Enter the dungeon секреты. Прохождение Enter the Gungeon. Босс Чайка Гатлинга


Платформа: PC, PS 4, X-One
Язык: Русский, Английский

Минимальные:
ОС: Windows 7 или более современная


Пиксельный рогалик, в котором много оружия и еще больше беготни по коридорам. Жители храма Gungeon крайне недоброжелательны. Цель игроков – завладеть мистическим оружием, способным уничтожить прошлое.

Впервые игра была представлена на прошлогодней выставке E3 и сумела привлечь внимание. Особенностями игры были названы: зубодробительный геймплей, динамичные сражения, большой выбор оружия и необычный сюжет, затрагивающий время – модный сейчас жанр. Также в игре есть система с непременными торговцами, дерущими за хорошее оружие неподъемную цену.

Самое главное – игру можно проходить с напарником в местном кооперативе . Именно так игра раскрывается с лучшей стороны. Во-первых, вашими противниками будут огромные толпы нечисти и пуль-фанатиков, охраняющих священное вооружение. Если вы сможете пробиться через их ряды, то в конце уровня вас будет поджидать злющий босс, с которым не справится в одиночку. В помощь вам оружие – ракеты, лазеры, пушки, ножи, снежки и даже пчелы.

Но это лишь начало, главной целью будет пробиться на нижние уровни, где и находится главная цель – Оружелье. Это оружие, но необычное. Когда-то это было замком, в котором произошло что-то нехорошее. Замок превратился в фантом и приманку для всех авантюристов. Кроме того, свойствам замка приписывают волшебную способность управлять прошедшим временем и даже уничтожать прошлое.

Зачем вам это все? Затем, что вы будете играть за грабителей-неудачников, которым только и остается, что вернутся в прошлое и уничтожить следы своей прошлой деятельности. Не изменяя своей невезучей судьбе, игроки переживут множество сюрпризов и ловушек, в которые они будут постоянно попадать. Вас ждут и лабиринты, и препятствия, и даже логические загадки. Легких уровней в игре попросту нет.

– это очень веселая игра, еще до релиза нашедшая множество поклонников. Очень динамичный геймплей, постоянные волны врагов, фантастическое оружие и сложнейшие босы – вот главные особенности игры.

Информация о сетевых режимах:

Ссылки:

  • Официальный сайт игры

    Другие статьи:

    Трехлетний юбилей пиксельного скролл-шутера Enter the Gungeon решено отметить с размахом, попутно выкатив небольшое обновление с парочкой...


    Динамичная кооперативная роглайк игра Enter the Gungeon должна была получить обновление осенью. Но запуск обновления произошел раньше, и по его...


    Собрались как-то раз разработчики Dodge Roll и стали думу думать, что бы такое оригинальное и безумное выпустить на рынок. О, а давайте сделаем...

  • Если у вас возникают проблемы при прохождении игры Enter the Gungeon , вы всегда можете воспользоваться нашими советами и информацией к действию. Мы подробно описываем шаги, которые необходимо проделать, чтобы полностью пройти игру Enter the Gungeon . В наиболее сложных местах мы добавляем картинки, которые могут вам помочь. Прохождение Enter the Gungeon читайте у нас на сайте.

    Итак, для начала нужно ознакомиться с игрой. Вы попадёте на промежуточную локацию - Брешь. Отсюда можно будет отправиться на следующий уровень, выбрав одного из четырёх героев. Забегая вперёд, отмечу, что я проходил игру только при помощи десантника. Выберите его и пройдите через дверь вверху.

    Чертоги знаний

    Подойдите к синему человечку и поговорите с ним, нажав на клавишу E. Этой же клавишей вы должны переключать фразы в диалоге. После разговора подходите к столам и нажимайте на ту же клавишу E, чтобы опрокидывать их. Столы можно использовать в качестве укрытия во время перестрелок. Пройдите в комнату далее. Используйте перекат. Для этого жмите на правую кнопку мыши. Перекат используется и как способ перепрыгнуть через что-либо, и как способ увернуть от пули.

    Перекатами переберитесь через канавы с водой. В конце концов, от вашего приятеля вы получите первое оружие - обычный пистолет. Достаньте его из сундука. Чтобы стрелять, щёлкайте левой кнопкой мыши. Прицел вы видите в качестве курсора мыши.

    Убейте нескольких противников. Когда увидите проход, который преграждают сразу несколько летящих друг за другом пуль, то подберите две синие пустышки. Бросьте пустышки на клавишу Q. Пока пуль нет, бегите вверх. Убив врагов, нужно будет переместиться к порталу. Нажмите на TAB, чтобы открыть карту, а затем левой кнопкой мыши щёлкните по значку телепорта на этой карте. Так вы переместитесь через яму с водой.

    Пройдите севернее и поговорите с мужчиной. Нужно найти оружие помощнее. Пройдите вверх и окажетесь в зале с тремя проходами. Двигайтесь в проход справа. Убейте врагов, перепрыгните через канаву и спуститесь через дверь внизу. Идите левее и в комнате из сундука достаньте автомат. Вернитесь в зал, идите налево, чтобы в библиотеке отыскать пустышку. Вновь вернитесь в зал и поднимайтесь наверх. Подтвердите согласие на сражение. Убейте того мужчину, который вас обучал. Просто постоянно двигайтесь. Желательно стрелять из автомата. При этом, когда от него будут лететь пули, то перепрыгивайте через них при помощи переката в его сторону.

    Цитадель Свинцового Властелина

    Попав в Брешь, идите наверх. Поговорите с двумя охранниками и те пропустят вас. Перейдите на новую локацию. Итак, что же здесь можно найти. Во-первых, вы встретите новых противников. Нет, не сразу. Для начала расскажем о большом красном пузыре. Атакует он вас исключительно в ближнем бою. Он будет стараться приблизиться сразу, как только заметит вашего героя. Вы же должны стрелять в него. Помимо урона пули будут отталкивать противника дальше от вас. После 3-4 попаданий монстр раздвоится. Каждый из этих двух монстров ещё раз раздвоится. Получится, что вам придётся убить ещё четырёх мелких созданий. При этом, чем меньше враги, тем они подвижнее. Впрочем, урон у них уменьшается так же, как и увеличивается их скорость передвижения.

    Ещё здесь есть квадратный красный противник. Он прыгает и стреляет. Ничего особенного. Летучих мышей убивайте сразу, как только видите, с одного патрона. Признаться, они ни разу не атаковали меня, посему я даже не знаю, на что способны.

    В верхней части карты вы найдёте комнату с торговцем. При убийстве врагов вы подбираете после них коричневые пульки. За эти пульки можно много чего интересного купить у торговца, включая запас жизней и боеприпасов. Кстати, если вы начнёте стрелять в его комнате, то тот рассердится и может ответить вам тем же. Если же вы его просто вынудите взять в руки ружьё, то торговаться с ним можете даже не пытаться.

    На локации можно найти сундук с коктейлем Молотова (в левой части от точки начала) и с оружием калибром 38 мм. Бой с боссом можно начать, только попав к нему в зал - в правой нижней части карты. То есть направление движения вы теперь знаете.

    Ах да, если пойти вправо, спуститься на определённых локациях ниже и свернуть влево, то можно найти комнату с сундуком, внутри которого лежит фотоаппарат. Использовать его можно в качестве оружия. Но что он делает? Лично я думал, что фотоаппарат своей яркой вспышкой будет ослеплять врагов. Но на деле всё оказалось не так: фотоаппарат фотографирует и всё.

    Босс Чайка Гатлинга

    Этот врага атакует вас преимущественно из пулемёта. Что нужно делать? Старайтесь держаться от него как можно дальше и перемещаться по периметру помещения. При этом уклоняйтесь только в крайнем случае (я имею в виду перекаты на правую кнопку мыши). Когда Чайка улетит, то на локации начнут появляться красные мишени - это значит, что именно в эти точки упадут снаряды. В общем-то, это все секреты боя с этим боссом. Никаких особых трудностей вы испытать не должны. В моём случае босс вообще ни разу не попал в героя.

    Enter the Gungeon многое делает правильно. Это ведь игра про стрельбу. Из оружия. В оружейном подземелье. Населенном вооруженными пулями, роняющими гильзы, на которые можно купить новое оружие. Стреляющее пушечными ядрами, буквами, костями («Экзистенцию» смотрели?), бумажными самолетиками или там футболками, а может быть, даже пулями. И все ради того, чтобы найти пушку, которая может...

    Тут пауза.

    Убить прошлое.

    Так вот, Enter The Gungeon не позволяет тратить время на что-либо еще. Идите. Стреляйте. Стреляйте еще. Пока не надоест. Надоесть может достаточно скоро, но в первые часы это совсем не важно.

    Пушка, пушка и еще одна

    Сперва главное: хотите, чтобы ваша игра про стрельбу ощущалась хорошо, разбирайте Enter The Gungeon по составу и учитесь. Оружие дает нужную отдачу, момент столкновения с пулей предсказуем и безупречно считывается, персонаж реагирует на команды моментально и всегда остается под контролем, а частота кадров не падает ниже приемлемого значения, сколько бы объектов ни находилось на экране.

    Это один из боссов. Тут все такие.

    И на самом деле это главное. В Enter The Gungeon полно чудных маленьких деталей, вроде этой ее фиксации на теме оружия, патронов, гильз и прочего. Еще тут правильный юмор в описаниях предметов, с кучей и без того напрашивавшихся каламбуров. Но постепенно восторг блекнет — привыкаешь.

    Здесь нет, например, синергии предметов, как в The Binding of Isaac , превращающей маленького мальчика в отродье Нургла. И оружие перестает казаться таким уж диким и становится просто рабочим инструментом. И музыку, лучшую музыку на свете, окончательно перестаешь слышать, потому что проходишь этаж с этой темой уже в сорок пятый с половиной раз.

    Вот тут состоятельность Enter the Gungeon как игры выходит на передний план.

    Сравнение с The Binding of Isaac напрашивается в первую очередь. Вы зачищаете одну комнату, потом идете в другую. Где-то находите сундук с новой пушкой. Где-то встречаете босса, бьете его и спускаетесь на этаж ниже, где новые враги, новые пушки и вообще всё новое. Или по пути умираете и начинаете сначала, в заново сгенерированном подземелье. Оружелье, то есть.

    Комнаты местами интерактивны. Где-то можно опрокинуть стол и использовать его как укрытие, где-то - уронить люстру. А на одном из этажей появляются тележки, в которых любят кататься враги.

    В сравнении с The Binding of Isaac - в этой игре в бою появились еще две переменные: перекаты и расходные «пустышки», очищающие экран от пуль.

    Enter the Gungeon почти сразу же становится серьезным bullet hell. Вражеские снаряды летят медленно, но их много, а потерянное здоровье восполнить всегда непросто. Поэтому важнее тут не суметь перестрелять соперников (с этим как раз никаких проблем), а вальсировать под огнем так, чтобы ни одна пуля не задела. В итоге движения, по ощущению, здесь несравнимо больше, чем в «Исааке».

    Но снова все сильно зависит от удачи. Начинаете забег вы с базовым оружием (базовыми пистолетами, базовым обрезом, базовым арбалетом), и прежде, чем вы разгонитесь и достанете что-то поинтереснее, может пройти много времени. Есть вероятность, что за весь первый этаж вам не выпадет ни одной новой пушки и первого босса придется тоскливо колупать «единичкой».

    В Enter the Gungeon много секретов, но большую их часть без подсказок интернета (или без удачного тыка) не найти. Хотя логика своя в поиске, скажем, секретных этажей есть несомненно.

    Иначе говоря, в Enter the Gungeon вы сталкиваетесь с типичной проблемой «пост-рогаликов»: ранние стадии игры могут быть мучительно медленными. Их можно пропустить, но на эту возможность нужно еще наткнуться (подсказка: убейте первого босса без потерь здоровья), а вдобавок требуется через силу выполнить ряд достаточно неудобных условий.

    И как раз в этот момент многие и прервутся. Кто-то махом дойдет до финала и продолжит наигрывать десятки часов, кто-то будет раз за разом спотыкаться, пока видеть первые уровни уже никаких сил не останется. Но до этого пройдет часов десять-двадцать. Даже если до концовки (после которой конец все равно не наступит) вы идти не намерены, это отличная игра.

    Порадовало
    Огорчило

    • пушки и все, что с ними связано;
    • движение, стрельба, атаки - все ощущается безупречно;
    • полный характера пиксель-арт;
    • могучей силы саундтрек.

    • медленный старт;
    • все еще возможен неинтересный забег из-за простого невезения;
    • нет пушки, стреляющей другими пушками.