться, что же было изображено на флагах Тартарии, которые присутствуют во многих справочниках XVIII-XIX веков. Кто изображён на этих флагах: дракон или грифон, славянский семаргл?

Любое объединение людей, будь то организация или государство, создает свою символику, которая является своеобразной визитной карточкой и позволяет четко идентифицировать такое объединение. Оригинальная символика используется в самых различных сферах деятельности – торговле, производстве, оказании различных услуг, в спорте, у религиозных и общественных организаций. Государственные символы помимо протокольных и иных вопросов решают задачу сплочения народа страны, осознания им своего единства.

В статье "Известный флаг неизвестной страны" мы выяснили, что у Татарии-Тартарии были гербы и флаги. В этой работе мы рассмотрим императорский флаг Татарии или Татарского Цесаря флаг, как он назван в "Изъявлении морских флагов всех государств вселенныя", изданном в Киеве в 1709 году при личном участии Петра I. Также поразмышляем, мог ли этот флаг объединять под собой разные народы Великой Тартарии и затронем еще некоторые моменты нашего прошлого.

Для начала вспомним описание этого флага, приведенное в "Книге о флагах" голландского картографа Карла Алларда (изданной в Амстердаме в 1705 году и переизданной в Москве в 1709 году): "Флаг Цесаря от Тартарии, желтый, с черным лежащим и к наружью смотрящим драхом (великим змием) с василисковым хвостом». А теперь посмотрим на изображения этого флага из разных источников XVIII-XIX веков (в таблицу включены изображения флагов из источников, изданных: Киев 1709, Амстердам 1710, Нюрнберг 1750 (три флага), Париж 1750, Аугсбург 1760, Англия 1783, Париж 1787, Англия 1794, неизвестное издательство XVIII век, США 1865).

К сожалению, рисунки оставляют желать лучшего, т.к. выполнены в справочных, а не геральдических целях. Да и качество большинства найденных изображений весьма слабенькое, но все же, это лучше чем ничего.

На некоторых рисунках существо, изображенное на флаге, действительно смотрится как дракон. Но на других рисунках видно, что у существа есть клюв, а драконов с клювом вроде как не бывает. Особенно клюв заметен на рисунке из собрания флагов, изданного в США в 1865 году (последний рисунок в нижнем ряду). Более того, на этом рисунке видно, что голова у существа птичья, судя по всему, орлиная. А сказочных существ с птичьими головами, но не птичьим телом нам известно только два, это грифон (слева) и василиск (справа).

Однако василиск изображается как правило с двумя лапами и головой петуха, а на всех рисунках, кроме одного, лап четыре и голова ну никак не петушиная. К тому же различные информационные ресурсы утверждают, что василиск, выдумка исключительно европейская. По этим двум причинам василиска в качестве "кандидата" на тартарский флаг мы рассматривать не будем. Четыре лапы и орлиная голова говорят о том, что перед нами все-таки грифон.+

Давайте еще раз посмотрим на рисунок имперского флага Тартарии, изданный в США в XIX веке.

Но может быть американский издатель все напутал, ведь у Алларда в «Книге о флагах» ясно написано, что на флаге должен быть изображен дракон.

А не мог ли Аллард ошибаться или по чьему-нибудь заказу сознательно исказить информацию. Ведь демонизация врага в общественном мнении, которую в современности мы все видели на примерах Ливии, Ирака, Югославии, да и чего греха таить, СССР, практикуется с незапамятных времен.

Ответить на этот вопрос нам поможет иллюстрация, по всей видимости, из той же "Всемирной географии", изданной в Париже в 1676 году, в которой мы нашли герб с изображением совы для предыдущей статьи

На гербе Малой Тартарии (по канонической истории Крымского ханства) изображены три черных грифона на желтом (золотом) поле. Эта иллюстрация дает нам возможность с большой долей вероятности утверждать, что на императорском флаге Тартарии изображен не дракон, а именно грифон или грифъ (гривъ), как его именовали в русских книгах XVIII-XIX веков. Таким образом, прав был именно американский издатель XIX века, поместивший на флаг Татарского Цесаря грифа, а не дракона. А Карл Аллард, обозвав грифа драконом, ошибался, или по чьему-то заказу информация о флаге была искажена, по крайней мере, в русскоязычном издании «Книги о флагах».

Теперь давайте разберемся, мог ли гривъ быть символом, за которым могли последовать народы, населявшие многонациональную Империю, раскинувшуюся от Европы до Тихого океана.
На этот вопрос нам помогут ответить археологические находки и старые книги.
При раскопках скифских курганов на обширных просторах Евразии, не побоюсь этого слова, в массовом порядке попадаются различные предметы с изображением грифа. При этом такие находки датированы археологами начиная IV, а то и VI веком до нашей эры.
Это и Тамань, и Крым, и Кубань.

И район Аму-Дарьи, и Ханты-Мансийский автономный округ.

Истинным шедевром является пектораль IV века до.н.э. из "Толстой могилы" вблизи Днепропетровска.

Образ грифона использовался и в татуировках, что подтверждается археологическими раскопками могильников V-III веков до н.э. на Алтае.

В Великом Устюге в XVII веке на крышках сундуков рисовали это сказочное существо

В Новгороде в XI веке грифа вырезали на деревянных колоннах, примерно в это же время в районе Сургута изображали на медальонах. В Вологде его вырезали на бересте

В районе Тобольска и в Рязани грифа изображали на чашах и браслетах

На странице изборника 1076 года можно найти нарисованного грифона

Грифонов даже сегодня можно увидеть на стенах и воротах древних русских храмов. Самый яркий пример, это Дмитриевский собор XII века во Владимире

Стены Георгиевского собора в Юрьеве-Польском также содержат изображения грифонов

Есть грифоны и на церкви Покрова-на-Нерли, а также на воротах храма в Суздале

И в Грузии на храме XI века Самтависи примерно в 30 километрах от города Гори есть изображение грифона

Но гриф изображался не только на культовых сооружениях. Этот символ на Руси широко использовался великими князьями и царями в XIII-XVII веках (иллюстрации из многотомника "Древности Российского Государства", отпечатанном по определению высочайше учрежденного Комитета в середине XIX века). Мы можем найти грифов и на шлеме великого князя Ярослава Всеволодовича (XIII век)

Гифона мы находим и на царском сионе (ковчеге) 1486 года, и на входных дверях в верхнюю палату Теремного дворца Московского Кремля (1636)

Даже на знамени (великом стяге) Ивана IV Грозного 1560 года есть два грифона. Следует обратить внимание, что Лукиан Яковлев автор дополнения к III отделению «Древностей Российского Государства» (1865), где и приводится знамя с грифом, в предисловии (стр.18-19) пишет, что «…на знаменах делались всегда изображения священного содержания, иных же изображений, которые мы назовем житейскими, на знаменах не допускалось».

После Ивана IV на царских знаменах грифа найти не удается, но на других царских атрибутах он продолжает использоваться вплоть до конца XVII века. Например, на налучии царского саадака. К слову сказать, по налучию можно увидеть, что "ездец" на коне не противопоставляется грифону, колет он себе змия на одном конце налучия, а грифон стоит на другом конце и Державу Российского Царства держит.

Последнее изготовленное изображение грифона на царских вещах перед долгим перерывом до середины XIX века найдено на двойном троне, который был изготовлен для царей Ивана и Петра Алексеевичей.

Грифон присутствует и на одном из главных символов царской власти «Державе Российского Царства» или иначе «Державе Мономаха»

Теперь вдумайтесь, что на большей части территории Тартарии (Российской Империи, СССР – кому как больше нравится), изображения грифона использовались как минимум с IV века до н.э. по конец XVII века (в Московии), а в Перекопском царстве (так Сигизмунд Герберштейн в XVI веке называет известное нам Крымское ханство) – по всей видимости до взятия Крыма, т.е. до второй половины XVIII века. Таким образом, непрерывный период жизни этого символа на громадной территории Евразии, если руководствоваться канонической хронологией, составляет больше ДВУХ ТЫСЯЧ ДВУХСОТ ПЯТИДЕСЯТИ лет!

По легенде грифоны охраняли золото в Рипейских горах Гипербореи, в частности от мифических великанов аримаспов. Возникновение образа грифона пытаются искать в ассирийской, египетской и скифской культурах. Может быть происхождение этого фантастического животного и зарубежное. Но приняв во внимание «ареал обитания» грифона и то, что за редкими исключениями образ скифского грифа остается не сильно изменяющимся с IV века до н.э., представляется, что грифон не чужеродный в Скифии.

При этом не надо пугаться того, что грифоны и по сей день используются в геральдике городов других государств Европы. Если говорить про север Германии, Прибалтику, да и вообще про южное побережье Балтики, то это земли древнего расселения славян. Поэтому грифоны на гербах Мекленбурга, Латвии, Поморского воеводства Польши и т.п. вопросов вызывать не должны.

Интересно, что согласно легенде, записанной в 15-ом веке Николаем Маршалком Турием в работе «Анналы герулов и вандалов»: «Антюрий поместил на носу корабля, на котором плыл, голову Буцефала, а на мачте - водрузил грифа». (A.Frencelii. Op. cit. P. 126-127,131). Упомянутый Антюрий - это легендарный предок ободритских князей, который был соратником Александра Македонского (это важный факт для нашего дальнейшего исследования). Прибыв на Балтику, он поселился на её южном берегу. Его спутники, в соответствии с этой же легендой, стали основателями многих ободритских знатных родов. Кстати на гербе Мекленбурга наряду с грифоном бычья голова, а Буцефал означает "бычьеголовый"(на информацию натолкнулся у Флаг и герб Тартарии. Часть 2swinow).

Если вспомнить изображение грифонов в соборе святого Марка в Венеции, то и там видится славянский след, т.к. есть вероятность, что Венеция могла быть Венедией, а уже потом олатиниться.

Как мы убедились, изображение грифона, как у славян, так и у других народов нашей страны было популярным, поэтому наличие грифона в символике тех поселений, где в древности могли жить эти народы, не должно вызывать удивления или недоумения.

Интересный факт. Если поискать древнерусское название грифона, то можно найти, что это не только див, но и ног, ногуй, иног, нагай, ногай. Сразу вспоминается Ногайская Орда. Если предположить, что ее название произошло не столько от имени военачальника Золотой Орды - Ногая, сколько от названия птицы ногай, т.е. грифона, под знаменами с изображением которого они воевали, как, например, авангард Татарского Цесаря, то вместо банды непонятных дикарей «монголов» видится весьма презентабельное воинское подразделение Тартарии.

Кстати на просторах Интернета гуляет новодельный ногайский флаг, историческая связь которого с прошлым, судя по некоторым отзывам, вызывает вопросы. Вместе с тем, на нем крылатый зверь, правда, не гриф, а волк. Да и миниатюру из «Вертограда историй стран Востока» Хетума Патмича (XV век), изображающую битву темника Ногая на Тереке, посмотреть будет не лишним, хотя изображения грифона там нет.

Многих людей в наше время интересует, существует ли герб Тартарии. Но с этой страной все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Средневековые люди воображали, что где-то далеко находятся страны, описанные в античных мифах, где живут мистические монстры, люди с песьими головами. Географы и картографы Западной Европы к примеру, верили в таинственное царство Пресвитера Иоанна, а также считали, что на востоке есть огромная территория, называемая Великой Тартарией. Неудивительно, что до сих пор многие хотят больше узнать об этом государстве и увидеть фото герба Тартарии.

Вероятно, именно там берет свое начало река мертвых, и жители именно этой страны однажды объявили всему миру о наступлении конца света. Где же расположена эта чудесная, загадочная и неуловимая земля обетованная?

Общие сведения

Начнем с того, что Великая Тартария - это вполне научный термин, используемый главным образом западноевропейскими учеными. С 12 по 19 век они размещали это государство в разных частях Азии: от Урала и Сибири до Монголии и Китая.

Некоторые картографы считали, что так называется вся земля, не исследованная представителями католического мира. А затем границы Тартарии переместились с Каспийского моря на Тихий океан. Другие ученые, напротив, связывали эту загадочную страну с Туркестаном или Монголией.

Терминология

Впервые этот топоним найден в работах раввина Наварры Вениамина Тудельского, около 1173 года этот путешественник написал о Тартарии, назвав ее тибетской провинцией. По словам еврейского религиозного деятеля, эта страна расположена к северу от Могулистана в районе Тангут в Туркестане. Описания символов герба Тартарии он, увы, не составил.

Происхождение названия Тартария ученые связывают со смешением двух слов, абсолютно разных по происхождению: древнегреческого подземелья Тартар и названия татарского народа. Считается, что эти слова объединились в умах жителей Западной Европы из-за сходного звучания. Дело в том, что из караванов, которые перевозили грузы из Китая вдоль Великого шелкового пути, европейцы услышали о таинственных татарах, населяющих восточные земли. Поскольку китайцы назввали татарами почти все народы, живущие на севере Поднебесной, включая монголов и якутов, на Западе было сформировано понятие о том, что Тартария, страна татар - это огромная империя, которая занимает почти всю Азию. При этом европейцы не знали ни описания герба Тартарии, ни внешнего описания ее жителей.

География и история

Тартария часто делилась на разные регионы, связанные со страной, владеющей ими, или географическим положением. Таким образом, по мнению средневековых картографов, в Западной Сибири жили московиты или русские татары, Синьцзян и Монголия были заселены китайцами, Западный Туркестан (позже русский Туркестан) был известен как независимая Тартария, а Маньчжурия - Восточная Тартария.

По мере того, как Российская империя расширялась на восток, и большая часть Тартарии открывалась европейцам, этот термин постепенно выходил из употребления. Европейские районы к северу от Черного моря, населенные тюркскими народами, были известны как Маленькая Тартария.

«Комульская пустыня Тартарии» была упомянута Иммануилом Кантом в «Наблюдениях о чувстве прекрасного и возвышенного» как «великое, далеко идущее одиночество». Именно эта заметка великого философа, по все видимости, в свое время вдохновила создателей фильма "Пустыня Тартари".

Новое время

Не все ученые были склонны наделять эту страну такими огромными размерами. Некоторые географы помещали ее в Центральную Азию. Таким образом, энциклопедия "Британника" (том 3, 1773) указывает, что государство Тартария находится к югу от Сибири, к северу от Индии и Персии и к западу от Китая.

Этот взгляд также разделял шведский исследователь Филипп Иоганн фон Штраленберг. В 1730 году он опубликовал «Новое географическое описание Великой Тартарии», разместив ее между Монголией, Сибирью и Каспийским морем. И ни слова о гербе Великой Тартарии.

Восточная Тартария

Так когда-то называли маньчжурские территории, простирающиеся от слияния реки Амур с рекой Уссури до острова Сахалин. Этот район сейчас является Приморским краем с Владивостоком в качестве регионального административного центра.

Эти земли когда-то были заняты племенами Мохе и народом чжурчжэнь, а также различными старыми королевствами, включая Коре, Балхае, Ляо и Киданское государство.

Согласно хронике династии Мин, на этой земле некогда обитали племена Тунгус-Веджи. Позже они были объединены в Маньчжурскую империю Цин с Нурхачи в качестве их лидера и основателя. Эти земли были отторгнуты в пользу России в соответствии с Пекинским договором. И снова никакой информации о гербе Тартарии.

В свое время эти земли посетили японские исследователи, Мамия Ринзо и другие, которые сообщили о различных важных городах и портах, таких как Хайшенвей (сегодняшний день Владивосток). Из этих земель и близлежащих районов Хулун (Амурская область), по словам японских ученых 19 века, и прибыли предки их народа. Другие древние города в регионе: Тетюхе (ныне Дальнегорск) и, возможно, Деленг, по некоторым данным, - важный коммерческий имперский порт.

Различные версии

Многие западноевропейские картографы руководствовались в своих трудах именно работами итальянского францисканского дипломата на протяжении нескольких столетий. Некоторые ученые считали Великую Тартарию загадочными просторами Сибири. Так, фламандский ученый Авраам Ортелиус в 1570 году опубликовал атлас мира «Обзор круга земли». В этом издании Тартария находилась между Москвой и Дальним Востоком.

Роль в современной лже-истории

Проблема Великой Тартарии в современной историографии очень обширна, так как эта территория, по версии Британской энциклопедии 1771 года, - самое большое государство в мире! Это огромное государство бесследно исчезло из всех последующих изданий энциклопедии. Все может быть!

Почему же тогда академические историки не принимают экстравагантные теории математика, академика, доморощенного историка доктора Фоменко? Русские не могут принять их, поскольку Фоменко утверждает, что татарского и монгольского нашествия не было как такового, равно как и трех столетий рабства, предоставляя обширный корпус "документальных доказательств", подтверждающих его утверждение.

Так называемые татары и монголы, по мнению историка-математика, были настоящими предками современных русских, живущими в двуязычном государстве с арабским языком в качестве второго официального, на котором они-де говорили так же свободно, как и на русском. Древнерусское государство управлялось двойной структурой гражданских и военных властей. Орды были фактически профессиональными армиями с традицией пожизненного призыва (призыв был так называемым «налогом на кровь»). Их «вторжения» были карательными операциями против регионов, которые пытались уклониться от уплаты налогов. Фоменко утверждает, что история России, как мы ее знаем сегодня, является вопиющей подделкой, придуманной множеством немецких ученых, привезенных в Россию династией "узурпаторов" Романовых, чье восхождение на трон было результатом государственного переворота. Фоменко настаивает на том, что Иван Грозный - это на самом деле коктейль из четырех правителей, не меньше. Они представляли две конкурирующие династии - законных правителей и амбициозных выскочек. Победитель взял все! За 30 лет споров российские историки совершили самый замечательный переход - они изначально обвиняли молодого математика Фоменко в антикоммунистической диссидентской деятельности и попытке уничтожить историческое наследие Советской России. В настоящее же время математик средних лет обвиняется в «прокоммунистическом русском национализме» и нарушении гордого исторического наследия Великой России. Символ герба Тартарии Фоменко, к сожалению, не описал.

На Западе так называемую новую хронологию Фоменко не примут, поскольку он убирает краеугольный камень из-под безупречного здания мировой истории. Он глумится над историей всей нашей цивилизации, уничтожая один за другим Древний Рим (основание Рима в Италии приурочено к XIV столетию нашей эры) и Древнюю Грецию и ее многочисленные полисы, которые он идентифицирует как средневековые поселения крестоносцев на территории Греции и Древнего Египта (пирамиды Гизы приурочены к XI-XV веку н. э. и названы никак иначе, как кладбище Великой «Монгольской империи»). Цивилизация Древнего Египта неопровержимо отнесена к XII-XV вв. с помощью древних египетских гороскопов, вырезанных из камня. Он был первым, кто расшифровал и наметил все подобные гороскопы, приурочив их к средневековым датам. Английские историки одновременно гневаются и смеются от предположения, что история Древней Англии была де-факто византийским импортом, пересаженным на английскую почву беглым византийским дворянством. Чтобы вознаградить английских историков, считающих себя настоящими знатоками всемирной истории, на обложке одной из книг Фоменко изображен Иисус Христос, распятый на Биг-Бене. Удачный троллинг со стороны Фоменко, но герб Тартарии на обложке был бы куда эстетичнее.

Азиатам тоже досталось, ведь в своих книгах Фоменко полностью уничтожил Древнюю Историю Китая. Нет такой вещи. Полная точка. Сборник так называемой древнекитайской истории достоверно применим только к XVII-XVIII векам. По словам горе-историка, это все лишь древнееврейская история, переработанная и переписанная в иероглифах как еще одна историческая трансплантация, на этот раз исполняемая на китайской почве любящими иезуитскими руками.

Секта инглингов и герб и описание)

Согласно учению уральской секты инглингов, некогда возглавляемой одиозным писателем и экстрасенсом Николаем Левашовым, Великая Тартария была государством "славяно-ариев, потомков Перуна и Сварога, прибывшим из космоса и заселившим Евразийский континент". По мнению сторонников Левашова, столица этого государства располагалась в Омске, который в давние времена якобы носил название Асгард-Ирийский. По их утверждениям, герб Тартарии - грифон, парящий в небе. Впрочем, на этот счет в общине инглингов существуют некоторые разногласия. Некоторые из них, к примеру, убеждены, что герб Тартарии - василиск.

Тартария на российских картах

Хотя на первых русских картах вы можете найти это государство, это объясняется влиянием западноевропейской традиции. Таким образом Тартария попала на «Черновик Сибири, написанный в Тобольске по приказу царя Алексия Михайловича», который был составлен в 1667 году под руководством боярина Петра Годунова.

Отражение в искусстве

В романе «Ада» Владимира Набокова Тартария - это название большой страны на вымышленной планете Антитерра. Россия является приблизительным географическим аналогом Тартарии на Терре, близнецом мира Антитерры, по-видимому, идентичного «нашей» Земле, но вдвойне вымышленного в контексте романа.

В последней опере Пуччини, "Турандот", отец Калафа Тимур - свергнутый король Тартарии.

В романах Филиппа Пуллмана «Его темные материалы» главные герои Европы часто выражают страх перед татарами, что, по-видимому, относится ко многим азиатским расам, поскольку история происходит далеко от Монголии.

В "Макбете" Уильяма Шекспира ведьмы добавляют губы татар в свое зелье.

В готическом романе "Франкенштейн" Мэри Шелли доктор Франкенштейн преследует монстра «среди диких мест Тартарии и России».

В своей короткой работе с Э. Хоффманном Прайсом «Через ворота Серебряного Ключа», Лавкрафт кратко упоминает Тартарию: «На их скрытых головах теперь, казалось, стояли высокие, странно окрашенные митры, наводящие на размышления о безымянных фигурах, выточенных забытым скульптором вдоль живых скал высокой, запретной горы в Тартарии».

«Сказка сквайра» из «Кентерберийских сказок» Джеффри Чосера происходит ​​в королевском дворе Тартарии.

В путешествиях Гулливера Джонатана Свифта главный герой дважды упоминает о своих путешествиях в Тартарии.

В стихотворении Уолтера де ла Маре «Если бы я был властелином Тартарии», эта страна описывается как воображаемая земля, полная счастья.

В коротком рассказе Вашингтона Ирвинга «Рип Ван Винкль» заглавный персонаж «сидит на мокрой скале, со стержнем, длинным и тяжелым, как копье Тартарии».

Существуют ли флаг и герб Тартарии?

Поскольку речь идет об историческом регионе, а не о реально существовавшем государстве, то каких-либо официальных символов у него, по всей видимости, не было. Кто-то считает, что герб Тартарии - грифон, кто-то же видит в этой роли какое-то другое животное. Этот вопрос является предметом многочисленных спекуляций, и прежде всего, разномастные лже-историки (Фоменко, Носовский) и идеологи движений нью-эйдж (Левашов, Хиневич, Трехлебов). Возможно, у этого региона действительно был собственный тотем в виде какого-нибудь животного, распространенного в евразийских широтах, и подлинный герб Тартарии - сова. Оставляем эти домыслы на суд читателя. В статье приведены иллюстрации, которые можно отнести к флагу либо гербу Тартарии. Фото, приведенные выше, нельзя назвать исторически точными. Возможно, изображения на них - просто вымысел людей того времени.

Тем не менее, в ряде западноевропейских справочников все-таки давались изображения символов флага и герба Тартарии, которые действительно описывались как полотно с вышеупомянутыми животными.

Что такое Тартар, или почему слово "Тартария" внушало ужас

В греческой мифологии Тартар является одновременно и божеством, и местом в подземном мире. В древних орфических источниках и в тайных школах Тартар также является неограниченным первым существом, из которого рождаются Свет и Космос.

В греческом поэзии Гесиода "Теогония" (ок. 700 до н. э.), Тартар был третьим из изначальных божеств, следуя за Хаосом и Геей (Земля) и перед Эросом, он также был отцом монстра Тифона. Согласно же Гигину, Тартар был потомком Эфира и Геи.

Что касается места его нахождения, Гесиод утверждает, что бронзовая наковальня, падающая с небес, упадет за девять дней до того, как она достигнет земли. Наковальня займет еще девять дней, чтобы упасть с земли на Тартар. В «Илиаде» (около 700 г. до н. э.) Зевс утверждает, что Тартар «настолько далеко под Аидом, как небо над землей».

Хотя, согласно греческой мифологии, царство Аида является местом смерти, в Тартаре также есть множество жителей. Когда Крон пришел к власти как Царь Титанов, он заключил в одно целое одноглазых Циклопов и сто вооруженных Гекатонхейров в Тартар и установил в качестве охранника монстра Кампе. Зевс убил Кампе и освободил этих заключенных, чтобы они помогли ему в конфликте с титанами. Боги Олимпа в конце концов победили. Кронос и многие другие титаны были изгнаны в Тартар, хотя Прометей, Эпимефей, Метис и большинство женщин-титанов были уничтожены (по словам Пиндара, Кронос как-то позже заслужил прощение Зевса и был освобожден из Тартара, чтобы стать правителем Элизиума). Другие боги также могли быть заключены в Тартаре. Аполлон - яркий пример, хотя Зевс и освободил его. Гекатонхейры стали охранниками заключенных Тартара. Позже, когда Зевс преодолел монстра Тифона, он бросил его в «широкий Тартар».

Первоначально это место использовалось только для ограничения опасностей для богов Олимпа. В более поздних мифологиях Тартар стал местом, где наказание соответствует преступлению. Например:

  • Король Сизиф был отправлен в Тартар за убийство гостей и путешественников в замке в нарушение гостеприимства, соблазнение собственной племянницы и многое другое.
  • Царь Тантал также оказался в Тартаре после того, как разрезал сына Палопса, отварил его и подал в качестве еды, когда его пригласили пообедать с богами. Он также украл амброзию у богов и рассказал о ней людям. В другой истории упоминалось, что он держался за золотую собаку, выкованную Гефестом и украденную другом Танталуса Пандареем.

Грифон в качестве герба

Поскольку историю флага и герба Тартарии многие связывают с изображением грифона, стоит рассмотреть, что представляет собой это фантастическое животное с точки зрения геральдики.

В геральдике слияние грифона с львом и орлом символизирует мужество и смелость, и его всегда привлекают могущественные жестокие монстры. Он используется для обозначения силы и военного мужества, а также лидерства. Грифоны изображаются с задней частью льва, головой орла с прямыми ушами, пернатой грудью и передними ногами орла, включая когти. Эти особенности показывают сочетание интеллекта и силы.

В британской геральдике грифон изображается без крыльев и с коротким рогом, выходящим со лба, как у единорога. Его тело покрыто пучками грозных шипов. Наиболее часто используется "женский" грифон с крыльями.

В архитектурном декоре грифон обычно представлен как четырехфутовый зверь с крыльями и головой орла с рогами.

Статуи, которые открывают вход в Лондонский Сити, иногда ошибочно принимают за грифонов, но на самом деле это тудорские драконы, символизирующие руки города. Их легче всего отличить от грифонов по перепончатым, а не пернатым крыльям.

Василиск в геральдике

Символом этой таинственной страны, если верить описаниям флага и герба Тартарии, также мог быть василиск, который имеет куда более зловещее значение.

Василиск обычно представляет зло и является символом смерти. Христианство время от времени употребляло символ василиска, и, как и ряд других змей, описывало его как демона или представителя самого дьявола. Поэтому его часто изображали в церковных росписях или каменных резьбах как убитого или побежденного христианским рыцарем, чтобы символизировать способность преодолевать зло.

Примерно в то же время, василиск стал включен в геральдику, особенно в городе Базель, Швейцария.

В алхимии василиск играл двоякую роль. С одной стороны, он может представлять мощную разрушительную силу огня, которая разрушает элементы, позволяющие превращать металлы, с другой стороны, это - увековечивающий бальзам, созданный философским камнем.

Учитывая то, как Тартарию воспринимали на Западе, василиск подходит ей куда больше грифона.

Многие из вас слышали о древнем государстве Великая Тартария.
Это была огромная империя, которая включала в себя Московскую Тартарию (территория азиатской части современной России), Китайскую Тартарию (дальневосточная территория от границ России до Китайской стены, включая современную монголию), Независимую Тартарию (территория современных среднеазиатских республик - от Каспийского моря вплоть до Индии) и Крымскую Тартарию (Территория Крыма и близлежащих районов).
Следует отметить, что основной военной силой Великой Тартарии являлись Казаки. Вероисповедание было свободным, но все религии считались ветками единого учения о едином боге. То есть, мир в те времена делился на язычников (это те, кто поклонялся различным богам, духам и силам природы) и на единобожников (это те, кто верил в единого бога-творца и в его пророков - Иисус, Мухамед, Моисей, Будда, Кришна и т.д.) Для каждого народа был свой пророк, а различия в религиозных обрядах в те времена были минимальными - все эти религии были еще слишком близки друг к другу.
Не стоит путать также Китайскую тартарию и Китай, так как Китай (в границах Китайской стены) это по видимому, отделившаяся часть всё той же Великой Империи. Китайская стена же служила некой границей. Индия - еще одна независимая область, тоже скорее всего когда-то принадлежала Великой Империи, но потом получила независимость. Не задолго до царствования Ивана Грозного мир всколыхнет череда восстаний. Так от Великой Империи отделяться страны Европы. Во время царствования Грозного попытаются отделиться Казань и Астрахань, а затем (после захвата власти Романовыми) отделиться удастся всей европейской части России.
Потом еще будет много чего: введение крепостного права, как механизм ассимиляции Великоимперского народа; преследования казаков, как последних представителей войск Орды; восстание Разина и т.д.
В конце концов Романовым удастся уничтожить Великую Тартарию и присвоить себе территорию Московской Тартарии - решающую рольв этом сыграет война с Пугачевым, который являлся последним представителем Ордынской династии Великой Империи.
Великая Ордынская Империя навязывала свою волю всему миру целых 300 лет. И, естественно, что обретя свободу новообразованные государства постарались начисто стереть свидетельства об этом великом гегемоне! Как это возможно, спросите вы? Очень просто - народ раньше был не образован и глуп (для справки: после поражения Наполеона во Франции во всех школах были переписаны учебники истории, согласно которым Наполеона никогда не было. Так же издавались ОФИЦИАЛЬНЫЕ документы так сказать задним числом, вместо наполеоновских распоряжений. Лишь влияние международного сообщество смогло остановить сей наглый подлог. И это 19 век! Представляете? Что уж и говорить о более ранних эпохах. Сейчас нам промывает мозги телевизор, раньше промывали мозги историки - и там и там ложь, которая выгодна правящему классу). Следы о Тартарии стерты, но все же многое осталось.
Многие могут подумать, как в те далекие времена могла образоваться такая огромная империя? Ответ элементарен и логичен - представьте, что среди малоразвитых народов появляется более развитый с конницей, пушками и мощной идеологией, согласно которой Бог один, единый! Естественно, что для такого народа не составит значительного труда заселить пустующие земли и покорить малоразвитые народы. Однако, что произойдет, когда эти народы цивилизационно вырастут? Правильно - Империю разорвет на части. Что собственно и произошло...

Так вот, все эти мысли вытекают из многочисленных работ Фоменко и Носовского и их великолепного учения (а для дураков опасного) Новая Хронология.
Как то я попытался найти флаг Великой Тартарии с целью популяризации этой идеи, но нашел лишь с